они предназначены для медитации и играют роль центров сосредоточения внимания.
Роль цвета
Различные цвета — это различные частоты световых волн; они оказывают прямое влияние на химические процессы в нашем организме. При медитации на каком-либо цвете воздействие на практикующего оказывает и дополняющий цвет.
Существует три основных цвета и три дополняющих: КРАСНЫЙ (основной) порождает ЗЕЛЕНЫЙ (дополняющий); СИНИЙ (основной) порождает ОРАНЖЕВЫЙ (дополняющий); ЖЕЛТЫЙ (основной) порождает ФИОЛЕТОВЫЙ (дополняющий).
КРАСНЫЙ цвет: горячий, наполняющий жизненными силами, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует надпочечники.
ОРАНЖЕВЫЙ цвет: теплота, доброжелательность, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует половые железы.
ЖЕЛТЫЙ цвет: горячий, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует мозг и нервную систему, вызывает оптимизм и тягу к знаниям. Эти три цвета являются щелочными и вяжущими.
ЗЕЛЕНЫЙ цвет: прохлада, бодрость, нейтральность; снимает утомление глаз, оказывает оздоровительное воздействие на химию крови.
СИНИЙ цвет: холод, кислотность, вызывает пессимизм, тревогу и безмятежность.
ГОЛУБОЙ цвет оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему.
ФИОЛЕТОВЫЙ цвет: холод, бактерицидное воздействие, повышает производство антител, усиливает сопротивляемость организма. Этот цвет часто возникает в медитации.
Медитация на КРАСНОМ цвете помогает покорить основные инстинкты, связанные со стволом головного мозга. Медитация на ОРАНЖЕВОМ цвете успокаивает чувственное влечение. ЛУНЫ (животворного влияния). Медитация на ЖЕЛТОМ цвете оказывает влияние на кору головного мозга. ЗОЛОТОЙ цвет является цветом СОЛНЦА (знания).
Указания по вычерчиванию янтр
1. Поставьте в центре листа бумаги точку.
2. Проведите через эту точку горизонтальную и вертикальную прямые.
3. Нарисуйте небольшой круг любого радиуса.
4. Отмерьте с помощью циркуля прямые углы, как показано на рисунке (поместите ножку циркуля последовательно в точки А, В, С и D и проведите соответствующие дуги). Начертите отрезки, соединяющие точки пересечения дуг с центром круга; в результате круг окажется разделенным на восемь равных секторов.
5. Нарисуйте больший круг радиусом 11,3 см Постройте отрезки HE, EF, FG и GH- они образовали квадрат, который станет бхупуром. (учтите, что приведенные в книге иллюстрации несколько уменьшены в масштабе).
6. Сотрите малый круг в центре и все лишние линии.
7. Расставьте точки /, /, К, L, M, N, О и Р, отмерив расстояния в 2 см вдоль вертикального отрезка АС и горизонтального отрезка BD, как показано на рисунке.
8. Расставьте точки Q, R, S, T, U, V, W и X на окружности, отмеряя циркулем расстояние в 4,3 см от точек А, В, С и D.
9. Соедините точки так, как показано на рисунке; возникнут отрезки QR, ST, UV и WX.
10. Соедините эти точки вертикальными и горизонтальными линиями, пересекающими весь квадрат.
11. Постройте точки аа, bb, cc, dd, ee, ff, gg и hh, отмеряя по 1,3 см от точек Q, R, S,T,U,V,W и X.
12. Начертите отрезки, как показано на рисунке (прямые углы от точек аа, bb, I, J и т. д.). Сотрите лишние линии. Врата Бхупура готовы.
1. Вернитесь к рисунку 3.
2. Нарисуйте внутренний и внешний круги, как показано на рисунке. Диаметр внешнего круга равен ширине квадрата. Диаметр внутреннего круга различается в зависимости от янтры. В приведенном примере он равен 5 см.
3. Расставьте точки аа, bb, cc, dd, ee, ff, gg и hh на окружности внутреннего круга.
4. Разделите пополам углы, образованные отрезками АЕ, ЕВ, BF, FC, CG, GD,DH и HA. В результате получатся точки 7, ЛК,1,М,1У,О и Р.
5. Поместив ножку циркуля в точку аа, начертите полукруг от точки Р до точки I. Поставив ножку циркуля в точку ее, начертите полукруг от точки I до точки / и так далее.
6. Превратите полукруги в лепестки лотоса, придавая им форму сердца.
Рисунок 8. Построение равностороннего треугольника
1. Начертите круг.
2. Проведите вертикальную линию через центр круга, отметив точки А и Б
3. Поместив ножку циркуля в точку В, отметьте точки С и Д на равном расстоянии, от точки В.
4. Постройте отрезки AC, CD и DA.
Рисунок 9. Построение шестиконечной звезды
1. Начертите круг и постройте вертикальную ось АВ.
2. Не изменяя расстояния между ножками циркуля, поместите ножку циркуля в точку А и постройте дуги, пересекающие круг в точках E и F.
3. Аналогичным образом постройте точки С и Д поместив ножку циркуля в точку В. 4. Постройте отрезки AC, CD, DA, BE, EF, BF.
Место создания янтр
Место, где создаются янтры для поклонения, должно удовлетворять следующим требованиям:
• Чистота и уединенность.
• Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей.
• Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
• Нельзя использовать открытое место, однако в помещении не должно быть темно. Практикующий должен находиться под крышей или в тени.
• Хорошая вентиляция.
Перед началом создания янтры следует провести уборку, повторяя павитрикарам мантру (очистительную мантру).
После завершения янтры следует начать поклонение; янтру не следует выставлять на всеобщее обозрение как произведение искусства.
Янтры на бумаге применяются для достижения прямого видения; их называют «янтрами для даршана». Их можно выставлять в святилищах или духовных учебных заведениях. Выставление янтр на выставках и в музеях приносит их автору несчастье.
В завершение построения янтры для поклонения, а также в конце каждого обряда поклонения шакти необходимо повторить следующую мантру:
ШАРНАМБХИ САРАНАМ СИДДХА-ВИДЬЯДХАРАНАМ МУНИ ДАНУДЖА НАРАНАМ ВЬЯДХИБХИ ПИТАНАМ НАРАПАТИ ГРАХГАТАНАМ ДАСИБХИСТРАСИТАНАМ ТВАМАСИ ШАРАНМЕКА ДЕВИ ДУРГЕПРАСЕД ВИДЬЯ САМАСТАСТАВ ДЕВИ БХЕДАХ ИСТРИЙЯ САМАСТА САКАЛА ДЖАГАТСУ ТВИЭКЬЯ ПУРИТАМ АМБАЙИ ТАТ КА ТЕ ИСТУТИХ ИСТАВЬЯ ПАРА ПРОТИТАХ АУМ ШАНТИХ ШАНТИХ ШАНТИХ.
Я в твоем прибежище — Ты, владыка всех сиддха-видий (оккультных знаний), тот, кто приносит облегчение муни (мудрецам), данавам (демонам) и нарам (людям), наделяет смелостью тех, кому предстоит встретиться с царем, и избавляет от страха грабителей. Я прибегаю к Твоей защите, Дэви-Дурга (здесь вместо имени Дурги можно использовать имя Кали, Тары и т. д.). Все видьи — лишь твои различные проявления, и все женские облики — твои облики. Ты, Мать Амба, наполняешь собой вселенную. Как могу восхвалить тебя? Как могу молиться тебе? Ты выше любых восхвалений и молитв. АУМ, мир, мир, мир.
Ганеша
Имя Ганеша образовано сочетанием двух слов: гана и иша.
Гана — это все существа, имеющие имя и форму [23], а иша — Господь. Таким образом, Ганеша — это бог всего сущего, всего сотворенного. Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем, или владыкой, всего сущего. Любое тантрическое религиозное поклонение начинается с обращения к Ганеше. Поскольку он является одним из самых популярных индийских божеств, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия — путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма. Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте «наделения дарами», однако чаще всего она держит ладду — сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.
Внешний облик Ганеши не очень привлекателен для рационального ума. Голова животного и приземистое толстое тело могут понравиться детям, но тем, кто считает себя уже взрослым, эта фигура кажется смешной. Однако не очень разумно позволять себе отвлекаться на грубую внешность Ганеши, так как он является покровителем тех людей тонкого ума, которые не обманываются внешним обликом. Кто не в состоянии увидеть в Ганеше Божественное и обращает внимание только на его вульгарную внешность, тот становится жертвой рационального разума (левого полушария мозга), который представляет собой величайшее препятствие на пути духовного развития.
Восприятие Ганеши как Божественной Силы успокаивает рациональный ум, рассеивает все его сомнения, которые остаются нашими злейшими врагами. Простая практика призывания Ганеши посредством молитвы, оказания ему должного уважения и покорности позволяет покорить рациональный ум и управлять им — вот почему Ганешу почитают как величайшего устранителя препятствий. Вера представляет собой огромную силу, которая превращает нисходящее течение пребывающей в вечном движении энергии в восходящее и соединяет человека с высшими центрами его собственного тела. Божественный Ганеша непоколебим. Тех, кто медитируют на нем и призывает его в начале любого мирского или духовного дела, он наделяет твердостью.
Пураны [24] предлагают множество версий истории рождения Ганеши и происхождения его слоновьей головы. В одной из них рассказывается, что он был слеплен из очищающей мази (убтана), которую Парвати, Божественная Мать, собрала со своего тела и которая содержала примесь ее телесных выделений. Говорят, что однажды, собравшись искупаться, Парвати обнаружила, что одного из стражей ее дома нет на месте. Она взяла убтан, слепила из него фигурку младенца и вдохнула в нее жизненную силу, прану. Она сделала это дитя своим стражем, вооружив его непобедимым жезлом и приказав никого не допускать в ее дворцовые покои. Юный стражник исполнил приказ своей матери и хозяйки и встал снаружи с жезлом в руке. В это время ко дворцу явился бог Шива, который решил навестить свою супругу Парвати. Когда маленький мальчик у дверей не позволил ему войти, Шива рассвирепел и начал угрожать ему, однако малыш оставался непоколебимым, и его сопротивление удалось сломить только обманом, который подстроили все солидарные с Шивой боги и демоны. В приступе ярости бог Шива размозжил мальчику голову трезубцем (согласно другому варианту этой истории, это сделал бог Вишну). Узнав о случившемся, Божественная Мать опечалилась и попросила Шиву вернуть дитя к жизни. Брахма успокаивал Парвати, а Шива отправился на поиски головы для ребенка, чтобы вновь восстановить его тело. Наступила ночь, и все матери спали, крепко обняв своих детей, так что Шива не смог найти ни одной головы. Однако затем он увидел спящего за спиной матери слоненка и воспользовался этой возможностью. Шива завладел слоновьей головой, прикрепил ее к телу малыша-стражника и вернул его к жизни.
В другой из многочисленных версий утверждается, что Ганеша родился как дар, полученный Парвати за ее молитвы, обращенные к богу Вишну. Божественная Мать пригласила всех богов и полубогов в гости, чтобы они благословили ее дитя. Собравшиеся гости покорно рассматривали прекрасного младенца — все, за исключением Шани (Сатурна), который уставился в пол, так как его жена наложила на него заклятье: тот, на кого он посмотрит, мгновенно обратится в пепел. Божественная Мать оскорбилась таким поведением и настаивала на том, чтобы Шани посмотрел на ребенка и восхитился им. Шани поведал Божественной Матери о заклятии и отказался взглянуть на малыша. Однако Божественная Мать пребывала в полной уверенности, что, несмотря на заклятье, взгляд Шани не навредит ее ребенку, и потому вновь потребовала, чтобы Шани посмотрел и благословил его. Едва Шани поднял взгляд, как голова младенца сгорела дотла. На спине Гаруды (божественного орла) Вишну отправился на поиски детской головы и, по совету бога-творца Брахмы, вернулся с первой же найденной; он принес голову слоненка.
Существует множество историй о рождении Ганеши в различные калъпы