Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога в десяти уроках. Жан-Мари Дешане

это отсутствие звуков, звуковая пустота? Но разве не является она, с другой стороны, духовной наполненностью?» Один йог, комментируя эти слова отца Пуселя, пишет: «Я сам ощутил это однажды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бессловно, беззвучно и без малейшего шума. Однако душа нашла для себя способ выражения. Неконтролируемые, непроизвольные жесты до конца отразили полноту моей души».

Тишина не тождественна молитве, однако молитва, в особенности молитва созерцательная, нуждается в тишине? В некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя. Если человек сможет отвлечься от потока суетных мыслей, от круговорота житейских забот и тревог; если он сумеет очистить свое внутреннее существо от ненужных наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он испытает «мир, лежащий за пределами понимания». Этот мир проникнут мыслью, не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Боге Авраама, Исаака и Иакова, породившем Господа нашего Иисуса Христа, что «мы Его дети» (Деяния апостолов, 17:29) , что Он всё, а мы ничто, пока Он не наполнит нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, пребывающая в нас и делающая самое глубинное из наших «я» Богом, красноречива и активна. Если мы чисты и независимы от чисто человеческих ценностей, в том числе мыслей (логического мышления), если мы умеем избежать увлекающего нас потока идей, которые вынуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себетогда затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть христианами, непременно проявит свое присутствие и заговорит в нас.

И поэтому, хотя вам не дано вызывать в себе и вокруг себя , проявления сверхъестественных, божественных сил и управлять их действиями, мы можем воспользоваться некоторыми доступными простым смертным методами, такими как йоговские позы и контроль дыхания, как эффективным (правда, наверно, лишь в ограниченной степени) средством, чтобы открыть путь к чистой молитве, созерцательной молитве. Они расчищают для нас место. Они превращают нашу внутреннюю жизнь в пустыню, о которой говорит пророк («Я увлеку ее, приведу ее в пустыню [solitudinem]», Осия, 2:14). Они погружают душу в тишину, пока она не начинает слышать — не может не услышать—тихий голос Бога или даже горестные «стенания» природы (К римлянам, 8:22), взывающие к Господу. Эта природа (то есть плоть, которой: облекся Христос), похожая на ветвь, переполненную божественными соками, расцветает под воздействием йога и йоговских упражнений; йога так хорошо приводит в порядок плоть, успокаивает ее и дает ей отдых, что силы, ниспосланные свыше, начинают циркулировать в ней свободнее и действенное присутствие Бога Любви обретает, так сказать, большую мощь.

С этим уроком мое краткое исследование целей христианской йоги подходит к концу. В заключение лучше всего будет вновь процитировать высказывания одного из адептов, убедившегося в том, что йоговская наука способна принести большую пользу чистому, совершенному и целостному христианину. Отец Ламбер, кармелит из Бркяте, в ответ на утверждения, что «йогу невозможно отделить от ее нехристианских (буддистских, индуистских и пр.) корней», говорит, в частности, следующее:

«Йога принадлежит человечеству и существует для человека. Ей присуща внутренняя ценность, независимая от терминов, концепций и процедур, которые могут оказаться ошибочными или незначительными.

«Вечная» йога (т.е. очищенная от всех суеверий и эзотерического, обрамления) содержит в себе как мы уже знаем весьма ценные элементы. Но нам известно также, что йога полезна и раскрывается по-настоящему и полностью, только если она воспринята и преобразована в рамках христианства, руководима и одушевлена вечной Любовью и Истиной. Исключительные достоинства йоги расцветают лишь в атмосфере Света и Любви, исходящих от Бога.

Не следует ли нам, христианам, взяться за преобразование всех тех культурных ценностей, которые схожи сейчас с заблудшими овцами? Они нуждаются в Слове Божьем, они его ждут, и наша миссияпринести им Слово Божье. Но этого не сделать в уютной тиши кабинетов, где мы и тешим себя ролью критиков или доброжелательных наблюдателей. Практикующие йоги — вот кто нужен Христу!»[8]

ПРАКТИКА

ДЫХАНИЕ

Повторите упражнения предыдущего урока. Вдохните (через левую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6. Выдохните (через правую ноздрю), счет 6. Вдохните (через правую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6. Выдохните (через левую ноздрю), счет 6.

Проделайте это упражнение десять раз. Это будет большим шагом вперед, к восьмому уроку.

ПОЗЫ

Проделайте «Глубокий поклон» и «Дерево» и присоедините к ним следующую позу.

Упражнение 28. Треугольник

Встаньте прямо, нога врозь. Чем шире вы их расставите, тем правильнее будет выполнена поза. Руки поднимите горизонтально, ладонями вверх. Два-три раза глубоко вздохните.

Поверните туловище до предела вправо; руки в это время должны оставаться на линии плеч, под прямым углом к линии ног. Вдохните. Потом выдохните и одновременно наклоните туловище и левой рукой коснитесь пальцев правой ноги. Правая рука по-прежнему находится на одной линии с левой. Голова слегка повернута вверх (рис. 30).

Рис. 30. «Треугольник»

Через очень короткое время выпрямитесь, вдыхая; рук не сгибайте. Два — три раза глубоко вздохните, а потом поверните корпус влево, наклонитесь (с выдохом) и коснитесь правой рукой пальцев левой ноги. Проделайте это один раз. Вдыхая, распрямитесь и мягко уроните руки вниз.

Вместо того чтобы касаться ног, вы можете дотянуться до земли между ступнями. Это немного труднее.

Тем, кто страдает заболеваниями позвоночника и почек, можно делать это упражнение, но с осторожностью я не стараясь непременно коснуться земли или пальцев ног.

Терапевтический эффект этой позы очевиден: она развивает мускулы боков и спины и делает гибче позвоночник и таз. Если вы проделываете ее утром, сразу когда встанете с постели и умоетесь, она дает превосходный эффект, поскольку помогает преодолеть застой в костях и мышцах.

Затем исполните «Змею» (три раза), «Натянутый лук» (один раз) и «Дельфина», но между двумя последними позами вставьте паузу для расслабления: опуститесь на землю ничком и вытяните руки; расслабьтесь, налягте на коврик всей тяжестью и отдыхайте. Этот вариант позы релаксации иногда бывает более эффективен, чем приведенный выше, в особенности в промежутке между «Натянутым луком» и «Дельфином».

Упражнение 29. Полный наклон назад

Начните с позиции «Дельфин». Согните колени и выпятите ягодицы, как в упражнении 5. Сядьте на пятки или, еще лучше, между пяток (носки должны соприкасаться). Выгните грудь, плечи отведите назад; затем начинайте отклонять назад туловище. В первый раз можно держаться одной рукой за мебель или падать на локти. Спину следует максимально выгнуть, а голову опустить, макушкой вниз, на землю (вы будете видеть вверх ногами заднюю стену комнаты). Руки откинуты назад (рис. 31).

Рис. 31. «Полный наклон назад»

До того как отклониться назад, нужно сделать вдох. Приняв позу, осторожно выдохните и дальше дышите как обычно. Затем сконцентрируйтесь на подложечной ямке (солнечном сплетении, которое аккумулирует энергию).

Вы можете также (рис. 32) скрестить руки под лопатками или даже уронить их вдоль туловища, отчего ваша грудь расправиться. Некоторые кладут руки под шею как подушку.

Рис. 32. «Полный наклон назад» (вариант)

Вам придется преодолеть три трудности:

1) выгнуть спину (для этого требуется большая гибкость позвоночника, но предыдущие упражнения дали вам необходимую подготовку);

2) с напряжением выпятить мускулы живота и бедер[9] (очевидно, что у тех, у кого слаб reсtus abdominis [прямая мышца живота], требуется большая осторожность);

3) нормально дышать (вначале у человека захватывает дух и кажется, что упражнение невыполнимо; со временем эта трудность, как и другие, преодолевается).

Оставайтесь в этой позиции не дольше нескольких секунд. Затем поднимитесь с помощью рук. Позднее вы научитесь подниматься за счет позвоночника, равно как и опускаться.

Эта поза очень важна. Она весьма эффективно воздействует на внутренние органы (в том числе печень), растягивая их, на спинной мозг и нервные центры, в особенности на солнечное сплетение (на уровне подложечной ямки), на грудь, которая при этом максимально расправляется. Поэтому необходимо научиться выполнять «Полный наклон назад» правильно.

После этого трудного упражнения «Сложенный лист» (упражнение 12) дает очень приятную возможность расслабиться. Не торопитесь, дышите глубоко и медленно.

Завершить занятия можно «Свечой», «Плугом» и, наконец, «Позой релаксации».

Урок 7 (Жизнь йога)

ТЕОРИЯ. ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство присутствовать в том, что ты делаешь.

Нет таких внешних признаков, по которым можно было бы узнать йога, а в особенности христианского йога. Он ничем не выделяется, он часть окружения. Обычно он избегает привлекать к себе излишнее внимание. И все же опытный взгляд узнает его: по походке (йог иногда ходит «как индеец»), по манере держаться (йог стоит выпрямившись, а когда садится, редко откидывается на спинку стула), но главное, по телодвижениям (в каждое движение йог вкладывает всего себя; его движения отточены — глядя на священника у алтаря, легко определить, занимается ли он йогой).

Да, йог все делает лучше других, его усилия сознательны. В то, что делает, он старается вложить всего себя. Он избегает рутины, автоматизма. Он стремится действовать обдуманно и, так сказать, владеть своими реакциями. Он хочет быть выдержанным и хладнокровным, чтобы как следует выполнить то, что от него требуется. Привычка портит людей. Их действия несовершенны, поскольку отсутствует одно условие: активное и эффективное присутствие в том, что ты делаешь. Человек не «живет» выполняемой работой, его слова и поступки не диктуются истинным сознанием их значения.

Мы слишком легко позволяем себя отвлечь от дела. В итоге задуманное не получается, результат усилий ничтожен.

Чтобы повысить качество своего труда, нам нужно, как говорится, «с головой влезть» в то, что мы делаем. Йог добивается от себя «действенного присутствия». Часто, ли в течение дня мы с головой отдаемся своей деятельности? Иногда нам это удается, и в результате работа бывает выполнена отлично рациональным способом. Но приходится признать, что из-за диктуемого современной техникой стремительного темпа жизни мы не успеваем сознательно сосредоточиться на своем труде, да и самими собой бываем не долее мгновения.

Чтобы пояснить это утверждение, позвольте мне рассказать о типичном дне из жизни одного хорошо известного мне человека (моего брата, инженера из Парижа). Обычно он вставал — а вернее, спрыгивал — с постели приблизительно в двадцать минут шестого и стремглав бежал в ванную комнату. Через десять минут, он бывал уже готов к выходу. Не задерживаясь, чтобы позавтракать (когда время позволяло, он глотал чашку кофе), брат устремлялся к станции (ровно в семи минутах от дома). Дорога была изучена досконально—покинув дом за семь с половиной минут до прибытия

Скачать:PDFTXT

в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать, в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать бесплатно, в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать онлайн