ряд йоговских упражнений к обычному курсу физкультуры — вначале одно-два упражнения, затем больше. Йога столь благотворно влияет на формирование личности, что было бы жаль лишать юношество связанных с нею неоценимых преимуществ. Однако необходима осторожность. Существует риск, что в опьянении от первых успехов молодой человек увлечется и потеряет чувство меры (особенно в отношении дыхательных упражнений). Средством от этого может послужить создание йоговских клубов, где будут проводиться совместные занятия под руководством «бывалого» адепта. Ученики должны также иметь возможность доверительно побеседовать с кем-нибудь (не обязательно священником) о том, как отражается йога на их моральном, и даже физическом состоянии.
Что касается монастырей, то трудно себе представить в наши дни настоятеля или настоятельницу, которые бы ничего не знали о йоге. После поступления в монастырь кандидат, занимавшийся в миру йогой, должен иметь возможность без помех продолжать свои занятия, но не на виду у других монахов. Подчеркну снова, что необходима осторожность: пример заразителен, и у того, кто пользуется связанными с йогой благами, скорее всего, возникнет искушение поделиться этими преимуществами с теми, кто в них нуждается. Настоятель или руководитель послушников может проявить понимание и разрешить занятия йогой, но в то же время следует позаботиться о том, чтобы адепты йоги не сделали себя в монастыре «особой кастой»… Мне известны аббатства, где молодым монахам, желающим практиковать йогу, предоставлены спокойные комнаты, защищенные от любопытных глаз. Этими помещениями можно пользоваться только в определенные часы. Время от времени, в ходе — или по случаю — совместного занятия какой-нибудь опытный адепт, для блага остальных, коротко повторяет ряд правил, помогающих проводить занятия разумно и с пользой.
С больными дело обстоит сложнее. Люди с больным сердцем не могут заниматься йогой. Однако мне известно несколько случаев, когда в результате умеренной, но постоянной практики больные значительно поправляли свое здоровье. Легочные больные, находящиеся на пути к выздоровлению, найдут, что занятия с постепенно нарастающей нагрузкой оказывают немалое стимулирующее воздействие как на физичеекий организм, так и, в особенности, на дажику. Больные с нарушениями в области костной структуры, прежде всего позвоночника, должны соблюдать крайнюю осторожность при выполнении «обратных» поз («Столб», «Свеча» и «Плуг»). В целом, любое органическое и функциональное нарушение требует известной сдержанности, но не полного отказа от йоги. Советам докторов нужно следовать, однако желательно, чтобы доктора знали йогу и умели давать пациентам соответствующие рекомендации.
Собственно говоря, как больные, так и здоровые должны руководствоваться следующими правилами: «Умеренность, осторожность; постепенное посвящение; делать немногое, но правильно; скрупулезно следовать учебникам; в случае необходимости обращаться к опытному, знающему гуру». Можно надеяться, что таких людей будет становиться все больше.
Мы можем сказать…
В отдельных, очень редких случаях лекарство оказывается хуже, чем болезнь. Те упражнения, которые по самой своей природе призваны сдерживать более или менее преждевременные проявления сексуальности, могут, на ранней стадии занятий, стать невольной причиной совершенно обратного феномена (сильной эрекции или даже извержения семени). Ученик может отнестись к этим неожиданным эффектам разумно, то есть как к случайностям, которые ничего не значат (и, конечно же, не содержат в себе греха — подобно тем, что происходят во время плавания, верховой езды или даже, например, принятия ванны) и вскоре перестанут повторяться; у иного же этот не лишенный приятности сюрприз может вызвать угрызения совести, а за ними — или даже вместо них — тайное удовольствие. Не стоит, однако, преувеличивать опасность подобных происшествий. Таким образом, если молодой человек, который мастурбирует, обращается к нам за советом, спросим его, к чему он стремится: с помощью примитивных средств восполнить недостающее организму равновесие или серьезно заниматься йогой. Если он выберет второе, ободрите его, но помните, что он, вероятно, нуждается в более или менее строгом присмотре.
В этой области не существует установленных или универсальных правил. Тем не менее, тому, кто питает нездоровую ненависть к телу или к сексуальности вообще, не стоит заниматься йогой. Йога враждебна к подобного рода патологическим тенденциям. Она не помогает — по крайней мере, на ранней стадии занятий—излечиться или избавиться от них.
Оккультные силы (см. стр. 81)
Кто из мастеров молитвы не предупреждал своих учеников, что существует опасность спутать некоторые явления, некоторые побочные продукты молитвы (экстаз, внушенные воспоминания, духовную эйфорию) с самой молитвой? И скольких псевдомистиков довели до беды поиски экстатических и паранормальных феноменов, которые являются естественными, хотя и нечастыми, спутниками некоторых видов молитв и медитаций.
Учителя йоги, как правило, не уступают христианским наставникам в благоразумии и осмотрительности, когда речь идет о некоторых вызываемых йогой феноменах, в первую очередь об оккультных способностях, которые, несомненно, появляются у адептов, излишне приверженных отдельным упражнениям, в особенности мудрам (символическим позам, в которых йоги пребывают часами). Сказать, что мудры безобидны, значит не сказать всей правды; эти упражнения, благотворные, если подходить к ним с разумной умеренностью, в традиционной, индийской йоге имеют целью ни много ни мало полностью перевернуть функционирование жизненных сия, поломать (путем изменения психосоматической структуры) естественное состояние человека. Неподвижность тела ведет, при определенных условиях, к стабильности души. Контролируемое и ритмическое дыхание способствует ясности мышления. Концентрация трепирует и укрепляет интеллект. Но если выполнять эти упражнения в строгом соответствии с правилами йоги, то есть часами, подчиняя им всю свою жизнь, то за ними последует подлинное онтологическое преобразование, свобода от обычных жизненных законов, которая, как нам сказали, означает «переход в иное состояние»; человек умирает для мира естественного, «руководимого законом безграничной причинности» и «возрождается в беспричинном мире, то есть для существования свободного и ни от чего не зависимого» (сравни Э.Эяиаде «Опыт чувственный и опыт мистический у примитивных народов», в «Кармелитском обозрении», 1954, стр. 89). Если такие упражнения не приводят к сумасшествию, то только благодаря гуру. Разумное планирование, а также постепенная подготовка к каждому занятию (которая включает в себя воздействие на ум и биологию с помощью приемов, учитывающих конституциональные особенности индийцев) помогают ученику войти в трансцендентное состояние не сразу, а шаг за шагом. Обычные жизненные проявления не подавляются и не сублимируются — они преобразуются. К примеру, йог не только контролирует свою сексуальную энергию, но и способен остановить выделение спермы. Йоги утверждают, что способны «вернуть семя к его источнику», разумея при этом возвращение продукта семенных желез в кровь. Реабсорбция части семенной жидкости — феномен, происходящий самопроизвольно и бессознательно в организме каждого целомудренного мужчины; йоги сознательно используют этот феномен и утверждают, что способны вызывать его усилием воли. Это факт. Известен также еще один феномен, совсем иного характера: умение контролировать свой пульс, произвольно ускорять его и замедлять, и даже делать его совеем неощутимым.
Эти паранормальные способности (вкупе с другими, еще более удивительными — к примеру, с ясновидением, чтением мыслей, магическим жаром, вездесущностью) не являются самоцелью — задача йоги совершенно иная. Самое большее, они являются знаком — знаком смерти и нового рождения. Под смертью понимается конец непросвещенного и ограниченного существования, обусловленного миром иллюзий («майи») и связанного набором желаний и потребностей, которые в совокупности составляют человеческое «я» («я» ем, «я» пью, «я» сплю, «я» иду, «я» люблю и т.д.); новое рождение — это начало особой, сверхъестественной жизни, отличительные черты которой — свобода, независимость от внешних обстоятельств и обостренное понимание собственной сущности — а она есть «Бог, который мне ближе, чем я сам», как мог бы сказать настоящий последователь йоги.
Однако и в Индии, и за ее пределами действительно наблюдается опасное тяготение йоги к сидхи, оккультным силам. Самые мудрые гуру, отвергая иллюзии факиризма и магию тантры, все же, не устояв перед искушением, объявляют развитие оккультных способностей положительным плодом занятий йогой. Вот что говорит Йесудиан (в «Спорте и йоге», стр. 175): «Западная медицинская наука установила, что в человеческом мозгу имеются некие нервные центры, которые большинство людей не использует. Эти центры погружены в спячку, и медицина до сих пор не смогла объяснить, для чего они предназначены. Однако они хорошо известны индийским йогам, которые, благодаря тысячелетним исследованиям своих предшественников, умеют их разбудить и заставить действовать. Все йоговские упражнения (в особенности „Столб“ и „Свеча“), хотим мы того или нет, направлены на стимуляцию этих центров и одаривают нас возможностями, о которых мы обычно даже не подозреваем… К числу этих возможностей относятся телепатия, ясновидение, знание прошлого и будущего и прочие свойства, которые мы называем „оккультными“. Их приобретает всякий, кто серьезно занимается хатха-йогой. В этом может убедиться даже и скептик, если не пожалеет времени и труда для развития в себе этих нервных центров».
Нет причин тревожиться, если христианский йог обретет повышенную интуицию, проницательность, если он будет изумлять окружающих силой своей памяти или беспредельностью выдержки, если даже у него временами будут проявляться некоторые паранормальные способности (о себе скажу, что у меня иногда случались необычные, очень любопытные предчувствия, как бы предупреждения). Но если эти побочные результаты занятий доставляют адепту удовольствие, если цель его устремлений именно в них — тогда дело другое. Тогда его намерения нечисты и не приведут ни к чему, кроме горького разочарования.
Приложение 2 (Символические позы и персональная литургия)
У индийских йогов имеется определенное число символических поз («мудра» или «бандха»). Йоги считают, что эти позы оказывают очень благотворное влияние на физиологию, душевную и духовную жизнь, «заряжают» энергией, возвышают. Некоторые их этих поз я уже упоминал (см. урок девятый, стр. 130 и далее). Ниже я хотел бы предложить вам несколько телесных позиций, основанных на йоговских (или навеянных йогой) символических позах, которые свяжутся у вас с определенными духовными размышлениями или идеями и которые способны вызвать истинно религиозный настрой ума.
Встаньте совершенно прямо, но без скованности; лицо обратите к востоку (где встает солнце). Живот должен быть плоский (не втянутый и не вялый), плечи слегка отведены назад, руки свободно опущены. Вы расслаблены, но готовы к действиям.
Сделайте несколько вдохов и выдохов, а затем, глубоко вдохнув, поднимите руки (ладонями вперед) параллельно вверх. Не нужно поднимать их вертикально (в непривлекательную позицию «руки вверх») — держите их легко, так, чтобы раскрытые без напряжения ладони находились на уровне головы, или чуть выше или ниже (на ваше усмотрение).
Вскоре вы поймете, о чем я думаю, когда говорю вам, что при этом жесте мысль ваша будет: «Отче!». Этим жестом вы воззовете: «Отче наш, иже еси на небесах». К Нему, вашему творцу, источнику всей силы божественной и человеческой взываете вы поднятыми руками, раскрытыми ладонями, в позе почитания, восторга и любви. «Отче, отче наш». И все ваше существо устремляется к Нему — ответом на Его вечную устремленность к вам.