Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих

Вообще глаз наш есть великое зеркало во всех

смыслах.

12.08.37.

<…>

Много думаем о предстоящем конгрессе и надеемся, что

неизбежние трудности будут преодолены, и Ваши совместные

устремления и труды положат прекрасное начало для будущих

широких культурных выступлений. Ничто не дается и не делается

сразу, во всем нужно приложить горение сердца, настойчивость

и терпение. Примите совет для успеха задуманного Вами

Конгресса идти по самой высокой мере. Не бойтесь обращаться

именно к большим именам. Помните о Твердыне Света и Знамени.

Истинно, все самое достойное, самое Высокое приличествует Им.

Между прочим, я слышала, что одна из сотрудниц Рижс. Обш.

собирается прочесть на конгрессе реферат по женскому вопросу,

и мне приходит на ум мысль. можно было бы предложить всем

собравшимся подумать о насущной необходимости словаря или,

вернее, энциклопедии в связи с этим вопросом. Ведь до сих пор

нет сборника Имен и биографий всех женских деятельниц на ниве

культуры. Мне кажется, существование такой энциклопедии

сильно подняло бы дух и самоуважение среди женщин. В издании

такой энциклопедии могли бы быть заинтересованы женщины

многих стран.

Конечно, эта грандиозная работа для будущего, ибо

потребует серьезных исторических изысканий и огромных

средств, но пусть эта мысль будет брошена и живет в

пространстве. Объединеные устремления в урочный срок

привлекут и нужных людей для этого средства. А пока кто-то

мог бы уже заинтересоваться и не спеша собирать ценный

материал.

19.08.37.

Сердцем восприняла все, что Вы пишете о сотрудниках, и

понимаю Ваше желание видеть больше самодеятельности среди

некоторых членов Общества. Да, тяжко видеть, как люди тратят

самое драгоценное, именно, время на топтание на месте или

ношение воды в решете. Люблю изречение Петра Великого:

«Потеря времени смерти подобна». именно отсутствие

самодеятельности есть камень предкновения для очень и очень и

очень многих. И по странному парадоксу, ожидая во всем

указки, они в то же время часто будут восставать против

иерархического начала. Трудность и в том, что всякое насилие

бесполезно, ибо ценно лишь то, что зародилось в сердце.

Приходится осторжными касаниями наводить таких людей, но

иногда это требует столько времени и терпения, что нужно

соизмерить, оправдыват ли данный человек такую затрату ценных

сил. По многим знакам видим, как замечательно плодотворна

была Ваша деятельность среди членов Общ. По тем письмам,

которые получаю, могу видеть, насколько Вам удалось

оздоровить атмосферу в обществе. Сердце радуется, сознавая

тесное единение среди близких душ, так и продолжайте. Так же,

как и Вы, мы поражаемся росту Гаральда Феликс. Особенно нас

трогает его уважение и любовь к Вам. Еше раз скажу — Ваше

единение — наша радость.

Правильно писать о друге, тем более ушедшем, все самое

прекрасное, ибо кто может знать о всех побуждениях и

сокровенных чувствованиях, сопровождавших тот или иной

поступок человека? Каждое умаление, даже неосознанное, уже

принесет свою худшую карму. Первое наставление Уч., данное

нам, было — «в десять раз увеличивать все хорошее и в два

раза уменьшать все худое, тогда только приблизиться более или

менее верная оценка. Как часто люди берутся судить лишь по

очевидности и тем самым совершают тяжкий поступок против

справедливости. Вот почему так прекрасен обычай писать лишь

доброе об ушедшем. Хотя бы в этом люди несколько выправляют

свою несправедливость…» Относительно книг Ал. Ив.

(А.И.Клизовского) Вы правы. Действительно, он мог бы больше

проявлять некоторую осторожноть там, где он прикасается к

высоким понятиям и космическим законам. Есть у него некоторая

доля свободы в выражениях, которую, надеюсь, он скоро

преодолеет. Это качество свойственно всем не сполне

вникнувшим во все величие законов Бытия и сложность их

действий в Проявленном Космосе. Насколько возможно, чтобы не

обидеть, стараюсь намекнуть ему о недопустимости некоторых

его формул и о том вреде, который они могут вызвать. Нужна

чуткость поэта, чтобы передать Величие и Красоту часто

Несказуемых Понятий. …

Большой радостью было узнать, что составляется подробный

индекс книг Учения, это так нужно. На каком языке? Ведь к

этой работе могли бы быть привлечены многие члены Общ.,

которые не знают, к чему себя применить. Также кто-то мог бы

начать составлять индекс и для русской Т.Доктр. Ведь такой

существует для англ. изд. Это значительно облегчило бы ее

изучение. сейчас в Англии и Америке Каждая научная книга

сопровождается более или менее полным индексом. Конечно такие

работы должны делаться неспеша, ибо требуется большая

тщательность в выполнении.

Ал.М.Ас.(А.М.Асеев) нас тоже огорчает. Он только что

избег страшной опасности попасть в сети одной опасной

авантюристки, пока что поплатился лишь финансово (но это,

конечно, сообщаю только Вам и совершенно доверительно), а

теперь, несмотря на наши неоднократные предостережения, он

запутывается в тенетах Батурина (Шанхайский мракобес и

противник Учения Живой Этики) и комп. Житейский опыт Ал.м.

из-за его молодости еще ничтожен, и потому он далек от

распознавания масок. Он считает своим долгом открыть сердце и

протянуть помощи каждому волку в овечьей шкуре. Не понимает

он, что таким образом модно допустить и величайшее

предательство. Соизмеримость еще отсутствует. Также с трудом

усваивает он понятие пар противоположений. Кроме того, по-

видимому, ему льстит, что он может явиться объединителем всех

оккультных общ. и т. д., эта идея, видимо, очень улыбается

ему, и он не может понять, что нельзя объединять овец с

тиграми и волками По неопытности он полагает, что Вел. Уч.

именно настаивают на таком объединениии, совершенно опуская

из виду, что указуется именно объединение сознаний, прежде

всего требующее одну общую основу более или менее высокой

нравственности и единство Иерархического Начала, но не

хаотического смешения самых разнородных элементов. Мы можем и

должны терпимо, а где возможно и доброжелательно, относиться

ко всем существующим так называемым окк. группировкам, но нам

незачем непременно садиться с ними за один стол. Зачем

устраивать искусственные взрывы, комбинируя несочитающиеся

элементы? Мудрость водительства и должна заключаться именно в

умении ограждать доверившихся ему от неподходящего элемента,

проявляя в то же время терпимость к прочим течениям и

учениям, конечно, если только они не направлены на

разрушение. Но Ал. М. хочет, очевидно, всех собрать в одну

кучу, но неужели бесформенная куча цель даваемого Учения?

Природа — наш лучший учитель, и потому следует чаще

присматриваться, как, вмещая все, она, в то же время,

гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех

царствах своих. Есть растения, которые никогда не будут расти

вместе, и в то же время каждое из них полезно на своем месте.

Но, будучи насильственно посажены в тесном соседстве,

утрачивают свою полезность и вырождаются.

Так и П. Донов со своим учением полезен для некоторых

сознаний, и Кришнам[урти] отвечает чьим-то запросам, Аморк

кого-то прельщает своими египетскими посвящениями, и кто

знает, может быть, тем самым отвлекает от других, более

вредных. Сейчас всякие учения и культы вырастают, как грибы

после дождя. Конечно, среди них большинство очень вредные. И

чем примитивнее и циничнее культ, тем больше число

последователей. Иногда страшно становится за состояние

человеческого сознания.

Как правило, как мудро писали Вы о том, что даваемое

Учение, как синтез жизни, гораздо больше, нежели то, что

понимается под оккультизмом. Также правильно Ваше замечание и

о названии журнала. Но, вероятно, Ал. М. считает, что именно

это название и привлекает читателей. Принимая во внимание

невежество большинства, может быть, по-своему он прав.

Также я очень против изменения названия Вашей статьи в

журнале. В мои ответы тоже почему-то вставлено изречение

Христа, которое к приведенному случаю мало подходит. Также в

этом номере, к сожалению, слишком много опечаток, но по

разнообразию тем он богат. Я его перелистала, но всего еще не

прочла.

Скорбим о выходе «Агни Йоги» в ужасном издании некоего

Бобынина, также и о неправильности в объявлении о рижском

издании А.Й., допущенной Ал.М. Но указаний, как я заметила,

он не любит. Он переслал мне письмо Ел. Ф. Писаревой, в

котором она предлагает ему свои услуги и опыт в деле

редактирования его журнала. Не знаю, принял ли он это

предложение? Мне думается, предложение это было сделано с

целью известного контроля и овладения контактами7 к

сожалению, Ел. Ф. все еще находится под влиянием А.К.К., а та

действует на два фронта: где опасно открыто выказывать свой

истинный лик, она прикидывается поклонницей Н.К., а за спиной

продолжает писать те же разрушительные для себя же самой

инсинуации. Прилагаю доверительно и копию только что

полученной выдержки из ее письма к нашим дальневосточным

друзьям.

Должна Вас предупредить, что мы весьма опасаемся и

стараемся отмежеваться от всех окк. центров на Дальн. В.

Особенно от всяких Батуриных6 Бобыниных, Сальниковых,

Гридневых и др. Может быть, Зенькевич и лучше других, но и

ему нельзя доверять. Вы уже имеете некоторые намеки. Да,

именно все наиболее Сокровенное кощунственно снижается до

самого низкого уровня.

На Дальн. В. имеется два, три десятка милых душ, к

которым принадлежит К.П.Инге, но большинство из них бабочки и

мотыльки. Хейдок очень талантлив, но удивительно

неуравновешен и страдает отсутствием распознавания. Другой

Абрамов прекраснейшая душа, больше других знающий, но увы,

его парализует страх. Сейчас очень тревожимся за друзей, ибо

многие уехали на юг, тогда как еще в начале 36 г. им было

Указано думать о севере и северо-западе.

Да, Англия и Америка теперь поняли, какую ошибку они

совершили, допустив (вернее науськивая) первую японо-русскую

войну. Вечная необоснованная боязнь и враждебность Англ. к

России, с одной стороны, и личная ненависть Теодора Рузвельта

и его преспешников-евр. банкиров к России, с другой,

благословили в свое время Японию на этот роковой шаг, не учтя

грозных последствий именно для своих стран. Теперь они бьют

тревогу, но не поздно ли? Улыбнется ли им и богатый рынок

Китая? Япония очень стремиться распространить свое влияние на

Индию, и, владея Южн. Китаем, ей это очень будет легко. Также

непоправимую ошибку совершили Франция и Англия тоже в

отношении своих стран, допустив занятие Абиссинии

итальянцами. Но все события, конечно, уже давно учтены на

Высших планах, и все должно послужить на пользу тех стран,

которые установят равновесие мира

<…>

Питание враждебности, отсутствие великодушия препятствуют

развитию тонкости чуств. А беэ утончения их разве возможно

духовное продвижение? Никакая интеллектуальность не продвинет

нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось.

Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий

сердце засыхает. Потому посоветуйте <…> найти в себе

величие духа помощи и всепрощения. Нам заповедано быть царями

духа, неужели останемся рабами самости? И не позорно ли перед

Ликом Учителя такое пренебрежение Заветами Учения? Высказываю

Вам мою точку зрения и знаю, Что сердце Вашн Найдет лучшие

слова о великодушии. Также чтение рефератов о духовности

одно, а приложение в жизни хотя бы одного Завета Учения —

нечто совершенно другое и много труднее. двойственность очень

развита в человеке, и редко можно встретить человека, у

которого ум и сердце не спорили [бы] между собою. Эта борьба

ума с сердцем самое трагическое зрелище!

Также огорчена, что мои соотечественники не нашли в себе

тактичности выслушать лекцию на языке, который, конечно, не

болжен был бы быть им чужд. Кроме того, каждое знание есть

уже плюс, и я очень жалею, что не знаю латышского языка.

Поступок Гаральда Фел. трогает меня до глубины души.

Великодушие есть первый признак царственности духа. Но, увы6

царей духа так мало!

Относительно перегруппировок, мне кажется, что редко

встречается резкое деление на устремленных и даровитых и

малоуспевающих. Всегда имеется средний элемент, который и

может служить достаточным двигателем для менее подвинутых. Но

всегда жаль задержанных. Конечно, импульс должен исходить от

руководителя, и самое трудное — это найти такого духовного

воспитателя. Следовало бы озаботиться подготовлением таких

воспитателей, и, конечно, необходимо иметь к этому призвание.

Тот, кто звучит на одну или две струны Учения, конечно, не

может быть руководителем. Именно руководитель должен вмещать

весь синтез, даваемый в Учении, иначе как достичь расширения

сознания?

Вы

Скачать:PDFTXT

Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать бесплатно, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать онлайн