существует иная прекрасная
действительность, потому тянутся ко всему необычному. И они
правы, ибо существует действительность, которая превышает
человеческое воображение, но она настолько отдалена от наших
ограниченных земных представлений, что никакая фантазия не
может вместить ее. Но в поисках необычности и фантастичности
мы не должны сходить с точки равновесия рассудка и сердца, мы
должны сначала утвердиться на прочной основе истинной
красоты. Но горе в том, что большинство еще понимают красоту
в пышности, в сусальности, в ужасающей пошлости и убогости
мысли. Образец такой вредной фантазии являются описания
Ледбитера сцен Посвящения, и встреч, и бесед с Махатмами в
его книге «Путь к Учителям». В этой книге есть и прекрасные
места, заимствованные им от Е.П.Бл. и из тибетского Ламрима,
но его собственное творчество — просто кощунственно.
Истинно, Крыжановская в своем описании Махатм была ближе
к истине. Описания Ледбитера еще тем вредны, что им
приписывают непогрешимость Адепта.
Знаю всю сердечную заботу Вашу о сотрудниках. Мне так
близко все, что Вы пишете об эластических и подвижных
сознаниях, являющих радость сердцу. Но также очень и очень
понимаю, что с другими приходится обращаться, как со
стеклянным сосудом, могу добавить, и иногда как бы с
динамитом. У нас есть такие примеры, и тяжко наблюдать, как
все прекрасные способности не могут получить должного
развития из-за чрезмерной обидчивости, ревности и неизбежно
сопровождающей их подозрительности. Такое сердце замыкается в
полном одиночестве и, не получая питания, засыхает.
Теперь о моих портретах. Вы очень правильно понимаете,
что не следует давать фотографии близких в посторонние,
возможно даже враждебные, руки. Именно фотографии нужно
оберегать и не раздавать их безразлично. Когда-нибудь и это
люди поймут. Я очень не любила сниматься или позировать для
портретов, и потому моих фотографий, кроме как в детском
возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех,
снятих насильственно. Портрет Серова не очень удачен, и он
сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три
тому назад Вел. Вл. указал, чтобы мой сын начал писать мой
портрет. Я очень этому удивилась и разгадку этому получила
лишь на днях. Когда-нибудь Вам расскажу. Портрет был начат,
но не закончен. Теперь мне придется найти время для
позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию
и пошлем Вам. Но Вы совершенно правы, что фотографию с аурой
не следует выставлять на показ любопитствующим. Что же
касается до портрета Серова, то он довольно широко
распространен в серовских изданиях, и, кажется, все наши
содружества на Д[альнем] В[остоке] имеют его. Трудно
остановить его распространение, но он мне совершенно чужд.
Кажется, ответила на все Ваши вопросы. Прошу Вас, дорогой
Рихард Яковлекич, передать Элле Рейнгольдовне (Жена
Р.Я.Рудзитиса) мой самый сердечный привет. Знаю, сколько
драгоценных сил отнимают у нее милые сердцу малыши, ведь они
в полном смысле слова питаются ее психической энергией, в том
и заключается великое самопожертвование матари. Древний Мир
знал и умел охранять и чтить великое понятие Матери. Утрата
этого понятия много способствовала огрубению нравов. Как
прекрасно, что Элла Рейнгольдовна, как Вы пишете, с самых
ранних лет носила в сердце столько энтузиазма и сейчас
постоянно поошряет Вас к углублению и расширению
культурности, призывая6 в то же время, не отвлекаться от
жизни.
Общность интересов и сердечная поддержка в минуту тяготы
от близкого есть самый целительный бальзам.
Сердце шлет Вам лучшие мысли, примите посылку психической
энергии на укрепление сил Выших.
В прилагаемой копии моего письма я защищаю женщину, ибо
нужно пробудить в ней сознание своего достоинства.
Подчиненность часто развивает самые недостойные качества. Но
пусть никто не подумает, что я вижу какое-то первенство в
женском начале. Лишь большее знание, лишь прекрасная мысль
могут первенствовать, и в этом первенстве заключается Закон
Космоса.
234
02.09.37.
…Глава о центрах очень содержательна, и думаю, что
дополнять ее не следует. 02.09.37.
…Глава о центрах очень содержательна, и думаю, что
дополнять ее не следует. Также я против широкого оповещения
личных опытов. Главным образом потому, что этим самым дается
готовая программа или канва для вышивания по ней узоров.
Прочтя такие описания, многие впечатлительные психики
начинают немедленно видеть и ощущать подобные же явления. Но
ценность именно в том, чтобы каждый самостоятельно подмечал у
себя огненные явления, ибо явления эти не должны быть
подсказаны, тем более, что они должны разниться у каждого
индивидуума. Вот почему так важно, чтобы серьезные
наблюдатели записывали свои наблюдения и затем сравнивали их.
Думаю, что на Конгрессе следовало бы иметь общее
заседание, посвященное культурно-просветительным заданиям, а
затем заседания внутренние, исключительно для членов
Общества, на которые обычно никакие журналисты не имеют
доступа. Как мы понимаем, такова программа, принятая
большинством членов правления. Первый Конгресс будет, так
сказать, смотром наших сил и также пробным камнем для
многого. При этом нащупаются разные настроения, выявятся
неожиданные друзья, но обнаружатся и новые враги. Ввиду
особого положения в стране и недавних нападений следует
проявить особую бережность и осмотрительность. Нужно прочно
установить положение Общества. Конечно, тяжко сдерживать
себя, когда все существо стремится высказать все, чем
наполнено и звучит сердце. Но мы всегда должны помнить, что
мы не одни, но мы участвуем в великом строительстве и потому
должны все время соображаться с общим планом и поддерживать
равновесие или гармонию. Мы не должны дразнить врагов, но,
где нужно, должны уметь защитить основы со всем достоинством
и бережностью. Подойдут сроки, и можно будет смелее
высказываться. Вы знаете, что «каждая преждевременность
судима». Сколько разрушений и несчастий вызвано было
преждевременной выдачей начертаний или мысли. Потому проявим
тонкое распознавание и учтем все обстоятельства.
То, что Вы пишете о некоем писателе, очень характерно.
Но, увы, по опыту знаю, что прозрение у него в полной
зависимости от степени материальной полезности. Принимаем
спокойно и извиняем многое, зная, как несладко живется ему.
А.М.Ас. меня огорчает. Опасаюсь, как бы не ввяз он в Шан.
Орган. Он молод, и распознавание ликов не дается ему легко.
Замечаний и указаний, как я заметила, он тоже не любит. Но
думаю, что из всех испытаний он выйдет победителем. Конечно,
его следует предупреждать о вреде Батуриных, Бобыниных,
Сальниковых и т.д. Вообще с Дальн. Вост. и Герм. следует
сейчас выявить особую осторожность, много там темных
организаций, прикрывающихся самыми неожиданными знаменами.
Е.Ф.П[исарева] снова написала дружественное письмо Н.К., но,
по-видимому, не нашла еще в себе достаточно мужества, чтобы
встать на определенную точку зрения по отношению к кн. Ж.Э.
Иногда мне кажется, что ей очень хотелось бы вырваться из-под
опеки своей аввы. Но кто сказал, что нужно подчиняться во
всем иерархическому началу А.А. К[аменской]? Кто установил
этот авторитет? Мне кажется, что прямая обязанность всех
русских теос. ознакомиться прежде всего со всеми трудами
Е.П.Бл. Почему должны мы подходить к Учению, принесенному
Е.П.Бл. через английские очки? Кроме того, как пишет Е.Ф.П.,
в Адьяре имеется целый сундук ее рукописей. Среди них имеются
и еще неопубликованные и даже рукописи на русском языке.
Спрашивается, почему они не были доверены в свое время главам
[русского] Т. Движения? На вопрос, как может быть в вашем
обществе тот или другой несовершенный человек, можно ответить
вопросом же — а где они совершенные? К тому же мерило Вел.
Уч. значительно разнится от мерила земного. Часто внешний
человек много лучше внутреннего, но Вел. Уч. принимают во
внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание
нашего общества не входит создание ангелов, пусть этим
занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и
мирового распространения и владычества наглядно показали,
насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача
гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам
хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на
многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь.
Имеющиеся у нас кн. Учения Жизни по своей
космопространственной широте мысли именно дают ответы на все
запросы. Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы
заняты людьми.
Теперь перехожу к главе о центрах. Начиная с конца первой
страницы и продолжая на второй, я советовала бы изъять фразы:
«Если взять за причину яйцо, то следствием будет птица, а
если взять…» и до конца параграфа. Фраза — «Человек рождает
Вселенную, Вселенная рождает человека» — будет злостно
истолкована. В лучшем случае скажут, что Вы доехали до
Антропоморфическою Бога, которою раньше пытались отрицать.
Сказано Вел. Вл.: «Невозможно пускать это в пространство».
Невозможно величайшие тайны изъяснять человеческими словами.
Величие и Красота Беспредельности не укладываются ни в нашем
ограниченном представлении, ни в наших терминах и должны
оставаться в пределах Несказуемого. Вспоминается, как еще в
России, когда мы спросили поэта Блока, почему он больше не
посещает религиозно-философские собрания, он ответил: «Потому
что там говорят о Несказуемом». Пусть чуткость подскажет Вам,
где предел человеческим пояснениям, где начинается это
Несказуемое. Ведь Вел. Вл. не возглашают на перекрестках о
Создателях и Творцах миров. Нужно иметь ключ, чтобы понять
разбросанные намеки в трудах Е.П.Бл. Если я и давала Вам
некоторое освещение, то это было лишь для Вашего личного
сведения. Но нигде никогда не будет сказано, что человек
рождает Вселенную. Ведь не человек же рождает стихии. Чую,
что накопила полный карман Кармы за преждевременную выдачу не
подлежащего широкому оглашению.
Фразу «В вечном круговороте жизни…» я слегка изменила
бы. В вечном круговороте жизни, по мере продвижения эволюции,
великое назначение человека как сотрудника Космоса в
поддержании равновесия космической жизни будет становиться
все более и более очевидным. Миры зарождаются и умирают,
тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои
чувствования, преображается в сверхчеловека и занимает место
среди Высших Духов и живет в вечности. Высочайшие Духи
являются Сотрудниками Великого Зодчего и Матери-Природы,
Строителями миров и Руководителями народов.
Мне кажется, что лучше не слишком часто упоминать слово
Богочеловек. В конце второй страницы вместо — «Он обладает
такими же органами и центрами, и такой же силой и
мужеством…» — лучше сказать — его центры восприятий и сил
соответствуют центрам энергий Космоса. Человек и Космос
нераздельны… Но, конечно, нельзя приписывать человеку всю
мощь Космоса. Вдумайтесь во всю необъятность Космического
Творчества.
Конечно, лишь незначительная часть этих знаний доступна
европейцам, частью из-за малодоступности их языка, но,
главным образом, из-за сокровенности таких знаний. В кн.
Учения говорится о 21 центре, ибо многие среди них имеют
двойные ответвления, как, например, центры легких, оплечий,
запястий, колен, почек и т.д.
Конечно, тонкое тело немного больше физического, но
ошибочно думать, что оно не помещается в теле физическом. Оно
больше только когда оно выделяется. Именно, все тела
заключены в физическом футляре. Все рисунки с лотосом над
головою есть лишь метафоры, так же, как и названия центров
Лотосами. Число лепестков соответствует разветвлениям
нервного центра.
Все указанные размеры, цвета и числа лепестков лотосов
относительны, нельзя забывать индивидуальность всех
проявлении.
Что же касается до «повышения» темени при раскрытии
мозгового центра, то и это следует понимать аллегорически.
При раскрытии центра всегда происходит расширение кровеносных
сосудов, что вызывает [их] набухание, но не выпячивание
кости. На многих изображениях Будд и Бодхисаттв можно видеть
это символическое выпячивание темени. Выпячивание это
называется «ушниша» и является символом раскрытия мозгового
центра. Точно так же, желая символизировать раскрытие
третьего глаза, тибетцы помещают бородавку на средостении на
священных изображениях. Яснослышание обычно символизируется
огромными ушами.
Касание Матери Мира следует понять здесь, как проявление
всеначальной энергии. Энергия Кундалини в Индии называется
Силою Матери.
Центр Анахата отвечает Серебряному Лотосу и помещается в
сердце. Советую привести параграфы из кн. «Сердце», в которых
говорится о значении этого органа. Развитие сердца в нашу эру
является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и
Кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно огни
сердца дают ощущение несказуемого блаженства. В эпоху
сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь
огни сердца труднее, чем осуществить поднятие Кундалини.
Центр Чаши помещается около сердца, среди нервных узлов.
Чаша есть средоточие всех