имя Пресвитера Иоанна. В
Монголии имя это было пристегнуто к одному кераитскому хану
из несториан. Такое пристегивание или заимствование
показывает, каким почетом и уважением пользовалось это имя на
Востоке (книга Б.Я. Владимирцова «Чингис-Хан», стр. 33-34).
Думаю, что среди исследований германских ученых о Пресвитере
Иоанне Вы найдете богатый материал. Имеется еще недурная
книга англ. автора Артура Вайта «О Св. Граале, его легендах и
символизме». В этой книге довольно исчерпывающе приведены
источники, которыми пользовался автор при своих изысканиях,
имеются упоминания о Пресвитере Иоанне с титулом Царя Царей,
Владыки среди Владык и т. д.
В конечном результате все легенды, и сказители, и
исследователи их помещают царство Пресвитера Иоанна в
Срединную Азию. (…) Также и сама Чаша превращается иногда в
священный камень, который, по одному преданию, находился
однажды чуть ли не в венце самого Люцифера. Конечно, тот
Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма
скорбит, что столь прекрасное имя в позднейшие времена
стараниями невежественных священнослужителей было
узурпировано ими для Его тени — или Антипода.
Также отзвуки этой Таинственной Обители можно найти в
старообрядческих преданиях о славянском Царстве, Китеж-Граде
и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем
в слегка искаженных названиях можно легко узнать
среднеазиатские горные кряжи. Среди староверов не мало было
ходоков туда, и если они и не доходили, то все же некоторые
из них приносили много любопытных подробностей, странных
встреч и знаний на пути, указующих, несомненно, на
таинственность этих мест (кн. Н.К. «Сердце Азии», гл. о
Шамбале). Даже в самом конце прошлого столетия в Беловодье
была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов,
но они пошли неправильным путем и не нашли Беловодского
Царства, о чем упоминает Вс. Иванов в своей книге о Н.К. Так
и в Туркестане знают об Обители великих Азаров, и мы во время
нашего путешествия по Срединной Азии слышали не мало
рассказов о таинственных незнакомцах, появившихся на базарах
и плативших невиданными старинными золотыми монетами, а также
о высоких женщинах, не похожих на местных, внезапно
появлявшихся и указывавших путь заблудившимся; говорили нам и
о бесконечных подземных ходах и трудно достигаемых горных
пещерах, у входа которых иногда показывались необычного вида
люди. Имеется у нас и пророчество, данное одним из таких
Азаров страствующим буддийским монахам. Постараюсь найти его.
Юрий /Ю.Н. Рерих/ не скоро сможет, если только вообще
сможет, приняться за исследование о Пресвитере Иоанне. Он
сейчас поглощен своей Историей Средней Азии и другими
научными работами, потому, родной Рихард Яковлевич, Вам
следует использовать найденный Вами материал. В таком труде,
как Ваш, нельзя обойти молчанием явление Пресвитера Иоанна.
Насколько я помню, одна из задач Вашего труда собрать все
сказания, все легенды о таинственном Убежище, или о Царстве
Праведности и его Царе, а также и о хранимых там талисманах,
в виде Чаши или Камня, которые, как символы или вехи,
появляются перед началом каждой новой эпохи, и затем
показать, как все эти легенды сплетаются в чудесный венок из
лучших чаяний всех народов, во всех веках, вокруг единой
Твердыни Света.
Ваша догадка об Ап.Т. правильна. Самоотвержение Вел.Вл.
безгранично, и Он не раз перевоплощался в предельно
кратчайший срок. Так было и после ухода Ап.Т., когда Он
поспешил принять новую горчайшую чашу, как мученик Ориген.
Хронология жизни Христа очень неточна. Вел. Уч. относят
рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в
Евангелиях. Россул М. был уже в летах, когда Хр. вышел на
проповедь. Упоминание о том, что Ап.Т. в прежней жизни был
кормчим на одном египетском судне, следует понимать
аллегорически, ибо действительно Он много раз был Кормчим
Царства Египетского. Кроме нескольких жизней, как Иерофант,
этот Мощный Дух проявлялся и в легендарном Царе Менесе и в
величайшем из фараонов Рамзесе II и т. д.
Понимаю и разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не
вспомнили ли Вы Филоктета — последователя Платона?
Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог
проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящен в
мистерии и знал учение Пифагора, принесенное из Индии, о
гелиоцентрическом строении вселенной. Привожу страничку из
новой книги: «Вы знаете, как иногда одно слово может
извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор)
говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать,
что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы
осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на
человеке». Но последователи выпустили одно малое слово «как
бы», и получилось совершенно иное мировоззрение. Можно
привести много примеров, когда люди извращали смысл Учения,
ибо в разных наречиях слова имели различное значение. Но
наречий было много, иногда соседние роды употребляли свои
выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки,
которыми пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова
проникли в народ н употреблялись без смысла. Впрочем, во всех
веках происходила ломка языков… Сейчас мы наблюдаем
поучительное явление, подтверждающее вышесказанное. Недели
три тому назад в Пенджабе скончался весьма известный и
уважаемый мусульманский поэт Икбал. Перед самым уходом он
написал четверостишие, смысл которого был — «Рай существует
для всех». После его смерти в печати сразу появилось
несколько толкований этого четверостишия. Правоверные
магометане, возмущенные тем, что рай, по словам такого
авторитетного лица, оказался доступным для всех, т. е. и для
иноверцев, начали утверждать, что слова эти на том наречии,
на котором они были написаны, означают как раз обратное,
именно — рай не для всех. Также были приведены еще иные
значения этих слов в их сочетаниях, и так до сих пор никто не
может установить точного смысла последней мысли поэта. Судя
по газетам, имеется уже пять различных толкований. Не то же
ли самое происходило и еще происходит со всеми учениями,
философиями и даже с мыслями обыкновенных людей?
Доканчиваю страницу из новой книги, ибо данный в ней
Совет может зазвучать в Вашем сердце.
«Не будем чрезмерно оправдывать недостойные поступки лишь
недоразумением или разноязычием. К сожалению, постыдные
действия имели в основании злую волю и зависть. Проследим, за
что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно
усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и
поражали своим неправдоподобием. Сравним, за что изгоняли
Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей.
Почти те же обвинения бросались им, но в следующие века
последовало признание, как бы и не было поношения! Можно
сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском
сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую
голову. Перикл был снова призван, когда люди довели его до
слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать
его равным им. Следует написать книгу о причинах гонения на
великих людей. Только сопоставлением причин можно выявить
путь злой воли. Советую, пусть кто-нибудь составит такую
книгу. Можно будет установить, что преследования Конфуция или
Сенеки походили по внутреннему смыслу. Наша память хранит
много таких событий. Наши Братья и Сестры не однажды прошли
через такие гонения. Можно назвать Жанну Д Арк, и Аспазию, и
целый ряд славных тружениц разных веков. Мы не сожалеем о
таких испытаниях, но бывают нужные раздумья, ибо при каждом
гонении затрудняется спешный план. Но и это Мы обращаем на
пользу. Мыслитель говорил: «Не пойму, гоните Меня или
подгоняете».
Теперь о Сен-Жерм. Конечно, появления и исчезновения Сен-
Жермена через закрытые двери производилось или посредством
психологирования, или гипноза присутствующих, или же были
манифестациями в тонком теле. То же можно сказать и о
чудесных появлениях Ап.Т.
Камень Белый в Откровении, конечно, может относиться к
основному телу Камня, находящемуся в Твердыне Света, а также
означать и появление осколка, находящегося в миру и
сопровождающего Новое Провозвестие.
(…)
Вы и не знаете, как мне хочется, чтобы Вы имели
заслуженный отдых! От всей души сочувствую Вашему желанию
посоветоваться с Венским профессором. Во всяком случае
уверена, что в самом ближайшем времени будет найден метод
излечивания этого нервного недомогания. В недавней газете был
описан замечательный случай, как один человек, страдавший в
течение десяти дней непрекращающейся икотой, был неожиданно
совершенно излечен. В течение десяти дней были использованы
безрезультатно всевозможные средства, наконец, решили отвести
страдальца в больницу, по дороге везший его автомобиль
наскочил на дерево, и больной получил сильное потрясение
организма, после которого икота совершенно оставила его.
Также здесь в Индии один мальчик с силою упражнялся в
бросании мяча и попал случайно в проходящего слепого нищего,
тот упал от такого удара, но тотчас поднялся и в радости стал
благодарить Бога: удар вернул ему зрение. Можно припомнить и
удар палкой по голове ламы, страдающего жестокими головными
болями, после чего он исцелился.
Помните, как в Учении сказано, что египетские иерофанты
для излечения некоторых нервных заболеваний иногда подвергали
своих пациентов потрясениям. Вообще в будущем медицина
научится применять многие утерянные старинные методы и
целебные средства. Конечно, сомневаюсь, чтобы в Вашем случае
встряска была бы хороша, но сильное внушение было бы крайне
(…) Было сказано: «Одобряю книгу Рихарда. Пусть он
охранит исторический характер, так получится полезная книга.
Пусть не забудет указать на документы, найденные в Костроме».
Документы эти упомянуты Н.К. в «Сердце Азии», гл. о Шамбале.
Об этих документах мы слышали от человека, видевшего их. Имя
его сейчас не может быть названо, ибо это было в Шв. Также
указано упомянуть о существовании книги «Красный Путь в
Шамбалу», написанной одним ламою. Следует не забыть и «Путь в
Шамбалу» Грюнведеля. Также разрешено поместить и встречу с
Махатмой, описанную Клодом Брэгдоном (архитектором и
писателем) в его книжечке «Episodes from unwritten History»,
р. 37. Брэгдон приводит выдержки из письма одного индуса по
имени Рамасвамнир к своему другу, в котором он описывает свою
встречу с Гималайским Махатмою. Индус этот решил идти в Тибет
и найти Махатму или же погибнуть в поисках. Не сказав никому
ни слова о своих намерениях, имея лишь несколько рупий в
кошельке и вместо оружия посох странника, один и пешком, он
отправился в это опасное путешествие, ибо Тибет был и есть
еще «запретная страна». Но он преуспел. После многих
трудностей и смертельных опасностей, недалеко от тибетской
границы, он был встречен одиноким Всадником, который оказался
Тем, Кого он искал. Так он описывает эту встречу: «Когда Он
приблизился ко мне, Он остановил коня. Я взглянул на него и
тотчас же узнал. Я находился перед ликом Махатмы, моего
высокопочитаемого Гуру, которого я раньше видел в Его тонком
теле. В тот же миг я простерся перед ним. Я поднялся по Его
приказу, и, смотря на Него, я совершенно забылся в созерцании
Его лика, который я так хорошо знал… Я не мог ничего
сказать, радость и благоговение лишили меня языка.
Величавость Его Облика, который казался мне олицетворением
мощи и мысли, внушала мне восторг и страх. Я находился лицом
к лицу с Махатмою Гималаев, и Он не был мифом или же
«созданием воображения медиума», как сказали бы скептики. Это
не было ночным сновидением, ибо время было между девятью и
десятью часами утра. Солнце сияло и было молчаливым
свидетелем происходящего. Я вижу Его перед собою, и Он
говорит со мною с добротою и мягкостью. Мог ли я ожидать
большего? Избыток счастья сделал меня немым, и прошло
некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов,
ободренный Его благостными словами…»
«И теперь, когда я видел Махатму во плоти, — заключает он
свое письмо,- и слышал Его голос, пусть никто не осмелится
сказать мне, что Братья не существуют. Теперь будь что будет,
никакая напасть врагов, никакая смерть не могут меня
устрашить, ибо я знаю то, что знаю» (стр. 37, 38).
Этот эпизод описан в сборнике «Пять лет Теософии», но
подробнее. Много раз перечитывала я эту страницу и все еще не
могу не только читать, но даже вспомнить ее без сердечного
трепета, граничащего с болью,