Скачать:PDFTXT
Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих

привыкать. Только ясное сознание о

великом разнообразии может уберечь от пагубы ограничения.

Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем

укрепятся сознанием дальних миров. Так придут к мысли о

разнообразии эволюции.

Теперь о чистилище и средних сферах Тонкого Мира. Низшие

уже близки к описанию ада. Именно, от самого человека зависит

использовать как можно полезнее для себя и других свое

пребывание в средних сферах. По мере нашего очищения и более

высокие сферы становятся нам доступны, и перед погружением в

состояние Девачана мы сбрасываем уже изношенную астральную

оболочку, которая тем быстрее разлагается, чем она чище. У

высоких духов при помощи Вел. Уч. астральная оболочка после

использования ее предается пространственному огню. Но не все

духи идут в Девачан, есть сильные духи, которые не нуждаются

в этой остановке и спешат продолжить свой земной путь. Если

бы человек стремился к осознанию в Тонком Мире своих ошибок,

вся эволюция значительно ускорилась бы. Но трудность в том,

что обычно люди среднего уровня, не хорошие и не худые, без

устремлений и ярко выраженных способностей, попадая в

соответствующую им безразличную и серую сферу Тонкого Мира,

влачат в ней тягостное, унылое существование, их малое,

неразвитое мышлением сознание не позволяет им воспрянуть

духом и подняться в высшие сферы, где царствует творчество

мысли. Теплота, безразличие и лень — наши самые страшные

палачи. Они пожиратели психической энергии, которая одна

делает нас сознательными и бессмертными. Изжить пороки в

Тонком Мире невозможно, они должны быть изжиты на Земле, ибо

лишь на Земле можем мы преобразить или трансмутировать наши

энергии в более высокие проявления их. Но в Тонком Мире при

помощи Руководителей можно осознать губительность неизжитых

страстей и настолько запечатлеть это сознание в тонких

центрах, что при новом земном нарождении уже легче будет

преодолевать влечения к тому или иному пороку. Если бы мы

могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные

воплощения.

Самое прекрасное пребывание в Тонком Мире имеют души

великих тружеников мысли и творчества, полагавшие свой труд

во благо человечества. Они найдут там безграничные

возможности применения всех своих способностей и устремлений.

Можно позавидовать существованию Маркони и Фламмариона в

тонких сферах. Ярые злобные души и души, жившие лишь

чувственными наслаждениями, очень страдают из-за

невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально

горят в пламени этих страстей. Именно, они являются большею

частью одержателями и ночными шептунами. Они не могут

подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним

такого обитателя причиняет им страдания. Ужасы низших слоев

Тонкого Мира не поддаются описанию, но лучше не

останавливаться на них, чтобы не усилять их и не отяжелять

себя подобными мыслеобразами.

Очень посмеялась Вашему житейски мудрому толкованию слов

молитвы: «и не введи нас в искушение…» Вспоминаю нашу

экономку, которая всегда запирала на ключ все продукты, чтобы

не вводить слуг в соблазн, но стоило ей случайно забыть эту

меру предосторожности, как запас продуктов исчезал вне всяких

пропорций. Думается мне, что если Бог будет всегда

заботиться, чтобы «не ввести нас в искушение», то мы ничему и

не научимся. Закаляется дух наш на испытаниях, и сущность

человека познается только через искушение. Словесные

наставления и предупреждения мало действительны, только по

делам познается человек. Представление Бога в роли

искусителя, конечно, несовместимо с Божественным принципом,

потому остается предположить, что в этих словах молитвы

подразумевается обращение слабого духа к своему Руководителю,

или Высшему Я, чтобы Он или оно удержало его от проступка. Но

я предпочитаю сказать — «благословенны препятствия, ибо ими

мы растем». Конечно, из этого нельзя делать вывода, что

следует оставлять велосипед на улице без присмотра или же

кассу не запертой. Все хорошо на своем месте!

Большое спасибо Вам за присланную книгу. Я не успела ее

еще всю прочесть. Много в ней любопытного. Но, думаю, что она

была «обработана» уже в Румынии, и потому в нее было включено

много такого, что не могло быть произнесено в условиях, при

которых протекал диспут, и, это, конечно, сильно ослабляет ее

интерес. Кроме того, объяснения Млыновым таинств воскрешения

и искупления и его утверждение о воскрешении людей в теле

очень неубедительны и только вновь возвращают мышление к

вековым заблуждениям. Несправедливы и его нападки на

некоторых социалистических мыслителей и писателей. Так,

напрасно нападает г-н М. на Горького, слова которого он тут

же приводит: «Предо мною развертывается грандиозная картина

земли, изящно ограненной трудом свободного человечества в

гигантский изумруд. Все люди разумны, и каждому свойственно

чувство личной ответственности за все творящееся им и вокруг

него. Повсюду — города, сады — вместилища величественных

зданий, везде работают на человека покоренные и

организованные его разумом силы природы, а сам он, наконец,

действительный властелин стихий. Его физическая сила не

тратится больше на грубый, грязный труд, она переродилась в

духовную, и вся мощь его направлена к исследованию тех

основных вопросов бытия, над решением которых издревле

безуспешно бьется мысль».

Прочтя их, должна сказать, что каждый разумный человек,

стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно, разделяет

эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как Млынов,

этот защитник Бога и духа, глумится над словами Горького, что

«силы природы будут покорены и организованы разумом человека,

и сама физическая энергия переродится в духовную». И ему,

богослову, начетчику, кажется нелепым, что можно направить

энергию к исследованию вопросов бытия. Он сожалеет, что

Горький, несмотря на все богатство своей фантазии, не мог

придумать людям никакого дела, как только заняться

богословскими исследованиями. (…) Но разве исследование

основ бытия должно приводить лишь к богословским прениям?

Разве исследование этих вопросов не составляет предмет всех

важнейших наук? Разве исследование это не раскрывает перед

нами все новые законы и тайны видимой и невидимой Природы,

дальних миров и всего Мироздания во всей их беспредельности?

Обвинение г. Млыновым Горького в скудости воображения не по

адресу. Картина, начертанная Горьким, мерещится каждому

мыслящему человеку, и многие понимают, что осуществление ее

возможно в далеком, очень далеком будущем, может быть, только

в последнем Круге нашей Земли, если она доживет до этого

срока. Только окостеневшее сердце не будет стремиться к

общему благу, но лишь о спасении собственной души.

Не о спасении своем думать нужно, но о приношении подвига

жизненного на общее благо. Многие, думавшие об общем благе и

ради него жертвовавшие своею жизнью, были ближе к Богу,

нежели твердившие устами имя Его и думающие лишь о спасении

своей души. «Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу

свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».

Много выдержек из научных трудов философов и писателей

привел Млынов, но многое не продумал или не дочитал. Потому

остается у него не мало нелепых утверждений, вроде того, что

после потопа протекло шесть тысяч лет… И это тогда, когда

уже 60 или 70 лет тому назад были сделаны раскопки в

Месопотамии, обнаружившие развалины огромного города,

существовавшего уже за шесть тысяч лет до Рождества Христова.

В Т. Д. упоминаются эти раскопки. Рассуждения Афанасия

Петрова гораздо жизненнее, новее и искреннее в своей

непосредственности, потому и убедительнее.

В заключение скажу, очень сочувствую Вашей оценке

значения деятельности Л. Толстого. Читали ли Вы чудесную

книжечку Вал. Булг. «Толстойморалист»? Советую очень ее

приобрести.

Вышлю Вам «Основы Буддизма» на следующей неделе.

В рукописи некоторые места я поставила в скобки.

Просмотрите, не лучше ли их изъять. Мне очень хотелось бы,

чтобы Вы не торопились с изданием этого Вашего труда. Могут

подойти новые интересные материалы. Кроме того, необходимо

правильно оценить местные настроения и обстоятельства. Всегда

хорошо выждать удачные сроки.

Шлю Вам бодрость и мужество, ибо влияние солнечных пятен

и пространственных вихрей в грядущем году будет велико. Можно

сказать, что тучи сгущаются, но там, где Щит Иерархии, там

свет все разгорается. Храните здоровье, это очень нужно

сейчас, советуйте и друзьям следить за самочувствием.

17.09.38.

(…) Ощущаемая Вами духовная депрессия и сонливость

явления весьма характерные для этой фазы Армагеддона. Явления

эти не доказывают непременное духовное ослабление, но может

происходить излишек в выдаче психической энергии не только в

физическом плане. Темные силы действуют на всех планах, и не

так уж много сознательных воинов или противленцев злу. При

каждом решительном действии всюду приходится сталкиваться с

теплыми, умаляющими и уползающими. Потому Вел. Уч. так ценят

сознательных тружеников и просят беречь каждую крупицу

психической энергии. Разве знаем мы, когда и где она больше

всего понадобится в великой битве Иерархии Света с тьмой?

Потому будьте бережны к своему здоровью в такое

исключительное время. Это будет не самостью, но лишь

целесообразностью.

Очень, очень одобряем Ваш доклад. Вы подчеркнули

необходимость в воспитании тех основ бытия, которые обычно

обходятся молчанием. Но кто же может возражать что-либо

против принципа единства всего сущего, когда наука с каждым

днем раскрывает перед человеком новые глубины бытия и

расширяет возможности эволюции до беспредельности? Кто будет

говорить против бессмертия, когда наука утверждает уже

бессмертие одноклеточных?

Именно, недопущение непрекращающейся жизни и делает

большинство людей такими инертными, такими безвольными и

лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если

жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и

гонениям? Так думают и предпочитают тянуть серую лямку [иные

люди]. Сознание непрекращающейся жизни и постоянного

обновления оболочек для новых опытов переродило бы

человечество.

Также, кто будет отрицать значение иерархического начала,

этого устоя каждого государства и каждого общественного

устроения? Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир

не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная

жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и

изживания их последствий?

О культуре сердца, если кто и не поймет, ибо сердца

большинства окостенели, то все же постесняется говорить

против, потому о ней можно говорить без особого опасения.

Хуже дело с равноправием полов. Это самый болезненный вопрос.

Трудно даже представить себе, насколько сейчас он остро стоит

во многих странах. Дико, нелепо, но и в нашу эпоху

биологических открытий, даже среди признанных выдающихся

умов, можно услышать мнение, что женщинам нельзя предоставить

одинакового образования с мужчинами, а также нельзя, чтобы

женщина стремилась к местам и профессиям, занимаемым

мужчинами. Следовало бы спросить, собственно какие же места и

профессии нужно считать принадлежащими исключительно

женщинам? При перечислении на долю женщин таких не остается.

Неужели все значение женщины должно быть сведено к роли

родильницы, и кормилицы, и увеселительницы мужчины? Но какого

же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница

должна быть лишена высшего умственного развития? При этом эти

«мудрецы», лишающие женщин высшего образования, тут же

лицемерно провозглашают, что «назначение женщины гораздо

выше», но в чем заключается это «выше», они нам не поясняют.

Неужели в том, чтобы давать жизнь таким неудачным спесиментам

чисто «мужского» ума и тем только увеличивать свою кабалу и

способствовать вырождению человечества? Но нельзя насиловать

психическую энергию, когда она требует своею выявления.

Откуда же такое страшное увеличение психических заболеваний и

все растущее количество слабоумных, которое наблюдается

сейчас и особенно в Америке. Так, по данным медицинской

статистики, один из каждых двадцати человек, в тот или иной

период своей жизни, кандидат в сумасшедший дом. Количество

слабоумных тоже потрясающее. Эти данные приводит Ал. Каррель

(Француский хирург и патофизиолог, нобелевский лауреат

1912г.) в своей последней книге «Неизвестный человек». Книга

его интересна, но так как на всякого мудреца довольно

простоты, то и в этом труде можно найти не мало странностей.

Именно — Каррель в этой своей книге высказывает

[невежественное] мнение о женском образовании, хотя в другом

месте говорит, что нет никаких оснований считать женский ум

ниже мужского. Хочется спросить, не страдает ли этот ученый

тоже некоторой долей неуравновешенности в своем мышлении.

Проводя идею эволюции в своей книге, он, в то же время, хочет

остановить ее, предоставив женщинам ограниченное право на

существование и развитие и лишив ее

Скачать:PDFTXT

Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать бесплатно, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать онлайн