почта уходит.
Также и о Толстом в связи с непротивлением злу побеседуем
с Вами в следующем письме.
Также должна признаться, что мне трудно корректировать
свои писания. Часто прочитанная мысль бежит и расширяется в
сознании, и трудно уже чтение этой мысли в прежнем
изложении, и тогда ошибки не замечаются или же, что случается
к прискорбию, поправки грамматически не согласуются с
предыдущей версией. Особенно часто подобное случается с
запятыми, которые я забываю при этом вычеркнуть, а моя
маленькая переписчица, не смущаясь, вписывает. Есть ошибки и
пропуски в посылаемом Вам манускрипте «Надземное», я не имею
возможности всегда прокорректировать вдвоем, а при моем
усталом зрении при списывании с тетради получаются иногда
пропуски и неточности. Проверить копию, посланную Юл. Дом.,
помог мне Н.К., и потому я просила ее сравнить эту копию с
имеющейся у Вас. Думаю, что в Вашей копии есть ошибка в п.3,
в фразе «если удастся собрать ряд предметов, собранных в одно
время…» вместо «собранных» следует читать «созданных».
Должна кончать. Шлю мысли сердца и мысли спокойствия и
несокрушимой радости чудесному труду. 14.06.39.
Вы правы, что среди молодых встречается не мало
интересующихся основами бытия, духовными вопросами. Наряду со
страшным смятением, падением нравственности и невежественными
отрицаниями, наблюдаемыми почти повсеместно, можно усмотреть
и замечательные знаки духовных исканий среди самых молодых. И
так хотелось бы закалить эти молодые силы, чтобы оберечь их
от заражения при соприкасании с излучениями представителей
уходящей расы. Ведь духовность будет отличительным признаком
нарождающейся расы, и, как обычно бывает, там, где это
понятие преследуется, там оно вспыхивает с особою силою. Там,
где этой духовности нет, там силы тьмы и не будут затрачивать
энергии, они всегда бьют по самым угрожающим их центрам.
Вы также правы, что особенно трудно объяснить основные
вопросы бытия, как сотворение мира и человека, людям, чье
сознание было воспитано на определенных догматах. Но
нарастающее поколение может ближе осознать великий закон
эволюции и его распространение на всю Вселенную, ибо школьная
программа уже значительно расширилась, естественные науки,
биология и так называемая космография составляют уже
неотъемлемую часть среднего учебного заведения во многих
странах.
Действительно, как объяснить начало и развитие нашего
мира или планеты со всею жизнью на ней, если не признается
эволюция всей Вселенной? Ведь множества не допускают еще
населенности других миров. Слова Хр., что «в доме Отца моего
обителей много», не принимаются, как указующие на обитаемость
иных миров, кроме нашей крошечной Земли. Всем отрицающим эту
великую истину следовало бы побывать в одной из новейших
обсерваторий с ее гигантским телескопом, или хотя бы
перелистать звездный атлас и проштудировать [звездные]
фотографии, разных частей небосклона. Величие Необъятности и
наполненность пространства, которые раскроются перед ними,
заставят их устыдиться своего самомнения, высокомерия и
невежества. Но приближается время, когда не только отдельные
ученые, но и мало-мальски образованные люди будут знать о
процессе зарождения миров и жизни на планетах, подтвержденных
научными данными. Потому пора начать допускать мысль о
населенности и наполненности Пространства. Жизнь переносится
с одной планеты на другую не только метеорами, согласно
предположению некоторых ученых, но и другими способами, ведь
пространство наполнено микроорганизмами, которые недоступны
нашему обычному зрению и осязанию, и от них можно протянуть
нить к макрокосму. Но не имеются ли уже в нашем распоряжении
сильнейшие микроскопы, которые раскрывают нам чудеса
окружающего нас мира? Затруднения в том, что сейчас лишь
ничтожнейшая часть населения планеты имеет доступ к
микроскопам и телескопам. Также не приходит людям на ум, что
действительность, вмещаемая Вселенной, бесконечно превосходит
сумму воображения коллективного человечества. Они будут
рассматривать все написанное в <Т.Д.> Блаватской, как
фантазии, но мы можем понять, что это описание есть лишь
незначительная часть всего грандиозного процесса,
происходившего на нашей планете.
Знаю, с какими трудностями Вам приходится встречаться при
Ваших беседах, обращенных к широким массам. Ведь Вы не можете
выйти слишком далеко за пределы установленных взглядов
(догматов) на сотворение мира, человека, на грехопадение и
т.д., но мне хотелось бы знать предел этому мертвящему
невежеству. Именно, насколько возможно, без особого вызова и
нежелательных последствий, начать освещать эти вопросы в
связи хотя бы с новейшими научными данными? Допускается ли
возможность понимания сотворения мира или хотя бы планеты и
человека, как эволюционного процесса? Можно ли говорить об
Адаме, как о коллективном человечестве, и олицетворении
первой плотной земной расы? Можно ли утверждать, что так
называемое грехопадение было лишь эволюционным процессом в
жизни нашего человечества, которое с уплотнением тонкого тела
вступило в новую фазу развития? Именно, что изгнание из Рая
есть символ падения или нисхождения человека в его
эволюционном процессе из тонкого состояния в зарождение на
физическом плане и физическим способом?
Сказано в кн. Бытия: «И сделал Господь Бог Адаму и жене
его одежды кожаные и одел их». Не трудно понять, что под
кожаными одеждами разумеется уплотнение тонкого тела или
физическое воплощение человека. Также и упоминание о Сынах
Неба и дочерях Земли очень показательно для утверждения
эволюции, совершающейся под стимулом существ из более
высокого, или Тонкого Мира. Если не допустить хотя бы
схематическое представление эволюции от тонкого к более
плотному, к земному, то никакой научный подход к этим
краеугольным вопросам бытия невозможен. Все сущее имеет свой
тонкий субстрат, и процесс эволюции от тонкого к плотному и
обратно можно наблюдать во всем мире. В «Т.Д.» приводится
пример куска льда, воды и пара.
Также разве можно представить, что так называемый
Всемилосердный Бог мог проклясть весь род людской за то, что
должно было совершиться как следствие эволюционного закона,
которому подлежит все сущее, вся Вселенная? Но так как
невозможно отделить Вселенную от Бога, то, значит, именно Бог
возглавляет и является этим самым законом, но тогда Он
проклинает самого себя?! Кроме того, возможно ли допустить
кощунственную мысль, что Всемилосердный Бог может наказать
весь род людской за проступок одного человека? Также откуда в
Раю мог оказаться Сатана и могло расти дерево, носящее в себе
и начало зла? Также не должен ли был Всезнающий и Вездесущий
Бог знать, что Адам и Ева вкусят плод от запрещенного древа?
Все последние вопросы задаются школьниками младших классов,
но удовлетворительного ответа на них получить не могут. Не
пора ли разъяснить эти символические представления согласно
научным данным? Зачем порождать безбожников?
Кто же в наши дни, приобщившись к достижениям науки,
может допускать дословно все сказанное в Библии? Разве Библия
не является для просвещенных умов и исследователей сборником
осколков великих истин, народных легенд и отголосков событий
именно допотопных, давно прошедших времен, часто соединенных
между собою вне всякого хронологического порядка. Библия
переводилась со многих языков, и много преображений и
искажений было внесено древнейшими компиляторами этих
писаний. Так и перевод Евангелий на европейские языки передан
не точно и, кроме того, разнится даже в этих языках. Сейчас
производятся работы [по сверке] канонизированных Евангелий с
сохранившимися арамейскими текстами, и уже не мало
неточностей установлено. Приобрели ли Вы «Аграфы» проф. М.
Таубе, изданные в синодальной типографии в Варшаве? Там
собрано не мало интересного материала и мыслей самого автора.
Теперь людям, которые спрашивают, основываясь на
церковном представлении, как мог Бог допустить существование
Сатаны, конечно, невозможно удовлетворительно разъяснить
такой поступок Всемилосердного Бога, по данным Библии,
принятым церковниками в их мертвой букве. Люди правы, задавая
такой вопрос. Потому если не будет осознан закон эволюции, а
также что «Бога никто никогда и нигде не видел», что «Бог
есть огонь» и потому Бог есть ТО НЕСКАЗУЕМОЕ всех древних
религий, тот АБСОЛЮТ, вмещающий в себе все сущее, видимое и
невидимое; как говорит апостол: «в нем мы движемся и имеем
бытие», иначе говоря, без Которого никто не может
существовать, то без такого осознания невозможно понять
существование противодействующей Силы, или, как принято в
недомыслии называть ее, Сатаны.
АБСОЛЮТ вмещает все вселенские проявления, АБСОЛЮТ из
своего абсолютного Единства при проявлении становится
АБСОЛЮТОМ беспредельной дифференциации и ее следствий
относительности и противоположений. Так в своем космическом
аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение
следствий дифференциации (относительности и
противоположения). Но без существования закона
относительности и противоположения никакое сознание, и
познание, и усовершенствование не может иметь места. Лишь
путем сопоставления, сравнения и отбора продвигается все
сущее в эволюционном процессе. Потому необходимо различать
два аспекта Сатаны один космический, столь невежественно
оклеветанный, и другой — планетарный, принадлежащий лишь
нашей Земле. Этот последний аспект олицетворен в противнике
Архангела Михаила. Этот земной Сатана есть, истинно, падший
Ангел, один из Элохимов, но который преисполнился гордыни и
пожелал вознестись над своими Собратьями и стать единым Богом
для своих Землян. В этой борьбе с Силами Света он утерял свой
лучезарный венец, но он еще очень, очень силен, будучи
поддержан вольными или невольными пособниками, вербуемыми им
среди невежественных и теплых воплощенных и развоплощенных
землян. Теперь скажите мне, насколько можно затрагивать эти
вопросы с Вашими слушателями? Впрочем, вероятно, Вы имеете
среди них молодых, которых Вы можете направить на
самостоятельные логические выводы.
Теперь Ваш вопрос об Агни. Агни означает Огонь. Все
пространство наполнено этим огнем. Как сказано, Космос есть
огненный корабль, несущийся в Беспредельности. Огонь, в виде
всеначальной энергии, сообщает всему жизнь (следовательно,
сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет
высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы
исходят из единой всеначальной энергии, или из единого
элемента ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ
НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ. Огонь лежит в
основании каждого творения. Бог есть Огонь. Люди должны
узнать, что «материя есть и дух, и каждое проявление их есть
лишь проявление той же всеначальной энергии». Св. Дух всегда
представляется как Огонь, древние знали много больше нас о
двуеродном Огне.
Глубоко тронута Вашим даром на издание Писем. Да, я
очень, очень тревожусь теми расходами, которые несут наши
друзья по изданиям. Так опасаюсь, чтобы эта тяжесть, а также
расширение Музея не завлекли бы слишком далеко. Всякое
насильственное разбухание не полезно. Я верю лишь в
постепенный естественный рост каждого начинания. Некоторые
издания, конечно, не предполагались к немедленному
расхождению их. Нужно еще немного подождать. Вопрос, выдержат
ли друзья? Так хотелось бы сократить расходы там, где нет
никакой спешки.
Радуюсь, что Вас привлекают к различным общественным
обязанностям. Много пользы можете принести, призывая людей к
большей терпимости и осторожными касаниями приводя их к
осознанию происшедшего сдвига в мышлении нового поколения.
Теперь несколько слов о чете М. и г-же Л. Касаюсь этой
истории, ибо Вы пишете, что г-жа М. посвятила Вас в свое
горе. Не скрою, что я очень опечалена случившимся в стенах
Общества. От всего сердца жалею жену М., ибо чувство ревности
одно из самых острых. И конечно, в этой жизненной драме она
заслуживает наибольшего сочувствия, если не считать и супруга
г-жи Л., который, вероятно, не посвящен в происходящее. Сам
«герой» продолжает свою «платоническую» любовь и упрекает
жену в том, что она не может понять чистоту этой
«платонической» любви. Но неужели он так груб, что считает,
что лишь плотская любовь может явиться предметом ревности?
Кроме того, во всех веках люди опошляли и посейчас опошляют
высокое понятие платонической любви. Они не могут подняться
до высот преображенного чувства, которое имел в виду великий
Платон. Они не понимают, что любовь по Платону есть чистое
устремление и вдохновение, освобожденное от всего низменно
чувственного, причем любовь эта была направлена
преимущественно к познанию идей и именно высшей среди них, к
идее добра. Платон в любви ко благу видел и наивысшее
назначение и блаженство человека. Так Платон всей душой
устремлялся к избранной им Музе своей Покровительнице, она
была ему оплотом в его жизненном пути, но Муза эта пребывала
в Мире Надземном. Любовь для Платона была великим ведущим
Началом. Потому понять эту платоническую любовь могут лишь
те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному.
Никакие земные проявления любви для них не