Толстого за то, что он не
ограничился писанием повестей и романов, но дерзнул открыто
высказать свое мировоззрение, свое учение жизни. Но все же
Толстой, как учитель жизни, не менее велик Толстого писателя,
и на Востоке, именно, его учение нашло себе наибольшую
оценку. И кто может сказать, что переживет — его ли романы
или же его этическое учение?
Прилагаю Беседу, п. 477. «Ур. знает, что понятие
учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет.
Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен
уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают
своим младшим собратьям. Не легко избрать лучший способ
преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен
почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без
упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только
невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы их
внушить ученикам.
Можно удивляться, что само искусство учительства не
вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько
различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это
зависило не только от способностей ученика, но, главным
образом, от убедительности учителя.
Так пусть учительство производится среди самых широких
слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство
стояло высоко. Мысли о Великих Учителях вырастут легче, когда
понятие учительства будет накрепко осознано.
Учительство должно быть освобождено от своекорыстия.
Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет
выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с
тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд
учителя должен быть вознагражден не только материально, но и
общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней
государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет
народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к
учительству, но служение благу.
Такое познание служения не приходит внезапно, это нужно
воспитать. Так пусть каждый школьник почует себя учителем по
отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими
учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.
Не следует смотреть на такое служение, как на скучную
тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче,
только в таком давании рождается истинная радость.
Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый
может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как
славно даяние, которое не может истощаться».
Очень тронули меня Ваши строки о том, как Н. иногда
плачет над страницами моих писем, где высказывается осуждение
некоторой существующей церковности и т.д. Я так пониманию ее
боль. Но должна ей сказать, что я очень люблю многие наши
церковные обряды и празднества и никогда не стала бы их
изгонять из жизни народа. Наоборот, они должны быть еще более
одухотворены и тем стать еще ближе народному сознанию.
Главное их внутренний глубокий смысл должен быть осознан.
Также я храню память о нескольких прекрасных священниках и
мечтаю встретить таких и в новой России. Мои слова относятся
лишь к закостенелым мышлениям. Всякое невежество, где бы оно
ни проявлялось, должно быть обнаружено и по возможности
искоренено. Я верю в новую чудесную Храмину Духа, новую
религию, основанную на сердце и просветленном им разуме.
12.08.39.
Мы были так рады в последних письмах Гаральда и Ив.Г.
читать такие сердечные мысли о единении. Оно всегда ценно, а
сейчас оно совершенно необходимо. Можно чаще перечитывать
самые первые книги Учения, в них много указаний о будущем.
Если бы от новых друзей в библиотеку Музея поступили в дар
какие-либо художественные издания (у них их много), то это
можно лишь приветствовать. Чем больше обогатится библиотека,
тем лучше. К тому же всякий знак дружелюбия приносит свои
плоды. А когда эти знаки в правильном направлении, то удача
еще более усугубляется. В свою очередь, можете спросить
знакомых, какой бы сделать книжный дар и их библиотекам.
Таким образом, несколько экземпляров монографии может
протолкнуться через их канал. Теперь, когда отношения с
друзьями еще улучшились, можно бы, при случае, опять поднять
вопрос о монографии на выраженных ими в начале условиях.
Как трогательно, что милый наш Кл.Стан. так прекрасно
старается закрепить единение и постоянно напоминает о Щите.
Радуемся, что он находится в таких высоких настроениях, они
облегчат и его страдания. При свидании передайте ему нашу
ласку и нашу радость о нем.
Большая для нас радость, что Вы так устремленно и с такой
бережностью работаете над доверенным трудом. Книга эта будет
иметь совершенно исключительное значение. Ни разу ничего
подобного не было выполнено. Но, преследуя историческую
основу, Вы, как поэт, сумеете сохранить и надземное
очарование высокого Понятия.
Привожу несколько бесед, которые еще не так скоро дойдут
до Вас. «491. Вы знаете, что без надземных чувствований
нельзя преобразить жизнь. Никакая работа не может быть
возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее слово
воображение, оно не вымысел, не уловка лукавства, но
нахождение высших образов, реализация высоких понятий.
Воображение всегда реально и правдиво. Невозможно
представить, где живет эта правда, но она существует. Не
думайте, что истинное воображение возможно во зле, нужно
доброе устремление. Каждое зло сложит искаженные образы.
Калейдоскоп нуждается в гармоническом движении, так и в
созерцании высоких образов требуется открытое сердце. Каждое
затемнение внесет извращение представления. Так опять связаны
законы физические с основами психическими. Но даже самые
высокие достижения должны быть зачаты здесь, часто среди
самой тяжкой нужды. Нередко богачи задумываются почему их
жертвы должны быть так облегчены? Они полагают, что жертва
может быть лишь денежная, но они забывают, что прекрасная
задача им доверена сочетать монеты с высокими заданиями, но
для этого нужно воображение. Многие ли стремятся повысить в
себе это качество? Мыслитель поучал: «Каждому человеку дано
заглянуть в Чертоги Божественные, но пусть приучит глаз
смотреть в сияние Неба и распознавать всю жизнь пространства.
Кому Небо пусто, тот имеет пустое сердце».
Следующая беседа может относиться ко всем предающимся
йогическим упражнениям и при этом не позаботившимся очистить
свое мышление и расширить сознание.
«487. Вы знаете, что воспитание мысли должно происходить
последовательно. Каждый может представить себе тот ужас,
когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому
нравственное образование должно предшествовать учению о
мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания
силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов. Давно
учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до
йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились
люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не
позаботившиеся прежде очистить свое сознание. Конечно, и для
очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль
будет внутренняя, без внешних посылок.
Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за
чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в
жизни оно применяется редко. Люди не думают, чисты ли их
руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди
прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя
низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны
самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к
злоумышленникам.
Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда
вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с
дурными намерениями!
Мыслитель указывал: «Сперва поймем добро и тогда пошлем
его в мир». 18.08.39.
Шлю Вам привет и любовь моего сердца. Надеюсь, родная,
что Вы дали себе некоторый отдых и здоровье Ваше улучшилось,
хотя именно сейчас так тяжка атмосфера, что почти невозможно
сохранять равновесие. Часто приходится повторять Соломоново
изречение: «И это пройдет». Пожалуйста, хотя бы самыми
краткими весточками сообщайте о себе и ближайших друзьях.
Ведь Вы, родная, и Ваши ближайшие друзья члены нашей тесной
духовной общины.
Ваше самочувствие требует заботливого отношения, отдыха и
некоторых удобств, не лишили ли Вы себя этой возможности?
Меня это очень тревожит. Когда мы несем известную миссию, мы
обязаны поддерживать свои силы, чтобы лучше выполнить
задание. В самоотверженности своей не забывайте это, родная.
Н.К. шлет Вам свой самый сердечный привет. Он понемногу
поправляется после приступа лихорадки и раздражения желез.
Температура его доходила до 40 гр. с лишком, и я очень
устала, ухаживая за ним. (…) Сейчас хворает наш Влад. Ан.,
у него бронхит, и очень сильный. Раздражение слизистых
оболочек приняло характер широкораспространенной эпидемии.
Многие друзья в Америке жалуются на сильнейшие боли в
желудке, но при исследовании никаких язв не обнаруживается.
Прилагаю беседу в связи с этой эпидемией.
«Вы знаете, что выдача психической энергии и потрясение
ее различны в своей сущности, хотя и сходны по признакам.
Люди не понимают, что раздражение слизистых оболочек связано
с выдачей психической энергии. Такая усиленная выдача
происходит при усилении мыслительной деятельности. Совершенно
индивидуально поражаются гланды и ткани. Посылки энергии на
расстояние также вызывают напряжение гланд, особенно когда
космические токи неблагоприятны. Но потрясения психической
энергии может происходить и без напряжения мыслительной
энергии: потрясения нравственные, или горе, или неожиданные
удары, или удачи могут прервать энергию. Если мировые события
грозны, то может получиться целая эпидемия, ее наименования
будут различны, будут приписывать сердечные, простудные или
желудочные причины, но истинная причина не будет произнесена.
Заметят увеличение нервных заболеваний, но, в конце концов,
каждая болезнь затрагивает нервную систему. Лечение должно
быть как телесное, так и духовное. Нужно спокойное повторение
Соломонова изречения «И это пройдет». Если недостаточно
самовнушения, то можно применить внушение извне. Полезные
лекарства знаете (…) мышьяк и железо и, конечно, старый
друг валериан, в случае упадка сил мускус. Теплые ванны
полезны всегда, остальное зависит от местного заболевания.
Так можно помочь в разных фазах психического напряжения. Люди
не должны думать, что такая эпидемия не заслуживает внимания,
наоборот, все связанное с нервными центрами может
распространяться быстро. Незнание причины всегда ведет к
плохим следствиям. Если еще добавить всевозможные
самоотравления, то получится печальная картина. Скажут —
опять пугаете, но тогда каждый врачебный совет будет
запугиванием. Если Мы видим возникновение опасности, Мы
должны предупредить о ней. Кто-то будет усмехаться над
устремлением к высоким предметам, для него и музыка, и
искусство лишь безделье. Он не знает слово «экстаз», для него
это вредный предрассудок. Мыслитель знал таких насмешников.
Он говорил: «Государство должно изгонять закоренелых невежд.
Пусть они найдут для себя какой-то остров. Но море поглотит
такое хранилище глупости. Законы Природы можно нарушать лишь
до некоторой степени».
Так как остается еще почти две страницы, добавлю еще
несколько Бесед.
«493. Вы знаете, что люди особенно боятся чувства
одиночества. Это не страх, но особое гнетущее ощущение. Оно
вполне естественно для человека, не знающего о Тонком Мире, о
непрерывности жизни. Но иногда такое же чувство является и у
людей, знакомых с основами Бытия. Следует выявить причины
такого непреодолимого чувства. Можно предположить, что влияют
неприятные сущности или предчувствия могут вызывать такое
подавленное состояние, но, кроме таких несомненных причин,
может быть еще космическое воздействие. Химизм тяжких токов
может обволакивать человека и создавать как бы изолированное
состояние, при котором человек ощущает одиночество. Но
каждому дана панацея, он может рассеять любое воздействие,
обратившись мысленно к друзьям. Человек имеет друзей не
только на Земле, он может призвать из Тонкого Мира многих
верных сотрудников.
Кроме того, он может знать о Нас, и такое обращение не
останется втуне. Оно может вызвать ответ в неожиданной форме,
но угнетающий химизм будет рассеян. Много предстоит открытий
научных, но познание основ Бытия все же будет краеугольным
[камнем]. Так, вы заметили, что передача мысли на расстояние
в научной обстановке мало продвигается, недостает надземных
чувствований и признания основ Бытия. Мыслитель жалел людей,
которые укорачивают не только жизнь, но и мысль».
«492. Вы знаете, что преданность ценна лишь, когда она
проявляется в полной мере; в такой мере, что человек и не мог
бы проявить ее сильнее. Тогда слагается мощный благотворный
химизм, который целителен на дальнее расстояние. Но всякая
половинчатость должна быть отнесена в область лукавства.
Человек обманывает и себя, и других, тем он творит яды
смертоносные. Человек должен сказать: «Предан даже, если это
мне не выгодно». Но какая же уродливая преданность будет,
когда люди воскликнут: «Будем преданны, так будет очень
выгодно!» Никто не сомневается, что каждая корыстная
преданность заслуживает иного названия.
Наше