чем
идет речь, и даже просвещенные люди думают, что
предполагается какое-то важное действие, а привычный обиход
не имеет касания к сказанному. Нужно подчеркнуть, что Мы
говорим о каждом действии, независимо от его размера. Могут
сказать неужели домашний обиход может иметь глубокое
значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных,
безвинно страдающих, но посмотрим в корень бытия и найдем
множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и
косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но
какая-то связь следствий должна быть. Простой семейный быт
разве не порождает множества следствий? Семья забыта, и часто
служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения
проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к
одному месту, и тем усиливается размножение этих губительных
бактерий. И такие людские рассадники являются опасными
врагами счастья человеческого. Но также не забудем
многолюдные учреждения, где гнездится
человеконенавистничество. Так, люди должны помнить свой долг
и не заражать пространство. У Нас имеются аппараты, которые
показывают заражение пространства. Правители зовут решать
дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе,
но в каждодневном быте народов. Мыслитель говорил: «Не
Архонты объявляют войну, но каждый гражданин таит ее в своем
доме». Итак, насколько возможно, будем следовать идеалу
Платоновской общественности и вносить культуру во все
человеческие отношения, тем самым вступим на путь Служения
Человечеству. Вы — бард Великого Грааля, разыскивая в вековых
памятниках следы проявления величественного примера такого
Служения Человечеству, наверное, не раз задумывались над
разносторонней деятельностью участников этого Братства.
Именно не рыцари, отшельники и молчальники собирались в этой
Твердыне, но все самые самоотверженные, самые дерзновенные
искатели Истины и самые деятельные строители жизни во всей ее
многогранности. Даже скудное земное воображение запечатлело
их подвиги в доступных для себя образах, но истинная сущность
и мерило этой напряженнейшей, самоотверженной деятельности
остались вне вместимости земного сознания. Неустанное
Действие было Их девизом, действие на общее благо. Ибо
действие положено в основу Мироздания. Оно есть первейший
закон Вселенной. Действие, Притяжение и Отталкивание —
троица, которой держится весь Космос. Но именно действия люди
и боятся больше всего. Учение говорит: «Даже ошибку в
действии легче исправить, нежели построить нечто на мертвом
бездействии». Потому будем продолжать действовать и строить
бережно добрые отношения на основе культуры со всеми
указанными и подходящими к нам людьми. Положим в основу наших
действий великое доверие к Руке Ведущей и в трудные дни
Армагеддона научимся днем и ночью повторять молитву:
«Владыка, даруй разумение, дабы не пройти мимо труда Твоего!»
Перечтите п. 57 в «А. Йоге».
Очень люблю и п.55 из той же книги. Истинно, ничто не
может преградить путь Сужденному. Возродится дух
человеческий, и каждая ошибка, совершенная для Нового Мира,
превратится в цветок смелости. Будем черпать силы в сознании
творимой мировой справедливости. Дан приказ «будьте
справедливы». Но о какой справедливости говорим? Люди
ухитряются сотворить много «справедливостей». Они знают
справедливость личную, семейную, родовую, племенную и
расовую. Они прикрываются справедливостью служебною,
школьною, профессиональною не перечислить всех людских
справедливостей, но забыта справедливость человеческая. Люди
судят со многих точек зрения, но главная мировая
справедливость нигде не будет принята. Мы уже говорили о
судьях несправедливых как о позоре человеческом, но следует
сказать не только о судьях, но о всех двуногих, погрязших во
лжи. Каждый человек каждый день произносит приговоры. Он
берет на себя ответственность бросить в пространство стрелу
лжи, ибо обычно он судит условно и часто невежественно. К
тому же человек преисполнен пристрастия и даже испытывает
злорадство, посылая отраву. Много физических ядов, но еще
больше психических. (…) Нужно приучиться к человеческой
справедливости. Нужно проверять себя, не закралось ли
суждение пристрастное? На обиходе нужно проверять себя…
18.02.40.
Очень печалуюсь, что не могла ответить раньше на Ваши
письма. По особым обстоятельствам посылать корреспонденцию
больше определенного количества мы не можем, а тут, как
нарочно, подошел целый ряд писем из разных мест с вопросами,
требующими неотложного ответа. Кроме того, последнее время
сердце мое дает усиленные перебои. Мне предписан полный покой
и запрещено писать чрезмерно на машинке. Писать приходится
иногда даже украдкой от домашних.
Прежде всего о Вашей новой книге. Очень радуюсь, что Вы
ее уже обдумываете. Углубитесь в эту чудесную работу, пусть
она будет Вашим самым главным делом. Нужно, чтобы эта книга
вышла как можно увлекательнее. Ведь впервые будет дано такое
обилие наидостовернейших сведений о мире Надземном. Книги
Баркер (Переведена и издана на русском яаыке книга Э. Баркер
«Письма живого усопшего» интереснейший «документ» Тонкого
Мира) я имею, но не следует помещать в Вашем труде сведения
о Чудесном Существе; можно вызвать лишь осмеяние невежд.
Совет Вам Дан при пользовании другими источниками, кроме
Учения, пересказывать содержание своими словами, вероятно,
чтобы избежать упоминания слишком многих авторов. Не
перегружайте книгу слабыми источниками. Из «Надземного»,
конечно, можно взять те параграфы о Тонком Мире, которые Вам
подойдут. Начинаю уже собирать «Надземное» для печати с
необходимыми пропусками. Причем указано сохранить нумерацию и
отметить выпущенное содержание параграфов многоточием, ибо
впоследствии и эти параграфы будут опубликованы. Указано,
чтобы через год книга эта увидела свет. На фоне мировых
бедствий будет явлено «Надземное».
Вы спрашиваете кто это Прекрасное Существо, о котором
говорится в книге Баркера? Существо это принадлежит к
обитателям иной планеты, скажем, Юпитера, и хотя Оно и не
входит в состав Бел. Братства, тем не менее Оно сотрудничает
с Ним в полном согласии.
Теперь о Таре Желтого Луча. В тибетской и монгольской
иконографии Тара эта считается покровительницей буддистов в
Китае, Тибете и Монголии. По преданию и Указанию, Она много
трудится в Китае, Луч ее подготовляет путь для возрожденного
и очищенного Буддизма. Очень хотела бы порадовать Вас и
сообщить Вам нечто большее, но сейчас по многим
обстоятельствам это невозможно. Вы и сами это понимаете.
Между Прекрасным Существом и Тарой разница не велика. Потому,
если Вы наградите Тару всеми наипрекраснейшими атрибутами, Вы
будете не далеки от истины. Облик этой Тары мне весьма
близок.
Но друзьям советую быть очень осторожными. Особенно
опасно такое смешение аур в дни Армагеддона. Зачем облегчать
вход всяким шептунам. Пусть перечтут п. 138 во второй части
«Мира Огненного».
Также Вы правы, что нужно быть признательными за Щит
Света, посланный Вашей стране. Все, что писала раньше, все
остается в силе. Потому сотрудники пусть не проявят смущения
и близорукости. Слышим о недоразумениях среди ближайших
сотрудников и сильно горюем. Многие не могут вместить
сложность времени. Но во всех Учениях вмещение
противоположений всегда было тем камнем преткновения, о
который спотыкалось столько сознаний. Вспомним, как Влад.
Будда настаивал на усвоении этих противоположений, и если
замечал, что ученик не мог вместить их, Он не допускал его к
дальнейшему познаванию. Лишь правильное вмещение
противоположений строит продвижение. Будем надеяться, что
удастся скоро найти равновесие.
(…) Армагеддон вступил в самую ярую фазу, и потому
столько всяких шептунов, сеющих смуту и разъединение. Часто
эти шептуны действуют из Тонкого Мира. Сейчас больше, чем
когда-либо, нужно проникнуться величайшим доверием к Учителю
и как можно лучше усвоить Основы Учения и отметить себе
малейшие намеки, указующие направление эволюции и ближайшего
будущего. Только сознание, обуянное всякого рода
предвзятостью, может не замечать, где поднят Щит Света. Так
хотелось бы раздвинуть кругозор некоторых сознаний, особенно
тех, которые торопятся судить лишь по преходящей очевидности,
но в результате они могут осудить самих себя. 19.02.40.
Как чудесно, что Вас вдохновляет героика. Бетховен именно
и хотел бросить в пространство мысль о героизме, и чуткие
сердца через столетия затрепещут на его зов. Прекрасно, что
Вы можете так отзвучать на искусство, ведь это
свидетельствует об огромном запасе психической энергии.
(…) Прежде чем выпускать второй номер сборника,
хотелось бы, чтобы разошелся или почти разошелся первый. Ведь
у друзей поле широкое. Когда будет формироваться второй
сборник, пожалуйста, предварительно сообщите нам, какие
именно статьи и воспроизведения с картин Н.К. предполагаются,
и подождите нашего одобрения Вашего выбора. Можно помещать
короткие листы дневника Н.К. под общим заглавием «Из
готовящейся книги «Жизнь». Ведь у Вас в запасе много
непомещенных листов, и такие, как «Блок и Врубель» или
«Куинджи», могут быть вполне приемлемы. Сын постарается найти
среди своих работ что-нибудь подходящее. Может быть, я дам о
женском движении. Можно только пожалеть, если кто-то не
понимает значения благодетельных мостов. Но ведь не нужно
быть инженером, чтобы понять, какие предварительные расчеты и
подготовка должны быть произведены. Радуемся, что Вы находите
отклик среди молодых. Если же для кого-то Ваши труды пока
непонятны или неприемлемы, то что же делать перетерпим. Они
же когда-то нас поблагодарят. Понимаем труднейшее положение
Рих. Як., ведь ему необходимо избежать раскола, за которым
могут последовать и предательства. Разные могут быть
предательства.
Друзья должны понимать, что в Обществе могут быть люди
различных воззрений. Не только различно могут думать люди о
науке и искусстве, но они могут различаться и в своих
мировоззрениях. Только большою культурною работою могут
устанавливаться истинные воззрения. Расширение сознания не
легко дается! Все это друзья должны принять во внимание.
Истинное сближение может происходить на доброжелательном
взаимопонимании. Нельзя приказать там, где сердце еще не
вмещает. Но такой факт, как детские книги, о которых Вы так
превосходно пишете, уже может быть одним из лучших звеньев
моста.
Пуще всего храните здоровье. Не растрачивайте его на
взрывы, запаситесь терпением и идите поверх. Никакое доброе
усилие не пропадет, хотя видимые следствия его не могут быть
нами сейчас учтены. Потому не слишком огорчайтесь, если что
делается сейчас не так спешно и не в том виде, как Вам
хотелось бы. 05.03.40.
Вы, конечно, чуете, сколько огорчения принесли нам
недоразумения, возникшие среди сотрудников в связи с
непониманием происходящего строительства на общее благо.
Десять лет изучаются заветы Живой Этики, пробил час показать,
насколько кто усвоил их. Неужели все восхищения и готовность
следовать этим заветам были только на словах? Несказанно
больно было читать обвинения, бросаемые против Гаральда.
Сердце мое не может вместить, как могло у некоторых
сотрудников зародиться такое недоброжелательство к сыну
Фел.Ден., которому они столько обязаны и о котором сами же
писали столь возвышенные страницы! Неужели никто не задумался
о тех страданиях, которые они причиняют Фел. Ден? Сердце
болит за такое жестокое и явно несправедливое осуждение
Гаральда. Приближаются памятные дни 24 и 28 Марта, какими же
глазами, с каким чувством будут обвинители смотреть на
портреты Вел.Вл. и Ф.Д.?! Мне больно, так больно, что и
выразить не умею.
Мы знаем искреннее отношение Гаральда ко всему
происходящему и не от него самого, но из другого Источника.
Не раз было повторено — «Берегите Гаральда, охраните его».
Знаю, что его нужно именно охранить, ибо он в своем рвении
иногда не считается со своими возможностями. Пример мы имеем
в его большой щедрости. Знаю также, что он слишком быстр в
своих действиях и не сдержан в выражениях. Но все это
искупается его редчайшим сердцем, незлобивостью, честностью и
замечательною чертою он всегда ищет ошибку, прежде всего, в
себе самом. И хотя во все века можно видеть, как люди с
широкими заданиями и подвижным сознанием постоянно были
обвиняемы в честолюбивых замыслах, но все же особенно
прискорбно, когда подобные обвинения пускают корни среди
людей, примкнувших к заветам Живой Этики. Пусть обвиняющий
Гаральда в честолюбии и диктаторстве докажет на деле, что сам
он не болеет тем, в чем упрекает друга.
Гаральд очень оплакивает свои неуместные выражения и
особенно те, которые он употребил в разговоре с Вами. Знаю
эти более чем неуместные выражения, и много придется ему
поработать над своею несовершенностью, но в сердце своем он
чист. Он очень мучается за каждое произнесенное им жесткое
слово. Много людей, которые, как говорится, «мягко стелют, но
жестко спать», но Гаральд, именно, ценен тем, что действует
как раз обратно. Пусть друзья в память Фел. Ден. проявят
добросердечие к сыну его, который исполнен