гармонировать со вкусами пациента. Хорошо ставить около
постели на ночь сосуд с горячей водою, в который надо налить
несколько капель эвкалиптового масла, это полезно и днем. Но
сильная степень одержания не поддается никаким
вспомогательным средствам, и нужно воздействие чистой и
мощной психической энергии.
Вы правы, что книга «Зов» заключает многое в кратких
формулах из того, что в последующих книгах разобрано более
подробно и с разных сторон. Но напрасно и неправильно
осуждать и отрицать «Письма Махатм». На основании этих
«Писем» написан «Эзотерический Буддизм» Синнетта. Содержание
их, но более разработанное, вошло и в «Тайную Доктрину». Том
этих «Писем» есть величайшая книга, и она вполне оценена на
Западе. Отрицать ее, значит отрицать и все Учение, данное
через Е. П. Блаватскую, также все книги «Жив. Этики». К
сожалению, в упомянутый том вошло лишь несколько писем,
притом не полностью, а лишь выдержки их. Но, увы, даже в
таком виде, как видите, они с трудом переваpиваются
некоторыми сознаниями.
Вы правы, что Иисус Хр. в истории явление исключительное,
но следует добавить, что не менее исключительны и явления
всех Кумар, или Богочеловеков. И лишь самомнительный невежда
может начать взвешивать, Кто из этих высочайших Духов выше
или ниже. Нам дана прекрасная формула в Учении: «Если спросят
— кто выше, Христос или Будда? Отвечайте — «Невозможно
измерить дальние миры, можем лишь восхищаться их сиянием».
Вы пишете, что прискорбны все споры и полемики около
высоких понятий. Совершенно верно, и особенно прискорбна
полемика невежества, ибо она ничего, кроме озлобления, не
приносит. Нельзя пытаться объяснять другим то, что сами мы не
уяснили себе, истинно, ничего кроме соблазна не получится. Но
обмен мыслей среди высокообразованных людей есть великое
творчество, ибо от обмена и столкновений мнений высекаются
искры Истины. Но, именно, нужен обмен мыслей, а не
Правильно, что недоговоренности в книгах часто дают
поверхностному читателю впечатление противоречий. В таких
противоречиях обвиняли и самих великих Учителей. Но все эти
обвинители всегда забывают о самом главном, именно о своем
собственном неведении. Кто везде усматривает призыв к
безбожию и сатанизму, тот, воистину, далек от понимания, и
никакие доводы и убеждения ваши не разубедят его. Тех, кого
книги об «Основах Нового Мировоззрения» напугали, пожалеем и
оставим их в покое. Что же касается до церковников, то ведь
они сейчас даже забыли, что в царствование Николая II, в 1906
году была дарована свобода вероисповеданий и свобода слова.
Многим из них, по-видимому, очень хотелось бы вернуться
вспять, ко временам религиозной нетерпимости и даже к
Домострою. Симптомы к тому можно наблюдать в некоторых
местах. Так и автор брошюры «Правосл. Мир и Масонство»
награжден синодальной грамотой Карлов. Синода, должно быть,
за поношение лучших сынов своей родины. Но Свет побеждает
тьму.
Сейчас издается новая книга «Аум». Несомненно, в
противоположном лагере опять подымется крик — «почему
языческое слово?! Как смеют сопоставлять Божественную
Благодать с языческим Аум» и т. д.! На это мы ответим —
оставьте невежество при себе, и приведем параграфы из Учения.
«Если сказать ученым о намагниченной воде, они поймут
такое выражение, но если сказать о воде, заговоренной или
очарованной, то будете сочтены за невежд. Между тем, различие
лишь в названии, но по существу будет применена та же
энергия. Пора науке расширить кругозор, не стесняясь
случайными наименованиями. Именно из-за названий происходят
все дpамы жизни. Нужно приучиться от малых лет усматривать
сущность».
«При изучении истории верований можно заметить, как
неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но
затем старалось забыть и отвергнуть уже достигнутое. Можно
видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для
того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина
жреческого отрицания понятна — каста защищала свои
прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей. Так
происходило в разное века, но волны познания и невежества
везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для
продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию
приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем
оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата».
Привожу Вам выдержку из статьи «О Первородном Грехе» в
одном англ. журнале. Духовному наставнику ставится школьником
вопрос — почему говорят, что грех и зло пришло в мир с Адамом
и Евою, если в Раю находилось дерево с плодами Добра и Зла?
Откуда же в Раю могли быть уже плоды Зла? Каким образом в Раю
оказался Дьявол? — Современные школьники куда вдумчивее и
бойчее прошлого поколения. Невозможно возвращать сознание
вспять. Великий грех приняли на себя те, кто насильственно
задерживали просвещение и развитие мысли в народе. Всякое
насилие противно законам Вселенной и, неминуемо, должно
вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти
глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь
именно удушение мысли и духа породило все последующее
безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на
своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту
огненную энергию и Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел
в сознании масс всех стран, но с этим многие еще не могут
примириться. Причина всех происходящих бедствий в невежестве
и чудовищной безответственности, царившей и еще посейчас
наблюдаемой среди многих так называемых власть имущих. Народ
нуждается в заботе, и забота эта должна, прежде всего,
касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения его. Не
о хлебе едином бывает сыт человек.
Так не гонитесь за последователями, но работайте над
собою, над своим усовершенствованием.
25.5.36
Вы правы, что при попытках изложить или пояснить не
только Высшие Понятия, но даже при непривычном подходе к
знакомой уже мысли, мы встречаемся с почти непреодолимыми
трудностями из-за бедности определительных в наших западных
языках. Мысль Запада груба и тяжела, и потому она не
выработала еще всех тончайших оттенков в определениях,
которыми так богат Восток. Главная причина непонимания,
именно, в том, что люди Запада не привыкли, вернее, не
воспитаны в утончении мышления. Многие ли умеют читать и
усваивать прочитанное? Читают глазами, но не духом и сердцем,
и внутренний смысл остается недоступным.
Конечно, слово религия заключает в себе понятие
величайшего значения, но сейчас значение это человечеством
утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром или
Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается
присвоить в свое исключительное владение, потому каждый народ
обособил, ограничил и наложил клеймо изуверства, предав
проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих
ближних. Так, из единой связи — религии мы получили
множество, друг друга исключающих, лжерелигий. Но попробуйте
сказать, что главной причиной всех бедствий явилась не
религия, но лжерелигия, как каждый начнет кивать на своего
соседа и, в своем самомнении, не подумает отнести эту тяжкую
правду и к самому себе. Получится новая неясность и новый
соблазн. Смысл слов на всех языках воспринимается или
понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием.
Также просим Вас не страшиться никаких нападок или
поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже
писала, что ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого
противодействия, так должно быть и с книгами «Живой Этики».
Как сказал и Иисус (Ев. от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе вам,
когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали
с лжепророками отцы их». — Яснее сказать нельзя. И кто из
работающих на поле Истины захочет приобщиться к признаку
лжепророка. Кому «Чаша Востока» неприемлема, скажите — широко
мироздание, и свет велик. Имеется много очагов, где «Чаша
Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Было бы
непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к
одной группе случайных людей. Учение распространяется путями
неисповедимыми. Никто и ничто не может остановить Космический
Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут
к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели
тому. Человечество нашей расы в своем безумии
разъединения,ускоряет цикл своего смещения. Корабль наш
стремится к крушению, и темные подстрекатели злорадствуют,
ибо надеются уплыть на обломках.
Не согласна назвать противников «Чаши Востока» даже
«рассудочно — умными». Именно, труднее всего усмотреть в
таких противниках наличие какого-либо ума. Ум их есть просто
отражение кривого зеркала. Казуистика разлагает высшие
центры, и познавание делается недоступным. Кто-то сказал:
«Если дословно и плоскостно воспринять положение о зле
религий, то логично придем к роковой формуле, что религия —
опиум для народа». Дословность и плоскостность являются
атрибутами ограниченности, и, несомненно, ограниченность
придет к такой формуле. Но ведь никто к ограниченностям и не
обращается для вмещения нового понимания. Только затемненный
человек не поймет, что всякая обособленная, ограниченная и
упадочная религия есть, именно, опиум, злейший яд
разъединения и разложения. То же можно сказать и о
невежественной науке и, вообще, о всяком невежестве. Новое
сознание борется за установление единой связи с Высшим Миром,
за единый Источник всех учений, философий и знаний.
Также эти «умники», которых Вы имеете в виду, должны были
бы знать, что каждой эпохе соответствует определенная ступень
познания, и то, что было настоятельно необходимо или
целесообразно в одном веке, не может быть таковым полностью в
последующих. Иначе, что же станет с эволюцией? Человечеству
на каждой ступени дается лишь та частица Истины, которую он
может воспринять в своем меньшинстве. В каждой эпохе, в
каждой религии и народе, кроме великих Учителей, приносивших
новое понимание забытого древнего Откровения, через некоторое
время появлялись высокие Духи уже для нового очищения только
что полученного Завета. Эти Духи, как яркие Светочи, стоят на
фоне невежественных представителей религий. Обычно такие
Светочи становились мучениками, и часто их труды и сами они
гибли от рук разных ревнителей. Никто не подумает объединить
их с одной какой-либо религией, и они стоят обособленно от
всякой церковности, и не удивительно, ибо почти всегда они
являлись и обличителями ее недостойных слуг.
Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от
Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Но повстречаем и
таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был
истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри,
устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но смысл всей
деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его
высоко — нравственно — воспитательном влиянии на его
современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину
в дикие нравы того времени, он творил характер народа,
создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком
хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена
монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою
князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому
нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны
были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших
из младенческого состояния. Да и посейчас, как мы видим,
многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания
приходится щадить. Хотя уже Христос сказал: «Но настанет
время и настало уже, когда истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец
ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине» (от Иоанна гл. 4, ст. 23).
Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом
Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не
умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу
русского народа. История развития духовности в русской душе и
начало собирательства и строительства Земли Русской
неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником.
Именно, потому все силы тьмы так ополчились против этого
великого имени. Скажите, какие реликвии остались от всех
великих Носителей Света, от Будды или Христа (горсточка
пепла, в одном случае и условная гробница — в другом), но
память о Них живет, а в веках еще больше упрочится, ибо будет
очищена от наслоившихся нагромождений невежества.
Так, если можно заменять внутренний смысл «любыми
алгебраическими знаками» или названиями, то