накоплений Вашей «чаши» в прошлых жизнях и от силы и
огненности Ваших устремлений в настоящей.
Для успеха необходимо неустанное огненное или сердечное
памятование Единого Избранного Образа. Также, если хотите
наложить на себя дисциплину,то изберите одно или два худших
качества Ваших, или привычки, и постарайтесь отделаться от
них. Эта дисциплина самая, казалось бы,простая,на самом
деле,очень и очень сложная и трудная, но она и есть самая
основная.
Вы говорите, что советы в «Огни Йоге» так разбросаны, что
трудно собрать их в систему, на это скажу, что это есть
Учение Жизни во всей ее сложности, и советы давались
ученикам,именно,на жизненных примерах, по мере того как
возникали обстоятельства,вызывавшие их,и таким образом они
лучше запоминались. Ведь вся природа указывает нам, как
совершенный организм растит свои члены одновременно, а не
поочередно. Так и Учение Жизни построено так, чтобы на каждой
новой ступени сознание охватывало возможно большую периферию
и тем входило, именно, в жизнь, а не отрывалось от нее.
Имеете ли Вы первые книги «Листы Сада М.», они служат как
бы введением к серии «Агни Йоги», но, в сущности говоря,в них
уже затронуто большинство вопросов или сторон жизни,
получивших разработку и освещение с других углов в дальнейших
томах Учения.
Вы правы, чем чище проводник, тем легче Силам Света
действовать через него, именно,необходима чистота душевная.
Как сказано, очищенная психическая энергия — панацея от всех
болезней.
3.9.35
Ваше изложение правильно.Именно,огонь пространства,
будучи осознанным, превращается в психическую энергию. Так
называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный
двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты
или состояния нашего сознания. Именно все подразделения на
дух, душу, манас высший или низший по существу являются лишь
различными качествами одной основной энергии огня, жизни или
сознания, самым высоким качеством которой будет психическая
энергия. Потому для достижения Мира Огненного или Мира Высшей
Духовности, мы должны трансмутировать или сублимировать огни
наших нервных центров до их седьмого состояния. Так Мир
Огненный есть мир сублимированных чувств или сознаний.
Именно, ни одно человеческое чувство не исчезает, но
пребывает в Мире Огненном в своем утонченном состоянии,
отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен
на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое
проявление заключает в себе свою семеричную скалу напряжения
и утончения.
Теперь о Матери Мира. Каждое понятие должно быть принято
в разных аспектах. Каждый космический принцип или проявление
имеет свои отражения или олицетворения на Земле. Так Матерь
Мира, рассматриваемая в ее космическом аспекте, есть
Мулапракрити, все в себе вмещающая, все в себе зарождающая.
Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала.
За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом
стоит великая Индивидуальность. Так каждая высокая
Индивидуальность имеет своих Заместителей или
Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама
проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие
Аватара. Так высокий дух, воплощавшийся, скажем, как Изида,
Истар и т. д., мог и не быть Духом Владычицы Мира, но он
носил на себе Ее луч, и, конечно, в силу этого образ Изиды
слился в позднейших легендах с образом Великой Матери Мира.
Да, очень тяжкое и напряженное время переживается нашей
планетой. Участившиеся землетрясения отравили ближайшую к
Земле атмосферу, и можно ожидать проявлений новых безумств в
человеческом сознании. Вот почему так важно проталкивать
книги «Живой Этики». Прекрасно, что Вы замечаете различные
знамения. Их следовало бы записывать.
Не согласна с Вами, что дар слова так уж необходим. Это
недурное подспорье, но и только. Самое главное, это качество
нашей ауры. Часто красноречивый оратор оставляет лишь
мимолетное впечатление, если его аура была ничтожна духовным
напряжением. А два, три слова, сказанные от сердца носителем
светлой ауры, перерождают человека, прикоснувшегося к нему.
Потому главное воздействие не в словах, но в качестве и
напряженности нашего внутреннего огня. Одно присутствие такой
огненной ауры в многочисленном и пестром собрании вносит свой
умиротворяющий аккорд. Случается, что заурядный лектор как-то
особенно зажег своих слушателей, и он относит это к себе, а,
на самом деле, может быть, в толпе слушателей находились одна
или две напряженные и гармоничные ауры, которые и создали
мощными вибрациями благоприятную атмосферу для восприятия.
Архип Иванович Куинджи, учитель Н.К., был совершенно лишен
дара слова, с трудом и с большими паузами мог связать
несколько слов, но силою своего внутреннего огня этими
несколькими словами он производил огромное впечатление. Мощи
его духа так шла эта обрывистая речь, как бы тяжелые удары
молота ваятеля высекали искры из каменных глыб.
5.9.35
Не следует смущаться никакими спорами между
представителями разных религиозно-философских систем, ибо из
столкновений мнений высекаются искры единой Истины. Но,
конечно, очень советовала бы полнее ознакомиться с восточною
мыслью, и тогда многие спорные вопросы разрешатся просто.
Затруднение в том, что именно западный ум с трудом или даже
вовсе не вмещает противоположений, тогда как, именно, это
вмещение противоположностей и полагается Востоком в основу
его философских систем, начиная с космогонии и космологии и
кончая нравственным кодексом. Так поклоняющийся лишь
бесформенному Аспекту в высшем озарении восклицает — «истинно
Бесформенное и Форма — едины, Браман [высшая Реальность] и
Также следует осветить понятие самадхи, или высшего
духовного озарения. Много написано об этом состоянии людьми,
никогда не испытавшими его или имевшими лишь самое
незначительное проявление его. Но ступеней самадхи столько,
сколько ступеней сознания и циклов духовного
совершенствования. Степень получаемого озарения всегда
отвечает нашим духовным накоплениям. Отсюда должно быть ясно
все разнообразие в глубине этих прозрений. Если бы достижение
самадхи давало нам всезнание, то понятие Беспредельности
должно было бы отпасть. Кроме того, сознание, погруженное в
самадхи, получая прозрение, обусловленное пределами
индивидуальных накоплений и доступными сферами, на физический
план может перенести лишь часть этих переживаний. Ибо
физический организм не может длительно отвечать на высшие
вибрации и запечатлеть их в мозгу без разрушения. Наука уже
наглядно доказала нам разрушительное действие от
несоответствия вибраций. Так человек, возвращаясь из самадхи,
сохраняет некоторое воспоминание, но это не значит, что он
стал всезнающим и что отныне он может проникать в сущность
любого явления. Он видел или испытал то или иное состояние
экстаза, или высшее напряжение чувства, или прозрение в
сущность того или иного явления. Так он может постичь вечное
бытие, может ощутить высшую любовь и красоту бытия, может
постичь единство всего существа, свое присутствие во всем и
связь со всем и всеми, но, все же, он не станет от этого
всезнающим, как это понимается земным сознанием. Постижения в
самадхи иного порядка, мы можем прикоснуться к нуменам вещей,
но возвращаясь на Землю, мы должны изучать их воздействия
земными методами. Конечно, неимоверно трудно описывать
словами неописуемое. Но все же: «Превыше всех самадхи
царствует мысль. Чем выше, тем мощнее; чем пламеннее мысль,
тем явление полезнее. Истинно, мысль стихийна и
беспредельна». Кроме того, достижение полного самадхи на
нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в
совершенно особых условиях. Так Вивекананда, конечно, не имел
полного самадхи, но даже эта степень самадхи, в которую он
был погружен, будучи недостаточно подготовленным к ней
физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была
результатом этого преждевременного насильственного
переживания.
Человеческий организм нашего планетного круга еще далек
от таких восприятий, и потому необходима длительная
подготовка, не только для такого рода явления, но и для всех
меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации
неурегулированного подъема силы кундалини могут разрушить
тело, не приученное, не закаленное к восприятию их. Не
забудем, что так называемый йог Рамачарака [американец
Аткинсон] если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом
никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических
методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным
насилием.
На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи
руководств, указывающих легкие способы, как механическим
путем развить в себе скрытые низшие психические силы.
Истинно, эти невежественные и безответственные писатели
работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают,
как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к
ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения
своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг
Земли атмосферу, отравленную низшими эманациями, необходимую
для их существования.
Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по
себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться
свежим воздухом, но, именно, правильно дышать, что является
основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатхи Иоги не имеет
ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма,
которой занимаются Хатха йоги, имеет целью, путем
задерживания дыхания, вращения и других гимнастик, раздражить
и вызвать прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их
усиленную деятельность. Но можно легко представить себе,
какой вред получится, если человек начнет раздражать центры,
находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже
больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние.
Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся
пранаямой с невежественными и безответственными учителями.
Открытие центров может происходить без вреда лишь под
руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние
нашего организма во всей сложности его и знающего, что и
когда возможно применить или допустить. Не забудем, что,
именно, при трансмутации центров происходит страшное
напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь
перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или
же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения
и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации,
то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст все
доступное по организму и по условиям его жизни.
Много писала я своим корреспондентам о вреде механических
способов и об опасности развития медиумизма. Для истинного
ученичества нужно проявить силу духа и знать истину, а не
увлекаться фокусами, доступными каждому медиуму.
После моего определения самадхи, Вы видите, насколько
относительны будут озарения. Понятие Беспредельности
исключает возможность достичь когда-либо абсолютного знания,
и в этом заключается все величие — это и есть ЖИЗНЬ. Каждая
Манвантара, каждый цикл имеет свою истину, и человечеству
дается та часть ее, которую он может вместить в данный цикл.
Конечно, у Архатов не может быть разногласия в основных
принципах, но и Они все время познают и углубляют свои
знания. Возможно ли представить себе полное постижение? Ведь
это было бы равносильно уничтожению! Именно, что случилось бы
с сознанием нашим, сама сущность которого в его вечном
движении или постижении? Беспредельна жизнь и беспредельны
постижения и возможности. В радости Необъятному и
Несказуемому Величию и закончу мое пояснение.
Теперь о Голосе Молчания или голосе Учителя Незримого.
Конечно, голос этот может быть не только голосом нашего
высшего Я, но, именно, голосом Учителя, ибо эти явления почти
неразрывно связаны между собою. Разве можно услышать голос
Учителя при «сонном» состоянии нашего Я? При истинном
духовном развитии (не в случае медиума), именно наше высшее Я
воспринимает голос Учителя Незримого. Потому, когда мы
начинаем слышать голос Учителя, мы можем слышать и голос
высшего Я.
Не огорчайтесь и помните, что в «мире духа все возможно».
Припомните предание о Дгулноре в «Агни Йоге». И раз эта
формула твердо осознана, то и привлекающая Вас мистичность не
может быть утеряна. Ведь мы живем в Беспредельности, и нельзя
упускать из виду значение этого величественного понятия.
Потому больше доверяйте своему сердцу. Это единое мерило во
всем и всегда.
О Крыжановской для Вашего сведения могу сказать, что
лучшие страницы в ее книгах записаны и составлены на
основании автоматических писаний, а также и видений ее слепой
сестры. Так передавал мне друг ее семьи. Кроме того, сама
она, несомненно, была знакома со многими оккультными
сочинениями. Также, конечно, читала она и труды Ел. П.
Блаватской, ибо в серии ее книг о Магах встречается место из
«Тайной Доктрины», впрочем, м. б. это место, в свою очередь,
было заимствовано Е. П. Бл. из каких-либо описаний
путешествий. В конце прошлого столетия западная литература,
особенно на