Скачать:PDFTXT
Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих

уладим наши распри с ближними, то не разрешатся они и в

тонком мире или на небе. То, что мы сеем здесь, пожинается

нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе, именно, как

означающее передачу Христом апостолам власти и права

связывать и разрешать или другими словами карать и прощать

чуть ли не во веки веков. На этом изречении, как мы знаем,

утвердила свою власть церковь. Но если мы прочтем эту притчу

целиком, то многое уяснится, ибо невозможно понять ее иначе,

как пояснение закона причины и следствия или кармы.

* * *

Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться

жертвой искупительной, т. е. принять на себя следствия,

порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это

невозможно. Ведь порожденные нами причины, прежде всего,

отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому

только духовное перерождение может изменить или, вернее,

ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий

дух может помочь человеку в этом духовном перерождении, при

условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении

искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не

помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к

очищению.

По поводу прощения и искупления грехов я уже не раз

писала, потому привожу выдержку для Вас: «Именно, как один

ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной

из нескольких других химических ингредиентов, так и действие

высокого порыва или качества может нейтрализовать, или

парализовать, и превозмочь следствия низших качеств в природе

человека и, таким образом, изменить весь характер человека,

как бы перерождая его». И как Вы знаете, перерождение

внутренней сущности есть изменение излучений, которые, будучи

очищены, иначе воспримут и следствия ранее порожденных

причин. Лишь сам человек является творцом и живым рекордом

каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего,

потому кто может что-либо изменить в его существе без его

личного и непосредственного участия?

* * *

О воплощении. При каждом новом воплощении мы получаем

организм ограниченный, как по причине общего уровня

человеческого развития, так и в силу наследственности

предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармою. Мы

привлекаемся в ту среду, которая доступна нам, именно, по

карме. Потому зерно духа нашего, несмотря на его многие

накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой

земной оболочке. Можно наблюдать, как бывший музыкальный

виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой

координации центров для особых музыкальных способностей,

сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому

искусству, но виртуозом он уже не будет.

Прекрасно приведенное Вами место из Матвея. Именно,

подчеркните терпимость и вместимость в Учении Хр. Можно найти

еще подобные по смыслу изречения.

Читая в «Истории соборов» приведенные концепции и доводы

отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь

для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать

всю сложность переходного времени, создавшего ее. Трудно по

некоторым отрывкам составить ясное представление того, что

они хотели выразить. Язык или символ понятий так изменяются

уже на протяжении нескольких десятилетий, потому желательна

осторожность в толковании их.

Приведенные слова Афанасия В., прежде всего, исполнены

красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его

утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает

оккультной истине, ибо Дух Иис. Хр. в своей очищенной

огненной Божественной Сущности, конечно, для нас есть

олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в

тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей,

чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить

человека к божественному естеству, в нем заключенному, Он,

истинно, обожил его. Мы приобщаемся к Божественному Началу в

нас, поскольку мы можем принять это в сознание наше. Именно,

«причастием духа становимся мы общниками божеского естества»

и достигаем обожения… Говоря современным языком, разве не

сказано в Учении, что лишь принятие в сознание высших энергий

дает нам доступ к ним и овладение ими…

* * *

Также правильно, что, отвергая дух, мы открываем доступ

темным силам, одержанию и т. д. «Крещающийся совлекает с себя

ветхого человека, рожденный свыше обновляется благодатью

духа»… Не забудем, что в первые века христианства в такие

обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое

внутреннее духовное значение, и лишь позднее они выродились в

государственные установления, неисполнение которых грозит

лишением прав и т. д. Крещение и причастие первоначально были

символами приобщения к духовной жизни. Ведь и мистерии

древности были обрядами, полными глубокого внутреннего

значения, и большинство наших христианских обрядов было

заимствовано, именно, из ритуалов и символов языческого мира.

Но все имеет значение лишь в духе, и, конечно, никакие

механические манипуляции не могут дать нам духовного

перерождения или же приобщить к чему либо без участия духа

нашего. Но обряды эти помогали создавать известные условия и

настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и

вознестись. Ведь и сейчас нельзя лишить человека храма и всей

обрядности. Нужно лишь внести новое очищение и духовное

понимание обрядов, и главное, не делать их обязательными.

Пусть дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд

крещения в первые века христианства, в большинстве случаев,

совершался над взрослыми, которые хотели запечатлеть этим

символом свой отрыв от старого и приобщение к новому

пониманию. Но, конечно, когда оно стало обязательным и

совершается теперь над бессознательными младенцами, то оно

утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание

некрещеных младенцев за ограду кладбища. Кладбища вообще

должны быть уничтожены, как рассадники всяких эпидемий.

Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого

воспоминания о вознесении духа, если нечто видимое и

осязаемое не будет напоминать им об этом. Потому ближайшая

задача не разрушение храма, но очищение и новое объяснение,

как обрядов, так и основ великих Учений. Именно, нужно

утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас

никакой обряд не имеет значения. Нужно постоянно напоминать,

что Благодать Божия может быть воспринята лишь сознательно и

добровольно.

* * *

По древним Учениям все высшие космические Представления

получают свою форму или олицетворяются, в подобии Божьем, в

человеке. Потому, конечно, Высочайшие Духи и являются

Олицетворениями высших Представлений. Семь Кумар, Семь

Логосов, Семь Огней или Пламен, Семь Сынов Разума, Семь Сынов

Брамы или Сынов Божьих, все Они являются такими Высочайшими

Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для

поднятия сознания человека и приобщения его к божественному

естеству его.

Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном

случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе

перевоплощения, и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно

понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно

древним учителям народа иудейского и, м. б., гораздо лучше,

нежели теперь, но, конечно, и тогда многие понятия уже

начинали затемняться ревностными толкователями с корыстными

целями. Ведь фарисеи признавали и Воскрешенье, и Ангелов, и

Дух, это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).

* * *

Кто-то говорит — «творить можно из чего-либо, а не из

самого себя, и что Бог везде и всюду, и ничего кроме него

нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне

правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых, если Бог

вездесущ и ничего вне Его нет, т. е. Он — и творец, и

материал, то мне кажется, что совершенно безразлично сказать,

что Он творит, создает или рождает, ибо все эти понятия есть

лишь Его выявления. Но каждый даже земной творец творит или

создает, именно духом из самого себя. Человек может быть

окружен самыми изысканными материалами, но если огонь

творчества в нем слаб, он ничего не создаст. Именно мысль и

мыслительная энергия творят… Припомните восточное учение о

силе мыслетворчества.

* * *

Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть

Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество — Бог

Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не

произвола в Милосердии, ибо, именно, эта надежда на

незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым

сильным поводом к повторным злодеяниям.

* * *

Ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня

воздвигну его», правильнее отнести к его воскресенью в тонком

теле и появлению в нем ученикам. Почти во всех древних

учениях человеческое тело уподобляется храму Божьему. И вряд

ли Хр. мог думать о чудесном построении каменного храма в

доказательство своей мощи. Это не соответствовало бы всему

духу Его Учения…

* * *

Озарение озарению рознь. Размеры нашего сознания

определяют и размеры истины наших видений и чувствований. Мы

можем получить запечатление озарения лишь в тех символах и

чувствах, которые нам присущи, не больше. Проследите видения

святых, как они точно отвечали характеру и требованиям их

эпохи. Также можно сказать, что, именно, видения лучше всего

характеризуют нравственный и умственный облик человека. Но,

конечно, нельзя упускать из виду, что часто люди лишены

необходимого качества — честности, и многое сочиняется ими на

основании слышанного или читанного. Видения космического

характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при

его внутренней честности. И отличительное качество таких

видений будет Красота и Величие в Простоте.

Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор

приводимого Вами Паскаля был высоким. Но, все же, он мог не

обладать духовным синтезом, и вот это обстоятельство является

камнем преткновения. Много ли людей, обладающих этим

достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть

гигантом интеллекта и не обладать синтезом.

* * *

Почему стих из Послан. к Коринф. (гл. 11, ст. 10) кажется

Вам отвечающим духу учения Павла? Если на основании

многочисленных свидетельств мы должны признать неоднократные

искажения текстов писаний, то почему не допустить и в этом

Послании такого же искажения или даже позднейшей вставки?

Ведь подчинение женщины и рабовладельчество настолько

вкоренились на протяжении упадочных веков и, особенно, в ту

эпоху надвигавшейся умственной темноты, что отказаться от

этих прерогативов было труднее трудного. Конечно, апостол

Павел был очень высок духом, и в своих сокровенных поучениях

он не мог допустить такой дикости. Но Вы сами знаете, как

приходится делать уступки условиям эпохи. Всю Истину нельзя

открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше

вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление

невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить

самое ценное.

Мне казалось, что следовало бы привести постановления

Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они

обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые будут

все возрастать. Постановления выносились не отдельными

светлыми умами, но представителями невежественного

большинства, и вот это обстоятельство и следовало бы всячески

подчеркнуть, ибо, именно, эти постановления и сделались

впоследствии догмами нашей церкви. Ведь все светлые умы,

среди почитаемых ныне богословов, такие, как Василий Великий,

Афанасий Великий, Иоанн Богослов, были гонимы своими же

иереями за то, что не соглашались с их постановлениями.

Также совершенно необходимо включить постановление

Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о

Перевоплощении и Предсуществовании Души. Интересны также и

движение иконоборчества и все прения вокруг коленопреклонения

и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий места,

явно указующие о перевоплощениях?

Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди — «Блаженны

нищие духом, ибо…» Это одна из самых глубоких по смыслу.

Именно, в этом завете указуется необходимость смирения в

самоотверженном подвиге или отсутствие всякого самомнения и

самодовольства, так же как и отказ в сознании или в духе от

всякого стяжательства, собственности и привязанности к

преходящим вещам. Именно, на этом отказе в сознании так

настаивали все Великие Учителя древности. Помните пример двух

учеников, приведенный в книгах «Живой Этики»? Один не имел

вещей, но Учитель упрекал его постоянно за привязанность к

вещам, другой жил в окружении вещей, но не заслужил порицания

Учителя.

* * *

Может быть, кто-то любопытствующий скажет — поясните нам

Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить

дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так

прекрасны, что можно лишь сказатьнельзя говорить о

Несказуемом. Лишь сердце может

Скачать:PDFTXT

Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать бесплатно, Письма в Европу. Том 2. Елена Рерих Йога читать онлайн