согрешившего,
то тем самым мы, со своей стороны, не утяжеляем его карму.
Тогда как, если мы будем таить в себе злобу и непримиримость,
то еще больше осложним его карму, но, конечно, при этом не
поможем и себе, наоборот. Припомним, что сказано в Учении,
параграф 445: «Около понятия прощения много непонимания.
Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между
тем, он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный
думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним.
Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не
утяжелил ее, но сам закон кармы остается поверх обоих
участников. Повелители Кармы могут до известной степени
изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко, но такое
пламя нелегко разгорается. Великие жертвы приносились для
возжения огня. Можно почитать память таких самопожертвований.
Красота живет в таких зовах. Ни века, ни людские смятения не
могут заглушить зовы к самоотверженности. О том же повествуют
и скрижали Братства. Прекрасно, что и сейчас не забывают о
понятии, которое существует через века. Не будем отвергать
даже малое понимание о пути надземном.»
Возвращаюсь к словам из Еванг. от Иоанна, которые обычно
приводятся параллельно с изречением из Еванг. от Матфея (гл.
18, ст. 18). «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то
будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет
разрешено на небе». Именно на них церковь, выдавая себя за
преемницу Апостолов, основывает свою власть прощать и карать
вплоть до анафемы. Об этом я уже писала, потому привожу и Вам
эти строки. «Чтобы правильно понять вышеприведенные слова
Христа, нужно внимательно прочесть предыдущие стихи в той же
главе, начиная от ст. 15-го. Стих 18-й есть, так сказать,
мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и ясно
указывает на действие закона кармы. Ибо, истинно, если здесь,
на Земле, мы не разрешим полюбовно наши распри с ближними, то
не разрешатся они и в Тонком Мире, в котором мы жнем
посеянное нами. Вот почему так советуется, поскольку возможно
погашать карму и разрешать наши отношения с людьми, пока мы
еще на Земле. Но почему обращение «вы» в стихе 18-м следует
понимать как только относящееся к апостолам, а не вообще ко
всем? Конечно, нетрудно понять, почему слова эти были
истолкованы как означающие передачу Христом своим апостолам
особого права нечто связывать и разрешать или, иначе говоря,
карать и прощать.
Но, строго говоря, никто, даже Высочайший Дух не может
простить чужие грехи, ибо это противоречило бы закону кармы.
Он может лишь до некоторой степени облегчить карму. Если лишь
сам человек является единственным творцом и живым рекордом
каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего,
то кто же может без его личного непосредственного участия
что-либо изменить в его существе, а следовательно, и его
судьбу? Высокий Дух может лишь помочь ему при его усилиях
преобразить свою внутреннюю сущность, но это и все. Именно во
всем нужна кооперация или сотрудничество.»
В заключение моего письма хочу просить Вас от времени до
времени напоминать всем приблизившимся об испытаниях,
которые, как Вы знаете, неизбежны. Именно, ученики должны
найти в себе силу духа одолеть врагов, которые, конечно,
прежде всего, живут в нас самих, в виде всяких неизжитых
страстей и привычек и часто только под действием
обстоятельств и условий извне подымаются в сердце, отравляя
наше сознание. Укажите им на следующий параграф из кн.
«Братство».
483. «В древних общинах приветствовали каждого
подвергавшегося испытанию. К нему относились заботливо, зная,
что невозможно насильно пресечь процесс его переживания.
Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению.
Никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение
позволяло не замедлить шаг, даже перед самыми ужасными
ликами. Ведь хаос в страшном безобразии, неминуемо, пытается
преградить путь каждого из испытываемых. Но пусть будут
страшны такие лики. Явление самого ужасного уже будет
предвестником конца испытания.»
529. «Привычка — вторая природа, — мудрая пословица,
показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно
привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно
подавлять привычки, но искоренить их нелегко. Постоянно можно
встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но
понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами
привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не
чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда
человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично.
Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь.
Каждый может назвать среди известных ему людей подобных
неизлечимых. Между тем, для усвоения понятия Братства
необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы
разумеем не служение добру, но малые привычки самости.»
«У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на
освобождении от привычек. Такие испытания должны быть
неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще
от них человек защищается больше всего. Они, как родимые
пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных
привычек нет. Атавизм, и семья, и школа дают наросты
привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг
эволюции.»
19.6.37
Порадовалась, что Вы собираетесь уделить внимание
психической энергии и силе мысли. Этот вопрос сейчас наиболее
существенный. Необходимо будить сознания людей к правильной
оценке значения мысли. На основе кооперации и значения мысли
зиждется грядущая эволюция. Потому собирайте как можно больше
материала практических достижений в области передачи мысли.
Какие замечательные испытания распознавания ликов
посылаются Вам! Но я уверена, что Вы выйдете из них
победителем.
Итак, будем черпать мудрость через сравнение разных
ликов. Припомним, какие лики уже раскрылись в течение
короткого времени. Проявим соизмеримость. В Учении сказано:
человек, не знающий, что есть соизмеримость, не может
считаться духовным. Соизмеримость есть золотое равновесие.
Вивекананда, говоря о Вл. Будде, сказал — «Сердце Великих
Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его»,
иначе говоря, знают соизмеримость. Истинно, соизмеримость
руководит Ими. Соизмеримость граничит с целесообразностью,
которая царствует во всем Космосе.
Прочла приложенное письмо и захотелось помочь автору его
разобраться в сложном комплексе человеческого существа. Но
прежде всего должна сказать, что буддисты не утверждают, что
человек есть «То» или же Бог, совершенный и вечный. Это
утверждение принадлежит последователям Веданты. Кроме того,
не следует думать, что присутствие в нас или же наша
приобщенность к совершенному Божественному Началу делает
всякую эволюцию бессмысленной. Наоборот, только наличность в
нас этого вечного Начала и делает возможным эволюцию, ибо вся
Вселенная, все Бытие имеют существование, лишь благодаря
этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность
этого Божественного Начала в его потенциале является залогом
того, что и человек, носитель его, может вечно
совершенствоваться. Признавая неизменность и совершенство
Божественного Начала, ведантисты признают и всю сложность
человеческого существа, как отражения Вселенной, этого
комплекса комплексов. Макрокосм находится в непрестанном
процессе разворачивания или становления, так и человек-
микрокосм неустанно раскрывает и накопляет новые возможности,
именно, благодаря присутствию в нем совершенного, вечного
Божественного Потенциала.
Буддисты отрицают существование неизменной души в
человеке и во всем бытии, ибо в человеке и во всей
проявленной Вселенной они видят непостоянство и преходящее
или, говоря современным языком, эволюцию всего сущего. Но ни
один просвещенный буддист, онтологические представления
которого ближе всего к современному энергетическому
мировоззрению, не будет отрицать существования Божественной
энергии в человеке, которая в основе своей вечна и неизменна.
Потому безразлично, назовем ли мы эту энергию Богом, Духом,
или вечным Свидетелем, или даже Божественным Огнем,
величественное, трансцендентальное значение ее от этого не
изменится.
Полезно вспомнить, что сказано в Агни Йоге, параграф 275.
«Веданта правильно указывает, что дух остается
неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной
цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна
изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять,
что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная
вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в
виду зерно, а Буддизм говорит о совершенствовании оболочек.
Так вполне сочетается подвижное с неподвижным.
«Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к
эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта
имела суждение об основе. Можно прибавить к пламени огня
любой химический состав и тем изменить цвет и размеры его, но
стихийная сущность огня останется неизменной. Не вижу
противоречия основ Веданты с Буддизмом.»
Так ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого
существа с ожерельем, каждая буса которого есть одно из
физических проявлений, нанизанное на нить духа. Но, с точки
зрения буддистов, ближе представить себе эту эволюцию, как
сложную настойку, в которую, с каждым новым проявлением на
земном плане, прибавляется новый ингредиент, который,
конечно, изменяет весь состав.
Кто-то протестует против деления человека на дух и
материю. Конечно, в своей ультимативности дух и материя едины
(материя есть кристаллизованный дух), но на плане проявления
или дифференциации все меняется, и, чем ближе к плотным
слоям, тем дифференциация или разъединение становится резче.
Так если в Мире Огненном дифференциация между духом и
материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость
света, то, увы, на нашем земном плане она достигает
чудовищного огрубения. Потому, имея в виду всю сложность
организации человека, приходится во многих случаях для того,
чтобы быть понятым, прибегать к делению на дух и материю.
Так как, в течение своей земной жизни, умственно развитой
человек живет и действует на двух и даже трех планах, и
каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно,
что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем,
получает и соответствующие восприятия, но, в силу тонкости
тех вибраций, восприятия эти лишь в редких случаях могут быть
запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не
выдержал бы. Потому, при бедности терминов в нашем языке для
таких понятий принято говорить о человеке в его тончайшей
оболочке, как о духе, и о его физическом футляре, как о
материи.
Кроме того, не знаем ли мы о «чаше» накоплений, которая
при каждом воплощении проявляется лишь частично. И не будут
ли такие накопления «чаши», именно, знанием или отложением
энергий вокруг огненного зерна духа? Потому нет противоречий,
если мы скажем, что человек представляет собою несовершенное
духовное существо, или же если, при разборе некоторых
аспектов человеческого комплекса, мы прибегнем к делению на
высшее и низшее проявление этого комплекса.
Мы знаем, что дух без материи не имеет существования.
Там, где Бытие, там и материя, как бы ни была она незрима для
нас. И человек есть лишь комплекс бесконечных градаций в
дифференциации единого элемента ДУХО-МАТЕРИИ.
Следует всегда помнить два основных положения
тайноведения, а именно: 1) Неотделимость и Неотъемлемость
Бога или Божественного Начала от Вселенной и 2) Единство
основного Элемента Духо-Материя. От неосознания и неприятия
этих коренных оккультных тезисов проистекают все непонимания
и заблуждения.
При новом понимании учеными материи и проявляемом
интересе к силе мысли, Учение Будды займет должное место в
грядущей эпохе. Ведь, именно, буддизм не делает различия
между физическим и психическим миром. Реальность,
приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и
реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.
Будьте воином на дозоре и помните о неизбежных
испытаниях.
2.7.37
Вся Вселенная проникнута Единым Божественным Началом,
зримое и незримое бытие которого выражено в вечном, никогда
не прекращающемся Движении (Дыхании) порождающем все новые и
новые дифференциации и сочетания в нескончаемой смене и
процессе раскрывания этой неизмеримой, несказуемой и вечно
непознаваемой Тайны из Тайн.
В основании всего Мироздания лежит великий импульс или
устремление к проявлению. Это тот же импульс или жажда бытия,
который влечет и человека к воплощению. В своем высочайшем
аспекте это есть Божественная Любовь, а также и
сублимированная человеческая любовь. В древнейшие времена,
именно, Кама, Бог Любви, почитался величайшим Богом. Бог есть
Любовь, и в любви, и через любовь зачато каждое проявление
Его. Весь Космос держится Космическим Магнитом или
Божественною Любовью в велении Бытия. Так скажите Вашим
собеседникам, что Божественная Любовь зачинает все миры.
В Божественном сознании нет ни начала, ни конца, а лишь
вечное ЕСТЬ. Так как невозможно представить себе
Беспредельность, имеющую начало, то и говорить о начале
Мироздания не приходится. Разве