фантастичность. Ничего умаляющего о таких сознаниях
сказать нельзя. Они не могут удовлетвориться серою
обыденщиной и инстинктивно чуют, что где-то существует иная и
прекрасная действительность,потому и тянутся ко всему
необычному. И они правы, ибо существует реальность, которая
превышает человеческое воображение, но она настолько удалена
от наших ограниченных земных представлений, что никакая
фантазия не может вместить ее полностью. Но в поисках
необычности и фантастичности мы не должны сходить сточки
равновесия рассудка и сердца. Мы должны сначала утвердиться
напрочной основе истинной красотьь Но горе в том, что
большинство еще понимает красоту в пышности и сусальности
роскоши и в ужасающей пошлости и убогости мысли.
Также близко мне все, что Вы пишете о подвижных
сознаниях, являющих радостьсердцу. Но также знаю, что со
многими иными приходится обращаться, как со стеклянным
сосудом, а иногда как бы и с динамитом. Такие примеры
встречались на нашем жизненном пути и грустно бьшо наблюдать,
как прекрасные способности не могли получить должного
развития из-за динамического упрямства, такой же обидчивости
и ревности и неизбежно сопровождавшей ихподозрительности.
Такое сердце замыкается в полном одиночестве и, не получая
питания, засыхает.
2.9.37
Я всегда против широкого оповещения личных опытов.
Главным образом потому, что этим самым как бы дается готовая
программа или канва для вышивания по ней узоров. Прочтя такие
описания, многие впечатлительные психики начинают немедленно
видеть и ощущать подобные же явления. Но ценность именно в
том, чтобы каждый самостоятельно подмечал у себя огненные
явления, ибо явления эти не должны быть подсказаны, тем
более, что они должны разниться у каждого индивидуума. Вот
почему так важно, чтобы серьезные наблюдатели записывали свои
наблюдения и затем сравнивали их.
* * *
На вопрос — как может приближаться к Учению тот или
другой несовершенный человек? Можно ответить вопросом же — а
где они, совершенные? К тому же мерило Вел. Уч. значительно
разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше
внутреннего, и Учитель принимает во внимание именно
внутреннего человека. Кроме того, в наше задание не входит
создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати,
тысячелетия ее существования и мирового распространения и
владычества наглядно показали, насколько мало она в этом
преуспела, следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы
просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько
расширить сознаниеи получить ответ на многие проблемы жизни,
на которые не смогла ответить церковь. Кн. Учения Жизни по
своей космосопространственной широте мысли, именно, дают
ответ на все запросы. Итак, не будем искать ангелов, но
займемся людьми.
* * *
Невозможно величайшие тайны изъяснять человеческими
словами. Величие и красота Беспредельности не укладываются ни
в нашем ограниченном представлении, ни в наших терминах и
должны оставаться в пределах Несказуемого. Вспоминается, как
еще в России, когда мы спросили поэта Блока — почему он
больше не посещает религиозно-философские собрания? Он
ответил: «Потому что там говорят о Несказуемом».- Так пусть
чуткость подскажет Вам, где предел человеческим пояснениям и
где начинается это Несказуемое.
В вечном круговороте жизни, по мере продвижения эволюции,
великое назначение человека как сотрудника Космоса в
поддержании равновесия космической жизни будет становиться
все более и более очевидным. Миры зарождакюся и распадаются,
тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои
чувствования, преображается в сверхчеловека и занимает место
среди Высших Духов и живет в вечности. Высочайшие Духи
являются сотрудниками Великого Зодчего и Матери-Природы,
строителями миров и руководителями народов.
* * *
На Востоке знают много о центрах, но,конечно, лишь
незначительная часть этих знаний доступна европейцам. Частью
из-за малодоступности их языка, но главным образом из-за
сокровенносги таких знаний.
* * *
Конечно, тонкое тело немного больше физического, но
ошибочно думать, что оно не помещается в теле физическом. Оно
больше только когда оно выделяется. Именно, все тела
заключены в физическом футляре. Все рисунки человека с
лотосом над головою есть лишь метафоры так же, как и название
центров лотосами. Число лепестков соответствует разветвлениям
нервного центра.
Все указанные размеры, цвета и числа лепестков лотосов
относительны, нельзя забывагь индивидуальносгь всех
проявлений.
Что же касается до повышения темени при раскрытии
мозгового центра, то и это следует понимать аллегорически.При
раскрытии центра всегда происходит расширение кровеносных
сосудов,что вызывает набухание, но не выпячивание кости. На
многих изображениях Будд и Бодхисатв можно видеть это
символическое вьшячивание темени. Выпячивание это называется
ушниша и является символом раскрытия мозгового центра. Точно
так же, желая символизировать раскрытие третьего глаза,
тибетцы помещают на священных изображениях в средостении
бородавку. Яснослышание обычно символизируется огромными
ушами.
* * *
Касание Матери Мира следует понять как проявление
всеначальной энергии. Энергия кундалини в Индии называется
силою Матери.
* * *
Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей
задачей. Без развития сердца и кундалини не будет действовать
со всею мощью. Именно, огни сердца дают чувство несказуемого
блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается
центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить
поднятие кундалини.
* * *
Центр «Чаши» помещается около сердца,среди нервных узлов.
«Чаша» есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где
преломляются и через который распространяются излучения зерна
духа. «Чаша» образует треугольник между центром сердца и
солнечным сплетением. Она помещается над солнечным сплетением
на уровне сердца. «Чаша» принадлежит к тем нервным
узлам,которые еще не исследо ваны. В древнейших Писаниях
центр «Чаши» иногда назывался «Небесная Ось».
«Чаша» очень редко бывает переполнена. «Чаша», как
синтетический центр, хранит самые несказуемые накопления.
«Чаша» бывает хранилищем всего любимого и драгоценного.
Иногда многое собранное в «Чаше» на целые жизни остается
закрытым. Но если в «Чаше» осталось понятие о Братстве, то
оно будет звучать и радостью, и тоскою во всех жизнях» (Кн.
Братство).
Привожу Беседу о центрах: «Многие вопросы должны быть
осознаны без земных ограничений. Часто люди замечали лишь
одну подробность и возводили ее в закон непреложный. Центры
человека поняты весьма относительно. Самые названия их
менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут
называть «Чашу» — Небесная Ось, но от этого не изменяется ее
назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира
(энергиякундалини называется индусами силою или шакти Матери
Мира), но шакти уже в существе своем содержит великое
значение всеначальной энергии. Кроме того, забывают о
коллективном действии центров, которое всегда индивидуально».
«Конечно, также индивидуальна и трансмутация центров в
тонком и огненном теле. Они сохраняют свою сущность во всех
телах, но развигие их будет зависеть от прохождения в земном
бытии. Мускулы, казалось бы, достаточно изучены, но функции
их зависят от характера человека. Каждый член тела действует
индивидуально. Походка зависит от психического состояния и
тем самым мускулы будут работать в своеобразном сочетании.
Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении
о тонких энергиях».
«Невозможно установить одно число лепестков лотосов.
Кроме того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не
будем ограничивать многообразность строения мира. Самые
неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают
неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но
будем очень осторожны с обобщением. Именно познавание должно
научить осторожности в выражении. Также каждый неофит спешит
прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях. Но с
познанием приходит и соизмеримость».
Если Вы прочтете все доступные писания о центрах, то
увидите, как разно говорится в них о наименованиях и о
способностях, которые обнаруживаются в человеке при раскрытии
того или иного центра.
Так солнечное сплетение часто отождествлялось с Кундали-
чакра (не Муладхара), а Манипура-чакра с «Чашей», или
Небесной Осью.
В древнейшие времена центру Сахасрара приписывалось 666
лепестков, а не 960 или 1000.
Также центр гортани не находится в щитовидной железе, но
около. Центры не помещаются в железах, они находятся около и
координируют работу желез. Тончайших разветвлений центров
множество, но не нужно думать, что центры требуют много
места.
Свадхистхана-центр помещается в тазовой области и,
конечно, связан с половой функцией. При духовном восхождении
этот центр подчиняется и контролируется центром солнечного
сплетения.
* * *
В книге «А. Й.» параграф, в котором говорится о пустых
гробницах, нужно понимать дословно. Именно имеются пустые
гробницы. Ибо при окончании миссии и наступлении срока ухода
для Адепта, находящегося среди людей, чтобы присоединиться к
Твердыне в физическом теле, часто происходило мнимое
погребение его. Иногда тело уносилось после погребения, ибо
оно находилось в состоянии как бы летаргии. Бывали случаи
погребения заместителя, как, например, при отъезде Учителя Р.
Но явление дематериализации физического тела крайне редко.
Даже останки Будды бьши сожжены.
Конечно, Христос при преображении своем не
дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своем
тонком теле. Точно так же и Воскрешенье было, именно, в
тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине
прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу,
появляющемуся в тонком теле, может быть смертельным из-за
разницы в вибрациях.
* * *
Высшие Существа творят психической энергией, мощь которой
основана на возжении огней сердца. «Чаша» есть источник
творчества, психическая же энергия воплощает творческие идеи.
* * *
Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается
центр легких, то невозможно двинуться без невольного крика.
Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание
сильно затруднено. И конечно, все эти явления повторяются.
Также мучительны и тянущее чувство, и горение в конечностях.
Да и напряжение, и шевеление в солнечном сплетении очень
неприятны и сопровождаются истечением слюны и тошнотой. Но
при них очень помогают приемы соды. Почки тоже очень
чувствительны. И напряжения в головных центрах, особенно в
затылке, бывают мучительны. Конечно, с течением времени все
болезненные ощущения постепенно становятся все слабее. Иногда
немало времени требуется, чтобы открыть тот или иной центр.
Но нужна и огненная трансмутация их, которая еще болезненнее
и полна опасности.
* * *
Следует помнить, что иная физическая работа может
настолько утомить, что психическая энергия будет подавлена.
При психических посылках обычно физическое тело должно
находиться в покое. Опасно посылать энергию при утомлении.
* * *
Что есть модератор? При огненной трансмутации полезно
немного прикрыть центры, чтобы предотвратить пожар. Прикрытие
это совершается иногда так называемым психическим чехлом из
сгущенной оболочки психической энергии. Но все это будет
звучать абракадаброй для обычного читателя, потому лучше не
вдаваться в такие подробности.
В заключение можно сказать, что хотя все описания
достижений высших способностей через открытие центров на
бумаге и кажутся легкими, но, на самом деле,нет ничего более
трудного. Проходит много жизней в постоянном, несломимом
устремлении к расширению сознания и утончению восприятий,
прежде чем начинается не частичное раскрытие того или иного
центра, но работа их на всех семи кругах и планах. Все
насильственные механические упражнения ни к чему высокому не
приведут. Ибо нужно не раздражение физическое или даже
частичное раскрытие какого-либо одного центра, но огненная
трансмутация всех центров, что достигается лишь при полном
очищении мышления и возжении огней сердца.
Потому счастлив тот, кто уже в прежних жизнях стремился
по пути расширения сознания и очищения сердца.
Наблюдайте за событиями. Помните, что терпение есть
высшее достижение. Соизмеримость — высшая мудрость, и знание
сроков — высшее знание.
11.9.37
Очень порадовалась Вашему признанию, что Вы совершенно не
заинтересованы в так называемых сиддхи. Это и есть самый
правильный подход к пробуждению их. Конечно, это звучит
парадоксом, но именно вмещение противоположений и является
пробным камнем или свидетельством наличия в нас духовности.
Все учения древности, так же как и Учение Христа, указывают
на необходимость вмещения антитез, ибо сама жизнь соткана из
таких кажущихся противоречий. Но сейчас это основное
положение забыто, так же как забыто и вычеркнуто из обихода
нравственное усовершенствование и утончение всех наших
чувств, которое столь необходимо для восприятия Благодати,
посылаемой Свыше. Лишь при очищении внутреннего человека наша
психическая энергия может вступить в постоянное
сотрудничество с энергией высшей.
Да, человек, живущий сердцем и неотступно носящий в себе
идею служения благу человечества, уже живет в полном согласии
с своим высшим Я. И Вы глубоко правы, говоря — «мысль, что мы
можем достичь высшего контакта путем физических упражнений,
кажется мне мыслью не только грубой, но совершенно
недостойной Духа-Мыслителя». Именно несчастье современных
псевдооккультистов в том, что они игнорируют все