Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана.
СВАМИ ШИВАНАНДА САРАСВАТИ
Свами Шивананда Сарасвати родился в Паттамадаи, в Тамил Наду, в 1887 г. После работы врачом в Малайе, он отказался от практики, переселился в Ришикеш, и в 1924 получил от Свами Вишвананды Сарасвати посвящение в Дашнами Саннья-су. Он много ездил по всей Индии, побуждая людей практиковать йогу и вести религиозную жизнь. В 1936 г. он основал в Ришикеше Общество Религиозной Жизни, в 1945 г. — Аюрведическую Аптеку Шивананды, в 1948 г. — Лесную Академию Йоги Веданты, и в 1957 г. — Глазную Больницу Шивананды. В течение своей жизни он руководил тысячами учеников и духовных искателей по всему миру, и написал свыше 200 книг.
СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ
Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 г. в Алморе, в Уттар Прадеше. В 1943 г. он познакомился в Ришикеше со Свами Шиванандой, и принял образ жизни Дашнами Санньясы. В 1955 г. он оставил ашрам своего учителя, чтобы вести жизнь странствующего монаха, и позднее основал Международное Сообщество Йоги (в 1963 г.) и Бихарскую Школу Йоги (в 1964 г.). В течение следующих 20 лет он путешествовал по всему миру, и написал свыше 80 книг. В 1987 г. он основал Шивананда Матх — благотворительную организацию, призванную способствовать сельскому развитию — и Фонд Исследований Йоги. В 1988 г. он оставил свою миссию, принял обет кшетра санньясы, и теперь живет как парамахамса санньясин (святой отшельник).
СВАМИ НИРАНДЖАНАНАНДА САРАСВАТИ
Свами Ниранджанананда Сарасвати родился в 1960 г. в Раджнандгаоне, в Мадхья Прадеш. В четырехлетнем возрасте он поступил в Бихарскую Школу Йоги, и в возрасте 10 лет был посвящен в Дашнами Санньясу. С 1971 г. он путешествовал за границей и в последующие 11 лет посетил многие страны. В 1983 г. он был отозван в Индию и назначен Ректором Бихарской Школы Йоги. В течение следующих 11 лет он руководил развитием организаций Ганга Даршан, Шива-нанда Матх и Фонда Исследований Йоги. В 1990 г. он был инициирован как Парамахамса, а в 1993 г. стал официальным преемником Свами Сатьянанды. Под его руководствам в 1994 г. была основана организация Бихар Йога Бхарати. Он написал более 20 книг, и руководит национальными и международными программами йоги.
Цель всех йогических и других духовных практик — высвобождение великой космической силы, или кундалини шакти, которая лежит, свернувшись в три с половиной оборота, в муладхара чакре. Процесс пробуждения этой силы, или праны, описан в традиционных текстах как «Полет птицы, поднимающейся от земли к небесам, на привязи из золотой нити». Земля — это муладхара чакра, небеса — аджна чакра, птица — махапрана, а золотая нить — канал сушумна нади, который проходит через центр позвоночника. Управляя праной, запасая и расширяя ее в теле, можно пробудить спящую прана шакти. В этом основная цель йогических наук пранаямы (увеличения объема праны) и прана видьи (познания праны).
Кундалини шакти (макрокосмическая энергия)
В Упанишадах говорится: «Человек может иметь глаза, уши, все способности и части тела, но если у него нет махапраны, то не может быть сознания». Прана имеет как макрокосмическую, так и микрокосмическую природу, и является основой всякой жизни. Махапрана (великая прана) — это космическая, универсальная, всеохватывающая энергия, из которой мы извлекаем вещество посредством процесса дыхания. Согласно Парамахамса Сатьянанде, «Невозможно постичь макрокосмическую прану; я не могу говорить о ней, а если бы даже и мог, вы не были бы способны понять». Различные праны в теле — прана, апана, самана, удана и вьяна — одновременно составляют часть этой махапраны, и отдельны от нее.
Космическое проявление праны или махапраны в индивидуальном теле представлено кундалини. В кольцах кундалини заключен весь космический опыт, от творения до распада, и потому ее называют атма шакти или универсальной энергией. Во всех живых существах божественное сознание сперва преобразуется в прану, или энергию, и, поскольку кундалини служит хранилищем этой благородной энергии, ее также называют прана шакти.
Слово кундалини происходит от понятия кунда, которое означает «углубление» или «полость». Кундалини — это энергия, присущая материи муладхара чакры, дремлющего центра, располагающегося у мужчин в промежности, а у женщин — в шейке матки. Когда высвобождается полный потенциал этой энергии, она поднимается вверх через центральную нервную систему в физическом теле, или по каналу сушумна нади в праниче-
ском теле.
Однако обычно прана шакти лишь частично высвобождается из муладхара чакры через соединительные каналы ида и пингала нади. Ида и пингала могут проводить только низкий уровень энергии; они оживляют ум и тело, но не до их полного потенциала. Только полная сила кундалини шакти (прана шакти, или атма шакти) способна пробуждать все сознательные и жизненные функции. Пингала нади тоже проводит прана шакти, но не следует путать два значения термина прана шакти. На одном уровне это пара (макрокосмос) в форме кундалини шакти; на другом уровне это пинда (микрокосмос) в форме прана шакти, которая проходит через пингала нади.
Прана шакти (микрокосмическая энергия)
Прана шакти также проявляется в виде шести главных центров, или чакр (хранилищ праны), которые располагаются вдоль позвоночника. Самая нижняя чакра в контуре энергии — муладхара. Следующая чакра, свадхистхана, располагается на два пальца выше муладхары и соответствует крестцовому сплетению. Выше находится манипура, располагающаяся позади пупка и соответствующая солнечному сплетению. В области сердца в позвоночнике находится анахата чакра, которая связана с сердечным сплетением. В середине шеи располагается вишуддхи чакра, соответствующая шейному сплетению. На верхушке спинного мозга, в продолговатом мозге, находится аджна чакра, которая связана с шишковидной железой в физическом теле.
Кроме того, для управления функциями тела, прана шакти проявляется в пяти главных прана вайю: пране, апане, самане, удане и вьяне. В Упанишадах прана вайю также называется «дыханием». Вьяна — это «всепроникающее дыхание». Прана — это вдох, апана — выдох, самана — промежуток между ними, а удана — увеличение этого промежутка. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны. В Чандогхъя Упанишаде спрашивается: «Что поддерживает твои тело и чувства и тебя самого (душу)? Прана. Что поддерживает прану? Апана. Что поддерживает апану? Вьяна. Что поддерживает вьяну? Самана». Эти пять главных движений праны порождают пять второстепенных, или упа праны. Они известны как курма, которая стимулирует моргание, крикара, порождающая голод, жажду, чихание и кашель, девадатта, вызывающая сон и зевание, нага, которая вызывает икоту и отрыжку, и дхананджайя, которая в течение короткого времени остается после смерти. Совместно эти десять пран управляют всеми процессами в человеческом теле.
Необходимость праны
Из пяти вайю две самые важные — это прана и апана. Прана представляет собой движущую силу, направленную внутрь, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вверх от пупка к горлу. Апана — это движущая сила, направленная вовне, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вниз от пупка к анусу. И прана и апана движутся в теле сами по себе, однако ими можно управлять с помощью практик тантры и йоги. В Упанишадах говорится, что следует использовать метод, позволяющий обратить вспять противоположно направленные движущие силы праны и апаны, чтобы они объединялись с са-маной в пупочном центре. Результатом соединения этих сил становится пробуждение кундалини.
В тот момент, когда прана полностью покидает тело, сознание уходит, поскольку прана и сознание — это два полюса одного и того же источника — Я. В тексте Прашнопаншиада говорится: «Эта прана рождается от Я. Подобно тому, как человек отбрасывает тень, так и прана зиждется на Я…» (3:3). В момент смерти, когда дыхание прекращается, и прана уходит, сила, которая поддерживала целостность тела, разрушается, а вместе с ней и само тело. Поэтому в тексте Брихадараньяка Упаншиада прана и дыхание сравниваются со связующей нитью: «Поистине, воздухом, как нитью, удерживаются целыми этот мир и все существа. Поэтому говорят, что когда человек умирает, его члены ослабевают, поскольку их удерживает целыми дыхание, подобное связующей нити». Пока сохраняется прана, тело не умрет.
От зачатия до четырех месяцев беременности зародыш существует только за счет материнской праны. Он подобен опухоли в теле матери. После четырех месяцев прана входит в зародыш и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает двигаться каждая прана, активируются соответствующие телесные функции. Однако прана ребенка становится полностью независимой только когда он рождается и начинает дышать.
Без праны мы были бы разлагающимися трупами, не способными видеть, слышать, двигаться и т. д. В тексте Прашнопа-нишада это иллюстрирует такая история: «Божества (тела) — это эфир, воздух, огонь, вода, земля, речь, ум, глаз и ухо. Видя свое величие, они похвалялись: «Мы правители тела, потому что мы — его опора». Но Прана, главная среди них, сказала: «Не заблуждайтесь. Это одна я, деля себя на пять частей, поддерживаю тело и сохраняю его целостность». Но другие божества были недоверчивы. Тогда Прана в припадке гнева вышла из тела, и все другие божества сразу обнаружили, что покидают его вместе с ней, а когда Прана вернулась, божества снова оказались на своих прежних местах. Подобно тому, как пчелы покидают улей, когда его оставляет их матка, и возвращаются, когда она возвращается, точно так же ведут себя и божества. Удовлетворенные этим доказательством, божества воздали почести Пране».
Многомерная энергия
Прана, или ощутимое проявление высшего Я, течет в теле по Различным энергетическим проводящим путям, или матрицам. Три наиболее важных пути пранической энергии называются ида нади, питала нади и сушумна нади. Они располагаются вдоль спинного мозга. Ида и пингала нади обвиваются вокруг сушумны в трех измерениях, подобно винтовой лестнице. Полное знание этих нади помогает пониманию свойственной человеку многомерной энергии, которую представляет собой прана.
Ида и пингала — это потоки заряженных ионов, способные оказывать влияние на течение праны. Ида нади представляет собой отрицательно заряженный поток праны, а пингала нади — положительно заряженный поток праны. Вследствие этого происходящие между ними разряды могут влиять на все измерения сознания человека, который над ними медитирует. На самом деле некоторые ученые полагают, что психические центры, или чакры, в теле — это ни что иное, как области мощной радиации, вызываемой локальными скоплениями пранической энергии, которые испускают различные субатомные, или «элементарные» частицы.
Прану описывают как разновидность сложной многомерной энергии, состоящей из сочетания электрических, магнитных, электромагнитных, фотонных, термических, визуальных, и ментальных энергий. Пять главных подразделений праны, которые существуют в разных частях тела, имеют разные плотности ионных полей. Их можно визуализировать как кружащиеся облака разных цветов и оттенков. Эти облака праны могут свободно увеличиваться или уменьшаться под влиянием или без влияния внешних факторов.
Наименее плотной праной является удана; затем идут прана, самана и апана. Вьяна, текущая по всему телу, имеет плотность, которая равна среднему значению плотностей всех других разновидностей праны. Различные цвета пранических