Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана

областей или суб-пран. Все вместе они известны как панча прана: прана, апана, самана, удана и вьяна. Эти пять пран функционируют во взаимосвязи с пятью нижними чакрами и различными нади. Их следует понимать не как отдельные проявления праны, а как разные функции или области функционирования одной праны или махапраны.

В данном случае термин прана означает не общую прану, а суб-прану, Которая относится к конкретной части тела между гортанью и верхом диафрагмы. Она управляет функционированием сердца и легких и всей деятельностью, которая происходит в области груди, в том числе, дыханием, глотанием и кровообращением. Это проявление праны переживается в форме частиц света, движущихся вверх.

Второе проявление праны — это апана, которая находится в области таза, между пупком и промежностью. Апана управляет функциями почек, мочевого пузыря, кишечника, половых органов и органов выделения. Она отвечает за выброс кишечных газов, кала, мочи и выталкивание ребенка во время родов. Апана переживается в форме световых частиц, движущихся вниз.

Третье проявление праны — самана. Термин самана происходит от слова саман, которое означает «равный» или «уравновешенный». Самана располагается между пупком и грудной клеткой, между двумя противоположными силами праны и апаны, и потому в ее функции входит определенное уравновешивание или выравнивание этих сил. Она отвечает за пищеварение и усвоение питательных веществ. Самана переживается как движение света из стороны в сторону, подобное быстрому раскачиванию маятника справа налево и слева направо.

Четвертое проявление праны — удана. Эта прана находится в конечностях — ногах, руках и голове. Удана ответственна за все органы чувств и органы действия. Она контролирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Удана переживается как круговое течение света вниз по рукам и ногам, и вверх через голову.

Пятое проявление праны — вьяна. Эта жизненная сила пронизывает все тело и действует как резервная энергия. Она помогает всем другим пранам, которым требуется дополнительная поддержка. Она контролирует и координирует все мышечные движения и другие праны.

Наряду с пятью главными пранами, есть пять второстепенных — так называемые упа праны. Надо ответственна за отрыжку и икоту. Курма открывает глаза. Крикара вызывает голод и жажду. Девадатта ответственна за зевание. Дхананджайя ответственна за разложение тела после смерти.

Раскрытие Пранамайя Коши

Есть пять ключей, которые мы используем для раскрытия восприятия и переживания пранамайя коши. Эти ключи — психическое дыхание, психический канал, психические центры, психический звук и психический символ.

Психическое дыхание

Первым ключом к праническому осознанию служит психическое дыхание. Психическое дыхание представляет собой соединение физического дыхания с осознанием. Опыт дыхания может быть как грубым, так и тонким. Основу психического дыхания составляет грубое физическое дыхание в форме воздуха, проходящего через ноздри примерно пятнадцать раз в минуту, 21600 раз в сутки, независимо от того, осознаете вы это или нет. Грубый опыт дыхания — это процесс втягивания воздуха в легкие и его выталкивания наружу через ноздри. Один из аспектов пранаямы связан с манипуляцией этим грубым процессом с помощью сосредоточения и силы воли. Второй аспект составляет психическое дыхание.

На начальных стадиях психического дыхания единственным требованием является психическое осознание дыхания. Иными словами, необходимо осознавать дыхание, не пытаясь воздействовать на естественное течение дыхательного цикла. Коль скоро это достигнуто, следует переживать движение дыхания при вдохе и выдохе в форме удджайи пранаямы. Осознания глубокого звука и вибрации, которые создаются в ходе удджайи, и их движения при вдохе и выдохе, завершает первоначальный этап психического дыхания. Удджайи включает в себя практику осознания, сосредоточения и реального физиологического сокращения мышц горла. В ходе практики удджайи пранаямы, которую также можно выполнять вместе с кхечари мудрой и насикагра дришти, необходимо осознавать движение и звук дыхания при его прохождении через горло.

Каким образом это осознание раскрывает восприятие пранамайя коши? Это очень просто. Когда мы практикуем психическое дыхание и можем удерживать полное осознание движения и звука внутреннего дыхания в горле, ум начинает расслабляться и .в личности начинают формироваться новые формы опыта. Когда мы практикуем удджайи, на физиологическом уровне мы переживаем расслабление, спокойствие и сосредоточение. Таков грубый опыт удджайи, а затем имеет место психический опыт.

Когда мы практикуем удджайи, то начинаем перемещать прану. Первое проявление махапраны представляет собой пра-на, располагающаяся в груди. Первый физиологический опыт, возникающий от движения и пробуждения праны, имеет форму потока белого света, либо своеобразного ощущения жжения или щекотки в горле, груди и легких. Однако, по мере углубления и усиления сосредоточения, переживание праны становится более острым, и опыт меняется.

Психический проход

Второй ключ к праническому осознанию представляет собой психический проход. Это любой проводящий путь в теле, по Которому направляются осознание, дыхание и прана в виде одного потока объединенной силы. Это понятие не связано ни с какими ограничениями, поскольку мы можем создавать психический проход где угодно, к любой части тела или от нее. Зрительно представив себе проход, можно направлять психическое дыхание в любое место тела, используя удджайи пранаяму. Это будет вызывать действительный перенос праны. Психическое дыхание составляет неотъемлемую часть праны, им необходимо овладевать до такой степени, чтобы оно становилось чрезвычайно тонким и спонтанным.

Например, в практике прана видьи последовательно создаются многие психические проходы, чтобы можно было распределять прану по всем частям тела. Некоторые из них представляют собой длинные и сложные пути, другие — простые и короткие. Однако для целей пробуждения праны наиболее важны несколько психических проходов, которые должны быть открыты и очищены до начала действительной практики прана видьи.

Первым обычно переживается психический проход, представляющий собой ту часть переднего канала, которая идет от точки манипура кшетрам в области пупка до точки вишуддхи кшетрам в надключичной ямке. Этот проход используется на первых стадиях практики аджапа джапы. Весь передний канал, так же как сушумна нади в позвоночнике, идет от муладхары до аджны. Вдоль прохода располагаются центры кшетрам, которые служат активирующими точками для чакр в позвоночнике.

Самый мощный проход — это сушумна нади, который поднимается прямо вверх через середину позвоночника. Этот путь, по которому пробужденная кундалини движется от муладхары к сахасраре, символически изображается рекой Сарасвати. Вдоль этого пути находятся точки главных чакр, где переживается опыт их пробуждения. Точки, располагающиеся вдоль позвоночника, носят название чакра шарира, или тело чакры.

После сушумны самыми важными психическими каналами являются ида и пингала нади, хотя в качестве психического прохода используется только пингала. Причина состоит в том, что при подобном использовании ида нади доминирующей становится ментальная сила, что может привести к потере пра-нической жизненности и ментальной устойчивости. Пингалу называют сурьей, или солнечным нади, и символизируют рекой Ямуна. Иду называют чандрой, или лунным нади, и символизируют рекой Гангой.

Аджна чакру символизирует Прайяга — подземное место слияния рек Ганги (ида нади), Ямуны (пингала нади) и Сарасвати (сушумна нади). Отсюда все они текут далее как одна река, один поток сознания. После аджны не существует никакой разницы между праной и сознанием. Есть одно движущееся вверх космическое осознание.

Практика прана видьи позволяет практикующему переживать течение и цвет праны по мере ее движения вверх по проходу пингала нади. Иногда она выглядит как нить паутины, прозрачная и сияющая в свете зари. Кроме того, могут быть видны крохотные точки сияющего света или сверкающие драгоценные камни, подвешенные на серебряной нити. Это тонкие и непостижимые чакры, расположенные вдоль сушумны. Эти переживания возникают постепенно, по мере того, как мы очищаем себя с помощью практик йоги. Они свидетельствуют о том, что мы продвигаемся вперед и начинаем осваивать прана видью.

Психические центры

Третьим ключом к осознанию праны являются психические центры, или чакры. Эти центры представляют собой вихри тонкой праны, расположенные в определенных местах вдоль канала сушумны. Психические центры были открыты йогами, риши и мудрецами различных традиций в Индии и по всему миру. Их увидели не путем физического анатомирования тела, ас помощью психической интроспекции. Из знания этих центров развилась великая наука кундалини йоги, которая занимается пробуждением чакр.

Согласно концепции прана видьи, прана генерируется в му-ладхаре, хранится в манипуре, очищается в вишуддхи и распределяется из аджны. Это четыре чакры, которые используются в Практике прана видьи. Нам необходимо осознавать, как каждая , чакра влияет на активность пранической энергии, и какой опыт имеет место при пробуждении различных чакр. Используя техники прана видьи для усердной практики, можно быстро достичь пробуждения чакр. Это не происходит просто само собой. Нам необходимо влиять на свою прану, стимулируя и контролируя ее, и это следует делать осторожно и постепенно.

Психический звук

Четвертый ключ к осознанию праны — это психический звук. Согласно учению надо йоги, звук проявляется не только извне, но и внутри нас. Практики нала йоги связаны с отключением слухового восприятия, чтобы мы больше не слышали внешних звуков. Когда внимание полностью сосредоточивается в центре головы, мы можем развивать способность осознания чида-каши — психического пространства — внутри головы. Тогда мы можем наблюдать любые звуки, спонтанно возникающие в этом пространстве.

К обычным переживаниям нады относятся, в порядке возрастания тонкости, звуки мардалы, колокола, рожка, звенящих колокольчиков, флейты, вины и пчел. Звук начинается едва заметно и постепенно усиливается. Могут реально слышаться звучание вины или звон колокольчиков, несмотря на то, что снаружи нет ни колокольчиков, ни каких-либо музыкальных инструментов. Опыт проявляется полностью внутри.

После того, как все эти внутренние звуки стали доступны нашей сознательной осведомленности, может переживаться глубокий пульсирующий звук, как будто мы находимся в глубокой пещере или в тоннеле, в другом конце которого кто-то играет на флейте или на барабане. Звук начинается с очень низкого тона, который постепенно повышается до тех пор, пока через некоторое время звук не начинает медленно затихать. В конце этого периода можно осознать сокровенный нада — трансцендентальный звук Ом.

Психический символ

Пятым ключом к праническому осознанию служит психический символ, который переживается посредством практики сосредоточения. Символом может быть любой объект, на котором мы способны фиксировать свой ум. Это может быть абстрактный символ, сцена из природы, янтра или мандала, солнце, луна, пламя свечи, облако или все что угодно, привлекающее наше внимание. Сосредоточиваясь на образе символа, мы можем постепенно развивать способность столь же

отчетливо видеть его внутренним взором, как видим его снаружи.

Во время мантра дикши, в зависимости от нашей индивидуальности и астрологического знака, нам дается тот или иной символ, который будет способствовать нашему сосредоточению и позволять нам глубже проникать во внутренние измерения. Это будет помогать нам готовиться к более высоким практикам пранаямы.

Прана и Мантра

Мантра лежит в основе многих техник целительства, в которых используется энергия звука. Мы знаем, что в окружающей нас вселенной проявляются различные формы энергии, например, звук, свет, теплота и движение. Вселенная существует одновременно на нескольких уровнях проявления. На грубом уровне вселенная существует

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать бесплатно, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать онлайн