Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана

следуют различным правилам, как например, никогда не мочиться лицом к востоку по утрам, и лицом к западу по вечерам.

Пранические целители практикуют многие разновидности пранаямы. Как правило, для них запрещены долгие выдохи. Они вдыхают очень глубоко, но выдыхают очень мало. Кроме того, они очень мало разговаривают, чтобы не растрачивать прану. Никогда нельзя увидеть целителя, который предается болтовне или спорам о религии или политике. Целители едят очень простую пищу, состоящую, в основном, из хлеба и молока, и не употребляют сахара и соли. Они не просят подаяния для своего пропитания. У некоторых из них есть немного земли, на которой они выращивают пищу для себя и своей семьи. Женщины и дети обычно содержат себя сами. Целитель не занимается физической работой в течение дня. К нему с утра до вечера могут обращаться люди, которые нуждаются в лекарствах или лечении. На Западе врачи и психиатры полностью заняты лечением и консультациями; так же обстоит дело и у психических целителей в Индии.

В настоящее время традиция целительства в Индии живет и процветает, однако в течение нескольких поколений она может умереть. Пранические целители принадлежат к числу беднейших людей Индии. У них нет никакого материального имущества; они не могут писать о своем искусстве или распространять его. Кто бы захотел добровольно стать учеником праниче-ского целителя, который может обещать только бедность? Обычно человек ожидает что-то получитьбудь то материальная выгода, успех в обществе или интеллектуальное знание — но целитель не может предложить ничего из этого. У больного, который идет к духовному целителю, нет никакого способа оплатить или вознаградить его услуги. Такова традиция, и эта дилемма остается без ответа вследствие структуры современного общества, которое в данное время не поддерживает целителей.

Исследования пранаямы

Дыхание постоянно входит в тело и выходит из него с частотой около пятнадцати раз в минуту, но мы этого не осознаем. Оно управляется праной, которая представляет собой жизненную энергию, и тесно связано со всеми химическими процессами в теле, от потребления кислорода и сгорания глюкозы до сокращения мышц, секреции желез и мыслительной деятельности.

Из всех автоматических процессов тела дыхание легче всего осознавать, поскольку оно находится на стыке сознательного и подсознательного ума. При желании мы можем либо управлять им, либо предоставлять ему происходить самостоятельно под управлением только автономной нервной системы. Поэтому оно может служить тонким зеркалом глубинной нервной и умственной деятельности. Когда мы счастливы, оно бывает ритмичным, глубоким и медленным, а когда мы несчастливы или напряжены, оно становится захлебывающимся, задыхающимся, поверхностным, быстрым и неравномерным.

Равномерное и расслабленное дыхание приводит к расслаблению, равномерности и согласованию ритмов тела, так что они действуют как одно гармоничное целое. Неравномерное и напряженное дыхание может быть следствием и причиной неупорядоченной умственной деятельности и хаотического течения мыслей, равно как и физического, эмоционального или умственного расстройства. У большинства людей дыхание и ум подобны упряжке взбесившихся лошадей, когда кучер выпустил из рук вожжи, и лошади понесли.

Немецкий психиатр Вильгельм Райх подчеркивал необходимость управляемого дыхания, утверждая, что «Не бывает невротиков, которые способны глубоко и размеренно вдыхать и выдыхать». Когда мы учимся расслабляться и осознавать дыхание, телесные циклы начинают работать оптимально, без помех, вызываемых напряженностью. В то же время мы, при желании, можем научиться ими сознательно управлять.

Биоритмы

Современная наука только начинает исследовать действие дыхания на наши тело и ум. Исследователи возвращаются к древней мудрости Индии, Китая, Греции, Египта и Персии, где многие науки основывались на бесконечном переплетении космических циклов и взаимодействии сознания и энергии, иды и пингалы.

В конце пятого века до нашей эры Гиппократ, чья школа на греческом острове Кос впоследствии стала фундаментом медицинской науки, учил системе медицины, которая была неотделима от природных циклов и законов. В этой системе методы лечения были направлены на восстановление равномерности и равновесия расстроенных телесных циклов и ритмов, чтобы вернуть их функционирование к правильному согласованию с остальным телом. Со временем многие науки постепенно забывали об этой взаимосвязи и становились все более и более обособленными.

В конце девятнадцатого века доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета и доктор Вильгельм Флейс, коллега и близкий друг Зигмунда Фрейда, проведя тщательные и систематические исследования и вычисления, обнаружили, что человеческое тело, судя по всему, имеет два основных цикла. Один из них — это двадцатитрехдневный цикл физической силы, выносливости и храбрости, а другойцикл умственной восприимчивости, интуиции и эмоций длительностью в двадцать восемь дней. Оба цикла делятся на положительный восходящий период, или период разрядки, в первой половине, и период зарядки или восстановления во второй половине, когда наши энергии находятся на низком уровне. Утверждают, что эти циклы присутствуют у обоих полов и в каждой клетке человеческого тела. Здесь можно видеть очевидные параллели с символизмом иды и пингалы в физиологическом учении йоги. Флейс также связывал эти циклы с изменениями в слизистой оболочке носа.

Альфред Телтахер — врач и инженер, преподававший в Инсбруке (Австрия) — на основании наблюдения своих студентов, добавил к этим двум циклам тридцатитрехдневный цикл интеллектуальной деятельности. Кроме того, Свобода, Флейс и Телтахер обнаружили, что существуют неустойчивые «критические» дни (которые приходятся на первый и средний дни каждого цикла). В критические дни мы максимально неустойчивы и подвержены ошибкам. Не полностью владея своими внутренними способностями, мы предрасположены к несчастным случаям, непониманию в межличностных отношениях и любым другим жизненным проблемам.

Считается, что лучшее понимание внутренних ритмов дает большинству из нас много преимуществ. Например, по сообщению агентства ТАСС, в Ленинграде Управлению таксомоторного транспорта удалось снизить количество ДТП на 66%, предоставляя водителям отгулы в критические дни. Некоторые врачи вычисляют свои биоритмы для того, чтобы определять наилучшие дни для проведения хирургических операций, и сообщают, что это позволяет уменьшить число неудачных исходов и осложнений.

Кроме того, эксперименты показали, что существуют оптимальные часы для обучения. В такие активные периоды мы учимся быстрее. Некоторые из нас поздно ложатся спать, а другие рано встают. Для тех, кому лучше всего работается ночью, школьные часы, которые, в основном, приходятся на первую половину дня, оказываются сущим наказаньем. Знание внутренних ритмов позволяет подстраивать время учебы так, чтобы присутствовать на школьных уроках и занятиях с полным вниманием и сосредоточением. Кроме того, мы можем больше узнать об универсальных космических законах, которые управляют нашей жизнью и окружающим миром.

Поначалу карты биоритмов могут быть полезны для достижения повышенного осознания, чтобы мы могли планировать свою деятельность для достижения максимальной пользы. Например, при минимуме интеллектуального цикла следует отложить работу, которая требует глубокого продумывания, и воздержаться от принятия решений, способных повлиять на нашу жизнь. При максимуме эмоционального цикла хорошо заводить друзей или участвовать в семейных сборищах. Однако можно делать и нечто большее, чем просто знать свои циклы и согласовывать с ними свою жизнь. С помощью пранаямы и дисциплин йоги можно менять и перестраивать свои циклы, и тем самым избегать следствий их минимумов, стресса и напряжения.

Свара йога

Свара йога касается постижения сущностной природы человека как равновесия между двумя взаимодополнительными противоположностями. Согласно свара йоге, поток праны в ида нади приравнивается к потоку дыхания в левой ноздре, а поток праны в пингала нади сходным образом соотносится с дыханием в правой ноздре.

Течение праны в третьем канале — сушумна нади — возникает только когда ида и пингала, ментальный и жизненный аспекты личности, функционируют в совершенном равновесии. Это может происходить только когда через каждую ноздрю входит и выходит равный объем дыхания. В это время осознание не интровертировано и не экстравертировано, а находится в равновесии между этими состояниями. Именно тогда прана течет по сушумна нади, и без усилий возникает дхьяна — состояние медитации.

Медитация не может возникнуть при неравенстве потоков дыхания в ноздрях, и именно это имеет место в нашей повседневной жизни. Экспериментальное исследование, проводившееся в Институте Кайвальядхамы в Лонавале, подтвердило, что в нормальных обстоятельствах потоки дыхания через обе ноздри редко бывают равными (1). Из 204 здоровых испытуемых в возрасте от десяти до шестидесяти пяти лет, которых исследовали в разное время дня, неравенство потоков дыхания в ноздрях было отмечено у 174, или в 85,5% случаев.

Циклическое дыхание

Результаты исследования в Институте Кайвальядхамы согласуются со свара йогой, которая утверждает, что дыхание циклически переходит от одной ноздри к другой примерно через каждые девяносто минут, и это можно легко проверить личным наблюдением. В каждом девяностоминутном цикле имеется период в три или четыре минуты, когда дыхание переходит с одной стороны на другую. В этот короткий промежуток времени поток дыхания через обе ноздри бывает одинаковым, и именно его традиционно связывают с успешной и спонтанной медитацией.

Многие практики свара йоги, в том числе нади шодхана, пранаяма, джала и сутра нети, и использование йога данды, непосредственно влияют на равновесие потоков дыхания в ноздрях, вызывая течение праны в сушумна нади и способствуя возникновению медитации.

Двойственная структура мозга

Двойственную природу психофизиологической организации человека отражает само физическое строение мозга и центральной нервной системы. Нейрофизиологические и психологические исследования показали, что два полушария мозга ответственны за разные способности и разные характерные модусы выражения человеческой индивидуальности.

Было обнаружено, что правое полушарие отвечает за пространственные, художественные, холистические, интуитивные и психические аспекты нашего восприятия, которые являются функциями ида нади, в то время как левое полушарие отвечает за наши логические, рациональные и аналитические способности, и за последовательные и линейные модусы мышления — все это функции пингала нади.

В левом полушарии мозга располагаются центры, управляющие вербальной коммуникацией: слуховым восприятием языка, чтением, речью и письмом. Стандартное образование осуществляется в большей степени с помощью языка (вербальной коммуникации), нежели не вербально. Поэтому левое полушарие мозга считается доминантным.*

* В действительности, эта так называемая функциональная асимметрия мозга носит более сложный характер, и разделение функций полушарий не является столь жестким. Хотя анатомически левое полушарие имеет более развитые «языковые зоны», правое полушарие тоже обладает потенциалом к вербальной коммуникации, и у так называемых «истинных билингвов» (людей, имеющих два «родных» языка) за второй язык отвечает правое полушарие. Кроме того, при повреждении левого полушария у маленьких детей, языковые функции берет на себя правое полушарие. Аналогичная гибкость и взаимозаменяемость существует и для других функций, (пер.)

С левым полушарием связаны качества соревновательности, эгоизма и агрессивности — так называемые мужские качества — в то время как правое полушарие наделено женскими качествами любви, сострадания и заботы.

Уравновешивая ида и пингала нади, мы создаем личность ардханаришвара, в которой мужские и женские качества сбалансированы.

Таким образом, с точки зрения свара йоги, когда дыхание течет через левую ноздрю, активируется правая сторона мозга, а когда дыхание течет через правую ноздрю, активируется

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать бесплатно, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать онлайн