Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана

левая сторона мозга. Когда потоки дыхания через обе ноздри одинаковы, пробуждается сушумна нади, и все способности человеческого мозга функционируют оптимальным и согласованным образом. Тогда непосредственно переживается медитация.

Исследования заложенности носа

В нескольких экспериментальных и клинических исследованиях была показана необходимость иметь открытые, хорошо работающие ноздри, и установлена возможная взаимосвязь со свара йогой. Особого упоминания заслуживает работа доктора И. Н. Рега, отоларинголога из Бухареста (Румыния) (2). Изучив почти 200 пациентов, страдающих односторонней заложенностью носа вследствие врожденных пороков и искривлений носовой перегородки, доктор Рега обнаружил, что пациенты, которые дышали преимущественно левой ноздрей (89%), чаще, чем обычно, страдали разнообразными заболеваниями дыхательных путей, включая слизистогнойные синуситы, воспаления среднего и внутреннего уха, частичную или полную потерю обоняния, вкуса и слуха, рецидивирующие фарингиты, ларингиты и тонзиллиты, хронические бронхиты и бронхоэкта-зию.

Кроме того, он обнаружил, что люди, страдающие этим синдромом, больше предрасположены к одному или более из широкого спектра заболеваний, более отдаленно связанных с дыханием, включая потерю памяти, слабоумие, головные боли, гиперфункцию щитовидной железы (и связанную с ней раздражительность), сердечно-легочную недостаточность (с симптомами тахикардии, астматических приступов и хронической сердечной недостаточности), заболевания печени и желчного пузыря (с различной симптоматикой), постоянные изменения клеточного состава крови и лимфатической жидкости, хронические гастриты и энтероколиты (с симптомами изжоги, желудочного рефлюкса, язвы и запора), а также половые и репродуктивные расстройства (с симптомами снижения либидо, нарушения менструального цикла у женщин и бесплодия у мужчин).

По контрасту пациенты, дышавшие преимущественно правой ноздрей (26% исследованных случаев), оказались более предрасположенными к артериальной гипертонии и ее многочисленным последствиям.

Хотя это исследование скорее наводит на размышления, нежели позволяет делать какие либо определенные выводы, и кроме того, открыто для критики в ряде областей, оно в значительной степени согласуется с наблюдениями большого числа врачей, которые еще с 1819 года обращали внимание на связь общего физического и психического здоровья с состоянием носовых проходов и их чувствительной слизистой оболочки.

Влияние автономной нервной системы

Считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Затем эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее.

Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвычайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках содержится в двадцать раз больше автономных нервных волокон, чем в цереброспинальной (центральной нервной) системе.

Это позволяет предполагать, что автономная нервная система и два ее взаимодополнительных компонента — возбуждающая симпатическая нервная система (пингала нади) и тормозная (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида нади) — могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт действительно определял всю область слизистой оболочки носа как отдельный орган автономной нервной системы.

Учитывая это, можно предполагать, что такие практики йоги, как нети крийя и пранаяма нади шодхана оказывают глубокое воздействие на всю автономную нервную систему, и через нее на эндокринные и физиологические функции.

Ноздри и акупунктура

Кроме того, область слизистой оболочки носа имеет чрезвычайно важное значение в китайской системе целительства, называемой акупунктурой. Акупунктурная терапия направлена на изменение и регулирование ки, или пранической энергии, текущей по четко определенным каналам или меридианам пранического и эфирного тела, путем воздействия на систему наполненных жидкостью пространств в соединительной ткани, именуемых меридианами в физическом теле.

Как мы уже видели в главе «Исследования прана шакти», недавние работы доктора Хироси Мотоямы из Японии элект-рофизиологически подтвердили существование и местоположение меридианов, как отдельной психофизиологической коммуникативной системы, действующей независимо от нервной и кровеносной проводящих систем (3).

Кроме того, существует заметное сходство и соответствие между картами акупунктурных меридианов и древними схемами основных нади, или пранических каналов, как они описаны в индийских Упанишадах (4).

Шесть из двенадцати главных меридианов акупунктуры (меридианы желудка, мочевого пузыря, желчного пузыря, толстого кишечника, тонкого кишечника и тройного обогревателя) имеют точки входа или выхода в области окончаний тройничного нерва, окружающей слизистую оболочку носа (5).

Индийские исследования

В ходе электроназографического исследования, проводившегося в Институте Кайвальядхамы в Лонавале, было обнаружено, что в слизистых оболочках обеих ноздрей непрерывно происходят изменения электрического потенциала (6).

Оказалось, что эти изменения неодинаковы в разных ноздрях; предполагается, что на них влияет психофизиологическое состояние испытуемого, отражающееся в его дыхании. Непрерывные изменения этого потенциала подобны непрерывным изменениям человеческой ауры, которые можно видеть при ее фотографировании по методу Кирлиан. Было установлено, что эта «аура» постоянно меняется, реагируя на непрерывные изменения мыслей, эмоций и физиологических функций человека; кое-кто считает ее отражением пранического тела в электрическом поле.

Эксперименты с йога дандой

Исследователи Института Кайвальядхамы в Лонавале также подтвердили эффективность древнего приспособления, известного как йога данда или палка, которое по традиции используют йоги для манипулирования потоком дыхания в ноздрях.

Данда делается подходящей длины, чтобы доходить от земли до подмышки медитирующего человека. Древние йоги обнаружили, что слегка облокачиваясь на эту палку и создавая постоянное давление на одну подмышку, можно усиливать поток дыхания в противоположной ноздре. Они использовали этот принцип в медитативных практиках для того, чтобы под держивать равновесие между двумя ноздрями, уравнивая течение праны в ида и пингала нади, в результате чего канал су-шумна мог оставаться открытым, и успешная медитация продолжалась.

Исследование в Лонавале подтвердили, что у всех испытуемых, независимо от пола и возраста, дыхание в ноздре, находящейся на противоположной стороне от йога данды, становится заметно свободнее, чем дыхание в ноздре, находящейся на той же стороне.

У среднего человека весь мозг действует согласованно и уравновешенно только в течение нескольких минут, когда дыхательный цикл сменяется через каждые полтора часа. Однако правильное использование йога данды может обеспечивать длительное равновесие потоков дыхания в обоих ноздрях, позволяя тем, кто следуют путями тантры и свара йоги, поддерживать течение праны в сушумна нади в течение более длительного времени, и, благодаря этому, переживать медитативное осознание на протяжении часов или дней.

Заключение

Каково значение древней науки пранаямы и свара йоги для современного человека? Во-первых, наблюдение за дыханием представляет собой прямой способ самопознания. Независимо от того, насколько мы заняты, все мы можем осознавать состояние своего дыхания в связи с различными повседневными делами, состояниями ума и чувствами. В свара йоге одна лишь эта садхана может непосредственно вести к пробуждению су-шумны и вхождению в дхьяну.

Во-вторых, мощное влияние пранаямы нади шодхана и практики нети крийи на автономную нервную систему способствует здоровью и оптимальному функционированию тела и ума. Эти практики помогают высвобождать накопившийся нервный и психический стресс, который создает дисбаланс в автономной нервной системе и блокирует течение праничес-кой энергии, запирая ее в ограниченных и неизменных контурах. С течением времени эти пранические аномалии и нарушения, если их не устранять, приводят к различным психосоматическим заболеваниям, связанным со стрессом.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы научно обосновать эффективность пранаямы и помочь нам понять, как она способствует нашему благополучию. Некоторые из упоминавшихся здесь исследований носят предварительный характер, и работе нередко препятствуют отсутствие финансирования и необходимого оборудования. Новаторы, подобные профессору Мотояме, пытаются разрабатывать новые методы измерения тонких энергий и процессов. Кроме того, важно сопоставлять различные пути познания. Например, исследования биоритмов и циклов мозга открывают новые способы понимания того, кто мы такие, и как наше существование связано с окружающим миром. Когда наука обращается к опыту, который в течение тысячелетий накапливали йоги, она открывает для себя огромный ресурс, возможно, обещающий новое понимание природы и предназначения жизни.

ПРАНАЯМА

Принципы

Для того, чтобы получить от науки пранаямы максимальную пользу, всякому, кто желает начать заниматься пранаямой, следует обращаться за руководством к должным образом подготовленному учителю йоги. Это гарантирует успешное продвижение.

Советы и предостережения

Каждый может делать тот или иной вид пранаямы, однако поначалу следует проявлять осторожность и действовать постепенно, не спеша переходить к более трудным практикам до тех пор, пока вы не будете к ним готовы. У здоровых людей легкие, сердце и нервы тела достаточно сильны, и обретают добавочную силу в результате разумной и регулируемой практики пранаямы. Однако, если вы чересчур усердствуете и истощаете тело и внутренние органы, они будут становиться слабыми и могут быть повреждены. Поэтому в ходе практики особенно необходимы внимание и осторожность. Не следует делать слишком энергичных вдохов и выдохов, задерживать дыхание дольше, чем это удобно, или как либо еще принуждать дыхание, тело или ум. Не пытайтесь делать усложненные формы пранаямы, выходящие за пределы ваших текущих возможностей.

В духовной жизни необходимы терпение и упорство; это относится и к пранаяме. Вы несомненно достигнете своей цели, но это требует времени. Поэтому не расстраивайтесь, если вы не можете добиться определенного соотношения фаз дыхания, той или иной продолжительности задержки, или заданного количества циклов; для того, чтобы довести до совершенства только один вид пранаямы, могут потребоваться месяцы или даже годы. Вы постоянно продвигаетесь вперед, но поскольку вы не способны взглянуть на свое продвижение объективно, вам может казаться, что ничего не происходит. Однако будьте уверены — происходит — как на грубом, так и на тонком уровнях.

Асана: Необходимо использовать подходящую асану (сидячую позу). Это обеспечивает эффективное дыхание, а также позволяет сохранять удобное положение в течение практики. При изучении предварительных этапов пранаямы, целесообразно как следует освоить по крайней мере одну сидячую позу. Плохая поза препятствует сосредоточению и технике.

Главное требование состоит в использовании удобной вертикальной позы, в которой ничто не мешает потоку дыхания, и могут высвобождаться пранические силы. Этому требованию удовлетворяют многие позы, которые подробно описаны в главе «Асана для пранаямы».

Место: следует заниматься в чистом, приятном и хорошо проветриваемом помещении (но не на сквозняке). Никогда не делайте пранаяму в задымленной, пыльной или неприятно пахнущей комнате. При занятиях на открытом воздухе старайтесь выбирать чистую окружающую среду, чтобы свести к минимуму действие загрязнений. В идеале, это место должно быть достаточно уединенным — вдали от людей, шума и помех, — а также чистым и удобным. Не следует заниматься на солнцепеке или на ветру. Ранним утром мягкий солнечный свет полезен, но когда солнце начинает припекать, его прямые лучи становятся вредными и могут вызывать перегрев тела. Занятия на сквозняке или на ветру могут вызывать озноб и падение температуры тела. В ходе практик, требующих тонкой настройки — в том числе, пранаямы — сквозняки и крайности температуры могут легко нарушать внутреннее равновесие.

Чистота: Разумеется, для любой духовной практики необходима личная чистота. Если вы не можете принять ванну или душ, то ополосните водой лицо, руки и ступни, чтобы как следует проснуться, прежде чем приступать к садхане. Говорят, что ритуальное очищение помогает очищать и ум.

Время: Лучше всего заниматься ранним утром. Для любой духовной садханы лучше всего подходит время брахмамухуртхи (от двух до трех часов до восхода солнца), поскольку в этот период

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать бесплатно, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать онлайн