или биоплазматических облаков обусловлены испусканием фотонов при изменении уровней энергии электронов в результате переходя от более высоких к более низким частотам.
Таким образом, согласно некоторым ученым, прана имеет облакоподобную природу и обладает электромагнитной энергией. Это дает начало электромагнитному излучению, в котором волны электрической и магнитной энергий располагаются под прямым углом друг к другу, образуя то, что выглядит как спираль. Эту структуру излучения видели, описывали и изображали мудрецы и ученые из всех частей света и разных эпох. Около четырех десятилетий назад она была сфотографирована с помощью процесса, который называется фотографией по методу супругов Кирлиан. Кроме того, психические целители чувствуют, что некоторая сила покидает их тело и передается пациенту.
Пранамайя коша
Многие тысячелетия тому назад риши и визионеры говорили, что праны находятся не в грубом физическом теле, а в более очищенном и тонком теле, именуемом пранамайя коша или пранической оболочкой. Они описывали это тело как нечто, похожее на облако, постоянно бурлящее внутри. В зависимости от того, что человек ест, что думает, от состояния его сознания во время медитации и от внешней среды облако имеет разную окраску.
Согласно йоге, пранамайя коша образует тонкую сеть, по которой течет прана. Ее также называют праническим, эфирным, или биоплазменным телом. Считается, что это энергетическое тело имеет ту же форму, что и физическое тело. Однако с помощью определенных йогических техник сосредоточения и визуализации, особенно техники прана видья, практикующий может заставлять его расширяться и сокращаться. Если восприятие тонко настроено на праническое тело, можно увидеть тело света, в котором имеются тысячи тонких, похожих на проволочки структур, проводящих шакти, или энергию. Эти структуры, похожие на проволочки — нади, или энергетические потоки. В тексте Шива Самхита говорится, что всего в теле имеется 350000 нади; согласно тексту Прапанчасара Тантра, их насчитывается 300000, а в тексте Горакша Сартака упоминаются 72000 нади. В субструктуре грубого тела имеются многие тысячи нади, и они распределяют сознание и прану ко всем атомам.
Праническое поле иногда называют пси-плазмой, поскольку его можно сравнить с физической плазмой (ионизированным газом), которую изучает физика. Оно представляет собой облако заряженных частиц, на которое можно воздействовать изнутри — умом, и извне — электрическим, магнитным или электромагнитным полями.
Это представление приемлемо для многих представителей физики, метафизики и парапсихологии. Кроме того, его легко понять, учитывая взаимосвязанность пранической, умственной, эмоциональной, духовной и физической энергий.* Изменение одной из этих энергий приводит к соответствующему изменению другой.
Более плотные из этих пранических облаков естественным образом тяготеют к областям меньшей плотности и притягиваются ими. Таким образом, в праническом теле имеет место постоянная активность. Это перемешивание значительно ускоряется под действием различных практик йоги, таких как пранаяма, мудры, бандхи, шаткармы хатха йоги и прана видья. Эти практики нередко заставляют различные пранические поля соединяться, что вызывает жар или холод в теле, а также головокружение, интроверсию, увеличение аппетита, а иногда — тонкое восприятие цветов и звуков при практике сосредоточения и отключения чувств (пратьяхара). Многие из этих видов опыта быстрее случаются в практике пранаямы, которая не редко оказывается чересчур мощной практикой для абсолютных новичков в йоге.
* Теория праны получает дополнительное подтверждение в современных исследованиях биофизики процессов дыхания, согласно которым биологические молекулы постоянно находятся в энергетически возбужденном состоянии благодаря взаимодействию с активными формами кислорода (АФК), которые представляют собой свободные радикалы. В частности обнаружено, что дыхание некоторых клеток ( в частности, нервных клеток животных и человека) на 70% осуществляется за счет свободно-радикальных реакций, сопровождающихся излучением света. Кроме того экспериментально показано, что живые существа не могут существовать в атмосфере, лишенной свободных радикалов, и погибают от удушья. Один из исследователей биологической роли АФК В. Л. Воейков (Биологический факультет МГУ) считает, что без свободных радикалов невозможны никакие процессы жизнедеятельности. (См. Воейков В. Л., «Благотворная роль активных форм кислорода», «МИС-РТ»-2001 г., сборник № 24-1 -5) (пер.)
Пранические вихри
Согласно тексту Сватмарамы «Хатха Йога Прадипика», «Йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений» (шл. 5, Гл. 2). В процессе пробуждения великой кундалини шакти, практикующий должен не только очищать энергетические каналы (нади), но также повышать количество и качество праны, и запасать ее.
Прана накапливается в шести главных центрах вдоль позвоночника. Эти центры находятся в тонком теле, но в действительности соответствуют нервным сплетениям в грубом теле. Прана шакти и манас шакти собираются в чакрах и образуют вращающиеся массы энергии. Каждая чакра вибрирует с собственной скоростью и частотой. Чакры, находящиеся в самых нижних точках энергетического контура, работают на более низкой частоте, и считаются более грубыми и создающими более грубые состояния осознания. Чакры, находящиеся на вершине контура работают на более высокой частоте, и ответственны за тонкие состояния осознания и более высокий разум.
Прана и сознание
Согласно Веданте, есть два аспекта человеческого существования — прана и сознание.
Прана — это жизненная или биоплазменная энергия, которая повсеместно присутствует в природе, а сознание представляет собой знание. Прана считается активным, а сознание — дремлющим аспектом нашего существования. Сознание, духовное начало, именуется Пуруша, что буквально означает «спящий в городе». Прана — начало природы, энергии и материи — именуется Пракрити, буквально — «деятельность».
Пуруша всегда должен действовать в сотрудничестве и в единстве с Пракрити. Без праны сознание не способно творить. Должна существовать фундаментальная сила, которая преобразуется в различные объекты и формы. На более высоком уровне опыта прана и сознание едины. Однако на мирском уровне существования они взаимно связаны и взаимодействуют друг с другом. По существу они являются взаимозависимыми сущностями, которые временами сливаются друг с другом, а временами становятся отдельными. Таким образом, сознание может воздействовать на прану, и наоборот.
Как можно понять природу нашего существования? Прану можно понимать и осознавать посредством систематического изучения измерений нашего сознания. Однако это самый трудный путь, поскольку для него необходимо непосредственное восприятие природы сознания, которое для большинства людей невозможно.
Пранаяма
Более легкий способ понимания и постижения аспектов сознания представляет собой изучение и осознание различных аспектов праны в теле с помощью таких техник йоги, как прана-яма и прана видья. Поскольку прана представляет собой силу, заключенную в дыхании и в теле, она больше всего поддается изучению.
Слово «прана» образовано из двух слогов — пра и на — и обозначает постоянство, будучи силой, постоянно пребывающей в движении. В то время как прана — это жизненная сила, прана-яма представляет собой процесс, посредством которого увеличивается внутренний запас праны. Некоторые люди делят слово «пранаяма» на два — прана и яма — и определяют его как «управление дыханием». Однако, в действительности, оно состоит из слов прана и аяма, что означает «праническая емкость или продолжительность».
Пранаяма — это техника, посредством которой количество праны, имеющееся в теле, активируется до более высокой частоты. С помощью практики пранаямы во всем теле генерируется определенное количество теплоты или творческой силы, влияющей на существующий запас праны. Затем эта прана поднимается по пингала нади в аджна чакру. Когда в организме генерируется достаточное количество теплоты, аджна чакра передает сообщение обратно к основанию кундалини, и происходит действительное пробуждение великой праны. Наука пранаямы основана на удержании праны, или кумбхаки, для достижения этой цели.
Задержка дыхания
Управление всем организмом достигается путем осознания природы дыхания и его сдерживания. При задержке дыхания прекращается движение нервных импульсов в различных частях тела и достигается контроль над волновой активностью мозга. В практике пранаямы необходимо увеличивать продолжительность задержки дыхания. Чем дольше задержка дыхания, тем больше разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Когда дыхание задерживают на длительное время, уменьшается умственное возбуждение.
С технической точки зрения, и согласно Патанджали, пранаяма, по существу, представляет собой только задержку «…пранаяма — это прекращение движения вдоха и выдоха» (Сутра 49). Вдох и выдох — это методы вызывания задержки. Задержка важнее всего, поскольку она обеспечивает более длительный период для усвоения праны, равно как и более длительное время для газообмена в клетках, в результате которого поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Прана и сознание существенным образом связаны через дыхание. Их можно разделять научными способами, начиная с йогической техники обучения задержке дыхания.
Сила праны
Чтобы проиллюстрировать силу праны и показать, что она представляет собой не просто дыхание, нам бы хотелось привести здесь пример гуру-брата Парамахамсы Сатьянанды — Сва-ми Надабрахмананды Сарасвати. В Фонде Менинджера, в США, проводился эксперимент для проверки его заявления о том, что он может без труда задерживать дыхание в течение часа. Его поместили в герметичную стеклянную камеру; в аналогичную камеру поместили горящую свечу и живую обезьяну.
На его голове, груди и других частях тела закрепили электроды; кроме того, ученые заткнули ему нос и уши, и покрыли его тело воском, поскольку думали, что он, возможно, дышит порами кожи. Затем его попросили играть на таблах, в то время как ученые будут наблюдать за ним снаружи.
Спустя три минуты свеча в соседней камере погасла, а через пятнадцать минут обезьяна потеряла сознание, но Свами Надабрахмананда продолжал играть на таблах более сорока минут. Несмотря на отсутствие дыхания, он потел, и монета, которую один из исследователей положил на его выбритую голову, подпрыгивала. Когда к любой части его тела прикладывали микрофон, слышался непрерывный звук, похожий на шум водопада. Он объяснил, что это — звук движения праны, добавив, что человек будет продолжать жить до тех пор, пока праны активны, даже если он перестанет дышать.*
* Современная биохимия и биофизика могут объяснить и этот феномен, который называется эндогенным дыханием. Во-первых, при таком дыхании, энергоснабжение организма (главным образом, мышц) может частично переключаться на так называемый креатин-фосфатный цикл, который является анаэробным (не требует участия кислорода) — например, именно включением этого цикла, по видимому, обеспечивается феномен «второго дыхания» у бегунов на длинные дистанции. Во-вторых, как показывают исследования биофизики дыхания, процессы клеточного дыхания могут протекать по свободнорадикальному механизму, используя активные формы кислорода, генерируемые В организме из воды путем физико-химических превращений с использованием механической энергии. Возможно активацией именно таких процессов объясняется звук «похожий на шум водопада», который слышали ученые. См. В. Л. Воейков, «Роль динамических процессов в воде при реализации эффектов слабых и сверхслабых воздействий на биологические системы». Доклад. ; Рабочее Совещание «Сверхслабые воздействия на физико-химические и биологические системы. Связь с солнечной и геомагнитной активностью» 6-8 мая 2002 года, Крымская Астрофизическая обсерватория НАН Украины, (пер).
Прана видья
Передача праны представляет собой естественное явление, которое происходит все время, сознательно или бессознательно. Ученые наблюдали, что энергия человеческого тела течет вовне и внутрь. Любое физическое тело постоянно испускает вибрации или энергетические заряды. Некоторые люди обладают длительным и