Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана

никакого волнения воздуха за пределами ноздрей и при вдохе, и при выдохе. На этом этапе дыхание будет полностью беззвучным, и на ментальном уровне будет иметь место опыт акаши (пространства).

Продолжайте это беззвучное дыхание и чувствуйте, что ум тоже становится молчаливым и спокойным. Когда вы будете готовы закончить практику, медленно и постепенно возвращайтесь к осознанию тела.

Сделайте несколько нормальных вдохов-выдохов, затем медленно откройте глаза.

Прана Мудра Пранаяма (призывание энергии)

Прана мудра пранаяма, которую иногда называют шанти мудрой (призывайте покоя) — это внутренняя установка покоя и безмятежности, и внешняя позиция приношения и получения праны или энергии из космического источника.

Эта мудра или отношение всего существа представляет собой позицию мольбы о получении излучений солнца и небес, как физических, так и воображаемых. Ее можно практиковать на восходе, при желании, сидя лицом к солнцу. Однако это не обязательно, поскольку в действительности мы пробуждаем жизненную энергию, или прана шакти, заключенную в нас самих. Эта пранаяма создает личную силу и уверенность, и внутренний свет здоровья.

Прана мудра — прекрасная предмедитативная техника, но ее можно выполнять и в любое время. Она развивает большее осознание пранической системы нади и чакр, и тонкого течения прана вайю.

Техника

Стадия 1: Сидите в любой медитативной позе, стараясь держать голову и позвоночник на одной прямой линии. Закройте глаза и сложите руки под животом в бхайрава мудру. Сделайте как можно более полный выдох, сокращая мышцы живота, чтобы выгнать из легких максимальное количество воздуха.

Выполняйте мула бандху, одновременно удерживая дыхание снаружи с осознанием муладхара чакры. Задерживайте дыхание в течение удобного для вас времени.

Стадия 2: Освободите мула бандху и медленно вдыхайте, максимально расширяя живот, чтобы втянуть в легкие как можно больше воздуха; одновременно поднимайте руки, пока они не окажутся перед пупком.

Кисти должны быть разжаты, так чтобы пальцы были направлены друг к другу, но не соприкасались, а ладони были обращены к туловищу.

Движение рук следует координировать с брюшным вдохом. При этом не должно быть никакой скованности в предплечьях или кистях, и пальцы должны быть расслаблены. Во время этой стадии старайтесь чувствовать, как при вдохе животом прана, или жизненная энергия, поднимается от муладхара чакры к манипура чакре в позвоночном столбе.

Стадия 3: Продолжайте вдох, расширяя грудную клетку, и одновременно продолжайте движение рук вверх. В конце расширения грудной клетки руки должны находиться прямо напротив сердца. Чувствуйте, как при вдохе праническая энергия поднимается от манипуры к анахата чакре. Вы даже можете ощутить биение пульса в области сердца.

Стадия 4: Постарайтесь втянуть в легкие еще больше воздуха, поднимая плечи. Во время этого действия ощущайте, как прана поднимается к вишуддхи чакре и затем, подобно волне, распространяется к аджна чакре.

Координируйте дыхание с движением рук, поднимая кисти на уровень горла.

Стадия 5: Удерживайте дыхание внутри, поднимая руки вверх и наружу по обе стороны туловища.

В конечном положении кисти должны быть на уровне ушей, руки вытянуты и слегка согнуты, а ладони обращены к небу. Вытягивая руки, ощущайте, как прана также распространяется от аджны к сахасраре.

Теперь сосредоточьтесь на сахасраре и постарайтесь зрительно представить себе ауру чистого света, исходящего из вашей головы.

Чувствуйте, как все ваше существо излучает вибрации мира ко всем другим существам.

Сохраняйте это положение как можно дольше, никоим образом не перенапрягая легкие.

Затем, выдыхая, вернитесь в исходное положение, при этом повторяя в процессе выдоха все стадии с первой по пятую в обратном порядке.

Чувствуйте, как прана постепенно спускается вниз через чакры, пока не достигнет муладхары в конце выдоха. Выполните мула бандху и сосредоточьтесь на муладхара чакре. На короткое время расслабьте все тело, дыша медленно и глубоко.

Повторите всю практику от пяти до десяти раз без перенапряжения.

Ваше осознание должно течь плавным и непрерывным потоком, согласованным с дыханием и движением кистей рук от муладхары к сахасраре и обратно к муладхаре. Когда практика доведена до совершенства, дыхание можно зрительно представлять как поток света, поднимающийся и опускающийся по сушумна нади в позвоночнике.

Вариант Осознание прана вайю

Выполняйте стадию 1 как описано выше, и включите в нее осознание апана вайю в нижней части живота. На стадии 2 ощущайте преобразование апана вайю в самана вайю в верхней части живота.

Во время стадии 3 самана вайю преобразуется в прана вайю в области груди.

На стадии 4 чувствуйте преобразование праны в удана вайю, поднимающуюся через горло и голову.

На стадии 5 осознавайте распространение вьяна вайю по всему телу при вытягивании рук вверх и в стороны.

Сохраняйте осознание всего тела, окутанного чистым светом и излучающего его, одновременно осознавая потоки пяти вайю в физическом теле выдох соответствует обратному движению рук, проводя осозание через прана вайю к исходному положению.

Хаста мудра пранаяма (дыхание с жестами рук)

В описанных ниже четырех техниках используются особые положения рук, известные как хаста или ручные мудры. Понятие и подробности техники их выполнения описаны в главе «Мудры, существенные для пранаямы», но с пранической точки зрения они представляют собой соединение определенных нади в теле (в данном случае, пальцев), которые перенаправляют прану в различные области.

Мудры — это тонкие техники, и их эффекты могут не быть непосредственно заметны в физическом теле без осознания и чувствительности. Они прямо влияют на легкие, вентилируя их нижние, средние и верхние доли, и косвенно — на другие жизненно важные органы. Стимулирующее действие панча вайю тоже связано с каждой из этих практик.

Эти техники также описывают как терапевтические пранаямы, поскольку считается, что они излечивают различные недуги определенных областей тела. Все четыре следует практиковать вместе в указанной последовательности, хотя для лечебных целей нужно применять только соответствующую практику.

Техника 1: Чин мудра пранаяма (жест сознательного дыхания)

Сидите в ваджрасане или любой другой асане, которая держит позвоночник прямым.

Положите руки ладонями вверх на бедра в чин мудре. Держа обе ноздри открытыми, делайте вдох, затем задержку дыхания, затем выдох с задержкой дыхания с общим соотношением 1:1:2:1.

Используя любую удобную продолжительность дыхания, выполните двадцать семь циклов.

Благотворное действие: Считается, что эта пранаяма вентилирует нижние доли легких и стимулирует область ниже пупка — сферу апана вайю. Она оказывает лечебное действие в нижней части брюшной полости.

Техника 2: Чинмайя мудра пранаяма (дыхание жеста чистой мудрости)

Сидите в ваджрасане или любой другой асане, которая держит позвоночник прямым.

Как и в чин мудра пранаяме, положите руки ладонями вниз на бедра в чинмайя мудре. Дышите с задержкой в соотношении 1:1:2:1. Выполните двадцать семь циклов.

Благотворное действие: Считается, что эта пранаяма вентилирует средние доли легких. Праническая энергия направляется в область между пупком и горлом, сферу самана и прана вайю. Утверждают, что эта пранаяма полезна при заболеваниях легких.

Техника 3: Ади мудра пранаяма (дыхание первичного жеста)

Сидите в пранаяме или любой другой подходящей позе. Положите руки на бедра в ади мудре тыльными сторонами кистей вверх; не сжимайте большие пальцы слишком туго. Дышите с тем же соотношением 1:1:2:1, как до этого. Выполните двадцать семь циклов.

Благотворное действие: Считается, что ади мудра пранаяма вентилирует верхние доли легких, перемещая праническую энергию к шее и голове — в сферу удана вайю. Ее описывают как полезное средство для лечения головной боли, мигрени, ушной боли и так далее.

Техника 4: Брахма мудра пранаяма (дыхание жеста, высшего духа)

Сидите в пранаяме или любой другой подходящей асане. Практикуйте брахма мудру, сложив руки кулаками вместе, с большими пальцами направленными от тела. Делайте пранаяму с тем же соотношением 1:1:2:1. Выполните двадцать семь циклов.

Благотворное действие: Полезное действие брахма мудра пранаямы состоит в оживлении всего тела посредством стимуляции вьяна вайю.

Эта последняя из четырех мудра пранаям. Если вы сможете делать каждую из них по двадцать семь циклов, то будете выполнять сто восемь циклов полной практики.

Уравновешивающие пранаямы

Мы живем в мире меняющихся равновесий — дня и ночи, жары и холода, боли и удовольствия, деятельности и отдыха, и множества других колеблющихся событий, из которых состоит опыт жизни. Колебания пронизывают все бытие не только во внешнем мире, но и в наших внутренних мирах тела, ума и духа.

В предыдущих главах мы уже отмечали, что поток дыхания в каждой ноздре тесно связан с различными двойными функциями, как то, активностью правого и левого полушарий мозга, преобладанием симпатической или парасимпатической активации, действием и расслаблением, и прана и манас шакти. Можно сказать, что мы пребываем во власти этих циклических флуктуации, и что они отражаются в дыхании, заметнее всего в дыхании через каждую ноздрю.

Сила дыхания в правой и левой ноздрях циклически чередуется в среднем через каждые девяносто минут. В период смены преобладания существует состояние уравновешенного течения, когда все системы действуют согласованно и пробуждается духовная энергия (атма шакти).

Используя техники, описанные в данной главе, мы можем .продлевать этот период пробужденной духовной энергии путем манипулирования течением дыхания в ноздрях. Их влияние проникает на все уровни. В нашей жизни нам бы хотелось иметь равновесие между интроверсией и экстраверсией, телом и умом, в наших отношениях и действиях. Этого можно до-кстичь, управляя дыханием; и в то же самое время можно культивировать духовное пробуждение. Тексты йоги подтверждают, что это эффективное средство пробуждения дремлющей духовной энергии, известной как кундалини.

Уравновешивание свары

Свара — это поток дыхания в ноздрях. Мы можем легко наблюдать, через какую ноздрю течет дыхание, по очереди закрывая их, и отмечая, какая дышит сильнее.

Во время естественного колебания между левой и правой ноздрями, то есть, ида и пингала нади, уравновешенное течение существует всего несколько минут. Однако этот период можно продлевать изменяя силу дыхания в ноздрях так, чтобы они оставались уравновешенными. Следующие шесть техник представляют собой практические методы манипулирования потоком дыхания для достижения равновесия. Их можно использовать и для усиления течения в той или другой ноздре, в зависимости от того, требуется ли нам больше прана шакти (правая ноздря) или манас шакти (левая ноздря). Однако подобная манипуляция требует определенной зрелости практикующего, который должен знать, когда и где применять эти изменения.

Тело и ум имеют собственные механизмы саморегуляции, и было бы наивно и глупо допускать, что если мы целый день работаем за столом, то должны все это время поддерживать преобладание левой ноздри. Тем не менее, иногда мы можем заметить, что застряли в ситуации продолжающейся умственной суматохи (левая ноздря), или что физические энергии проявляются в форме чрезмерной соревновательности или агрессии (правая ноздря). В подобных случаях можно использовать эти техники для того, чтобы обратить свару и безвредно отмести такие энергии. Однако по большей части они применяются во время духовной практики, чтобы поддерживать уравновешенное течение в сушумне.

Было замечено, что во время восхода и захода солнца обычно начинает сильно доминировать та или иная ноздря, в зависимости от фазы луны. Это время интенсивной активности свары,

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать бесплатно, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать онлайн