Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана

сильным излучением праны, тогда как у других это излучение слабое и кратковременное. Исследования с помощью фотографии по методу Кирлиан подтвердили эту гипотезу пранической энергии.

Прана обладает очень тонкой природой и может ощущаться только психическим телом. Чувствительные люди способны ее чувствовать; природные целители рождаются с этой способностью, поскольку у них преимущественно проявляется прана-майя коша. Такие люди способны исцелять больных, хотя они не учились этой науки у гуру или по книгам. Нередко они сами удивляются своим силам и задумываются о том, откуда они взялись и как они действуют.

Конечно большинство людей не рождаются целителями, однако многие способны до некоторой степени развивать этот потенциал с помощью практики прана видьи. Эта техника не только раскрывает осознание огромных запасов энергии в человеческом теле, но также учит сознательно манипулировать этими запасами для улучшения собственного здоровья и здоровья других, хотя это лишь второстепенная часть действительной практики.

Цель прана видьи состоит именно в таком сознательном манипулировании праной. Хотя прана видья упоминается в Упанишадах как одна из медитативных практик (видья), в действительности она восходит к Тантрам. Это одна из практик тантры и кундалини йоги, поскольку она связана с пробуждением энергии. Тантра представляет собой науку или систему, сосредоточивающуюся на том, что называется аспектом Шакти — энергетическим началом. В тантре считается, что для расширения сознания необходимо сперва пробудить эту энергию, чтобы осветить Шиву (сознание).

С помощью практик прана видьи можно увеличивать количество праны в теле и уме, чтобы поддерживать опыт сознания. Это чрезвычайно важно. Прана видья занимает среди техник йоги совершенно особое место, поскольку она непосредственно имеет дело с той энергией, которая может быть тесно связана или обручена с более высокими полетами сознания.

В практике прана видьи практикующий извлекает сущность жизненной силы и посылает ее в различные части тела. Практика позволяет сосредоточивать более глубокую силу сознания и последовательно переносить ее в различные части тела. Это отчасти похоже на практику йога нидра, с той лишь разницей, что в йога нидре ум учат перепрыгивать с одной части тела на другую, тогда как цель прана видья состоит в том, чтобы позволять осознанию перетекать в различные центры тела по конкретным каналам, или нади. Здесь осознание различных частей тела сочетается с осознанием психических проводящих путей, ведущих к этим частям.

Прана видья включает в себя расширение, сокращение, локализацию и визуализацию пранического сознания. Сокращение праны используется для успокоения бурных тенденций ума. Это сокращение соответствует восходящему потоку праны и служит для сосредоточения ума и прекращения его болтовни. С другой стороны, расширение праны используется при вялости ума; в этом случае поток праны направлен вниз. Локализация пранического сознания используется для направления праны в ту или иную область тела посредством усилия воли; это усилие становится гораздо более мощным, если движение праны визуализируется. Эти два фактора — осознание и визуализация — по существу обуздывают мощь пранической энергии. Затем ее направляют чистым усилием воли.

Польза практики прана видьи

Полезное действие прана видьи ощущается на трех уровнях: физическом, психологическом и духовном. Оно становится заметно не ранее, чем достигается полное владение течением праны. В ином случае переживаемый опыт будет просто фантазией. Первый физиологический благотворный эффект — это полная энергизация тела. Человеку кажется, что он родился заново — таким свежим, уравновешенным и полным жизненных сил он себя ощущает. Происходит улучшение работы внутренних органов, пищеварения, эндокринной системы, дыхательной и кровеносной систем, сердца, мозга, мышц, нервов и так далее, и все они реагируют оптимальным образом.

Одна нота на фортепиано звучит хорошо, но две ноты, если они не созвучны друг другу, образуют диссонанс. Можно играть много нот, но если они не согласуются друг с другом, то создают ужасную какофонию. Прана видья развивает внутреннюю гармонию, синхронизируя внутренние органы, чтобы они вместе играли прекрасную мелодию жизни.

Прана видья создает расширение сознания с точки зрения достижения ясности ума, развития большего осознания и способности справляться с ситуациями. Она дает более совершенный контроль над колебаниями эмоций и большую рациональность. Вещи становятся легко понятными, и за каждыми мыслью, действием и выражением видится определенная цель. Спонтанно достигается состояние дхараны, которое позднее, когда пробуждаются праны, переходит в состояние дхьяны.* Дремлющие центры личности реагируют на волю, и вы учитесь использовать подсознательный и бессознательный ум. Таким образом, прана видья связана с пробуждением всей личности, и ведет к своей конечной цели — самореализации!

* Дхарана — отключение потока внешних раздражителей, поступающих через органы чувств. Дхьяна — спонтанное медитативное состояние или состояние транса. Искусственное ограничение потока внешних раздражителей (т. н. сенсорная депривация) в экспериментальных условиях нередко приводит к возникновению транса, сходного с медитативным состоянием, (пер.)

ПРАНА

Прана и Сознание

Согласно древней индийской мысли, прана представляет собой сложный аспект человеческой жизни. Достичь точного понимания праны очень трудно, так как это не кислород, равно как и не воздух, которым мы дышим. Мы можем на какое-то время переставать дышать и продолжать жить. Если мы развиваем эту способность с помощью техник йоги, то можем продлять такое прекращение дыхания до нескольких часов, поскольку прана внутренне присуща нам, и будет поддерживать нашу жизнь. Однако без праны мы не можем прожить даже секунды. В течение первых четырех месяцев нашего развития в утробе матери создаются пять пран. В первый и второй месяцы мы живем на материнской пране. К третьему месяцу создается наш собственный накопитель праны, а затем и собственный генератор.* Начиная с четвертого месяца, в физическое тело входит атма, или душа. До этого момента мы составляем просто часть тела матери, как бы ее вторую самость.

Индивидуальная душа — дживатма — претерпевает много переживаний и живет в трех измерениях. Одно измерение — это бодрствование, второе — сновидение, а третье — глубокий сон. Именно прана поддерживает в нас жизнь во всех трех измерениях. Прана продолжает действовать во время сна со сновидениями и глубокого сна, иначе засыпая, мы бы умирали, поскольку праны переставали бы функционировать.

Прана имеет четыре измерения сознания. В состоянии бодрствования она действует через сознательный ум, во время сновидениячерез подсознательный ум, а в глубоком сне через бессознательный ум. Четвертое измерение дживы называется турия, или сверхсознательным состоянием. Таким образом, четыре состояния — это бодрствование (сознательное), сновидение (подсознательное), глубокий сон (бессознательное) и трансцендентальное состояние (сверхсознательное). В санскритской терминологии они, соответственно, именуются джаграт, свата, сушупти и турия. Первые три — это состояния, которые мы переживаем каждый день, но в состоянии турий действие обычных пран приостанавливается. На этой стадии муладхара чакра генерирует еще один тип праны — сукшму, или тонкую прану — и она поддерживает жизнь человека. Прана, которая поддерживает обычную личность грубого сознания, называется шула, или грубой праной.

* Здесь тоже можно усмотреть связь праны с активными формами кислорода (АФК). До третьего месяца беременности плод живет в условиях относительного кислородного голодания, получая все питательные вещества и (химическую) энергию в готовом виде из амниотической (околоплодной) жидкости. К третьему месяцу формируется плацента, и организм плода по пупочной вене начинает поступать кровь, насыщенная кислородом, что, вероятно, служит сигналом к запуску ферментативных реакций, ответственных за синтез и рекомбинацию свободных радикалов. См. ссылки 1, 2 выше, (пер.)

Тантрическая теория

Изменения нашего состояния сознания вызываются изменениями уровня праны. Согласно Йога Сутрам Патанджали, ум и его видоизменения можно контролировать, управляя праной. Если мы сосредоточиваемся на пране, ум быстро становится устойчивым и сосредоточенным. Таким образом мы можем начать воспринимать более глубокое состояние подсознательного и бессознательного ума.

Согласно тантре, без расширения сознания, вызываемого высвобождением энергии, не может быть никакой сознательной эволюции, даже если заниматься медитацией тысячу лет. Современная психология не может объяснить процесс, посредством которого сознание освобождается от ограничений личности.* Однако, наука тантры утверждает, что ключ к сверхсознательным состояниям — это пробуждение праны или высвобождение энергии.

Каким образом энергия высвобождается из лона материи? Шакти, скрытая за умом — это фантастическая сила, но как она проявляется? Мы знаем, что ученые высвободили ядерную энергию из грубой материи. Как можно высвобождать шакти из ума? Используя сходный метод — это основной процесс в тантре. Поэтому столь важны такие техники, как пранаяма и прана видья. Они помогают нам постепенно развивать осознание поля праны и контроль над ним, и в конечном счете пробуждать этот великий потенциал, который в более или менее латентной форме заключен в глубинах сознания.

* Точнее, современная психология понимает общие характеристики и отдельные стадии этого процесса, но пока не может полностью объяснить его психофизиологические механизмы. В частности, предполагается, что расширение сознания связано с переходом от репрезентативного (или субъектно-объектного) мышления, основанного на представлениях, к обычно присутствующему, но играющему вспомогательную роль презентативному (процессуально-образному) восприятию и мышлению, основанному на ощущениях, ,однако не вполне ясно, как именно происходит такой переход, и что его вызывает. См. Г. Хант, «Природа сознания с когнитивной, феноменологической, И трансперсональной точек зрения», М., «АСТ», 2004. (пер.)

Принцип полярности

Философия Самкхья постулирует две реалии, из которых возникает все сущее: это Пуруша — духовное начало, или сознание, и Пракрити — природное начало, представляющее энергию и материю. Слово пуруша буквально означает «спящий в городе». В этом смысле Пуруша представляет собой дремлющее вместилище сознания, или все сознание. Это сознание является знанием и не содержит ничего, кроме знания. Сознание — это способность осознания в человеческом уме.

Слово пракрити состоит из пра — того же суффикса, который входит в слово прана, и корня крити, означающего «действие». Это значение относится к пране, которая представляет собой активное начало проявленной энергии. Сознание пассивно, а прана активна. Ни одно не может существовать или действовать без другого. Прана — активная сила, лишенная направляющего знания или воли. Сознаниезнание, лишенное активной силы воплощения.

Первый абзац текста Ананда Лахари, принадлежащего мудрецу Ади Шанкарачарье, утверждает: «Разве может Пуруша создавать, действовать, проявлять, выражать, разрушать, поддерживать объект и все творение без помощи Пракрити? Шива без Шакти, материя без энергии, Пуруша без Пракрити неспособны к выражению, проявлению и абсолютному движению». Космическая прана и космическое сознание совместно ответственны за проявление вселенной.

Однако с практической точки зрения очень трудно провести различие между праной и сознанием. Эта трудность ясно видна в практике прана видьи. Сознание — это «бытие». Прана — не причина существования, а сознание — не результат. В равной степени, сознание — не причина, а прана — не результат бытия. Они представляют собой два аспекта бытия, которые определяют природу всего сущего. Пуруша, как осознание или сознание, обладает потенциалом движения, но сам по себе инертен. Пракрити, как прана, проявляется во всем. Она обладает способностью действовать, но не по своей собственной

Скачать:TXTPDF

Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать бесплатно, Пранаяма. Прана видья. Сарасвати Прана Йога читать онлайн