сидеть в устойчивой позе, сохраняя абсолютную неподвижность в течение длительного времени. Любое физическое движение нарушит сосредоточение, и внутреннее видение будет утрачено.
Чидакаша дхарана необходима потому, что движение праны визуализируется не в физической материи, а в психическом пространстве тела. Необходимо развить осознание не только чидакаши, но и стхулакаши, пространства всего тела — области, где можно легко видеть движение праны.
Практики визуализации и сосредоточения развивают способность воспринимать и переживать внутренний план, который слишком тонок для восприятия внешними чувствами. В практике прана видьи визуализация фокусирует силы воли, сосредоточения и воображения, создавая мысленный образ той или иной части тела или органа, которые наделяются энергией.
Практики чакра шуддхи, таттва шуддхи и крийя йоги завершают подготовку к прана видье, очищая и пробуждая чакры, таттвы, нади и кундалини. Когда этот процесс закончен, манипулирование праной становится таким же естественным и спонтанным, как дыхание.*
* Подробные описания этих практик можно найти в книгах «Таттва шуддхи», «Кундалини тантра», «Дхарана даршан», а также других изданиях Бихарской Школы Йоги.
Медитация на пране — мощная техника, которая сама по себе может быть полной садханой. Посредством осознания праны и использования техник, которые пробуждают психику, прана видья ведет к осознанию духовной самости и развитию латентных целительских способностей. Развивая тонкое осознание, вы учитесь воспринимать и накапливать знание о природе праны. Это ведет к новым измерениям осознания, и, в конечном счете, к более высоким состояниям медитации и совершенному единению с Высшим.
Прана видья представляет собой очень интенсивную практику, которая включает в себе использование определенных техник пранаямы, практику визуализации и подробное осознание тела. Необходимо ощущение расширения праны, ее возвращения в исходное состояние и сокращения, и вам нужно уметь локализовать этот опыт в любой части тела. Например, локализуя осознание праны в большом пальце правой руки, вы должны полностью забывать о других пальцах, руке и всем остальном теле. Не существует ничего, кроме большого пальца правой руки и опыта праны в нем. Это продвинутая стадия пратьяхары — полного отключения нормального чувственного восприятия. Затем следует управлять этим бессознательным движением.
Прана видья включает в себя шесть подготовительных практик, пять вводных практик, три промежуточные практики, четыре продвинутые практики, две практики для самоисцеления и пять практик для исцеления других людей. Следует полностью осваивать каждый раздел, прежде чем переходить к следующему, иначе способность переживать прану и управлять ей по собственной воле может не развиться.
Подготовительные практики
В следующей главе — «Подготовительные практики» — используются следующие техники: кайя стхаирьям; визуализация пространства тела, психических каналов, чакр и нади; осознание дыхания, удджайи пранаяма и пробуждение праны в психических каналах, и, наконец, в пингала нади. На этом этапе вы должны выработать доскональное знание всех систем и органов тела, а также их функций, и уметь их визуализировать. Для этого может потребоваться некоторое первоначальное обучение, поскольку вам нужно подробно знать, как они выглядят, где находятся и что делают. После того, как вы обретете доскональное и непосредственное знание тела и его сознательных и бессознательных функций, вы сможете перейти к самим практикам прана видьи. Сознательные функции — это движения, которые вы совершаете, зная об этом, а к бессознательным функциям относятся дыхание, пищеварение, кровообращение и такие движения, как моргание, зевание или чихание.
Вводные практики
Первая часть практик прана видьи начинается с вводного раздела, посвященного независимому осознанию различных потоков праны. Это осознание праны, движущейся вверх, апаны, движущейся вниз, сатаны, движущейся из стороны в сторону, уданы, движущейся кругами, и вьяны — течения, пронизывающего все. Необходимо переживать все эти индивидуальные праны, а также развивать и усиливать осознание пранического тела в целом.
Затем вы учитесь менять направление разных пранических потоков на обратное. Вы посылаете восходящий поток праны вниз, а нисходящий поток апаны заставляете течь вверх. Энергия саманы, которая движется в поперечном направлении, сосредоточивается в одной точке — пупке. Удана, которая кружит в конечностях, направляется в один центр. Когда происходит это обращение пранических потоков, энергии сходятся в солнечном сплетении. Это вызывает «пробуждение» праны в манипура чакре — обиталище праны, находящемся в позвоночнике точно позади пупка.
Практика прана видьи также включает в себя пробуждение чакр — дремлющих энергетических центров. Следует усиливать осознание каждой индивидуальной чакры, чтобы вы могли осознавать, какой тип пранического проявления имеет место при стимуляции или пробуждении каждой чакры.
Промежуточные практики
Эти техники сосредоточиваются на подъеме праны. Первая техника учит тому, как поднимать прану по пингала нади, вторая касается ида нади, а третья добавляет к ним сушумну. Кроме того, вы знакомитесь с техникой расширения/релаксации и расширения/сокращения внутреннего пространства тела, дальнейшее развитие которой описано в следующей главе.
Начиная с восьмой техники прана видьи, следует практиковать мягкую удджайи пранаяму. В сидячем положении можно использовать и кхечари мудру, однако если практикующий лежит в шавасане, то кхечари делать не следует.
Необходимо овладеть вводными и промежуточными практиками и достичь непосредственного переживания праны, прежде чем станет возможно целительство (описанное в последующих главах).
Продвинутые практики
Эти практики включают в себя концентрацию праны и управление ей. Посредством процесса психического расширения/релаксации или расширения/сокращения прану направляют из аджна чакры по всему телу. Когда прана распределяется из аджна чакры, имеет место расширение, а когда она отводится обратно в аджну, происходит возвращение в прежнее состояние (релаксация) или сокращение. Затем прана направляется в ту или иную часть тела в целях исцеления посредством визуализации.
После полного освоения внутреннего распределения праны можно попробовать внешнее распределение. Для распределения праны не существует барьеров или ограничений, она может распространяться вне тела во всех направлениях. Для достижения этого существуют разные методы, например, визуализация вне тела треугольника, круга или креста, проходящего через тело, и затем распространение праны наружу для заполнения этих размерностей. Таким образом, вы можете направлять прану из своего тела на других людей, а потом обратно в свое тело.
Наконец, в этой главе дается практика постепенного растворения или таяния тела часть за частью, пока не возникает непосредственное переживание пранамайя коши, или тела света. Это самая лучшая техника для обретения видения прана шакти, необходимого для целительства.
Советы и предостережения
Необходимо точно следовать предлагаемым указаниям, пока практикующий не достигнет полного владения практиками прана видьи на психическом уровне. При неправильном выполнении этих указаний существует высокая вероятность вызвать физическое и/или умственное расстройство.
Руководство: Для пробуждения прана шакти необходимо иметь наставника. При изучении этой техники должен присутствовать гуру, учитель или подготовленный преподаватель. Пробуждение этой энергии порой бывает похоже на ужасающую боль в какой-либо части тела, которая внезапно «простреливает» в голову. С другой стороны, оно может быть и чрезвычайно приятным переживанием.
Бескорыстие: Те, кто хотят использовать прана видью для исцеления других людей, должны воздерживаться от любых корыстных мотивов в отношении тех, кому они помогают. В соответствии с правилом, сформулированным в Тантра Шаст-рах: «Нельзя принимать ничего — ни золота, ни серебра, ни одежды, ни пищи», очень важно не ожидать ничего в вознаграждение за психическое целительство.
Систематический подход: В прана видье следует действовать постепенно, постоянно и последовательно (три «П»). Всегда переходите от практики к практике в рекомендованном порядке, упорно и систематично закрепляя каждую из них. Любая попытка ускорить процесс может привести к серьезному физическому или умственному расстройству.
Время для занятий: В идеале, прана видью следует практиковать ранним утром, предпочтительно между четырьмя и шестью часами утра, или в предрассветные часы. В это время тело и ум спокойны и полны сил после сна, а праны уравновешены и готовы к подъему. Практику никогда не следует выполнять вечером или ночью, когда праны рассеяны и неустойчивы.
Поза: Можно заниматься в удобной медитативной позе, либо лежа в шавасане. Кроме того, можно лежать на левом или правом боку. Если вы хотите заниматься сидя в кресле, следует подложить под ноги подушку или подставить стул, чтобы придать им горизонтальное положение для облегчения кровообращения и распределения праны. Руки можно сложить на груди. Во время продвинутой практики ноги можно вытянуть прямо перед собой, чтобы не ощущать препятствия течению энергии. Если вы лежите в шавасане, необходимо подкладывать под голову что-нибудь мягкое, чтобы затылок и шея чувствовали себя удобно. Многие практики прана видьи касаются аджна чакры, и потому в этой области не должно ощущаться никакой боли. Однако подстилка не должна быть толстой, чтобы не вызывать даже незначительного сгибания шеи, поскольку это будет препятствовать течению энергии.
Осознание: Сохраняйте осознание в течение всей практики. Не засыпайте! Те, кому оказывается трудно сохранять бодрствование в шавасане, должны заниматься в сидячем положении со скрещенными, либо вытянутыми ногами.
Одежда: Если вы занимаетесь в одежде, то она должна быть свободной и удобной, чтобы нигде не жало. Ваши одежда, одеяло, подушка, коврик и т.д. должны быть изготовлены из натуральных волокон, например, хлопка или шерсти; синтетические ткани и резина — плохие проводники праны, и потому не рекомендуется использовать подстилки из вспененных материалов или с покрытием из пластика.
Металл: Перед началом практики удалите все металлические объекты — кольца, часы, амулеты, очки и т. д. не должны соприкасаться с кожей. В прана видье психическая энергия концентрируется и затем, подобно копью, направляется в то или иное место. В это время практикующий может испытывать электрические удары в местах соприкосновения кожи с металлом.
Дезориентация после практики: Никогда не открывайте глаза и не делайте никаких движений сразу после завершения практики прана видьи. Важно сперва полностью осознать внешнюю среду. На это может уйти некоторое время. Во время практики сознание входит в психическое измерение, и порой не может сразу вернуться на физический план. Если в подобном случае слишком быстро открыть глаза, то в течение некоторого времени можно переживать значительную дезориентацию, особенно после продвинутых практик. Она может принять форму потери памяти, утраты чувства времени, или общего замешательства. Если у вас возникает такой опыт, то от него просто избавиться. Закройте глаза и возвращайтесь к аджна чакре. Снова начните удджайи пранаяму, и медленно и осторожно перемещайте свое сознание вниз к муладхаре с полным сосредоточением. Повторите эту процедуру несколько раз. Затем откройте глаза и проверьте, вернулись ли вы к нормальному бодрствующему сознанию.
Потеря личной праны: Одна из опасностей психического целительства состоит в том, что вы теряете свою прану, если только не знаете, как ее пополнять. Для этого у вас должна быть определенная связь с высшим источником. Если вы почитаете описания различных психических целителей, то обнаружите, что все они имели какую-то связь с божественной силой.
Перенос болезни: Многие целители заболевают вследствие переноса болезни. Если имеет место психический перенос, целитель должен знать, как от него избавиться. По этой причине страдали многие милосердные и сострадательны целители. Поэтому целителю необходимо научиться поддерживать контакт с вечным источником праны.
Подготовительные