Скачать:PDFTXT
Пути достижения Индийских йогов. Йог Рамачарака

взгляды отчасти правильными, как взятые в отдельности, так рассматриваемые в их взаимной связи; но она учит, что в основании всех этих трех так называемых «абсолютов», «основных начал» или «реальностей» лежит единственная истинная реальность – Абсолютное, из которого проистекают все три проявления. Философия йогов не идет в разрез ни с одной из школ мысли; она гармонически сочетает их и истолковывает все теории, синтезируя их в единую великую систему. В учениях различных философских школ Востока можно найти все три упомянутые типа, три системы или теории; но тот, кто будет доискиваться самых первоисточников древних учений, найдет, что все они проистекают от истинных учений йогов о Едином – об Абсолютном, «Проявителе» всех проявлений, который превыше и материи, и силы, и даже ума.

Раньше, чем кончить с теориями ученых естествоиспытателей относительно материи, мы должны упомянуть, что наука была вынуждена принять теорию «эфира» или очень тонкой формы материи, наполняющей все пространство, как между звёздами и солнечными системами, так и между атомами, электронами и т.п. в так называемых твердых телах. Этот эфир, как утверждают, представляется веществом чрезвычайно разреженным и тонким – несравненно более разреженным, чем какой-либо из известных нам газов. Никто не слышал, не видел, не обонял, не осязал и не ощущал этого эфира, но его существование признается необходимым для объяснения некоторых физических явлений, как то: передачи света, тепла и т.д. Наука находит неизбежным признание того, что материя бесконечна, что она повсюду существует в какой-нибудь форме; поэтому ученые были принуждены выработать понятие и признать существование весьма утонченной формы материи, «заполняющей промежутки» между телами, откуда и возникла теория «эфира».

Философия йогов не вступает в спор с наукой Запада относительно этого вопроса об «эфире». Она утверждает, что эфир существует в семи различных степенях разреженности; санскритское название его (бывшее в употреблении уже много столетий) – акаша. Акаша есть санскритский термин для обозначения основного начала проявления материи. Согласно учению йогов, Акаша наполняет и проникает бесконечное пространство; нет такого места, где ее не было бы; она вездесуща. Философия йогов учит нас, что все формы материи происходят от этой «акаши». Прежде всего возникают шесть форм эфира в их последовательности; затем газы и парообразные вещества в порядке их разреженности; затем воздух, жидкости и твердые тела. Акаша есть та субстанция, из которой состоят как тончайшие газы, так и самые плотные твердые тела, солнце, луна, звезды, воздух, вода, человеческое тело, тела животных и растений, земля, скалы, – одним словом все, имеющее форму, что может быть ощущаемо обыкновенными чувствами. Кроме того, высшие состояния акаши тоньше и более разрежены и нежны, чем какая бы то ни было другая форма материи, воспринимаемая чувствами обыкновенного человека. «Души» бесплотных существ, как те, которые освобождены смертью, так и те, которые странствуют в астральных телах, облечены «телами» из самой тонкой материи, не воспринимаемой нашими обыкновенными чувствами. И существа, находящиеся в более высоких плоскостях, чем наша, облечены в некоторые из ее тончайших форм, так как это необходимо для закрепления связи между различными началами, входящими в состав человека и высших существ. Вещество в какой-либо форме необходимо для проявления силы и энергии, и ум должен всегда иметь материальное тело (часто самого тончайшего рода) для того, чтобы проявить себя. Абсолютное пользуется своей самой тончайшей формой проявления (такой наивысшей формой является ум) для известного проявления своей природы; ум, в свою очередь, пользуется низшими проводниками – силой и материей – как своими орудиями, проводниками или средствами выражения. Мы здесь упоминаем об этом для того, чтобы читатель имел в виду, что существуют гораздо более высокие степени материи, чем те, которые воспринимаются нашими обыкновенными чувствами. Этот факт настолько хорошо известен достигшим высоких степеней познания оккультистам, что некоторые из старинных писателей, пользуясь образной речью Востока, употребляли выражение «Тело Божества», говоря о материи. И это выражение может помочь читателю признать всю важность и ценность материи, несмотря на ее сравнительно низкое положение в ряду других проявлений Абсолютного. Не следует впадать в ошибку, совершаемую теми естествоиспытателями, которые делают из материи Бога; но надо избегать также и обратной ошибки многих метафизиков и идеалистов, которые считают материю чем-то низким, «диаволом» или даже «ничем».

Мы не имеем в виду рассматривать подробно акашу в этом чтении, но здесь как раз будет уместно сказать несколько слов о ней. Сущность тончайшего начала акаши представляет собою такую нежную форму материи, что она может быть ощущаема только существами, достигшими наивысших форм разумности; она никому неизвестна, за исключением высокоразвитых душ, пользующихся этой формой акаши, как проводником или телом. Она как бы тончайшая пелена субстанции, отделяющая эти совершенные умы от Мирового Разума, хотя здесь нет подлинного разделения, потому что такие высочайшие разумные существа находятся в теснейшем соприкосновении с Мировым Разумом. Эта форма акаши является наивысшей формой материи; некоторые авторы, писавшие о йоге, называют ее «материей, какова она есть сама в себе». В начале известных великих периодов жизни в различных частях вселенной – или, если хотите, в многообразных вселенных – единственной формой проявляющейся материи является акаша в самом тончайшем виде. Затем Абсолютное через посредство того своего проявления, которое носит название Мирового Разума, приводит в действие силу, энергию или прану, которые влияют на эту акашу и вызывают в ней последовательное образование шести низших форм «эфира». Иначе говоря, прана вызывает проявление части акаши в этих формах. Затем, последовательно, она проявляется в виде тончайших парообразных тел, газов, воздуха, жидкостей, твердых тел и т.п., пока не получится проявления всех форм акаши, начиная от высшей сущности ее и кончая самыми плотными твердыми телами. В конце мирового цикла или при приближении его к концу наблюдается постепенное «поглощение» форм акаши – исчезновение плотнейших форм; за ними, после многих веков, по очереди идет исчезновение всех твердых тел, затем жидкостей, затем газов и парообразных веществ – и так продолжается до тех пор, пока не будут поглощены все проявления акаши и не останется только ее сущность, первооснова, которая затем снова будет приведена в движение при начале нового цикла.

Внимательный и вдумчивый читатель может спросить себя, нельзя ли предположить по аналогии, что при завершение некоторого огромного космического цикла наступит, наконец, время, когда акаша превратится целиком в прану, прана в читту, а эта последняя, в свою очередь, будет поглощена Абсолютным. И, раз мы утверждаем, что все эти формы суть проявления Абсолютного Проявителя, то не подразумевается ли тем самым, что они имели «начало», – что было время, когда возникли эти проявления? Далее, не может ли из этого заключения вытекать другое, а именно, что существуют целые ряды великих космических циклов, сменяющих друг друга и охватывающих такие периоды времени, что воображение оказывается не в силах представить их себе? На эти естественные вопросы мы ответим, что существуют такие изумительные и грандиозные космические процессы, что даже души, достигшие настолько высокого развития, что их можно считать равными архангелам и богам, неспособны составить себе о них представления. Это было передано нам высочайшими учителями; сообщая это, они признаются в том, что в мимолетных проблесках их духовному взору открывались явления, настолько превосходящие даже их способность понимания, что и их богоподобные умы цепенели, и они испытывали чувство, подобное головокружению. Поэтому мы считаемы себя в праве не предлагать читателям на рассмотрение что-нибудь более высокое, чем мировой цикл, о котором мы будем говорить в другом ряде чтений.[5] Но мы советуем читателям помнить, что, хотя при таком рассмотрении процессов, совершающихся в Божественном Космосе, и частях его, может показаться, что Бог бесконечно далек от земли и от нас – все таки, несмотря на все эти изумительные космические процессы, Бог, Абсолютное, всегда здесь с нами, около нас и внутри нас. Он к нам ближе, чем брат; ближе, чем мать к ее грудному младенцу; ближе, чем любящий к своей возлюбленной; Он ближе к нам, чем наше сердце, кровь и мозг. Дух всегда с нами. И это справедливо для всех, для низших так же, как и для высших; для угнетенных так же, как и для добродетельных. Все различие между нами заключается только в степени признания Духа человеком.

Пусть эти научные положения и учения не тревожат вас, если вы их не понимаете или не чувствуете к ним влечения, вам нет никакой необходимости верить им, понимать их или любить изучение этого предмета. Для вас необходимо только научиться познанию того, что Бог в вас, равно как и во всех окружающих вас; что вы необходимы Ему так же, как и Он вам, потому что вы частица, входящая в состав плана его мироздания. Научитесь сознавать единую жизнь, разлитую во всем, открывать свою душу притоку божественной любви и мудрости, быть готовым расти и развиваться.

Изучая мироздание, вы найдете, что один и тот же закон прилагается как к малому, так и к великому в мире форм. Один и тот же закон управляет эволюцией вселенных и регулирует жизнь атома. «Как вверху, так и внизу», гласит древнее оккультное изречение и, чем дальше вы подвинетесь в своих исследованиях, тем более вы будете убеждаться в его верности. Изучайте то, что всего ближе к вам, и вы овладеете ключом к разгадке того, что далеко от вас. «Нет ни великого, ни ничтожного» в Божьем мире форм.

Теперь мы рассмотрим второе великое проявление или относительное начало.

2. ЭНЕРГИЯ ИЛИ СИЛА (Прана)

Энергия или сила есть основное начало природы, которое может быть определено, как «способность сопротивления или преодолевания сопротивления», или как «то, что производит движение». Согнутая пружина обладает энергией, потому что она способна совершить работу, возвращаясь в свое прежнее положено; заряд пороха обладает энергией, потому что, взрываясь, он может совершить работу; лейденская банка, заряженная электричеством, обладает энергией, так как она может совершить работу, разряжаясь. Все частицы материи, наполняющие бесконечное пространство, находятся в постоянном и вечном движении. Это движение считается наукой бесконечным и вечным, то есть существующим повсюду и во все времена. Всякое физическое изменение и всякий химический процесс связаны с изменениями, происходящими в атомах, составляющих материю с изменениями, заключающимися в перемещении частиц и изменении их комбинаций. Все виды движения, тяготение, всякого рода силы, как-то: электричество, магнетизм, свет, сила сцепления, нервная сила, – вообще все виды движения или силы, проявляющиеся в изменении положения частиц материи, представляют собою формы энергии или проявления ее основного начала. Тот, кто знакомь с этим предметом, сможет всего лучше усвоить понятие энергии, если мы определим ее,

Скачать:PDFTXT

Пути достижения Индийских йогов. Йог Рамачарака Йога читать, Пути достижения Индийских йогов. Йог Рамачарака Йога читать бесплатно, Пути достижения Индийских йогов. Йог Рамачарака Йога читать онлайн