по гортани, подбородку, рту, носу, щекам, ушам, глазам, лбу, по макушке головы, по затылку, по всей голове. В заключение окидываем вниманием все тело. Наблюдение должно быть всепроникающим, всеохватывающим, но без движения или напряжения какой-либо части тела. Ваше тело должно ощущаться безвольным и безжизненным, подобным трупу. Это состояние тотальной расслабленности и есть шавасана. Весь процесс от стоп до головы займет всего несколько минут. Повторите его столько раз, сколько необходимо, чтобы войти в умиротворенное состояние.
ШАВАСАНА С ПСИХИЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ
Дополнительной практикой в шавасане является психическое дыхание, которое включает осознавание дыхательного процесса в различных психических переходах тела.
В нашем теле много тонких каналов, через которые течет прана или жизненная энергия. Мы обычно не наблюдаем этих движений, следуя за облеченным в некоторую определенную форму состоянием нашего ума, но после отзывания назад сознания и фиксации его на дыхании, особенно после Сурья намаскар, мы можем развить способность постигать и понимать работу этих сил, которые представляют в нас здоровье, активность (ментальную, также как и физическую) и жизнь саму по себе.
Пока вы лежите в шавасане с полностью успокоенным телом, наблюдайте за своим естественным дыханием. Ни в коем случае не вмешивайтесь в дыхание, просто переведите свое внимание с тела на дыхание.
Чувствуйте каждое дыхание с полным и всеобщим вниманием – расширение и опадание легких, поднимание и опускание живота. Не пропускайте ни одного дыхания и скоро вы найдете, что все ваше сознание стало расслабленным и поглощенным процессом дыхания.
Теперь вы готовы начать наблюдение за психическим дыханием. Перенесите ваше сознание на пупок и, когда вы вдыхаете, представьте себе, что прана движется вверх через специальный проход к гортани. На выдохе прана возвращается назад по проходу к пупку. Вы должны вообразить маленький проход между пупком и гортанью, через который воздух движется.
Теперь начинаем счет дыханий от пупка к гортани и обратно. Начинаем с 50 и считаем назад до 0. Каждый завершенный вдох и выдох считается одним раундом. Если вы ошиблись, возвратитесь назад и начните снова.
ПЕРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ОДНУ НОЗДРЮ
Теперь оставляем наше наблюдение за психическим проходом между пупком и гортанью и начинаем наблюдать за дыханием в носу, исключая все иное. Когда вы вдыхаете, концентрируйтесь на левой ноздре и чувствуйте воздух проходящим только по левой стороне. Когда вы выдыхаете, концентрируйтесь на правой ноздре и чувствуйте воздух выходящим только через правую сторону. На следующем вдохе поддерживайте внимание на правой ноздре, затем с выдохом на левой. Затем снова левая – вдох, правая – выдох и т.д. Начинаем считать: левая вдох, правая выдох – 50, правая вдох, левая выдох – 49 и так до 0. Когда вы закончите этот счет, переведите ваше внимание снова на тело. Затем мысленно пропойте 3 раза: «Ом». Сядьте и откройте глаза.
ПСИХИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Концентрация на этих областях позволяет нам активизировать чакры и собирать в них психическую и духовную энергию, которая ассоциируется с усилением их деятельности. Родственные физические структуры тоже извлекают большую пользу через это усиленное осознавание.
Своевременное давление физического коррелята каждого психического центра с помощью какой-либо асаны имеет стимулирующий эффект на вовлеченную чакру. Она является промежуточным звеном между давлением и стимуляцией нервов и ребалансировкой эндокринных компонентов. Однако активизация психического центра через Сурья намаскар происходит в большей степени благодаря развитию внутреннего осознавания, концентрации и визуализации. Своевременная физическая стимуляция с помощью каждой асаны увеличивает энергию праны, позволяющую нам лучше фокусировать и концентрировать нашу ментальную и физическую энергию на область чакры. Здесь двойной аспект нашего ментального осознавания – повысить нагрузку физических структур, которая ведет к соединению ума и тела, иды и пингалы и которая воспламеняет чакру. Эта инициация кульминирует в духовной практике.
Осознание чакр
Когда мы усвоили начальную стадию практики, называемую асаны и пранаяма, мы переходим к осознаванию каждой чакры в продолжение асаны. Чтобы это делать, нам нужно ясно представлять, где чакры находятся.
Муладхара– у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у женщин – в точности за шейкой матки.
Свадхистана– в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения – в точности поверх лобковой кости впереди тела.
Манипура– на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения — сам пупок.
Анахата– на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения – грудная кость.
Вишудха– на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения – гортанная ямка.
Аджна– на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, т.е. в центре головы. Точка наблюдения – межбровный центр. (Во всех случаях словосочетаниеtrigger pointпереведено как точка наблюдения,triggerспусковой крючок.) Т.к. другие чакры или психические центры не вовлечены в практику Сурья намаскар, дальнейшую детализацию их можно найти в других текстах.
Процесс стимуляции происходит в следующем порядке:
Пранамасана – анахата
Хаста уттанасана – вишудха
Падахастасана – свадхистана
Ашва санчаланасана – аджна
Парватасана – вишудха
Аштанга намаскара – манипура
Бхуджангасана – свадхистана.
Проникновение в Чакры
Во время выполнения каждой асаны мы стараемся найти чакру, соединиться с ней и проявить нашу концентрацию на этом центре. Для этого нужно некоторое время, особенно на начальной стадии, однако в каждой асане должно проводить не более одной минуты, если вы проводите занятие не под руководством учителя. Когда мы разовьем умение находить чакры, мы сможем быстро продвинуться в практике.
Когда умение сосредоточиваться на чакре и визуализировать улучшится, процесс «асана – пранаяма — наблюдение чакр» может быть сплавлен. Человек может использовать дыхание, чтобы увеличить стимуляцию чакр, например, визуализировать психическое дыхание, проводя прану в тело через чакры на вдохе и выпуская из тела на выдохе. Во время задержки дыхания осознавать встречу праны и апаны в манипуре. Конечно, эти виды продвинутых практик должны изучаться под руководством учителя для этого уровня Сурья намаскар, пригодного как часть подготовительной практики для Кундалини Йоги.
В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию. Потом, когда подойдет время, можно будет использовать другие практики для пробуждения муладхары. Человек может комбинировать концентрацию на чакрах с мысленным произнесением мантр с ощущением, что мантра произнесена в или на чакре.
Когда практикующиеся довели концентрацию до высокой ступени, они могут даже чувствовать, что вибрации мантр вытекают наружу из психических центров — это наиболее удивительное и сильное переживание.
СОЛНЕЧНЫЕ МАНТРЫ
Все внешние звуки, которые мы воспринимаем, возникают, когда два или более объектов, таких как голосовые связки, ударяются друг о друга и создают вибрации в атмосфере. Эти вибрации затем входят в уши, в свою очередь, вызывая колебания в барабанной перепонке. Характеристики этих вибраций передаются в мозг, где они воспринимаются и сравниваются с хранящимися в памяти всеми прошлыми звуками, ум в свою очередь представляет их происхождение.
Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантра может быть проговорена вслух, шепотом или произнесена мысленно, но мысленное произнесение – наилучший способ. Когда звук произнесен мысленно с наблюдением и концентрацией, мысль принимает форму этого звука, она становится этим звуком, и энергия, содержащаяся в этом звуке, проявляется в уме.
Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари, были созданы древними риши в ведический период через состояние глубокой медитации. Эти высокоразвитые души были способны прикоснуться к первоисточнику всех звуковых энергий, Шабда Брахману, Высшему Сознанию, проявляющемуся как звук.
12 солнечных мантр
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии и как раши в индийской. Согласно индийской астрологии, каждый раши имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр, которые мысленно повторяются в их соответственном порядке в соединении с 12-ю движениями Сурья намаскар. Эти солнечные мантры не просто имена Солнца, но каждый звуковой слог, содержащийся в них, является носителем основной вечной энергии (шакти), представляемой самим Солнцем. При повторении их и концентрации на этих мантрах все умственные структуры получают пользу и станут возвышенными.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
1 Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу)
Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.
2 Ом Равайа Намаха (приветствие светящему)
Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
3 Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность)
Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.
4 Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет)
Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию