и молимся за окончание темноты ночи невежества.
5 Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо)
Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
6 Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание)
Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
7 Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности)
Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
8 Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца)
Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
9 Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити)
Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
10 Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)
Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
11 Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия.
Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
12 Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению)
В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры
Как смену 12 именам Солнца здесь представлена серия биджа мантр или семенных слогов. Биджа мантры — это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела.
Вот эти биджа мантры:
1.ОМ ХРАМ
2.ОМ ХРИМ
3.ОМ ХРУМ
4.ОМ ХРАЙМ
5.ОМ ХРАУМ
6.ОМ ХРАХА
(Правильность произношения следует уточнить).
Шесть биджа мантр повторяют 4 раза в течение практики одного раунда Сурья намаскар.
Те или другие биджа мантры или солнечные мантры могут пороизноситься вслух или мысленно в зависимости, главным образом, от склонности практикующего и скорости практики. Если скорость практики очень маленькая, можно комбинировать солнечные мантры с наблюдением чакр. Если скорость немного быстрее, тогда биджа мантры могут быть использованы таким же образом. Если физические движения становятся намного быстрее, тогда те и другие мантры повторяются одни без прохождения чакр, или же наблюдение может быть проведено через чакры без мантр.
СУРЬЯ НАМАСКАР ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дети – завершенные, но не выраженные личности. Они являются семенем, внутри которого полное содержание, но только в потенциальной форме. Ежедневно мы видим мистерию трансформации всего как вокруг, так и внутри нас, однако мы до сих пор не понимаем всего этого процесса. Как можем мы действительно помочь нашим детям расти, если мы сами не владеем нашими собственными жизненными силами? Только садовник-мастер знает, как много воды, удобрений и обрезки нужно растению. Таким образом, если мы не мастера, то мы не должны стремиться обрезать наших детей, чтобы не отрезать какую-нибудь важную часть, которая может больше не вырасти снова.
Гуру есть мастер, садовник тела, ума и души. Он знает, как провести рост ребенка через все стадии развития. Духовные мастера прошлого предписывают Сурья намаскар, как простой рецепт, вместе с легкой нади шодхана пранаямой и Гаятри мантрой для детей от 8-ми лет. Таким образом, интегральное развитие детей было застраховано с раннего детства.
Сурья намаскар в классе
Сегодня наши дети сидят в переполненных классных комнатах, перекормленные и согнутые над своими книгами, их ум устал от слишком большой нагрузки (интеллектуальной). Образование приобретается в расчете на то, что мы получим в институте интеллектуальный багаж знаний и профессиональное мастерство. Однако реальное образование нужно не только для выполнения внешнего социального и экономического заказа, но также для нашего внутреннего понимания и роста нашей личности на всех уровнях – физическом, ментальном и духовном.
Недавно был призыв учителей увеличить глубину и жизненность образовательной системы. Эти люди хотят развивать интуитивную и творческую сторону личности детей и их ум, чтобы в результате исправить существующий дисбаланс, являющийся возможной причиной многих наших современных проблем в жизни. Сурья намаскар, нади шодхана и Гаятри мантра могут быть использованы, чтобы реализовать этот потенциал и развить не только интеллект, но также и интуицию. Таким образом, получится равновесие.
Свами Йогабхакти Сарасвати (Милэ М.Флак) основатель Сатьянанда ашрама в Париже и учитель в C.E.S. Condorcet высшей школе широко использовала в обучении Сурья намаскар (в классах), чтобы привести интеллектуальную и интуитивную стороны детей в равновесие. Она констатирует:
«По мнению родителей, детей, а также учителей, обучение детей практике Йоги, такой как Сурья намаскар, принесло успех нашей школе. Уже многие родители ощутили, что эта практика оказала стабилизирующее воздействие на их детей. Она должна быть включена в школьную программу.»
Только вопрос здесь был поднят о подготовке большего числа учителей этого метода. Уже учителя и директора во всем мире берутся за работу и начинают вводить Сурья намаскар и другие практики, относящиеся к Йоге, в школьные системы. Везде они находят, что несколько минут перед занятием делают детей более восприимчивыми к занятиям, внимательными, послушными и коммуникабельными.
Сурья намаскар является превосходным методом конструктивного использования избыточной физической энергии, которой у детей больше всего, т.к. она направляет ее в русло физического и умственного здоровья. После этой серии асан дети лучше подготовлены к восприятию материала урока.
Приведение в равновесие эмоций
Легко оценить важность баланса в определенных пределах детских эмоций для их будущей жизни. Мы должны об этом помнить, когда мы исследуем действие Сурья намаскар в создании и повышении их умственной и эмоциональной устойчивости.
В возрасте около 8 лет мозговая желёзка (имеющая форму сосновой шишки) начинает обизвествляться и разлагаться, так что в возрасте 12-14 лет начинается половая зрелость. Желёзка содержит мокротные гормоны, ответственные за сексуальную зрелость, они останавливают и предотвращают преждевременную половую зрелость. Преждевременное угасание деятельности шишковидной железы часто допускает сверхбыстрое сексуальное развитие. Развитие новых чувств и неудовлетворенных желаний опережает умственное развитие и производит дисбаланс. Юный ум оказывается неспособным освоиться с быстрым развитием новых чувств, свойственных взрослому состоянию. В результате – эмоциональная травма и «кризис индивидуальности», что преобладает в возрасте от 12 до 20 лет. Это может также привести к серьезному дисбалансу и различным расстройствам, как физическим, так и ментальным.
Что мы находим в йогической практике, так это то, что она поддерживает шишковидную железу, следовательно, на несколько лет задерживает сексуальное развитие. Когда эмоциональное развитие догоняет физическое, половое созревание может происходить в контролируемой форме, свободно от эмоциональных травм, которые оставляют после себя непроходящие шрамы.
Сурья намаскар, комбинируемая с нади шодхана пранаямой, шамбхави мудрой и Гаятри мантрой, является древним методом, описанным йогами и риши для замедления угасания деятельности шишковидной железы.
Эта практика помогает поддерживать весь аджна-чакра комплекс, который сосредоточен на шишиковидной железе. Если это будет выполнено, жизнь будет протекать гладко. Что случается, если дети не способны уравновесить ум и физический аспект своего существа? Если преобладает ментальная энергия, ребенок становится мечтателем, не способным выразить себя. С другой стороны преобладание физической энергии делает его беспокойным, не умеющим управлять собой. Отсюда следует, что баланс между этими двумя полюсами нашего существа является главным, поэтому так важно помочь нашим детям расти здоровыми и развиваться вполне гармонично.
Развитие человека новой расы
Сурья намаскар является практикой, которая позволяет начинать формирование гуманной личности с раннего возраста, с 8 лет. Ребенок, которому повезло получить этот вид тренировки, будет иметь много преимуществ перед его товарищами-студентами, которые получили чисто интеллектуальное образование, превалирующее сегодня.
Йогическое образование делает вполне достижимыми критерии, оставленные великим психологом и гуманистом Алексисом Каррелом:
«Развитие молодого гуманиста происходит между 6-ю и 18-ю годами и должно начинаться одновременно в анатомическом, функциональном, скелетном, мускульном, физиологическом, интеллектуальном и эмоциональном аспектах. Ни в одной из этих сфер развитие не может происходить отдельно. Наиболее важными из этих сфер являются физиологическая и эмоциональная, и образование должно начинаться с них. На первом месте должны быть представлены психо-физиологические дисциплины и в то же время принципы владения собой при гуманных отношениях должны укореняться в привычку.»
Вдобавок это утверждение указывает на необходимость введения основ йогической тренировки, которая включает Сурья намаскар, чтобы производить контролируемое интегральное развертывание физических и психических функций у нашей молодежи, что в свою очередь могло бы привести к развитию новой расы людей. Сошлемся на слова великого гуманиста и врача Альберта Швейцера:
«Должен прийти новый ренессанс, простирающийся намного глубже, чем тот, который вывел нас из средних веков, великий ренессанс, когда человечество будет находить, что этическая ценность есть высшая правда.»
ГЕНЕРАТОР ПРАНЫ
Сурья намаскар – техника солнечного оживления, серия упражнений, которая заряжает нас подобно электрической батарее, позволяя нам жить более полно и радостно, с динамизмом и сноровкой в делах. Кажется, что практика была завещана с двумя главными целями в уме: первая – поддерживать хорошее физическое здоровье, как часть просвещенной системы жизни, и вторая – подготовлять для техники кундалини-йоги и духовного пробуждения.
Польза, получаемая через регулярную практику Сурья намаскар, далеко превосходит пользу от обычных физических упражнений и в то же самое время улучшает спортивные и другие формы физического отдыха. Само собой разумеется, что этот