правит телом. Например, если мы можем создать состояние ума, в котором мы визуализируем положительное, оживляя воображение, мы можем изменить негативное состояние, такое как депрессия, тревога, летаргия. Это возможно потому, что тело и ум взаимозависимы. Они обмениваются информацией и в финале анализа рассчитывают на взаимную поддержку. В то же самое время сила ума является невообразимой.
Йогические техники нацелены на развитие способностей тела и ума. Через медитативную практику, такую как антармоуна, мы окончательно достигаем точки, где мы отвергаем какую-нибудь неожиданную мысль или чувство, прежде чем они могут нарушить наше равновесие. Чтобы достичь такой стадии, требуется практика, опыт и руководство. До того как такое событие произойдет в жизни мужчины или женщины мы сознательно выбираем, чем удовлетворить наш ум, в этом случае нам нужны другие способы, чтобы помочь себе создавать положительное, творческое состояние.
Сурья намаскар, как уже указывалось, действует как на ида, так и на пингала нади. Это особенно верно, когда мы выполняем программу медленно. Данный эффект еще более усиливается с использованием мантр и чакр. В то же время здесь наблюдается другой аспект Сурья намаскар, который помогает создавать и визуализировать позитивное состояние ума. Каждая асана передает образ в модельные глубины нашего ума. Например, образ кобры имеет очень мощный и динамичный пингала-типа эффект. В нашем мире можно назвать немного более могущественных и гипнотически внушающих страх животных. Образ, передаваемый позой горы, позой всадника и позой с поднятыми руками, тоже очень динамичны. Прекрасно и эстетично, что Сурья намаскар, заключенная в оболочку таких динамичных образов, находится внутри мирных святых молитвенных поз.
Визуализация каждой асаны в Сурья намаскар и осознавание эффекта каждого образа на себе используются как упражнение в созерцании.
Следующие интерпретации психодинамических эффектов от Сурья намаскар предназначены углубить практику и помочь каждому индивидууму сформировать его собственную интерпретацию с учетом глубины его собственного ума с целью расширить интуитивный опыт практики.
Психодинамическая интерпретация
Пранамасана, как первая и последняя поза серии, отмечает начало и конец прохождения солнечного коридора от рассвета до сумерек. Если так, это представляет мир, спокойствие и красоту солнечных восходов и закатов. Это тишина двух духовных времен дня, когда силы тьмы и света, иды и пингалы поглощаются одна другою и создают третью силу сушумны, духовного света. Она позволяет нам найти наше внутреннее равновесие и баланс в начале нашего делового энергичного дня, представленного более динамичными и напряженными асанами, и таким образом быть способным к быстро меняющимся обстоятельствам, требующим от нас прежде всего активности. Следовательно, это создает ситуации для ментальной гибкости: от времени, когда мы можем быть в мире с самими собой, чтобы собрать наши ресурсы перед тем, как нырнуть в мир, до времени, когда мы выныриваем использовавшими имевшуюся у нас энергию в дневной активности. Когда асана выполнена с выдохом, это показывает, с одной стороны, на погруженность и, с другой стороны, на отдавание себя миру.
К хаста уттанасане, в которой наши руки и голова вытянуты вверх, к их наивысшей точке, мы приходим от пранамасаны. От этой точки голова и тело будут постепенно двигаться по направлению вниз, так что к середине серии тело будет в наинизшей позиции, в то время как солнце в наивысшей. Хаста уттанасану можно понимать, как показывающую человека, впитывающего энергию только что взошедшего Солнца, но не только через дыхание, а через все поры тела. Эту энергию человек будет использовать, ныряя в деловую дневную жизнь, представленную следующей асаной – падахастасаной.
Такие асаны, как падахастасана и парватасана, кажется, представляют погруженность внутрь, однако они скорее символизируют сосредоточенность, необходимую, чтобы довести до конца наши дневные обязанности, таким образом, смысл пратьяхары уменьшается. Они принимают меры для сохранения баланса при выходе вовне, характерном для дневной жизни. Падахастасана предшествует ашва санчаланасане, дающей нам ощущение взгляда изнутри для вдохновения и ответов на вопросы, с которыми мы должны встретиться прямо и смело в нашей дневной жизни. После того, как человек смотрит в небеса для вдохновения, он смотрит на землю для баланса и стабильности.
Ашва санчаланасана представляет силу и мужество, требуемые для встречи проблем жизни и для уверенности, чтобы восстать после самопогружения внутрь и войти в контакт с внутренним гидом (аджной).
Аштанга намаскара представляет энергию человека при его низшей точке отлива. Когда солнце находится в экстремальной точке, неважно в полдень или в полночь, человек находится в своем уязвимом периоде. Для него это время инерции, тамаса, когда большинство людей испытывают потребность в отдыхе или сне. Как таковая эта асана представляет людей совершенно сдающимися перед силой полуденного Солнца.
Бхуджангасана представляет пробуждение человека от его сна, восставание от невежества к знанию, пробуждение раджаса, жизненной энергии от инерции и тамаса. Когда змея, представляющая мудрость, встает, человек начинает подъем назад к духовности, гармоническому саттвическому состоянию. Мы видим, что синхронизированные с движением физического Солнца через различные ступени неба асаны могут представлять состояния жизненной энергии человека, пингала нади, от его пика на рассвете до его нижней точки в полдень (или полночь) и снова к пику в сумерки.
Хотя вышеприведенная интерпретация является лишь одной из многих возможных, польза от таких образов придает силу и глубину практике и поднимает ее от чисто физической. Образы, такие как эти, и их созерцание, меняют баланс ментального осознавания от негативного к позитивному. Когда это сопряжено с физическим благополучием, испытанном при должном стимулировании пингалы, ментальные эффекты усиливаются.
Мы, следовательно, используем Сурья намаскар как матрицу, с помощью которой мы обращаемся к уму, трансформируем его, особенно когда мы держим такие образы в уме во время практики, попутно увеличивая физическую жизненость и здоровье.
РИТМЫ ЖИЗНИ
Органы здорового тела подобны хорошо настроенным инструментам оркестра, который управляется мозгом и нервной системой. Каждый орган функционирует в ритме и гармонии со всеми другими органами тела, вступающими в действие в свое время дня, когда их деятельность необходима. Однако, в нездоровом теле нет гармонии и лада. Это случается, когда наши энергетические системы истощаются или переполнены энергией, или когда какая-то часть нервных импульсов искажается и дает неточные указания телу. Дневные или суточные ритмы нашего тела создаются окружением и нашим стилем жизни. Внутренние ритмы должны не только приводить в созвучие внутренние потребности, но должны работать в концертной гармонии с внешними запросами и силами. Многие из внутренних ритмов создаются суточными узорами света и темноты и нашими узорами активности, вызванными ежедневным поворотом Земли в ее вращении вокруг собственной оси во время движения вокруг Солнца.
Профессор Веслав Романовский от департамента физиологии Академии медицины, Варшава, первым работавший над исследованием йогических асан, установил, что: «Движение и ритмы, характеризующие Вселенную, в которой мы живем … создают в живущих организмах определенные ритмические функциональные изменения, зависящие от периодических процессов, которые имеют место во внешнем окружении и известны как внешние ритмы. Существует специфическая ритмичность в биологической единице – внутренняя ритмичность.» Согласно теории биоритмов эти внутренние и внешние ритмы могут быть классифицированы по частоте следующим образом: низкие частоты, такие как сезонные и месячные циклы; средние частоты, такие как частота дыхания или ударов сердца; высокие частоты, такие как пульсации ферментативной системы или атомов в кристалле.
В нашем обучении Сурья намаскар относится к группе ритмов средних частот, что для нас наиболее интересно, потому что они видимы, воспринимаемы и могут, таким образом, обозреваться нами в любой момент. Они являются первым шагом в понимании низких и высоких частот вокруг нас. Средние частоты также включают суточный (день-ночь), сердечный (пульс) и брюшной (перистальтику) ритмы.
Современная жизнь уводит человека от природного существования и ее ритмических воздействий. Внутренние ритмы, присущие нервам и эндокринным системам, подобно часовому механизму, могут разбалансироваться из-за стресса и напряжения, в результате ощущение дискомфорта и потери благополучия, и ведут к болезням и неврозам. Энцефалограмма большинства «нормальных» людей показывает потерю согласования между частями мозга, приводящую к сомнениям и асимметричным узорам. В условиях клиники мы видим это, например, в том, что одна часть тела расслаблена, в то время как другая готовит тело к стрессу. Это показывает потерю согласованной гармонии между частями. Вернее, органы присваивают себе автономию и действуют как отдельные сущности (это может быть микроскопическим отражением макрокосмической ситуации). Субъективно это выражается в беспорядочном рисунке мысли, слабом маниакально-депрессивном состоянии, неспособности к концентрации, эмоциональной и ментальной неустойчивости. Или же эффект может быть серьезнее.
Чтобы вернуть снова нормальные внутренние ритмы функциям, мы должны поискать какой-нибудь способ, дающий возможность упорядочить узоры, которые мы разрушали, может быть, много лет. Это требует рабочих инструментов или техники. Чтобы проникнуть в «stroma» нервной системы, может потребоваться применение техники, т.к. ее основная сетка состоит из чувственных, моторных и автономных компонентов. Эта stroma является причиной таких параметров, как форма энцефалограммы (черты индивидуальности того, как мы думаем, чувствуем, отзываемся на мир). Она ответственна за поддержание привычек и испытанных ответов, таких как болезнь или здоровье. Stroma может быть изменена, если знать, как это делать. Возможно, лучшим способом противодействовать нездоровым ритмам тела является суперналожение новых психических ритмов здоровья, соответствующим природным ритмам. Химические препараты, шокотерапия, новые способы поведения, новые условия, психологические техники и многие другие методы использовались на протяжении столетий в попытке улучшить внутренние ритмы и ощущения, однако с малым результатом. Они производили в нервной системе несущественные изменения или радикально изменяли ментальные структуры и были, как правило, недостаточны, чтобы принести постоянное улучшение.
Методы Йоги, изменяющие внутренние ритмы, совершают это медленно и систематически. Они не пытаются радикально изменять ничего. Вернее, Йога ищет, как медленно, день за днем нашей жизни изменять и формировать сущность структуры, чтобы получить новое здоровое ее состояние. Она накладывает регулярные и последовательно направленные в нужную сторону силы, которые нацелены на совместное действие и подкрепление естественных, присущих телу ритмов. Она работает с природой, а не против нее. Это является причиной, почему практика Йоги должна выполняться регулярно, ежедневно, даже если только несколько минут. Когда мы выполняем Сурья намаскар на ежедневной основе, мы прибавляем новый фактор в нашу жизнь: организующую, последовательную, систематическую, дающую энергию и очищающую серию поз, дыхание, мантры и стимуляцию чакр. Он подобен снадобью или тонизирующему средству, принимаемому ежедневно перед завтраком. Это как если бы мы получили несколько инъекций праны в уже существующие структуры. Рост возможностей тела непрерывен. Метаболизм, нервная проводимость, секреция эндокринных гормонов, ежедневная активность – все идет по свойственному телу нормальному пути, однако новый добавленный фактор, действуя на протяжении месяцев и лет, тонко изменяет формы и ритмы. Это подобно щепотке соли, добавленной в пищу и заметно меняющей вкус.
Здоровый внешний ритм, наложенный на уже существующий, изменяет его. Упорядоченный, гармонизирующий ритм, такой как Сурья