с. 250-252 и соответствует в целом этому изображению. На оригинале богиня ярко-рубинового цвета, являющегося эзотерическим символом.
VI. ЛИСТЫ 1, 2а, 2, За МАНУСКРИПТА О ПХО-
ВА (с. 340)
Снимок размером менее половины оригинала. Этот манускрипт (написанный шрифтом, называемым «учен», в котором буквы имеют верхнюю черту) был приобретен редактором у тибетского йога, который, встретившись с ним в Дарджилинге, снабдил его двумя манускриптами, содержание которых дано в книге V (см. с. 371, 372).
Этому манускрипту, по-видимому, не более 50 лет. Он является списком со старого манускрипта, принадлежащего гуру этого йога. Квадратики, видимые на трех листах,- это вырезки из тибетской бумаги (на которой были написаны или напечатаны все тибетские книги, составляющие содержание нашего тома), которые йог окрасил в красный цвет и наклеил на листы, чтобы они служили ему в качестве пометок, когда он практиковал Пхо-ва.
VII. ЛИСТЫ За, 36, 4а, 46, 5а МАНУСКРИПТА О ЧЁД
(с. 368)
Снимок около половины размера оригинала. Этот манускрипт (написанный тибетским шрифтом, называемым «умед»,- с буквами без верхней черты, как и вышеупомянутыи, является современным списком со старого манускрипта. Практикующий обряд Чёд предпочитает пользоваться маленькими манускриптами, которые удобно носить спрятанными в складках платья или внутри головного убора.
VIII. МАНУСКРИПТ ОБ УДЛИНЕННОМ ХУМ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ОДНОГО ЛИСТА
Снимок около двух третей размера оригинала. В центре изображено тибетское мистическое слово ХУМ в его удлиненной форме. В оригинале круг с наверши-ем, переходящим в язык пламени, теряющегося в пространстве, окрашен в синий цвет. Полумесяц — белого цвета. Горизонтальная линия, называемая «верхней частью»,- желтая. Часть буквы Ха под ней, произносимая с придыханием, напоминающая цифру 5,- красного цвета.
Остальная часть буквы, немое Ха, и знак гласного,- зеленые. Как разъясняется в Книге VI, каждые из этих символических частей и цветов в эзотерическом значении коррелируют с символами пяти Дхьяни-Будд. Этот манускрипт, также не очень старый, является списком с манускрипта гуру. Эти учения, изложенные в такой предельно сокращенной форме, наводят на мысль о существовании тайного тибетского языка символов, которыми, как утверждают, все еще пользуются посвященные.
IX. БОДХИСАТТВА, ВЕЛИКАЯ СУЩНОСТЬ, АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРА
Репродукция (около половины размера оригинала) иконы, написанной красками на толстой хлопковой ткани по заказу редактора тибетским художником Лха-рипа-Пемпа-Тендуп-Ла в Гангтоке, Сикким.
Здесь Божественный Гуру Авалокитешвара, учение которого составляет содержание Книги VII, изображен в его символическом образе, с четырьмя руками, сидящим в позе Будды на троне в форме лотоса с лунным диском над ним и окруженным радужным гало. О значении имени Авалокитешвара.
КОММЕНТАРИЙ К ЙОГЕ
Комментируя эту замечательную книгу, содержащую семь книг о Мудрости, достигаемой прямым путем с помощью йоги, я ставил целью привести интересующегося этим вопросом к правильному пониманию главных учений о йоге, которые здесь впервые изложены в переводе на английский язык. Однако я могу только направлять ученика, ибо он сам должен осуществить Поиск и достичь Цели, как это сделал Будда, не полагаясь на какого-нибудь бога или гуру. Мои комментарии касаются главным образом трех наиболее важных аспектов книги: ее тантризма, ее специальных учений о йоге и сопоставления Махамудры и Дзэн. И в заключение я указываю на важность научного изучения практики йоги для психологов и физиологов.
I. ТАНТРИЗМ
Чтобы понять тибетский тантризм, к которому относится значительная часть содержащихся в этой книге трактатов, следует знать, что главнейшие положения тибетского тантризма содержатся в Высшем Разделе эзотерического учения, известном под названием Ан-нутара-тантра. Это высшее в теоретическом и практическом аспектах учение состоит из двух частей: 1) Путь, не имеющий формы, или Путь Освобождения, называемый по-тибетски Тар Лам, и 2) Путь, имеющий форму, или Осязаемый Путь, называемый Хдсин Лам. Первый описан здесь в Книге II как Нирвани-ческий Путь йоги Великого Символа — Махамудры. Путь, имеющий форму, составляет содержание более простых видов йоги и представлен здесь «Шестью видами йоги».
Нельзя понять основополагающего учения, философии и практики Осязаемого Пути без теоретического знания тождественности Энергии и Сознания. Основой этой теории является имеющая особую ценность философская интерпретация главных положений тибетского тантризма, и очень кратко ее можно изложить следующим образом.
Тантризм рассматривает Вселенную как состоящую из противоположностей: нирваны и сансары, ноумена и феномена, потенциального и проявленного, озарения и не различающей перцепции, пустоты и полноты жизни, сознания и праны1. Кроме того, тантризм провозглашает, что, с точки зрения высшей реальности, каждая из этих пар противоположностей, хотя и кажущихся таковыми, является неделимым целым. Следовательно, если ученик придет к полному пониманию одного члена этой пары и овладеет им, он автоматически также овладеет вторым членом. Так, осознав, что истинная природа Сознания есть трансцендентная Мудрость (санскр. Праджня), йог одновременно убеждается в том, что сущность праны является надмирной жизненной субстанцией, то есть жизненной сущностью Будды.
Исходя из этого принципа, тибетский тантризм предлагает два пути, или метода, йоги. Если йог осуществляет «Умственную йогу», он автоматически применяет также «Энергетическую йогу». Если ум дисциплинирован, преобразован, расширен, отточен, озарен, такой же становится жизненная энергия йога.
Цель буддизма — совершенство и просветление, приводящие к Полному Пробуждению, к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким путем к совершенному познанию Тройственного Тела — Трикая1. Для достижения этой великой цели обычное человеческое сознание и жизненная энергия должны быть трансмутированы с помощью этой практики в трансцендентную Мудрость и Великую Жизненную Силу. Тибетский буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную. Один метод ставит во главу угла «Умственную практику» (Путь, не имеющий формы, или Махамудра), а другой -«Энергетическую практику» (Путь, имеющий форму, представленный «Шестью видами йоги»). С помощью различных приемов, или подходов, эти методы, или пути, приводят к одной трансцендентной цели.
Эту тантрийскую доктрину «Тождественности ума и праны» нельзя рассматривать просто как теорию или философию, ибо в ней содержится много ценного для практикующих йогу и для тех, кто стремится к духовному совершенству. Хотя нет необходимости излагать здесь все многочисленные аспекты этого учения, можно коснуться здесь одного из наиболее важных, а именно, взаимосвязанности ума и праны, под которой надо понимать, что определенному состоянию ума или виду умственной деятельности неизменно сопутствует прана соответствующего характера, трансцендентная или земная. Например, определенное настроение, чувство или мысль всегда сопровождается соответствующим состоянием праны, или дыханием с определенным характером и ритмом. Так, гнев вызывает не только бурю в чувствах и мыслях, но также делает дыхание жестким и напряженным. Но когда человек спокойно сосредоточится над решением какой-нибудь умственной задачи, его мысли и дыхание будут такими же спокойными. При углубленном сосредоточении, когда стремятся решить какую-нибудь сложную задачу, дыхание невольно задерживается. Когда человек находится в состоянии гнева, испытывает чувство гордости, зависти, стыда, охвачен высокомерием, чувством любви или находится во власти сексуального влечения и т. д., одновременно возникает «атмосфера», или прана, гнева, гордости, зависти, стыда, высокомерия, любви, вожделения и т. д., и эту «атмосферу» человек сразу начинает в себе ощущать. В глубоком самадхи мысли не возникают, и поэтому дыхание незаметно. На начальной стадии просветления, которая есть также полная трансформация обычного сознания, прана подвергается коренной перестройке. Следовательно, любому настроению, мысли и чувству, простому, утонченному или сложному, сопутствует определенная прана.
На более высоких ступенях медитации кровообращение замедляется почти до остановки, дыхание становится незаметным, и йог испытывает озарение той или иной степени, то есть видит свет, в то время как мысли в его уме не возникают. Тогда происходит перестройка не только сознания, но и физиологических функций организма. У полностью просветленного дыхание, импульс, циркуляторная и нервная системы совсем иные, чем у обычных людей. Много свидетельств, подтверждающих этот факт, содержится в индийских, тибетских и китайских источниках.
II. ШЕСТЬ ВИДОВ ЙОГИ
Шесть видов йоги, описанных в Книге III, учат тому, как использовать прану, чтобы трансформировать сансарическое, или физиологическое, дыхание организма, его циркуляторную систему, его жидкости и секреции. Эта трансформация физиологии сансари-ческого тела вызывает соответствующую трансформацию сансарического ума ввиду йогической тождественности сознания и праны, и конечным результатом этого является трансформация обычного тела и ума в Трикая, или Триединое Тело Будды.
В то время как экзотерические школы буддизма в более поздний период обращались в основном к теории и философии, главное внимание, как и во всем тантризме, в этих шести видах йоги уделяется практике, этими видами йоги являются: 1) йога выработки тепла, 2) йога Ясного Света, 3) йога состояния сна, 4) йога иллюзорного тела, 5) йога состояния Бардо и 6) йога переноса сознания. Йога выработки тепла и йога иллюзорного тела служат основой для других четырех видов йоги. Йоге выработки тепла ученик должен уделять особое внимание, так как она помогает достичь состояния Дхармакаи. Йога иллюзорного тела приводит к достижению Самбхогакаи, и подобным образом каждый из остальных видов йоги имеет свою определенную цель. Так, йога состояния сна позволяет управлять состояниями жизни и смерти, мирским сансарическим сознанием и достигнуть сверхсознания. Эта йога — важный «пробный камень» для йогов, желающих оценить или подтвердить свой опыт медитации. Рассказывают, что знаменитый лама Гар-ма Паоши за один раз во сне в совершенстве изучил Трипитаку.
Йога Ясного Света ведет к достижению состояния трансцендентной Мудрости, а также служит дополнением к Махамудре. Йога Бардо наделяет способностью управлять посмертным состоянием. Йога трансформации, или переноса, подчиняет энергию ума и дает возможность, при создании условий для выхода энергии ума из тела правильным путем, умереть спокойно и радостно. Эта йога очень широко практикуется йогами Тибета и Китая. В Китае она принята как особый метод последователями школы Чистой Страны. Даже если не достигнуто полное овладение этой йогой, практиковавший ее, если он занимался ею прилежно, в момент наступления смерти будет сохра-нятьясноесознание.
Мирскому человеку некоторые формы практического применения шести видов йоги могут показаться загадочными и магическими, может, даже противоестественными и отталкивающими. Такого отношения, однако, не вызывает умственная йога, для которой все эти методы служат в той или иной степени дополнением, как следует из четвертого тома тибетской серии д-ра Эванса-Вентца «Тибетская книга о Великом Освобождении». Тот, кто собирается практиковать какой-нибудь из шести видов йоги, должен в качестве необходимой подготовки и защиты от нежелательных последствий предварительно хорошо изучить буддизм и совершить «четыре приготовления», называемых по-тибетски «снон хгро бзи». Он должен также иметь некоторый опыт пребывания на высоких ступенях самадхи. Эта подготовительная, или «восходящая йога», как ее называют, наделяет большой силой и способностью сосредоточиваться и стойко удерживать в процессе визуализации образ тантрийс-кого божества, а также визуализировать какую-нибудь мандалу со всеми ее деталями на площади размером не более кончика пальца. Только после такой подготовки серьезно настроенный ученик может приступить к применению на практике шести видов йоги.
Чтобы облегчить подготовку и практику, школы Каргьютпа и Ньингмапа видоизменили «Путь, имеющий форму» и в качестве главенствующей утвердили