так легко понять, как быть счастливым без конкретной причины. Нам намного легче представить у себя какую-то неприятность. Создается впечатление, что именно трудности, а не благие качества, возникают спонтанно и без усилий! Все понимают, что такое сомнения, возникающие без усилий, и трудности, появляющиеся сами собой. Кажется, что у нас всегда есть веские основания для сомнения — разумные, обоснованные и философски глубокие доводы. Мы принимаем сомнение за мудро выверенную позицию, но, как бы ни было разукрашено это сомнение, суть в том, что оно служит помехой для течения нашей жизни.
Итак, спонтанно возникающее сомнение нам известно, но, если речь идет об ощущении радости, нам всегда нужен какой-то объект: всегда нужна причина, чтобы быть счастливым. Но и тогда мы можем быть недоверчивыми по отношению к объекту своей радости, опять-таки создавая возможность проявить сомнение. В практике пяти слогов-воинов важно соединиться с благими качествами — любовью, состраданием, радостью, беспристрастностью, — которые ни от чего не зависят, не связаны с объектами или причинами. Благодаря силе ХУМ мы устраняем свои сомнения и колебания, касающиеся полного переживания этих благих качеств.
Что отличает спонтанные качества, возникающие из единства пустоты и осознанности, — они не привязаны к конкретным объектам. Эти качества чисты от природы. Я не говорю, что они очищены от сомнений. Я говорю, что чистота — их неотъемлемое качество. Обычно, если речь идет об очищении, избавлении от чего-то, подразумевается, что была серьезная трудность и наконец вы от нее освободились. Возможно, вы действительно что-то прояснили, очистились, но ваша чистота все равно связана с предшествующей ей проблемой.
Наше представление об избавлении обычно неразрывно связано с ощущением наличия неприятной ситуации: «Я так рад, что этот человек наконец ушел», или «Я так счастлив, что эта трудная задача выполнена», или «Я счастлив, что прошло уже пять лет, как я избавился от рака». Наше счастье связано с причинами и условиями. Истинная сила избавления сводит к минимуму связь этого очищения с самой проблемой и максимально усиливает его связь с теми качествами, которые возникают в открытости и ясности бытия. Способ максимального усиления этих благих качеств должен как можно меньше зависеть от обстоятельств. Если взять радость, то просто ощущайте ее, не думая ни о каком объекте. «Я просто счастлив». Не думайте ни о каких планах. Не думайте ни о каком человеке. Не связывайте свою радость с избавлением от болезни. Не думайте ни о каких трудностях. Представляйте, как свет радости лучится в этом открытом, чистом небе, где нет ничего недостающего, ничего упущенного, где есть всё. Вот как мы развиваем благое качество. В практике ХУМ, когда мы вновь и вновь поем этот звук, мы представляем, что из сердца исходит синий свет. Этот свет может быть опорой переживания благого качества безо всяких причин и условий. Затем мы пребываем в этом переживании.
По-тибетски медитация обозначается словом гом (sgom) — «знакомство». Мы просто еще недостаточно знакомы со спон- танными благими качествами своей природы. На миг мы получаем проблеск радости или любви. Мы ощущаем их, но в следующий миг их уже нет: они сменяются чем-то другим, что нас отвлекает. Это происходит от недостаточного знакомства с ними. Если же мы очень близко знакомы с открытостью и осознанностью, то можем оставаться в спонтанно возникающем переживании более длительное время. Знакомство очень важно. Когда мы вновь и вновь поем ХУМ, это помогает нам ближе познакомиться со свободными от какого бы то ни было объекта переживаниями радости, сострадания, любви или беспристрастности.
Сколько времени мы посвягпаем размышлениям о своих проблемах? «Я борюсь с этой проблемой. Я работаю над ней. Неужели я так и не сдвинулся с места? Я думал, что уже нашел выход». Мы повторяем эти мысли как мантру. Вероятно, мы меньше повторяем мантры и молитвы, чем свои навязчивые разговоры с самим собой. Наши проблемы чрезвычайно усиливаются, потому что мы медитируем о них слишком долго, слишком часто и слишком подробно. Если наше сознание занято борьбой, в нем остается слишком мало места. Важно обратиться к более глубокому уровню бытия: к качеству чистоты или к открытости пространства.
С тем, куда мы направляем свое внимание, связана значительная сила. Каждый раз, когда нам что-то не нравится и мы боремся с какой-то ситуацией, с человеком, или с собственной болезнью, или даже с самими собой, мы сосредоточиваемся на чем-то отрицательном. Это переживание неблагоприятно. Мы часто остаемся в нем, вместо того чтобы найти другое решение. Мы застряли. «Почему я это испытываю?», «Почему этот человек так поступает?» — этим вопросам нет конца. Что толку повторять эти мысли? Если мы произносим мантру, мы повторяем ее, чтобы получить полезный результат этой мантры. Б таком накоплении кроется сила. Но если мы повторяем: «Почему я всегда это делаю?», «Почему этот человек всегда так поступает?», то такие вопросы не только бессмысленны — это еще и способ дальнейшего упрочения своей проблемы, особенно, если мы повторяем такие вопросы больше трех раз! Беспрестанное повторение этих вопросов — следствие тревожности, отсутствия осознанности, и это не выход из положения. Вновь и вновь задавая один и тот же вопрос, мы получаем неверный ответ. Даже хороший вопрос, заданный с неверной позиции, не даст правильного ответа. В данной практике пяти слогов-воинов мы сосредоточиваемся на пространстве, или на энергии, или на одном из четырех безмерных качеств. Сосредоточивайтесь на чем угодно, кроме изматывающего и вредного постоянного прокручивания в уме своей проблемы. Если вы на это способны, то благотворные перемены возможны. Очень распространенная трудность — это неспособность осознать, что нам необходимо совершенно изменить центр своего внимания.
Возможно, вы слышали такой хорошо знакомый совет: «Выкинь из головы. Просто выкинь». В этом есть мудрость. Но, возможно, вы эту мудрость не полностью обнаруживаете. Когда мы говорим «выкинь из головы», обычно мы имеем в виду то, от чего нужно избавиться, а не то, что обнаружится, когда вы что-то выкинете. Если постоянно сосредоточиваться на объекте, на проблеме, мудрость не обнаружить. Вы ее не замечаете, и она остается скрытой от вас.
Итак, мы возвращаемся к тому, чтобы просто быть. Что значит быть? Не думайте о проблеме ни мгновения. Не занимайте себя на это мгновение. Просто полностью избавьтесь от привычных тревог. Дышите. Чувствуйте всё, что есть в этот момент. Если небо ясно и солнце сияет, единственный способ получить полное переживание этого — иметь чистый ум. Иначе, как бы прекрасна ни была погода, наше внутреннее ощущение будет хмурым. Вы сидите в парке в прекрасный ясный день, но ум ваш сумрачен. Вы сидите на своем сиденье-карме, очень знакомом, таком удобном, привычном сиденье своих привычных мыслей.
Помните, как мы говорили о соединении с основой пространства при помощи Л? Так что «выкинуть» значит просто найти пространство, чистое место в самих себе. Даже крошечный просвет в тумане нашего рассудочного ума может очень важным. Пространство обладает силой бесконечно большей, чем обстоятельства, которые занимают нас. Чтобы осознать это и поверить в это, может понадобиться время, потому-то мы и практикуем медитацию. Если взять время, которое мы тратим на проблемы — на слова о них, мысли и чувства, — то какую часть этого времени мы проводим действительно с ощущением пространства, или открытости? Чем меньше доступно нам открытое пространство нашего существа, тем более массивными становятся наши проблемы. Но стоит нам начать соединяться с пространством своего существа, как все принимает совсем другой оборот.
Вместо того чтобы думать о проблеме, непосредственно чувствуйте в этот миг свое тело, энергию и ум. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и вновь и вновь пойте ХУМ.
В этот момент вибрация ХУМ наполняет все обстоятельства и привычки поведения. По мере того как они очищаются и пространство открывается, вы приводите в действие свое намерение соединиться с одним из «четырех безмерных». То качество, в котором вы больше всего нуждаетесь, уже присутствует, и вы направляете на него внимание. Излучая из сердца синий свет, вы соединяетесь с состоянием нераздельности пространства и осознанности, а также с силой любви, сострадания, радости и беспристрастности. Вы соединяетесь, соединяетесь, соединяетесь и пребываете в этом состоянии.
Очень полезно рассматривать «четыре безмерных» как врата, ведущие внутрь, в нашу глубочайшую сущность, и как врата, ведущие наружу, через которые мы несем добро и благо в мир. Благодаря им мы попадаем в центр своего существа — оказываемся в состоянии единства открытости и осознанности. Они помогают нам узнать природу бытия и пребывать в ней. Это аспект мудрости. Эта мудрость, которая пресекает страдание. Я часто характеризую мудрость как открытость. Открытость — это меч, который отсекает неведение, корень страдания. Благодаря открытости нашего существа, благодаря состоянию нераздельности открытости и осознанности, мы спонтанно посылаем в мир качества просветленной энергии.
Становитесь ли вы счастливее, когда пребываете в состоянии нераздельности пространства и осознанности? Безусловно! Вы станете более счастливыми, если будете находиться в таком состоянии. Вы соединяетесь с присутствием, потенциалом, течением. Вы встречаете меньше препятствий. Большинство из нас согласятся, что радость связана с переживанием свободы. Абсолютный смысл свободы — ум, не ограниченный обстоя- тельствами. Большинство из нас не испытали, что такое ум, не ограниченный обстоятельствами, или же мы не узнаем это открытое состояние. Обычно мы узнаём, что такое свобода, только тогда, когда устраняется какая-то помеха. Ощущение свободы чудесно, потому что расчищается преграда, мешавшая течению.
Каждый раз, когда кто-то препятствует течению вашей жизни, вы страдаете. Красота жизни — в течении. Я использую слово «течение», подразумевая состояние нераздельности пустоты и ясности. Традиционное слово, обозначающее переживание нераздельности, — «блаженство». Когда присутствуют открытость и осознанность, мы ощущаем блаженство; из этого блаженства спонтанно проявляются все благие качества. Это называют спонтанным совершенством — совершенство уже присутствует.
В состоянии нераздельности пространства и света спонтанно присутствуют «четыре безмерных». Если мы выполняем практику, чтобы соединиться с радостью, то стремимся свести к минимуму зависимость ощущения радости от причин и поводов. Мы соединяемся с радостью как с внутренним чувством, как с непоколебимым ее пребыванием в сердце. На этом этапе практики мы не думаем о выражении радости, с чем мы будем иметь дело позднее, — переживание внутренней радости проистекает от состояния нераздельности открытости и осознанности.
Люди тратят жизнь на попытки найти счастье, но ищут его не там, где следует. Где мы его ищем? Во-первых, для нас очевидны наши страдания, и мы ненавидим их. Мы хотим от них избавиться, а для этого ищем или ждем кого-то или чего-то, кто сделал бы нас счастливыми. Мы ждем какого-то волшебства, появления каких-то внешних причин