центра. Излучая этот свет, посылайте любовь, сострадание, радость и беспристрастность, наполняя ими свои взаимоотношения, свою работу, те неспокойные места на нашей планете, которые в этом нуждаются. Вы посылаете эти качества в те места, где их недостает. То, с чем вы соединились в своем сердце, теперь находит особую связь с чем-то. Это качество созревает и становится более конкретным. Представляйте или ощущайте, что качество, которое вы переживаете в своем сердце, теперь вы переживаете в присутствии других людей. Представляйте, что благотворные качества: любовь, сострадание, радость и беспристрастность — излучаются на других людей. Представляйте, как благотворно действует на других это излучение, — словно солнечный свет, помогающий зреть плодам. Представляйте, что вы видите, как благие качества отражаются в других.
Мы начинаем с пространства, осознанности, а потом — с присутствия просветленного качества. Для вас конкретное качество — любовь, сострадание, радость, беспристрастность — может присутствовать, но оно не всегда бывает зрелым. РАМ доводит его до созревания. Когда благое качество созревает, оно становится ощутимым, проявляющимся внешне, конструктивным. Оно приобретает значимость, подразумевает взаимодействие и становится чем-то таким, что может помочь кому- то еще. Такое созревшее качество дает реальные проявления.
Узнав благодаря ОМ безграничный потенциал благих качеств и наделив благодаря ХУМ силой конкретное качество, теперь мы с помощью РАМ доводим его до зрелости, чтобы проявить это качество во внешнем мире. Может существовать много потенциальных благих качеств, которые нам нужно довести до зрелости, чтобы проявить их в жизни, будь то наша профессиональная деятельность или наши взаимоотношения. Большинство из нас сойдутся во мнении, что мы могли бы быть намного более добрыми и открытыми в своих взаимоотношениях. Обратившись внутрь себя и обнаружив ясное внутреннее пространство, мы можем больше открыться для других.
Как в практике с РАМ, так и в практике со следующим слогом действия, АЗА, полезно иметь обычную разумную осознанность, такую, какую сохраняет монах, принявший обеты. Скажем, вы приняли обет не брать чужого. Но вот, закончив двухдневный пост, вы неожиданно видите накрытый стол с вкусной едой. Вас мучает искушение попробовать эту еду, хотя вам этого не предложили. Вы думаете: «Что делать? Я так хочу есть. Нет, я принял обет не брать того, что мне не предложили». В таких обстоятельствах вы считаете, что нужно быть последовательным. Исходя из осознанности, вы говорите: «Нет, я принял обет». Такая мысль очень полезна, когда вы развиваете в себе любовь, сострадание, радость и беспристрастность. Например, если в жизни вы сталкиваетесь с неуживчивым человеком, то осознаёте, что попали в «зону напряженности». Вы знаете, что он может сказать такое, что вас сильно заденет. Просто сохраняя внимательность, вы можете изменить то, что вокруг вас происходит. Внимательность полезна, когда такое качество, как сострадание, еще не достигло полной зрелости. Вы перестаете нуждаться во внимательности, если благое качество созрело на сто процентов, потому что теперь оно составляет вашу внутреннюю сущность. Если же сострадание еще не созрело, внимательность всегда полезна. Чтобы проявить благое качество, требуется некоторое усилие. В Вите, своде учений, содержащих правила монашеского поведения, внимательности отводится очень важная роль. В Бите не говорится о спонтанном поведении, а говорится об обетах и самовоспитании.
Помехи и препятствия лучше видны на уровне проявления. Именно поэтому в обществе появились правила поведения и законы. Люди полагают, что, не будь над нами контроля, мир превратился бы в хаос. Но на самом деле это не совсем так. Почему из одних клеток образуется сердце, а из других — легкие? Никто не руководит этим со стороны, не сидит где-то на пятидесятом этаже, организовывая все эти вещи. Существует мудрость природы, существует спонтанное совершенство. Дело только в том, чтобы обнаружить это в самих себе.
С РАМ связана мудрость различения. Когда что-то созревает, оно обнаруживает свои особенности. Оно имеет свою историю. Оно особенное, отличимое. Посмотрите, какие цвета, какой узор только на одном павлиньем пере. Метафора, связанная с РАМ, — это созревание плода в лучах солнца. Всё, на что падает этот свет, созревает. А то, что созрело, проявляет свои окончательные качества. Один цветок становится синим, другой — розовым. Эти отличия проявляются благодаря теплу, которое доводит до зрелости. Появляются индивидуальные качества. Ничто не сливается в одну массу, наоборот: благодаря этому свету, теплу возникают неповторимые детальные проявления. Такова сила РАМ.
Уверенность, которую дает РАМ, это зрелая уверенность. Например, у вас есть уверенность в той любви, которую вы питаете к кому-то. Вы с готовностью выражаете свою доброжелательность. Вы видите все больше возможностей проявлять благие качества в своей жизни.
Сила РАМ побеждает демонов пагубных эмоций. Такими демонами мы называем своих внутренних демонов: гнев, ревность, гордость, привязанность и неведение. Когда ваши благие качества — любовь, сострадание, радость, беспристрастность — созревают во всех своих подробностях и особенностях, эти демоны побеждаются.
Медитативное переживание РАМ — это пылающий огонь нашего потенциала. Когда люди, богато одаренные творческими способностями, попадают в незнакомое место, они могут сразу же понять, какие там присутствуют возможности. Они могут привлечь и мобилизовать имеющиеся ресурсы. Они способны творить, потому что наделены потенциалом. Здесь присутствует огонь, могущественный внутренний огонь.
В чем разница между просветленным и обычным действием? Просветленное действие не выполняется по задуманному плану. Оно направляется внутренним блаженством, и благое качество проявляется спонтанно для тех, кто в нем нуждается. Просветленным такое действие называют потому, что у него нет никаких конкретных замыслов или целей. Оно проявляется только тогда, когда возникает потребность. Оно не имеет ничего общего с поведением той женщины, которая, направляясь к своей матери, по дороге планировала, как все выходные будет изливать на нее свою любовь. Действие этой женщины не просветленное, потому что она имела в виду совершенно конкретного человека. Она могла накричать на того, кто подрезал бы ее на дороге, хотя в ее планы не входило кричать на свою мать. Разумеется, все это закончилось тем, что она накричала и на того водителя, который ее обогнал, и на свою мать. Во всем этом нет ничего просветленного. Если присутствует качество просветленности, это пылающее блаженство просто есть, оно готово проявиться. У просветленного существа нет никакой нужды проявлять это качество. Проявление происходит только вследствие обстоятельств. Если нужно, чтобы это качество проявилось на благо какого-то человека, оно проявляется.
Так что же такое просветленное качество? Каков наиболее просветленный способ ведения своих дел? Как нам взаимодействовать друг с другом более просветленным образом? Я думаю, это очень просто. Это наше переживание, чувство откры- тости: мы ничего не исключаем, а всё включаем. Открытость — это мудрость, а мудрость должна присутствовать, чтобы любая форма деятельности была наполнена состраданием. Чем больше присутствуют мудрость и сострадание, тем более просветлены поступки. Если во взаимоотношениях есть мудрость и сострадание, такие отношения более просветлены.
В учениях дзогчена говорится, что просветленные существа являют себя в различных обликах на благо другим. Говорят о мирных, чувственных, могущественных и гневных проявлениях. Из пылающего потенциала проявляется конкретный образ, потому что именно в этом проявлении нуждаются живые существа. Одним приносит пользу мирное проявление, другим — скорее гневное. Это не значит, что мирные, приятные на вид образы не так действенны.
Предложение помощи — это отклик на просьбу. Требуется помощь, и в ответ на это вы проявляете свое качество, а не подходите к ситуации исходя из собственных соображений. Я знаю одного человека, который любит выслушивать от людей жалобы. Он здоровается с вами: «Как поживаете?», но, если вы отвечаете: «Хорошо, а как вы?», он сжимает вашу руку и, заглядывая в глаза, повторяет: «Нет, правда, как дела?». Можно догадаться, какой ответ он хотел бы услышать. Он как бы хочет сказать: «А вы уверены, что у вас все хорошо? Расскажите мне, пожалуйста, о своих неприятностях». Тем самым он способен действительно заставить вас почувствовать себя в какой-то мере несчастным. Спрашивая «как поживаете?», на самом деле он хочет услышать, что у вас не все в порядке, чтобы он смог о вас позаботиться. Это не просветленный подход!
Помощь оказывается более полезной в том случае, когда кто-то приходит к вам с просьбой о помощи и вы на нее откликаетесь, а не тогда, когда вы сами навязываетесь со своей помощью. Иногда, когда вы думаете, что кто-то нуждается в вашей помощи, на самом деле это вам самим нужна помощь. Так что, если потребность существует у вас, в вашем отклике не будет просветленности. Нет открытости. Если нет открытости, то нет и мудрости. Если нет мудрости, в вашем желании помогать нет ничего просветленного. Оно становится просто очередной потребностью.
Бывает полезно осознать, что вы находитесь в таком положении, потому что в вашем распоряжении есть метод: произнося РАМ, преодолеть свои представления и вновь сделать пространство открытым для естественного и спонтанного проявления просветленных качеств. Если вы не осознаёте своих препятствий, то не ищете средства для их преодоления. Когда вы вновь и вновь поете РАМ, вы устраняете собственные программы, представления, проекции и открываетесь так, чтобы быть поистине полезными для других.
Обычное переживание РАМ — безграничное воодушевление, восторг. Вы увлечены делом, которое вам нравится, и можете заниматься им хоть ночь напролет. Когда я учился в монастырской школе диалектики, с учебой было связано много волнующих моментов. Обучение включало в себя участие в бурных философских диспутах, устраиваемых поздно вечером. Как-то раз один монах возвращался с диспута и в его уме роились вопросы. Он так увлекся темой, что, взявшись за ручку своей двери, так и остался стоять. На него нахлынули мысли обо всех обсуждавшихся темах. Не успел он разобраться со всеми своими мыслями, как настало утро. Он простоял у двери всю ночь, продолжая в уме тот бурный диспут. Полностью разрешив все вопросы, он вдруг понял, что простоял перед входом в свою комнату больше пяти часов. Однако если взять противоположный случай, то мы знаем, как бывает трудно делать что-то, к чему не лежит по-настоящему душа. Просто сесть и потратить два часа, сосредоточиваясь на чем-то, может быть очень трудным. Пусть вы понимаете важность того, что делаете, но чувствуете ли вы ее всем своим существом? Присутствует ли на самом деле РАМ? Действительно ли пылает огонь? Обычное переживание РАМ похоже на неукротимое пламя.
По мере того как любовь, сострадание, радость и беспристрастность созревают благодаря РАМ и мы всё больше ощущаем в своей жизни силу благого качества, проявление этого качества становится спонтанным и не требующим усилий.
СЛУШАЙТЕ ЗВУКОВУЮ ДОРОЖКУ 4 ЧЕТВЕРТЫЙ СЛОГ — РАМ
ГЛАВА ПЯТАЯ
Вновь и вновь пойте ДЗЛ, звук действия. Посылайте из тайной чакры