Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

точно, как всякий член тела входит в состав всего тела: отними его, тело не разрушится, но будет несовершенно. Следовательно, необходимо нужно, чтобы всякой эпизод имел тесную связь с главным предметом; чтобы он не мог быть от него отделен без произведения какого-нибудь несовершенства. Если бы не было эпизодов, то всякая поэма могла бы всегда быть прекрасно рассказана в несколь¬ких строках, ибо описание всякого частного происшествия, на которое писатель устремляет особенное внимание, есть уже эпизод. В эпопее все эпизоды больше или меньше привязаны к главному действию.

Эпизод, — самое слово вначале означало рассказ, вмешиваемый лирическими певцами в их песни, петые в похвалу богов. Сии рас¬сказы, иногда будучи совершенно чуждые, произвели наконец траге¬дию, и то, что было предметом вводным, наконец сделалось главным; а песни и гимны, бывшие главным предметом, сделались эпизодическим. Но каждая из сих частей сохранила свое наименование в зрелищах, сме¬шанных с лирическими песнями: рассказы, повествования сохранили имя эпизодов, а пение — имя хоров. Но мы разумеем под сим именем частное действие, помогающее главному и могущее от него отделиться без произведения расстройки.

Эпизоды в эпической поэме должны быть приводимы обстоятель¬ствами. Вещи бывают связаны невидимыми узами между собою; нужно только дать почувствовать и обнаружить сии тайные узы.

Эпизод должен быть краток по мере своего отдаления от главного предмета. Иногда он служит для одного только развлечения, успокое¬ния ума, который может утомиться продолжительностью внимания, на один предмет устремленного.

Эпизод должен представлять неодинакие предметы с предыдущими и последующими, ибо он употребляется для разнообразия, однако в нем должен быть сохранен тон эпопеи, несмотря на сие разнообразие.

Занимательность, привлекательность эпического действия. Два спо¬соба занимать, привязывать: самим действием и предметом; или про-тивностями, которые должно поделить для совершения действия, для достижения к предмету. Первое трогает, привлекает; второе возбуждает внимание и любопытство.

Трогательное заключает в себе несколько родов интереса. Инте¬рес национальный; интерес религии; интерес человечества вообще. Последний должен быть сильнейшим, потому что он общественнее, а первые два интереса от него совершенно зависят и от него заимствуют свою силу. Без него они должны быть очень слабы.

Интерес человечества разделяется на многие отрасли, из которых каждая может быть главным предметом какого-нибудь рода поэзии. Эпопея возбуждает удивление, но в ней заключено и множество дру¬гих интересов; она может в себе заключать и трагический, и лириче¬ский, и пастушеский интересы, ибо объемлет множество разнообраз¬ных предметов.

Завязка и развязка эпического действия. Противности, препятствия, второй способ возбуждать внимание и любопытство, называются завяз¬кою в поэме, а их разрешение —развязкою.

Действие без завязки почти всегда неинтересно, ибо трудности и препятствия приводят в действие страсти и обнаруживают великие добродетели. Итак, каждое действие должно иметь завязку.

В поэме есть главная завязка и частные, подчиненные главной. Завязка происходит или от незнания, или от слабости действующего. Открытие неизвестного героя или превозможение того, что противи¬лось силе героя, составляет развязку. Первую называют развязкою от открытия, вторую — развязкою от перипетии или от переворота. Итак, завязка заключается в слабости средств, сравниваемых с великостию предприятия, в силе препятствий, противящихся предприятию, в борении двух противуположных сил, которого следствие должно быть получение желаемого. Чем труднее развязка и чем она удовлетвори¬тельнее, тем совершеннее. Лучше, если она выйдет из самого действия, нежели из чего-нибудь постороннего, к нему не принадлежащего; она должна быть натуральна, непринужденна, выведена из самих обстоя¬тельств, без всякой натяжки. Короче сказать, завязка и развязка состав¬ляют истинный характер всякого рода поэзии. Завязка есть не иное что, как усилия действующей причины, а развязка не иное что, как успех или неуспех этого действия. Если поэт хочет удивить, поразить, он дол¬жен представить герою своему необычайные трудности и препятствия, требующие чрезъестественной силы и наконец им побеждаемые.

NB. Сатана Мильтонов есть разительнейший характер его «Поте¬рянного рая», но не он возбуждает сильнейший интерес; не ему желают успеха; напротив, Адам и Ева, против которых он вооружается, привле¬кают все сожаление и любовь читателя, следовательно, заставляют его желать, чтобы все козни Сатаны были разрушены. И в том-то и состоит неудовлетворительность развязки «Потерянного рая», что в нем тор-жествует та сторона, которая противна читателю, и гибнет та, которой он желает торжествовать. Конец эпической поэмы, кажется мне, всегда должен быть счастлив, то есть в ней должен торжествовать тот, кто интересует более читателя и кто, следовательно, достойнее торжества. Трагическая развязка противна чудесному, употребляемому в эпопее, в которой употребляются самые неестественные средства для достиже¬ния к предполагаемой цели: следовательно, они должны довести к ней, иначе не должно их употреблять, и они останутся бесполезными.

Кто хочет возбуждать ужас и сожаление, тот должен употреблять несчастную развязку, и трагедии, имеющие конец счастливый, не должны по-настоящему быть причисляемы к истинным трагедиям.

NB. Это значит уже слишком ограничивать искусство драматического писателя. Как? «Альзира», «Меропа», «Андромаха», «Аталия» не трагедии, потому что их конец не несчастлив, но разве в продолжение действия зритель не трепетал и не плакал? Неужели он должен плакать только на конце! Согласитесь, приятнее оставить театр с сильнейшим впечатле¬нием; но, конечно, не должно исключать из числа трагедий тех, в которых середка и предпоследние сцены трогательнее и славнее самых последних; сверх того иное содержание противно несчастной развязке: лицо добро¬детельное не должно гибнуть и быть жертвой злобы. Такая развязка воз¬мутительна и не трогательна. Добродетельный может быть несчастлив только от одного себя или от судьбы; страсть или какой-нибудь ужасный удар рока должны погубить его. Но в такой пьесе, где злоба представ¬лена в борьбе с добродетелью, последняя должна всегда остаться побе¬дительницею. Я не знаю, почему Батте называет развязку «Британника», «Тебаиды», «Горациев» и даже «Федры» трагическою. Британник — ребе¬нок, жертва Нерона, холодного убийцы, об нем сожалеешь, но остаешься спокойным. Полиник и Этеокл не возбуждают интереса своею враждою, следовательно, и конец их не может быть трогателен и ужасен. Развязка «Горациев» совершенно слаба и не ответствует силе некоторых характе¬ров, в ней изображенных: она кончается судом и прощением, которое можно было предвидеть. В сей трагедии нет ничего трагического, то есть производящего ужас и сожаление, ничего, кроме одной или двух сцен. Развязка «Федры» не разительна, потому что главный и сильнейший характер в сей пьесе есть Федра, которой должно было погибнуть, кото¬рая своей страстию больше трогает, нежели своею смертию: Ипполит есть несчастная жертва, больше ничего; об нем зритель не может пла¬кать. «Альзира», «Меропа», «Радамист», «Родогуна», «Аталия», «Танкред», «Заира», «Брут» — вот истинные развязки, но они не все несчастны.

Эпическое действие должно быть чудесно. Эпическая поэма есть повествование чудесного действия. Чудесное нравится людям. Первые повествователи избрали дела великих людей своим предметом. Сии великие люди происходили от богов, следовательно, могли иметь их своими помощниками: это согласовалось с общею верою; сия смесь богов с человеками имела два действия: первое возвышало самих героев и делало их интереснее, второе укореняло в сердцах веру в вездесущ¬ность и тесную связь с людьми богов — вот происхождение чудесного эпопеи. Эпические поэты им воспользовались; они чрез то распростра¬нили круг своих изображений и мыслей; небо, земля, общество, люди, боги — все досталось им во владение. Но употребляя богов и чудес¬ное, они не вводили их во все подробности: первое, для того чтобы не оставить в совершенном затмении других актеров, не истощить слишком чудесного и не сделать его однообразным; второе, для того чтобы предоставить богам, верховной (силе) одно первое направление (impulsion), а людям одну покорность их воле и сему направлению, которым обнаруживается все их могущество; итак, боги и высшие силы должны быть главными действующими в эпопее; показываться только издали, повременно; а люди — подчиненными действующими. Необ¬ходимо ли чудесное для эпопеи? Что разумеют под именем эпопея? Рас¬сказ стихотворный? Следовательно, всякая трагедия, переложенная в простой рассказ, может называться эпическою поэмою, происшествия, стихотворно описанные, будут эпич(еская) поэма! Единство действия? Но сие качество принадлежит всякой поэме и давно утверждено вкусом. Самая высокость и обширность действия? Но человек, великий, малый ли, — все человек! Героизм действия? Но трагедия равномерно пред¬ставляет героические действия, не будучи эпопеею. Что же отличает эпическую поэму от всякого другого рода поэзии? Чудесность! Примесь сверхъестественного. Сие право пользоваться чудесным, преступать обыкновенные границы натуры почитает и Сократ одним из счастли¬вейших прав поэта, следовательно, он мыслит, что всякий поэт должен пользоваться сим правом. Какая цель эпической поэмы? Удивлять, то есть наполнять душу идеями, ее возвышающими. Предметы великие возбуждают в нас к себе почтение. Удивление может быть не всегда приятно: например, если предметы слишком к нам близки, мы сравни¬ваем себя с ними и унижаемся. Если же они в некотором отдалении, то мы с удовольствием платим им дань удивления: нам приятно быть спра¬ведливыми и проницательными. Если же с сими предметами соединена идея чудесного, то они еще от нас далее, следовательно, возвышеннее, и наше удивление становится бескорыстнее: мы удивляемся, не обра¬щая взгляда на себя; разнообразие делает сие чувство приятнейшим. К тому же сие чудесное само по себе благородно и возвышенно: мы видим перед собою всю вселенную, все существа земные и небесные.

Буало говорит, что религия христиан не может быть употреблена в эпопее. Я с этим мнением не могу согласиться. Все зависит от искусства поэта и от образа представления. Конечно, чудесное христианства не будет так представлено, как чудесное мифологии древних.

NB. Батте говорит, что эпопея не должна и не может существовать без чудесного: следовательно, он должен дать какое-нибудь другое имя таким поэмам, в которых не употреблено чудесного, например, Лукановой «Фарсале», Гловериеву «Леониду», которые суть стихотвор¬ные рассказы великих действий, что есть сущность всякой эпической поэмы. Удивлять есть цель эпической поэмы, говорит Батте, но эпи¬ческая поэма не может существовать без чудесного, по его мнению; следовательно, не достигнет своей цели, не удивит без чудесного; сле¬довательно, удивлять может нас одно только чудесное, неестественное, выходящее из границ природы. Но поэт, изображающий великие, необыкновенные происшествия, которые потому уже принадлежат к роду чудесного, что необыкновенны и чрезвычайны, поэт, который исполнит все условия эпической поэмы, то есть сохранит единство и привлекательность действия, изобразит верно и драматически вели¬кие разнообразные характеры, составит искусно свою басню, соединит эпизоды с главным действием так, что они будут служить для одного разнообразия и украшения, а не для рассеяния внимания. Поэт с чув¬ством и с истинным очаровательным языком гения, поэт, которого стихи, гармонические и сильные, будут согласны со всяким предметом, им изображаемым, такой поэт неужли не будет причислен к эпическим единственно оттого, что он не употребил чудесного? Быть так строгим не значит ли порабощать гений и принуждать поэтов с подобострастием невольника идти по

Скачать:TXTPDF

точно, как всякий член тела входит в состав всего тела: отними его, тело не разрушится, но будет несовершенно. Следовательно, необходимо нужно, чтобы всякой эпизод имел тесную связь с главным предметом;