Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

той дороге, которая начертана им предшественни¬ками их? Нет! Пускай всякий поэт избирает свою особенную дорогу! Не будем обременять его целями! Цель поэзии: трогать, восхищать, очаровывать душу; наполнять ее благородными, возвышенными чув-ствами; кто сумел достигнуть сей цели, тот истинный поэт, тот, можно сказать, мой благодетель, ибо он наполнил сладостнейшими чувствами душу мою. На что спрашивать, какие средства он употребил для дости¬жения возвышенной цели. Всякий теорист предлагает правила, кото¬рые он или почерпнул из образцов, или сам изобрел, видя перед собою образцы, видя их совершенства и несовершенства и стараясь узнать то, что могло бы сделать их еще совершеннее, — вот дело всякого законо¬дателя вкуса. Поэт только пользуется его мнениями, но выбирает свою особенную дорогу. Законы поэзии то же, что законы в гражданских обществах: они запрещают недостатки так точно, как законы граждан¬ские запрещают преступление. Поэт так же точно находит стихотвор¬ные красоты, как добродетельный человек дела добродетели. Ни тот, ни другой не спрашиваются с законами. Один следует своему гению, другой — своему сердцу. Всякий выбирает свою дорогу: что нужды, что она еще никому не была известна, она ведет к добру! Этого довольно. Великий истинный поэт, конечно, сохранит общие правила вкуса, которые всегда неразлучны с дарованием и гением, так же как добро¬детельный человек сохранит общий закон натуры, всем людям вообще данный, но не всем равно известный и понятный.

Особенности, отличия от других в произведениях первых и в поступках последних суть то, что составляет частный характер обоих: в этом последнем случае они должны быть совершенно свободными.

Возвратимся к чудесному. Чудесное не должно почитаться необходи¬мым для эпической поэмы, потому что и без него можно поразить, тро¬нуть, возвысить душу. Если поэт исполнит все другие условия эпопеи, то он исполнит все, чего от него требуют. Но если чудесное, не будучи необходимым, может быть, однако, источником, изобильным и богатым, многих высоких и разительных красот в эпопее, то выгода всякого поэта им пользоваться, и он не должен лишать себя добровольно одного из сильнейших средств действовать на душу своего читателя. Может быть, в наше время чудесное не было бы столь действительно, сколь бы оно могло быть в древнее время: тогда оно составляло часть самой религии, теперь может только действовать на воображение; но оно есть богатый источник высокого, возвышенного, следовательно, должно быть приятно людям во всякое время и всегда прилично эпопее. Во власти поэта употреблять такой род чудесного, какой он захочет и какой для него выгоднее: Гомер проложил дорогу, но он не велел нам за собою следовать как невольни¬кам. Чудесное не может помрачить натурального; напротив, оно его возвы¬сит, только должна быть сохранена приличность. Чудесное, почерпнутое в христианской религии, по моему мнению, еще лучше, нежели чудесное древней мифологии: оно само по себе не так разнообразно, но может слу¬жить для разнообразия в той поэме, в которой действуют люди.

Боги древней мифологии слишком похожи на людей и часто могут быть с ними смешаны; Бог христиан и высшие силы, которым они поклоняются, имеют в себе особенную возвышенность, которая всегда их от людей отличает. Они не могут быть изображены теми же чертами, какими люди изображаются. В Священном писании больше несрав¬ненно высокого в рассуждении поэзии, нежели в древней мифологии: все идеи, все изображения, которые в нем почерпаются, имеют в себе что-то непорочное, небесное; но они непременно должны быть пред¬ставлены вместе, в смешении с другими картинами; тем будут разитель¬нее, возвышеннее.

Сами ж по себе они не могут быть содержанием эпопеи. Клопшток выше Гомера во многих местах, но поэма его, как поэма эпическая, скучна и однообразна; мир, в который он нас переносит, слишком от нас далек; мы ничего не можем представить и теряемся в своем вооб¬ражении. Итак, чудесное нужно для всякого эпического поэта; нужно потому, что может быть источником высоких красот; но должно ли быть всегда употребляемо и может ли эпическая поэма без него произ¬вести свое действие — это оставляется на разрешение поэтам, которые сами знают, что для них лучше и что скорее может довести их до пред¬мета, ими избираемого.

Общая вера того народа, для которого пишет поэт, должна служить подпорою чудесному, которое он употребляет.

NB. Мне кажется, читатель, перемещаясь духом в те лица, которые ему представляются, или, лучше сказать, в те, которые больше его инте¬ресуют, принимает и их веру на то время, в которое видит их перед собою. Он, так сказать, самого себя забывает и ставит на место своих героев, какой бы они религии ни были.

Какое бы ни было действие, великое или малое, возвышенное или смешное, как скоро чудесное с ним смешано, то оно есть эпопея.

NB. Здесь Батте, кажется мне, сам себе противуречит. Важная, героическая эпопея имеет совсем не ту цель, какую имеет шутливая. Героическая эпопея имеет точно такое отношение к шутливой, какое трагедия имеет к комедии. Первой цель изумлять, трогать, возвышать душу; последней — смешить и осмеивать. В первой чудесное употребля¬ется для произведения сильнейшего действия: и поэт и читатель ему верят или должны на несколько времени в нем увериться. В последней чудесное употребляется иронически: поэт первый над ним смеется; оно тем смешнее, чем важнее представлено и чем больше противуполож-ности между его важностию и шутливостию тона всей поэмы. Шутливая поэма есть пародия эпической. Она есть больше сатира, нежели эпопея, и, конечно, не подчинена тем же правилам, которым обыкновенную эпопею подчиняют. Она не требует такого сильного интереса. Шутли-вость составляет главное ее отличие. Поэт успел совершенно в своем предприятии, если заставил смеяться и не наскучил. Впрочем, не знаю, может ли быть шутливая поэма так же продолжительна, как героиче¬ская. Ариост смешивал шутливое с высоким.

Как употреблять чудесное. Два вопроса, когда и как оно должно быть употребляемо. Сначала отличим существенные божества от символи¬ческих. Первые принимаются за существа физические и действующие, последние не иное что, как символы, образы какой-нибудь страсти и тому подобное. Аллегорические божества должны быть представляемы

6i

мимоходом, потому что аллегорическое представление по-настоящему не иное что, как поэтический оборот, фигура реторическая (Буало пер¬сонифицировал Раздор в своем «Lutrin»). Божества несимволические представляются в эпопее или отдельно от героев, или в соединении с ними: в первом случае их действия видимы одним только читателям, в последнем они открыты и самим героям; или, наконец, божества эпиче-ские, не являясь сами, показывают, однако, свое действие, употребляя сны, видения и прочее. Чудеса (miracles) не должны быть представ¬ляемы в эпопее: она требует не чудес, но чудесного, необыкновенного (merveilleux). Чудо есть расстройка законов природы, а в эпопее все должно быть представлено в совершенном с ними согласии. Чудесное эпопеи есть не иное что, как снятие покрова с тайнейших действий природы, открытие всех пружин, которыми ее машина приводится в движение. Поэт все видит и все дает видеть, следовательно, представ¬ляет то, что не все и не всегда видят; но все это должно непременно быть подчинено общим законам природы и согласно с идеею истины: иначе будет странно и нелепо.

NB. Поэма «Lutrin» не должна служить примером эпической поэме: в ней аллегорическое чудесное лучше, нежели неаллегорическое, потому что оно представляется шуточным образом, для смеха. Читатель ему не верит и не должен верить. Настоящие боги не могут в шутливой поэме представлять роли, им приличной. Поэт с важностию (притворною) рассказывает неважные, смешные происшествия. Эта противуполож-ность важного тона с смешным содержанием составляет всю забавность шутливой эпопеи: аллегория для нее гораздо приличнее существен¬ного, ибо в ней все вещи не такими представляются, каковы они в самом деле, следовательно, и не могут иметь такого интереса, какой имеется в настоящей эпопее: шутливость есть главный интерес сатирических поэм.

Где должно употреблять чудесное. В важнейших случаях, таких, где одна человеческая сила недостаточна, чудесное всегда должно быть употребляемо и всегда может произвести успех. В обстоятельствах неважных божество только что унижается и теряет свои принадлеж¬ности, которые суть могущество, величие, мудрость.

Правдоподобие чудесного. Чудесное в эпической поэме есть не иное что, как открытие тайнейших и чрезъестественных пружин великого действия; если не тех, которые в самом деле существуют, то по крайней мере таких, которые могли бы существовать и действовать согласно с общим мнением тех, для которых поэт сочиняет. Несколькие черты совершенно сходные, смешанные с другими, не столь сходными, дают большее правдоподобие последним. Поэт же говорит языком вдохно-венным: тон его убеждает. Но чудесное, им употребляемое, должно быть согласно с тем временем, в котором он пишет. Привлекательность чудесного уменьшается по мере распространения просвещения.

Эпическое действие не есть аллегория. Ле Боссю говорит, что эпи¬ческая поэма есть не иное что, как правило морали, сокрытое под вымышленным действием. Ложное мнение. Нужно ли выдумывать басню и стараться представить в пятнадцати тысячах стихов множество различных происшествий и характеров единственно для того, чтобы убедить читателя в той или другой истине. Цель эпического поэта — представлять глазам нашим примеры необыкновенного совершенства; для сего изобретает он приличную басню, в которую входит все, что может только действовать самым возвышенным образом на душу чело¬века, в чем он может почерпать нравоучения, мысли, чувства и правила.

NB. Эпическая поэма заключает в себе всю природу: божествен¬ную, физическую и моральную. Поэт изображает ее разительнейшими чертами; действие сего изображения не может не быть благотворно, потому что душа находит в нем самую сладостную пищу, — вот мораль, вот польза, которых ничто не может быть возвышеннее, и в сем-то смысле великий поэт есть благодетель человечества, ибо он развивает в душе ее возвышеннейшие чувства, ибо он дает пищу тому огню, кото¬рым наполнил ее сам творец природы и который угасает, если не будет иметь сей пищи.

Когда хочешь составлять басню, должен взять непременно за осно¬вание какое-нибудь моральное правило, говорит Ле Боссю; например, в комедии (как замечает Аристотель) цель поэта есть изобразить стран¬ность какого-нибудь порока; он изобретает такое действие, в котором сей порок обнаруживается совершенно и дает действующим лицам какое хочет имя.

NB. Комический писатель изображает обыкновенную натуру: он представляет людям тех людей, которых они всегда перед собою видят, с которыми они знакомы, к которым они близки если не лично, то по крайней мере своим с ними сходством. Он представляет человека не в некоторых обстоятельствах, приводящих в сильное движение его стра¬сти, но в обыкновенном всегдашнем его положении, с обыкновенным его характером, с обыкновенными привычками. Он собирает все черты того характера, который хочет представить, выбирает из них самые сильные, дает сим соединенным характерным чертам имя и выводит их под сим именем на сцену. Он пишет не на лицо, изображает не одного

Скачать:TXTPDF

той дороге, которая начертана им предшественни¬ками их? Нет! Пускай всякий поэт избирает свою особенную дорогу! Не будем обременять его целями! Цель поэзии: трогать, восхищать, очаровывать душу; наполнять ее благородными, возвышенными