Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

частного человека, а всех в одном: все комические характеры суть не иное что, как идеалы тех характеров, которые они представляют: собе¬рите сто человек скупых, все узнают себя в Гарпагоне, хотя все между собою несходны; что сделал Мольер? Он все принадлежности скупого, найденные им во многих, соединил в одном, и от этого характер Гар¬пагона есть и будет идеалом скупости для всех времен и народов, ибо натура человеческая во всякое время остается неизменяемою. Представ¬ляя идеального человека, комический автор не имеет нужды изобретать прежде своей басни и приноровлять к ней свои характеры; напротив, он к тем характерам, которые хочет изобразить, приноровляет при¬личную басню, то есть такую, в которой бы они могли самым лучшим образом быть обнаружены. В характерной комедии, которая есть не иное что, как мораль в действии, не басня, то есть не интересность про¬исшествия составляет главное намерение поэта, но самые характеры; конечно, хорошая басня, то есть соединение приличных положений и обстоятельств с характерами, никогда не испортит комедии; напротив, она ее украсит. Но любопытство не одно удовлетворяется комедиею. Я здесь разумею характерную комедию, такую, в которой каждая сцена должна быть новою чертою того характера, который в ней главный. Характерная комедия должна отличена быть от такой комедии, в кото¬рой главное составляет интересность происшествий; в такой комедии басня должна быть прежде составлена и к басне уже применены харак¬теры. Трагедия и эпическая поэма суть театр страстей; для полного изображения страсти нужно придумать способнейшие для того обстоя¬тельства, ибо одни только обстоятельства развивают или приводят в действие страсти и служат, так сказать, им основанием; следовательно, чтобы изобразить эпические страсти, нужно изобресть приличную для того басню; и следовательно, басня есть первое дело эпического поэта. Не одна какая-нибудь моральная истина служит ей основанием, а она служит основанием множеству моральных истин, которые непременно соединены со всяким изображением человека, какое бы сие изображе¬ние ни было. В комедии поэт дает вымышленное имя своим героям потому, что он изображает не известное действие, не известных людей, но характеры общие, всем вообще принадлежащие. Он изображает идеалы странностей и пороков. В трагедии героической и в эпической поэме, напротив, он изображает историческое великое происшествие или по крайней мере берет лица свои в истории, следовательно, изо¬бражает уже известное, но изображает украшенным, ему свойственным образом. Цель и обязанность — изображать верно и прекрасно; с таким изображением необходимо соединена и мораль и всякая другая польза.

Всякой Езоповой басне служит непременно какая-нибудь моральная истина основанием; но Езопова басня не иное что, как метафора, сравне¬ние; предлагает истину и для большего в ней удостоверения берет при¬мер в истории (идеальной) животных; пример сей должен быть краток. Можно ли сравнить такую басню с обширною баснею эпопеи.

NB. Эпическая поэма в рассуждении своей моральности может быть поставлена наряду с простою историею: историк описывает происше¬ствия, читатель сам выводит из них мораль, какую хочет или какую может из них вывести.

Действие бывает или все вымышленное, или все истинное, или смесь вымышленного с истинным. Если оно истинное, то поэт имеет готовых актеров и действие. Дело его украшать, составлять, приводить в поря¬док, доканчивать, совершенствовать. Если ложное, то он должен начать прежде изображением главного происшествия, потом характеров и действий, к нему принадлежащих; наименование совершенно от него зависит; он может наименовать их прежде, после, когда захочет. Ему нет нужды ни до какой единственной моральной истины; натура должна быть единственным его путеводителем. Действие смешанное, то есть половина вымышленное, половина истинное, есть то, в котором поэт вымыслы соединяет с истиною для произведения большего действия.

NB. Мне кажется, всякое эпическое действие должно быть половина вымышленное, ибо нет поэмы без вымыслов, потому что нет поэмы без стихотворного украшения, а всякое украшение есть само по себе вымы¬сел. Древние любили аллегорию. Аллегория есть прозрачный покров какой-нибудь вещи, какой-нибудь идеи; одушевленная отвлеченность. Но эпическая поэма не должна быть аллегорическою: в ней вещи должны принимаемы быть за то, что они сами представляют, а не за иносказательное изображение других вещей; эпопея непременно соеди¬нена с моралью, но она ее не скрывает под собою, не служит, так сказать, ее телесным образом. В этом случае она имеет сходство с историею. Но как может быть эпическая поэма полезнее истории? Эпическая поэма изображает натуру идеальную, совершеннейшую, украшенную. Ее черты сильнее, разительнее. В ней видим не существенное, а воз¬можное. Одним словом, эпическая басня должна быть принята в том смысле, который дает ей Аристотель: она есть порядочное целое, составленное из вымыслов или истин; целое, в котором все части, одна с другою тесно соединенные, к одному предмету устремляются или один предмет составляют.

Действующие лица, характеры, нравы эпической поэмы. Число дей¬ствующих лиц определяется нуждою и правдоподобием. Ни больше и ни меньше надлежащего. Эпическое действие есть или действие одного человека, или действие многих, или действие целого народа. В действии целого народа один может быть главным действующим; в действии одного человека может участвовать целый народ. Вообще такое дей¬ствие, в котором одно лицо главное, интереснее, ибо читатель, будучи частным человеком, все к одному себе относит. Итак, действие одного, с которым соединена судьба целого народа, интереснее всякого действия, в котором одно лицо будет действующим лицом целой нации. Итак, в эпической поэме предпочтительнее действие одного, нежели многих.

NB. В этом случае, мне кажется, должна быть оставлена совершен¬ная свобода поэту. Конечно, то действие интереснее, которое соединено или принадлежит такому лицу, которое само по себе нас интересует. Лицо одного человека нам знакомо, мы можем иметь об нем довольно ясную идею, но что такое лицо народа? Она есть не иное что, как отвле¬чение. Конечно, в таком действии, в котором замешана целая нация, мы интересуемся более теми, которые сильнейшее имеют на него влия¬ние; но самое действие будет потому менее интересно, что оно не непо¬средственно соединено с интереснейшими лицами, что сии лица в нем только одни орудия, а не причины и что, наконец, идея о сих лицах не так тесно соединена с идеею главного действия, в котором они играют блистательнейшую роль.

Впрочем, все это не должно быть поставляемо за правило: искус¬ство поэта должно все сделать привлекательным. Освобождение Иеру¬салима есть действие целого народа, а что может быть интереснее сей поэмы?

Качества действующих состоят в характере и нравах, которые дает им поэт. Характер есть побудительная причина всех действий чело¬века, его отличий от всех других человеков. Нравы суть его поступки, действия сей причины. Характер не изменяется. Поступки могут изме¬няться. То есть человек может давать большую или меньшую волю своему характеру, им управлять и прочее. В эпической поэме нравы или поступки действующих должны соответствовать их характерам, должны быть отличительны. Характеры и нравы познаются по делам и словам героев.

Каковы должны быть нравы эпической поэмы. Четыре главных каче¬ства эпических нравов: они должны быть хороши сами по севе, приличны, сходны, неизменяемы. Можно бы прибавить: разнообразны. Изящество нравов, по мнению некоторых, состоит в согласии действий и слов актера с тем мнением, которое об нем получено прежде. Но сие каче¬ство не есть ли больше верность, истина нравов, нежели их изящество? Корнель полагает красоту нравов в силе; известно, что стихотворные изображения должны быть сильны, изображаешь ли добродетели или пороки. Поэзия не терпит посредственного. Вообще поэтические лица должны быть добрыми, но доброта их может быть смешана с недостат¬ками. Если же поэт хочет изображать что-нибудь порочное и злое, то он должен основать его на таком качестве души человеческой, которое бы означало возвышенность и силу. Приличностъ нравов состоит в согласии действий героя с его полом, возрастом, званием, характером, воспита¬нием, страстями, веком, местом рождения, правлением и понятием об нем, почерпнутым в истории. Сходство есть не иное что, как отличитель¬ность в изображении характера и нравов, такое изображение, которое одному только лицу может быть прилично. Одинаковость, неизменность нравов состоит в сохранении данного им образа, в их постоянстве, в их всегдашнем сходстве самих с собою. Нетрудно распознать в поэме изящество нравов, но как узнаешь их сходство и приличность? Надобно иметь предварительное понятие о тех лицах, о нравах которых хочешь судить, и вообще поэтические изображения имеют свои модели в исто¬рии. Если же поэт более сильный берет свой предмет в своем вообра¬жении, то все искусство состоит в силе первоначального изображения отличительными чертами характера и нравов и в совершенном их под¬держании во все продолжение поэмы. Сии отличительные черты суть лишь действия и слова героев. Ничто так не обнаруживает бедности в дарованиях, как сии эпические изображения действующих лиц, сии ораторские описания характеров. Или герой будет хорошо изображен своими собственными поступками, или худо. Если хорошо, на что описа¬ние, на что вывеска: ни Гомер, ни Виргилий не употребляли их в своих поэмах. Я хочу видеть самих героев в действии, а не хочу об них только слышать или верить тому, что мне об них сказывают.

NB. Конечно, если все изображение эпического героя состоит в одном описании его характера, то оно не может быть удовлетворительно. Но если поэт после самого сего описания представит перед читателем своего героя действующим и скажет ему: сличай то, что видишь, с тем, что я тебе сказывал, то он, мне кажется, будет прав совершенно. Приятно видеть в некоторых общих, сильнейших и в одно соединенных чертах то, что после увидишь в величайшей подробности. Эпическое описание харак-тера есть, так сказать, портрет того актера, которого я собираюсь видеть на сцене; мне подают его для того, чтобы лицо его было мне знакомее и чтобы я мог лучше судить об нем во всех его изменениях и действиях.

Нравы должны быть разнообразны. Они могут изменяться трояким образом. Первое: один и тот же характер может быть представлен в разных лицах с разными оттенками в каждом. Второе: один характер может в разных лицах быть представлен с примесом разных посторон¬них качеств, которые, не будучи в них главными, однако ж, делают их между собою несходными. Третье: характеры сами по себе могут быть несходны между собою или даже противны один другому. Сии харак¬теры легче выразить, ибо они отличительнее.

Форма эпической поэмы. Эпическая поэма есть стихотворное пове¬ствование. Что такое повествование? Ясное предложение происшед¬ших вещей. Его качества суть краткость, ясность, правдоподобие. Его украшения состоят в мыслях, в выражениях, в оборотах, в аллюзиях (применениях), аллегориях и прочее. Эпическое повествование обни¬мает все времена и места, изображает всякого рода предметы, самые страшные и даже отвратительные, ибо изображает для одного ума и воображения, которые в сем случае не столь разборчивы,

Скачать:TXTPDF

частного человека, а всех в одном: все комические характеры суть не иное что, как идеалы тех характеров, которые они представляют: собе¬рите сто человек скупых, все узнают себя в Гарпагоне, хотя