Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

Киров, умер в течение б-й Олимпиады 83 лет. Он оставил нам множество кратких од, дышащих нежностью и удовольствием. Гораций, единственный латинский лирик, напитанный чтением древних.

По мнению некоторых, он имел важность и благородство Стези-хора и Альцея, возвышенность и быстроту Пиндара, огонь и живость Сафы, нежность и сладость Анакреона, со всем тем в нем иногда чув¬ствительно искусство и старание уподобиться своим образцам, которым вообще он несколько подражал.

Малерб первый во Франции возвысил лирическую поэзию: до него некоторые из наших лириков показывали гений и живость. Натол¬кав головы выражениями древних поэтов, они составляли нелепости из латинизмов и эллинизмов. Малерб очистил язык от сего сора; он имел много огня, обрабатывал стихи и имел нежное ухо. Ракан, уче-ник Малербов, писал оды, но они слабы. Руссо красотою своих стихов и силою мыслей (NB где они?) затмил всех наших лириков; он, однако, не имеет гибкости в духе: он имел многие качества, необходимые для хорошего лирика, но также иных не имел, а если б и имел, то в мень¬шем несравненно градусе.

§ 49. Давыд, говорит св. Иероним, может заменить и греков и латин-цев. В самой вещи в псалмах находим идеал лирического изящества. Все в них заключается: и возвышенное, и сладостное, и печальное, и силь¬ное, и все в совершенстве. Ни в каком из светских поэтов не находим сей высокости, какая в священных. Причина сего неравенства заклю¬чена в неравенстве предметов и вдохновения. Несмотря на то, так как и те и другие изображали одну и ту же натуру, то и в самых правилах, которым они следовали, должно быть нечто общее: ибо правила подра¬жания извлекаются натуральным образом из самих предметов подража¬ния. Лирическая поэзия требует возвышенности, богатства, смелости, необыкновенных оборотов, порывов, огня, исступления, она противна строгому порядку, подробностям, утончениям, ученым отвлечениям. Ей нужно все поражающее чувства и сердце, — вот правила. И светские, и священные писатели соображались с ними в своих произведениях.

Сулыдер16

§ 50. Едва ли, начиная от тростника до кедра, найдем столько разных кустарников и дерев, сколько есть родов оды, начиная от возвышенной пиндарической до приятной анакреонтической. Греки, по-видимому, больше определяли характер оды религиею по наружной ее форме и по роду стихов, ей принадлежащих, нежели по ее существенным каче¬ствам. Новейшие критики объясняют ее характер сообразно с ее суще¬ственными качествами, но их определение недостаточно. Многие из Анакреоновых и Горациевых од отдаляются от той идеи, которую они дают вообще об оде. Все критики согласились, однако, признавать оду

самым возвышенным произведением поэзии. Все, что отличает поэта от других людей, что составляет его характер, должно находиться в высочайшем градусе в лирическом поэте. Из этого не следует, однако, чтобы ода требовала больше поэтического гения, нежели какая-нибудь другая поэма, и чтобы Анакреон был выше Гомера, но только то, что поэт выражает в оде свои мысли стихотворнее, нежели в эпопее и других поэмах и вообще больше отдаляется от обыкновенного образа выражения. Также из сего не следует, что всякая ода должна быть воз¬вышенного рода и требует восторгов, но единственно то, что каждая, в своем роде и относительно к предметам, ею выражаемым, должна быть в превосходной степени стихотворною; лирик должен всегда занимать и трогать воображение, как бы мал ни был предмет, им избранный. И так же в предмете оды должно искать ее характера, и в способе изо-бражать предметы, какого бы рода они ни были: сей способ принад¬лежит дарованиям поэта, который должен всякую вещь представлять привлекательною для чувства или для воображения.

§ 51. Так как ода есть произведение живейшего чувства, то не может быть продолжительна; ибо никакое живое чувство, само по себе, не может быть отменно продолжительным. И так как во все то время его продолжения замечаешь только то, что всего сильнее на тебя действует, то и в самой оде не можешь ничего иного находить, кроме чувств, картин и мыслей, сильно выраженных. Все слишком отвлеченное и мысленное противно оде. Порядок мыслей в сем необыкновенном положении души должен быть самый натуральный, ибо она свободно предается силе, ее влекущей. Чувствуешь, как одна идея родится от другой, без труда, без методы, без видимого порядка, но естественно следуя живому, пламенному воображению; из сего должно заключить, что ода есть истинное и приятное изображение того состояния, в кото¬ром душа поэта, одаренная особенною живостью, была приведена каким-нибудь обстоятельством.

§ 52. Сообразно со всем вышесказанным, мы должны заключить, что ода требует особенных стихов, ей собственно приличных. Такое необыкновенное состояние, как состояние лирического поэта в минуту вдохновения, требует и звуков, и тона необыкновенных. И в самой вещи поэт призывает к себе на помощь движения, гармонию, мысли, которые возбуждают, поддерживают, усиливают чувства. Лирик упо¬требляет стихи краткие, иногда и долгие, всегда гармонически отве¬чающие его чувству, и всякая ода отличается своею гармониею и ближе всякой другой поэмы подходит к музыке. Когда впоследствии времени лирическая поэзия сделалась искусством (ибо она прежде была вдохно¬вением натуры), то начали думать о размере ей приличном, и греческие поэты изобрели разного рода лирические ритмы. Что ж принадлежит до порядка стихов в строфах, то он не может иметь определенного пра-вила и зависит больше от слуха поэтов.

§ 53. Характеры (частные) од весьма разнообразны. Иногда лирик возвышается и парит, иногда он важен и наполнен высокими, но спо¬койнейшими чувствами; иногда весел, шутлив, нежен. Не меньше раз¬нообразия в плане оды или в порядке мыслей. Иногда поэт при начале является в восторге, в исступлении, которого причина нам неизвестна, и только при конце кратко открывает то, что произвело сей энтузиазм. Иногда начинает вступлением в свою материю, которую в ту же минуту оставляет и перебегает от предмета к предмету, которые все имеют однако сношения с главным чувством, его воспламеняющим. Есть такие, в которых поэт ни на минуту не оставляет свою материю, и другие, в которых он то отдаляется от материи, то возвращается к ней снова.

§ 54. Ода столь же разнообразна по своим предметам, как и по своему тону и плану. Собственно говоря, оды не имеют особенного, им принадлежащего предмета: все в натуре может служить содержанием оды: главное достоинство в способе предложения, в живости картин, в той точке зрения, с которой лирик заставляет смотреть на предметы. Истинный поэт найдет материю для оды и в том, в чем другой не най¬дет ничего достойного его замечания. Но обыкновенная материя од есть выражение какого-нибудь сильного чувства, и особенно радости, удив¬ления, любви. Первые два чувства, вероятно, были древнейшими источ¬никами оды, так как они были источниками пляски и пения, которые по всем признакам были при начале своем неразлучны с лирическими стихами. Оды по своему содержанию могут быть разделены на три класса. Одни могут заключать в себе цель размышления и созерцания или исчисление характеров, описываемого предмета, изображаемого с чувством, сильными чертами. Другие могут быть оживленными кар¬тинами, которые воображение воспламененно творит и представляет чувству; третьи, наконец, предоставлены чувству. Но всего чаще все три рода соединяются в одном. К первому классу принадлежат гимны и священные и похвальные песни: пример в псалмах, в Моисее и в Пин-даре. В сих одах поэт говорит как человек, одаренный проницатель-ностью, представляющий с чувством свои мысли в высоких предметах. Главная страсть, в сих одах царствующая, есть удивление. Во второй класс входят те оды, которых предмет есть описание мечтательное или истинное какого-нибудь предмета, взятого из видимой натуры. Поэт, сильно тронутый каким-нибудь зрелищем, оживляется, горит и силится выразить своими стихами то, что воображение или чувства ему представляют. Иногда он только изображает черты самого пред-

мета, иногда с сим изображением соединяет какое-нибудь моральное чувство или размышление. Выгода стихотворений сего рода состоит в многообразии предметов, могущих служить им содержанием, ибо вся натура состоит в распоряжении поэта; сии оды больше других могут быть оживлены парением или чувствами поэта, который, изобразив живейшим образом предмет, его поразивший, вдруг (иногда) переходит к совершенно неожиданному заключению.

Оды третьего класса дышат чувством. Нет страсти, которая бы не могла служить материею для оды: он поет или предмет любви своей, или предмет своего отвращения. Какое разнообразие в тонах, все кра¬ски его заимствованы от страсти. Они или нежны, или мрачны, пла¬менны, ужасны, смотря по тому напечатлению, которое оставляет на них характер самой страсти. Поэт изливает свое собственное сердце, к чувствам присоединяет и мысли: философические изречения, правила, отношения и прочее: все мысленное (doctrinal), однако ж, должно быть, так сказать, слито с чувствительным. Лирическая поэзия есть поэзия чувства. Обоснованнейшие оды суть те, в которых сии три рода слива¬ются. Поэт, тронутый предметом своим, устремляет на него все силы души своей: ум, воображение, чувства. В сих одах царствует приятней¬шее разнообразие идей, картин и чувств, которые истекают из оного предмета, со всех сторон представляемого и в самом лучшем, блиста¬тельнейшем виде (NB).

§ 55. Вообще говоря, ода есть произведение поэзии самое сильное и действительное. Чувства и жар легко передаются. Они царствуют в оде, которая от того так сильно трогает и восхищает. О древних лири¬ках говорили, что они трогали зверей и самые камни своими лирами. Какова бы ни была натура оды, если она написана истинным поэтом, в пылком чувстве и в огне воображения, то она не может не быть живым изображением состояния души, в котором поэт находился в некоторых важных или замечательных обстоятельствах. Она дает нам понятие о том, как некоторые предметы могут действовать на людей необыкно¬венных, и (мы) сами получаем некоторый необыкновенный образ чув¬ствовать. Многие истины, которые не могли бы нас сами по себе сильно трогать, употребляются в душах наших силою оды; многие предметы, сами по себе маловажные, делаются разительными; многие чувства, мало нам знакомые, получают большую деятельность, становятся глубже. Итак, лирическая поэзия дает вообще большую чувствитель¬ность, следовательно, она может занимать первое положение между произведениями поэзии (NB).

§ 56. Еврейские оды без прекословия суть самые древние. Греки были весьма богаты лириками, которых произведения по большей части потеряны для нас. Те, о которых древние говорили с похвалой, суть: Альцей, Сафо, Стезихор, Ивик, Вахилид, Симонид, Алкман, Анакреон, Пиндар. От первых семи остались одни только отрывки. Собрание од Анакреона и Пиндара довольно велико, хотя время истребило большую часть. Пиндаровы оды не имеют ничего для нас интересного. Он поет победы атлетов. Можно причислить к оде хоры трагиков, которые суть в самой вещи возвышеннейшие из од; они даже превосходят все другие оды, тем больше, что умы, будучи настроены тем, что происходило пре¬жде на сцене, принимают впечатления с большею

Скачать:TXTPDF

Киров, умер в течение б-й Олимпиады 83 лет. Он оставил нам множество кратких од, дышащих нежностью и удовольствием. Гораций, единственный латинский лирик, напитанный чтением древних. По мнению некоторых, он имел