Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

и топчет надежну

Стезю добродетели, к концу неизбежну.

Небольшой дом, на своем построенный поле,

Дает нужное моей умеренной воле,

Не скудный, не лишний корм и средню забаву,

Где б с другом честным я мог, по моему нраву

Выбранным, в лишни часы прогнать скуки бремя,

Где б, от шуму отдален, прочее все время

Провождать меж мертвыми греки и латины.

Исследуя всех вещей действа и причины

И учась знать образцом других, что полезно,

Что вредно в нравах, что в них гнусно иль любезно, —

То одно желания мои составляет.

Богатство, высокий чин, что в очах блистает

Пред неискусной толпой, многие печали

Наносит и ищущим и тем, кто достали.

Кто б не смеялся тому, кой стежку жестоку

Топчет, лезя весь в поту на гору высоку,

Коей вершина остра так, что, осторожно

Сколь стопы ни утверждать, с покоем не можно Устоять, и всякий ветр, кой дышит, опасный, Порывает бедного в стремнины ужасны? Любочестный, однако, муж на него походит.

Еще, если б наша жизнь на два, на три веки

Тянулась, не столько бы глупы человеки

Казалися, мнению служа безрассудну,

Меньшу в пользу болыиия времени часть трудну

Снося и довольно дней поправить имея

Себя, когда прежние прожили шалея.

Да лих человек, родясь, имеет насилу

Время оглядеться вкруг и полезть в могилу,

И столь короткую жизнь еще ущербляют

Младенство, старость, болезнь, а дни так летают,

Что напрасно будешь ждать себе их возврату.

Что ж столь тяжкий сносить труд за столь малу плату

Я имею и терять золотое время,

Оставляя из дня в день злонравия семя

Из сердца искоренять? Пропадут степени

Пышны и сокровища, как за пусты тени

Басенный пес опустил из зуб кусок мяса.

Добродетель лучшая есть наша украса,

Тишина ума при ней и своя мне воля

Всего драгоценнее. Кому богатств доля

Пала и славы, тех трех благ должен лишиться,

Хоть бы крайней гибели и мог ущититься.

Глупо из младенчества мы обыкли бояться

Нищеты, презрения, и те всего мнятся

Зла горчае; для того бежим мы в другую

Крайность, а должно б в вещах знать меру прямую.

Всяко, однако ж, предел свой дело имеет:

Кто прейдет, кто не дойдет, подобно шалеет.

Можешь без скудости жить, богатств не имея Лишних и в тихом углу покоен седея; Можешь славу получить, хоть бы за собою Полк людей ты не водил, хоть бы пред тобою Народ шапки не снимал, хоть бы ты таскался Пеш и один бы слуга тебя лишь боялся. Мудрая малым прожить природа нас учит В довольстве, коль лакомство разум наш не мучит. Достать не трудно доход не велик и сходен

С состоянием твоим, а потом, свободен От прихотной зависти, там остановися. Степеням блистающих имен не дивися И богатств больших; живи тих, ища, что честно, Что и тебе и другим пользует нелестно К нравов исправлению; слава твоя вечно Между добрыми людьми жить будет, конечно. Да хоть бы неведом дни скончал и по смерти Свету остался забыт; силен ты был стерта Зуб зависти, ни трудов твоих мзда пропала: Добрым быть собою мзда есть уже немала.

Вот еще несколько мыслей; они почерпнуты из сатиры «О воспита¬нии». Вы увидите, что Кантемир имел самые основательные понятия о сем важном предмете и некоторые мысли его должны быть аксиомами для всякого воспитателя13.

Начало сатиры прекрасно. Это VII, писанная к князю Никите Юрье¬вичу Трубецкому14. Если придет мне в голову уверять ханжу, говорит сатирик, что он одним постом и молитвою не войдет в рай, то он,

Вспылав, ревность наградит мою сим ответом: «Напрасно, молокосос, суешься, с советом». И дело он говорит. Еще я тридцатый Не видел возврат зимы, еще черноватый Ни один на голове волос не седеет, Мне ли в таком возрасте поправлять довлеет Седых, пожилых людей, кои чтут с очками И чуть три зуба сберечь могли за губами: Кои помнят мор в Москве и как сего года Дела Чигиринского сказуют похода?

И в самом деле, как не быть тому совершенно умным, кто едва три зуба сберег за губами} Люди упрямы, продолжает сатирик: они уверены, что всякий, считающий себе за шестьдесят лет, потянет умом трех моло¬дых, хотя известно, что рассудок не всегда ждет старости. Но мало ли подобных заблуждений? Один любит в поступках своих следовать предписаниям здравого ума; другой, напротив, не замечает своих оши¬бок; а третий, и замечая их, не умеет бороться с упрямою силою, и всякий в оправдание свое говорит, что природы одолеть невозможно.

Испытал ли истину он в том осторожно? Не знаю, Никита, друг; то одно я знаю,

Что если я добрую, ленив, запускаю

Землю свою, обрастет худою травою;

Если прилежно вспашу, довольно покрою

Навозом песчаную, жирнее уж станет,

И довольный плод от ней тот труд мой достанет.

Каково б от природы сердце нам ни пало, Есть, есть время некое, в кое злу немало Склонность уймем, буде всю истребить не можем, И утвердиться в добре доброму поможем. Время то суть первые младенчества лета. Чутко ухо, зорок глаз новый житель света Пялит; всяка вещь ему приметна, все ново Будучи, все с жадностью сердце в нем готово Принять: что туды вскользнет, скоро вкоренится, Буде руки приложить повадка потщится; На веревке силою повадки танцуем.

Петр Великий старался ввести в Россию воспитание, им заведены училища. Но полезному часто бывает предпочтено то, что ласкает лако¬мым чувствам.

Кучу к куче прикопить, дом построить пышной, Развести сад и завод, расчистить лес лишной, Детям уж богатое оставить наследство Печемся, потеем в том; каково ж их детство Проходит, редко на ум двум или трем всходит; И у кого не одна в безделках исходит Тысяча, малейшего расхода жалеет К наставлению детей: когда же шалеет Сын, в возраст пришед, отец тужит и стыдится. Напрасно вину свалить с плеч своих он тщится: Богатство сыну копил, презрил в сердце нравы Добры всеять. Богат сын будет, но без славы Проживет, мало любим и светом презренный, Буде в петлю не вбежит плут уж совершенный.

Главное дело воспитания состоит в том, чтобы, украшая ум сведени¬ями, сохранить в чистоте сердце и дать характер любезный.

Суд трудный мудро решить, исчислять приходы Пространна царства, сравнить с оными расходы Одним почти почерком; в безднах безопасный

Водных предызбрать путь, где бури ужасны; Небес числить всякого удобно светила Путь и беглость и того, сколь велика сила Над другим, в твари всему знать исту причину Мудрым зваться даст тебе и, может быть, к чину Вышнему покажет след; народ будет целый Искусным вождем тя звать, зря царства пределы Тобою расширены и вражий рати И городы стерты в прах; но буде уняти Не знаешь ярость твою, буде неприятен К тебе доступ и тебе плач бедных невнятен, Ежели волю твою не правит смысл правый, Словом, ежели твои развратны суть нравы, Дивиться станет тебе, но любить не станет, Хвалы твои из его уст нужда потянет. Пользы своей лишь в тебе искать он потщится, Гнушаясь тобой, и той готов отщетиться, Только б тебя свалить с плеч. Слава увядает Твоя в мал час; позабыт человек бывает Скоро ненавидимый, и мало жалеет Кто об нем, когда ему черный день приспеет. Добродетель лишь одна может нам доставить Покойну совесть, предел прихотям уставить, Повадить тихо смотреть счастья грудь и спину И неизбежную ждать бесстрашно кончину.

Привычку к доброму надлежит вкоренять с младенчества: уче¬ность должна уступить чистоте нравов. Доброе сердце с простым умом гораздо лучше, нежели остроумие при испорченном сердце.

Завсегда детям твердя строгие уставы, Наскучишь, истребишь в них всяку любовь славы, Если часто пред людьми обличать их станешь; Дай им время и играть; сам себя обманешь, Буде станешь торопить лишно спеша дело; Наедине исправлять можешь ты их смело; Ласковость больше в один час детей исправит, Неж суровость в целый год; кто часто заставит Дрожать сына пред собой, хвальну в нем загладит Смелость и безвременно торопеть повадит. Счастлив, кто надеждою похвал возбудить знает Младенца; много к тому пример пособляет. Относят к сердцу глаза весть уха скорее.

Пример сильнее всякого наставления. Дети, умея все замечать, умеют и подражать тому, что замечают; наставляй их примером:

Один добродетелей хвальную дорогу Топчет, ни надежда свесть с нее, ни страх ногу Его не могли; в своей должности он верен И прилежен, ласков, тих и в словах умерен; Ничьей бедности смотреть сухими глазами Не может; сердцем дает, что дает руками. Другой гордостью надут, яростен, нещаден, Готов и отца предать, к большим мешкам жаден, Казну крадет царскую и, тем сломя шею, Весь уж сед, в петлю бежит, в казнь должну злодею. В том, по счастью, добры примеры скрепили Совет; в сем примеры злы оный истребили. Если б я сыновнюю имел унять скупость, Описав злонравия и гнусность и глупость, «Смотри, — сказал бы ему, — сколь Игнатий беден Над кучею злата; сух, печален и бледен, Всякой час мучит себя! Мнишь ли ты счастливу Жизнь в обильстве такову?» Если б чресчур тщиву Руку его усмотрел, пальцем указал бы Тюрьму, где сидит Клеарх, и всю рассказал бы Потом жизнь Клеархову чрезмеру прохладну.

Всего более надлежит быть осторожным в выборе наставников и опасаться, чтобы дети не были окружены такими людьми, которые могут повредить им своим характером, своим образом мыслей и проч.; но сами родители в особенности должны иметь чистую нравственность, чтобы дети их не были испорчены:

… Родителей злее Всех пример. Часто дети были бы честнее, Если б и мать и отец пред младенцем знали Собою владеть и язык свой в узде держали. Правдой и неправдою мне копится куча Денег, и степень достать высоку жизнь муча, Нужусь полвека, во сне, в пирах провождаю, В сластях всяких по уши себя погружаю; Одних счастливыми я зову лишь обильных, И, сотью то в час твердя, завидую сильных Своевольству я людей и дружбу их тщуся Всячески снискать себе, убогим смеюся;

А, однако ж, требую, чтобы сын мой доволен Был малым, чтоб смирен был и собою волен; Знал обуздать похоти, и с одними знался Благонравными, и тем подражать лишь тщался. По воде тогда мои вотще пишут вилы; Домашний, показанный часто пример силы Будет важной, и идти станет сын тропою, Котору протоптанну видит пред собою. И с каким лицом журить сына ты посмеешь, Когда своим наставлять его не умеешь Примером, когда в тебе видит то всечасно, Что винишь, и ищет он, что хвалишь, напрасно! Если молодого мать рака обличает Кривой ход: «Прямо сама поди, — отвечает.-Я за тобой поплыву и подражать стану». Нельзя добрым быть? Будь зол детям не к изъяну. Лучше же от всякого убегать порока, Если нельзя, скрой его от младенча ока. Когда гостя ждешь к себе, один очищает Слуга твой двор и крыльцо, другой подметает

Скачать:TXTPDF

и топчет надежну Стезю добродетели, к концу неизбежну. Небольшой дом, на своем построенный поле, Дает нужное моей умеренной воле, Не скудный, не лишний корм и средню забаву, Где б с