Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

5—6. Март), заполнялась уже в период редакторства Жуковского.

Думается, что работа над разделом «Драма» неразрывно связана с театраль¬ными статьями и рецензиями Жуковского периода ВЕ и может быть датирована 1810 г. Характерно, что материал перевода статьи «О трагедии» из Юма, относяще¬гося к 1811 г., уже не нашел отражения в «Конспекте…».

Пятая тетрадь открывается списком, имеющим непосредственное отношение к «Собранию русских стихотворений», работу над которым поэт закончил в самом конце 1810 г. Издатель предполагал писать введение, освещающее некоторые во¬просы теории поэзии, о чем сам признавался в предисловии (см.: От издателя. Ч. 1. С. III—XII. Предисловие датировано: 17 декабря 1810 г.). Список под заглавием «Критические замечания на стихотворцев» (л. 50) — вероятный проект введения.

Наконец, шестая тетрадь, включающая черновой материал разнообразных спи¬сков имен, эстетических категорий, оформлялась позднее, скорее всего в 1811 г. Об этом свидетельствует бумага с водяным знаком 1810 г., а также круг источни¬ков (Бутервек, братья А. и Ф. Шлегели, Шиллер), отражающий новый этап эстети¬ческого развития поэта.

Таким образом, можно считать с достаточной определенностью 1805—1811 гг. временем работы Жуковского над «Конспектом…». Именно к этому периоду отно¬сятся такие важные события творческой жизни поэта, как редактирование ВЕ и из¬дание СРС. В этом смысле «Конспект…» — своеобразный эстетический коммента¬рий к важнейшему этапу творческого развития Жуковского.

«Конспект…» представляет продуманную систему выписок из произведений виднейших западноевропейских критиков (Лагарп, Баттё, Мармонтель, Блер, Зульцер, Вольтер, Руссо и т. д.). Но молодой Жуковский не ограничивается только выписками. Да и само слово «выписка» здесь не совсем точно. Жуковский дает кон-центрированный перевод важных для него положений, отрывков из трудов упомя-нутых авторов. Большинство из них он сопровождает своими замечаниями, о чем свидетельствуют пометы типа «замечания во время чтения» или нотабене. Эти раз-мышления поэта, составляющие достаточно большую часть текста, интересны для генезиса эстетических принципов Жуковского, его отношения к существующим те-ориям. Увеличение полемических замечаний от первых тетрадей к последним — факт, заслуживающий особого внимания.

Необходимо указать на такую особенность «Конспекта…», как его органиче¬ская связь с кругом чтения поэта тех лет. Материалы библиотеки Жуковского (многочисленные пометы и записи в сочинениях Лагарпа, Батте, Мармонтеля, Блера, Руссо) позволяют увидеть сам процесс работы над «Конспектом…»: харак¬тер отбора материала, выделение опорных понятий, замечания во время чтения. В этом смысле «Конспект…» и пометы в книгах — две стороны, два звена единого процесса эстетического самообразования Жуковского, выработки самостоятель¬ной позиции.

1 Раздел «Эпическая поэма» — первый по времени создания — состоит из шести частей, пять из которых озаглавлены самим автором: /. Замечания во время чтения; II. Вольтер; III. Блер; IV. Лагарп; VI. Томас: о Вольтеровой «Генриаде». Пятая часть, на-чало которой утеряно, названия не имеет, но ее содержание и характер позволяют именовать ее «Батте». Есть основания думать, что между частями «Лагарп» и «Бат¬те» могла быть еще часть под названием «Мармонтель», на что указывает предпо¬сланный всему разделу следующий список:

Вольтер. Essai sur 1а роете epique.

Блер.

Лагарп. Lycee. Marmontel poetique. Баттё.

Томас sur la Henriade. Pope an Homer Sulzer.

Beytrage. Virgilius. Lucanus. Sylius It(alik). Alonso d’Ersila. Ariosto. Chaces (peares). Milton. Camoens.

Ossian de Blair.

Lessing.

Addisson.

Поэмы: Илиада. Одиссея. Энеида. Фарсала. Иерусалим. Потер.(янный) рай. Генриада. Мессиада. Леонид. J. d’Arc.

Оберон. Идрис. Клелия. Rosecroix. Оссиан.

Замечания) на поэтов

На Тасса. На Оберона. HaJ. d’Arc. На Клопштока. На Генриаду.

Этот список позволяет восстановить во всей полноте замысел предполагаемо¬го конспекта. Здесь обозначен круг и теоретических источников, и образцов жан¬ра, и наиболее важных произведений. Поэту, по всей видимости, не удалось осуще¬ствить все намеченное: раздел обрывается на конспектировании трактата А. Тома о «Генриаде» Вольтера.

Круг теоретических источников свидетельствует о широте эстетических взгля¬дов автора. По существу, в поле его зрения — все важнейшие западноевропейские критики, писавшие об эпической поэме. Около сорока примечаний Жуковского в разделе «Эпическая поэма» — отражение творческого характера работы автора над источниками и свидетельство важности «Конспекта…» для осмысления эстетиче¬ской позиции поэта.

2 Источник «Замечаний во время чтения» обозначен самим автором «Конспек-та…». Это примечания к 11, 17, 26, 43, 47, 168-й страницам первого тома «Лицея». Речь идет о шестнадцатитомном сочинении французского критика Жана-Франсуа

Лагарпа «Лицей, или Курс словесности древней и новой» («Lycee, ou cours de litterature ancienne et moderne»), изучением которого Жуковский занимался в 1804— 1805 гг. Подробно об этом см.: Резанов. Вып. 2. С. 269—272; БЖ. Ч. 2. С. 75—96.

Основная часть этих замечаний связана с работой Жуковского над первой гла¬вой «Лицея», носящей название «Рассмотрение поэтики Аристотеля». Следы под¬робного конспекта этой главы находятся в архиве поэта (Резанов. Вып. 2. С. 269— 271). Как замечает В. И. Резанов, «отрывок озаглавлен: Lycee de La Harpe, tome 1. Аристотелева пиитика, — и делится на четырнадцать §§» (Там же. С. 269). Их со¬держание свидетельствует о творческом отношении русского читателя к узловой проблеме Аристотелевой поэтики — проблеме подражания в искусстве. «Замеча¬ния во время чтения» продолжают эти размышления и уже более определенно вы¬ражают отношение Жуковского к этим вопросам.

Два последних замечания относятся к четвертой главе первого тома «Лицея» — «О эпической поэзии у древних» («De la poesie epique chez les Anciens»), содержащей общие правила эпопеи. Вообще по своему характеру два первых нотабене и «Заме-чания во время чтения» являются своеобразным предисловием, прологом ко всему разделу «Эпическая поэма».

3 Источником этой части раздела является «Опыт об эпической поэзии» («Essai sur la poesie epique», 1727) Вольтера.

В библиотеке Жуковского сочинения Вольтера отсутствуют, но есть основания думать, что поэт пользовался первым полным собранием сочинений Вольтера в 70-ти томах (Oeuvres completes de Voltaire. Paris, 1784—1789). В архиве поэта (РНБ. Оп. 2. № 419) находится т. 49 этого издания, что свидетельствует о возможности его существования в библиотеке Жуковского полностью.

«Опыт об эпической поэзии» напечатан в десятом томе этого издания (С. 331— 416) и состоит из девяти глав. Жуковский создает конспект-экстракт всех глав, сохраняя последовательность мысли Вольтера и выбирая из каждой главы цен-тральные положения, касающиеся теории и истории эпической поэмы. Нотабене в основном способствуют углублению мысли автора «Опыта», ее заострению и на-стойчивому подчеркиванию идеи поэтической свободы, важной для всего «Кон-спекта…». Особое значение имеет последнее нотабене, подробно раскрывающее точку зрения Жуковского.

4 Основу части «Блер» составляет конспект XII—XIV лекций трехтомного курса «Лекций по риторике и изящным искусствам» английского теоретика литературы Хью Блера. В библиотеке Жуковского имеется следующее издание этого сочине¬ния: Lectures оп Rhetoric and belles lettres. By Hugh Blair. V. 1—3. Basel, 1788. Закон-спектированные лекции находятся на с. 205—284 третьего тома. К чтению этого со-чинения поэт обращался и позднее, о чем свидетельствуют многочисленные поме¬ты во французском издании «Лекций» 1830 г. (Описание. № 682). Подробно о чте¬нии и осмыслении Жуковским эстетики Блера см.: Жилякова Э. М. Эстетика X. Бле¬ра в восприятии В. А. Жуковского// БЖ.Ч. 2. С. 121—139.

Эту часть автор «Конспекта…» снабжает пятью развернутыми примечаниями. Смысл и пафос их направлен не столько к содержанию произведения Блера, сколь¬ко к мнению его оппонентов, в частности к «Трактату об эпической поэме» фран¬цузского критика-классициста Рене Ле Боссю, «отца Ле Боссю». О сущности его те¬ории и ее восприятии в России см.: Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М., 1955. С. 637—641.

5 Второе обращение к «Лицею» Лагарпа в пределах раздела не случайно. Если в «Замечаниях во время чтения» Жуковский использует этот трактат в общемето-дологическом плане, то в части, озаглавленной «Лагарп», его внимание привлека¬ет история эпической поэмы.

Материалом этой части явилось содержание 1-го и 2-го разделов четвертой гла¬вы первого тома «Лицея» — «О греческой эпопее» и «О латинской эпопее». Харак¬тер конспекта типичен для Жуковского — сжатое изложение содержания. Отсут¬ствие в конспекте замечаний — свидетельство позитивного восприятия материала «Лицея…» Жуковским.

На л. 14 об. конспект рассуждений Лагарпа о жанре эпической поэмы обрыва¬ется, но, по существу, он закончен, так как в нем не получил отражения единствен¬но небольшой раздел «Прибавление о Гезиоде, Овидии, Лукреции и Манлий».

6 Источником этой части явилось «Рассуждение о эпической поэме» одного из характерных представителей французской классицистической эстетики — аббата Шарля Баттё. Это «Рассуждение» составляет большую часть второго тома «Прин¬ципов литературы», пятитомного сочинения Баттё, тщательно изученного Жуков¬ским. Об этом см.: БЖ. Ч. 2. С. 97—120.

Эта часть раздела «Эпическая поэма» выделяется прежде всего многочисленны¬ми примечаниями Жуковского к центральным положениям теории эпической поэ¬мы Баттё. Четырнадцать развернутых примечаний — свидетельство творческого и достаточно полемического отношения автора «Конспекта…» к классицистической теории. Основное содержание примечаний в порядке их следования можно сфор-мулировать так:

1. Сравнение поэзии и живописи (142)*.

2. Эпизоды в эпической поэме (157).

3. Развязка «Потерянного рая» Мильтона (170).

4. Развязка трагедии вообще (171—172).

5. Чудесное в эпопее (177—184).

6. Единство веры героя эпопеи и ее читателя (188).

7. Соотношение героической и шутливой эпопеи (192).

8. «Налой» Буало. Чудесное в шутливой поэме (194).

9. Моральная польза эпической поэмы (207).

10. Особенности комического характера (210).

11. Характер моральности эпической поэмы (211).

12. Соотношение действующих лиц и характера действия (222).

13. Характер эпического действия (222).

14. Принципы изображения эпического героя (227).

7 Эта часть под заглавием «Томас: о Вольтеровой «Генриаде»» представляет сжа-тый конспект сочинения французского писателя Антуана Тома «Фрагмент об эпи-ческой поэме Вольтера», который является составной частью обширного трактата Тома «Опыт о поэтическом языке».

В скобках указана страница второго тома французского издания «Принципов лите-ратуры» Ш. Баттё из библиотеки Жуковского, к которой относится данное примечание: Principes de la litterature, par M. 1’Abbe Batteaux… T. 2. Paris, 1777.

В библиотеке Жуковского имеется двухтомник «Посмертных сочинений Тома» (Oeuvres posthumes de Thomas, de rAcademie francaise. Т. 1—2. Paris, 1802), во вто¬ром томе которого на с. 118—129 напечатано это сочинение.

Автор многочисленных похвальных слов, нескольких эпических поэм и тракта¬тов о поэзии, последователь энциклопедистов, А. Тома был достаточно популярен в России. Его сочинения переводили Фонвизин, В. Петров и другие (см.: Русская поэзия / Под ред. С. А. Венгерова. Вып. 2. СПб., 1893). Об интересе Жуковского к его сочинениям говорят следующие факты: наброски переводов некоторых его по-хвальных слов (Резанов. Указ. имен) и многочисленные пометы и записи во время чтения его сочинений (Описание. № 2255).

Работая над конспектом «Фрагмента…», Жуковский в основном следует логи¬ке автора, выделяя все характерные моменты его рассуждения о поэме Вольте¬ра. Сокращению подвергаются примеры, которые приводит Тома для подтверж¬дения своих мыслей, в частности обширный пассаж (с. 126—127) о поэтике описа¬ния бури в «Генриаде» Вольтера и поэмах его предшественников: Гомера, Верги¬лия, Овидия.

^Лирическая поэзия. — Вслед за номинацией раздела (л. 25) в рукописи находят¬ся два списка. Первыйпроспект журнала «Вестник Европы», к изданию которо¬го Жуковский приступил в 1808 г.:

Второй списокобозначение источников конспекта «Лирическая поэзия»: Ла-гарп. Блер. Мармонтелъ. Баттё. Сульцер. Энциклопедия.

Появление на страницах

Скачать:TXTPDF

5—6. Март), заполнялась уже в период редакторства Жуковского. Думается, что работа над разделом «Драма» неразрывно связана с театраль¬ными статьями и рецензиями Жуковского периода ВЕ и может быть датирована 1810 г.