Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 гг.

они будут отягощаться трудами своими и беспрестанно похищать у себя минуты для отдыха, следовательно, и труды их будут бес¬порядочны.

Хозяин сам должен образовать своих слуг; это также есть некоторого рода воспитание. Первое правило: подавать им пример, которому они могли бы следовать; быть взыскательным, но взыскательным в деле и с хладнок¬ровием. Надобно, чтобы человек знал свою должность и будучи уверен в награде за исправность был бы уверен и в наказании за неисправность; хотя правосудие часто должно быть смягчаемо; наказание может отменять-ся, награда никогда.

Испорченных людей переменить не можно, должно отставить и на мес¬то их взять других, может быть не знающих, но зато и неиспорченных: спер¬ва будешь терпеть нужду, зато после будешь награжден за претерпленный недостаток; в противном же случае должен будешь всегда видеть перед со¬бою испорченных и домашние дела в беспорядке.

Строгий порядок имеет вид печального принуждения тогда, когда из принадлежащего к нему исключаешь удовольствие. Господин тогда сносит труд свой, когда мешает его с забавою и отдыхом: не то ли должен делать и слуга. Следовательно, к порядку в делах приобщить должно и порядок в удовольствиях. Чтобы заставить человека исполнять свою должность сво¬бодно и с удовольствием, надобно заставить его ее любить; обрати для него в привычку работу: каждый человек имеет свое дело и свое назначенное вре¬мя для каждой работы, которые никогда, ни для чего упускать не должен, труды его не должны зависеть от прихотей господина, который в иных слу¬чаях должен быть сам своим слугою; тогда он будет знать свою должность и не будет принужден ожидать своего назначения и в ожидании признания. Исполнение должности будет тем приятнее, чем больше выгод с ним соеди¬няется, чем чувствительнее будут утраты того, кому поручено сие исполне¬ние. Сама взыскательность не будет тяжела, если украшена будет приятною наружностию и если основана будет на строгой справедливости; если, од¬ним словом, господин своею собственною деятельностию возбудит деятель¬ность служащих и своими об них попечениями заслужит их взаимное о нем попечение. Надобно, чтобы он не казался им эгоистом, действующим един¬ственно для собственного своего блага, но отцом семейства, который своих слуг почитает членами своего тесного семейственного общества. Образ жиз¬ни служащих должен быть приятен так, чтобы он боялся его утратить и для того своею исправностию старался бы сохранить его навсегда: тогда и под¬чиненность и труд не будут им ни тягостны, ниже чувствительны.

Что значит иметь дарование? Натура не делает ни живописцев, ни поэтов, ни музыкантов, ни философов. Она дает ум, который успевает скорее в том или другом. Обстоятельства иногда налагают на человека такие обязаннос¬ти, которые совершенно противоречат его натуральным склонностям; но сие противоречие не делает человека неспособным исполнять сии обязанности; напротив, дарование, какое бы оно ни было, предполагает ум выше обыкно¬венного, следовательно, оно помогает ему действовать с успехом в каких бы то ни было обстоятельствах; если же сие дарование сильно чрезвычайно, то оно и при самых противных обстоятельствах откроет себе дорогу: гению стоит только мельком увидеть свой путь, чтобы на него броситься и никогда с него не сбиться; он остается напротив спокойным, если его не видит, и вместо того, чтобы противоречить обстоятельствам, способствует с ними согласоваться. Человек, созданный быть стихотворцем, может быть прекрасным земледель¬цем: дарование стихотворное не повредит его занятиям земледельческим; напротив, он украсит их своим воображением.

Нищенское состояние и состояние разбойника граничат одно с другим. Нищий, не получивший пропитания от своего ремесла, делается вором или разбойником: ему нет другой дороги; он так привык к праздности, ему так противны труд и долгое ожидание награды, что он выбирает опасное, но скорое средство доставать пищу и деньги и предпочитает его медленному и неопасному, но трудному. Разбойничать и воровать есть труд иногда и тяжкий, но труд произвольный, соединенный с свободою и с мгновенным за него вознаграждением. Тот, кто отнимает деньги у прохожего, не должен их дожидаться и терпеть, зарабатывая их; трудом же напротив надеешься на будущее; зависишь от плательщика, ограничиваешь себя тем местом, на котором работаешь, и тою должностью, которою обязан: всё это противно нищенской и в одно время разбойнической независимости. Средство не делать из нищих разбойников или плутов есть не доводить их своею жес-токостию до сего состояния.

Человеку, который требует помощи, но не хочет воспользоваться теми средствами, которые предлагаешь ему для того, чтобы он предупредил и будущие свои нужды, помоги один раз и оставь его; несчастному, который борется с несчастием и хочет победить его, будь верным и постоянным по¬мощником. Можно сказать: нищему Бог даст, но только тогда, когда сам уже ему подал; в таком случае говоришь ему: надейся, что и впредь Бог подаст тебе помощь посредством мне подобных.

Молитва не есть просьба5, но чистое наслаждение, которое производит в душе тихое, ясное спокойствие, дает ей новую силу и новое мужество. Голос молящего не преклоняет Творца на милосердие, ибо Творец, верхов¬ная неограниченная благость и мудрость, не требует побуждения; но чело¬век, способный молиться и прибегающий к молитве, сам меняется в отно¬шении к Творцу, то есть делается лучшим, следовательно, и отношение Творца к себе изменяет. Творец сам по себе неизменяем, но в отношении к человеку он может и должен изменяться, ибо сие отношение зависит от человека, который есть творение, подверженное всегдашним изменениям, итак, молитва некоторым образом переменяет отношение Творца к чело¬веку. Сие изменение творческой воли неразлучно с его правосудием и че¬ловеческою свободою.

С идеею (истинною и проистекающею из сердца) о Боге соединена и сила и утешение и радость. Кто молится, тот сообщается с Богом, следователь¬но, получает то, чего требует: если молитва не отвратит от него несчастие, то даст ему нужную крепость для перенесения сего несчастия, может быть необходимою по предначертанию Творца; что же касается до внутренних, душевных несчастий или что всё равно пороков и худых побуждений, то молитва всегда непременно их истребляет.

Мне кажется, никогда нельзя получить привычки, противной нашей натуре. Что такое привычка: натура человеческая так или иначе образован¬ная; направление, данное человеческой натуре. Натура человеческая есть его первоначальное расположение, физическое или моральное, получаемое

им при рождении или в чреве матернем: привычка есть образование сей натуры, следовательно, воспитание есть не иное что, как привычка; (воспи¬тание) привычек, противных натуре; то, к чему человек привыкает и в худе и в добре, ему натурально; степени привычек зависят от натуры; разные натуры принимают одно и то же образование различно.

В человеке должно отделять человека от гражданина; сперва образуй в нем человека; потом образуй гражданина, то есть сперва усовершенствуй всё, что дала ему натура; потом уже сим усовершенствованным качествам дай то направление, которое согласно с тем местом, которое воспитанник твой будет занимать в обществе, и с теми особенными дарованиями, кото¬рые ты успел в нем заметить. Первое есть дело родителей; последнее есть дело наставника.

Желать доброго и стараться приобретать его лучшими средствами есть наука человеческой жизни. Знание добра и обращение на него всех жела¬ний и открытие средств вернейших приобретать его есть единственная цель всякого воспитания. Такое воспитание может иметь место только в обще¬стве, где круг человеческих желаний обширнее и предметы его благород¬нее и выше. Человек одинокий не может быть добрым; его воспитание крат¬ко и ограничено.

Для занятия какого бы то ни было места в обществе нужны познания, которые приобретаются скорее или медленнее; иное место требует особен¬ного и долговременного приготовления; человек может быть на всё спосо¬бен, но не на всё годен, ибо сия годность заключается в образовании, кото¬рое иногда стоит великих трудов и большого времени. Образованный для одного не будет годен для другого, следовательно, воспитатель должен при своей общей цели: образовать в своем воспитаннике человека, иметь и час¬тную цель: образовать его для некоторого особенного звания, в противном случае сей человек, совершенный морально, будет срамником в кругу об¬щественном.

Мать делается любезною ребенку тогда, когда будет об нем сама печься, когда сама будет доставлять ему всё нужное и приятное и сама избавлять его от неприятного: образ матери его будет соединен со всеми сладостны¬ми впечатлениями; благодарность детей есть не иное что, как воспомина¬ние всех удовольствий, соединенное с воспоминанием о матери, которая украшается сими воспоминаниями и делается от них любезною. Младен-чество должно быть счастливо и счастливо от родителей для того, чтобы детей сделать нежными и благодарными. Нелюбовь к детям есть чувство не натуральное в сердце матери: но надобно уметь любить; надобно, чтобы младенец так же сильно чувствовал, что его любят, сколько само чувство любви сильно в матернем сердце.

Истинное воспитание натуры есть воспитание не искусственное, не при¬готовленное, а такое, какое получит человек, оставленный на произвол са¬мому себе и обстоятельствам. Всё на него действует, и он принимает сии действия так, как при своем рождении расположен принимать их. Его на¬тура развивается сама собою без посторонней помощи. Чистого воспитания натуры быть не может, должно человеку быть отделенным от всего, чтобы быть истинным воспитанником натуры; если же он в обществе, то воспита¬ние его есть уже больше или меньше искусственное, производимое обстоя¬тельствами. Воспитание без всяких правил есть воспитание натуры, следо¬вательно, самое худшее.

Терпение есть такая добродетель, которая никому кроме нас самих не приносит непосредственной пользы; но она сохраняет в нас способность действовать и дает свободу другим добродетелям, которые бы уничтожили нетерпение, следовательно, посредством сих добродетелей благотворна и для других.

Человек, получивший от природы худые качества, невинен, ибо он не мог выбирать; но он отвечает за следствия, ибо от него зависит их преду¬преждать. Качество есть дело натуры, употребление качества дело челове¬ка. Один должен поступать положительно, то есть давать волю натуре, дру¬гой отрицательно, то есть не давать ей воли. От человека не требуется того, к чему он по своей натуре не способен: стремясь за невозможным, он дей-ствует вопреки своему назначению. Но он на своем месте может достигнуть крайней точки совершенства, только не должен его оставлять, а напротив, должен с ним согласоваться.

Добрый семьянин есть истинно добрый человек. Он действует скрыт¬но, без свидетелей и беспрестанно. — Я разумею семьянина во всём смыс¬ле этого слова как сына, отца, супруга, господина, хозяина. — Хороший сол¬дат, судья и т(ому) подобное еще не могут назваться хорошими людьми: они могут исправлять беспорочно свое звание и быть испорченными, иметь дурной характер: честолюбие может дать храбрость и сделать правосудным; действуя перед глазами света, будешь стараться действовать хорошо; тогда добродетель есть только желание одобрения; тогда человек бывает добрым во всех случаях, когда он видим; но последуй за ним во внутренность дома, где всё от него зависит, где

Скачать:TXTPDF

они будут отягощаться трудами своими и беспрестанно похищать у себя минуты для отдыха, следовательно, и труды их будут бес¬порядочны. Хозяин сам должен образовать своих слуг; это также есть некоторого рода