Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 гг.

№ 2601).

77 Карета Пейронне. — Граф Пьер Дени де Пейронне (Перонне), французский по-литический деятель, был министром юстиции в правительстве Виллеля. Его законы о прессе, о смертной казни за богохульство вызывали неприязнь в либеральной среде.

78 «Mo’ise». — Опера Россини «Моисей».

79 …воспитанники (…) служат монитёрами. — От фр. moniteur— наставник, со¬ветчик. В школе монитёр — помощник учителя, репетитор.

80 В театре «Меропа». — Трагедия Вольтера. В главной роли выступала мадему¬азель Дюшенуа, игру которой не принимал Жуковский (см. примеч. 64).

81 Дебютант Varlet… — Речь идет о совсем юном, семнадцатилетнем парижском актере Габриэле Варле.

82 «Le premier venu», забавная комедия… — Комедия в 3 действиях Ж.-Б.-Ш. Виаля «Le premier venu, ou Six lieues de chemin». В переводе с фр. Е. Лифанова под названи¬ем «Первый, кто приедет, или Шесть миль в дороге» шла в Москве (ИРДТ. Т. 2. С. 505).

83 Гранвиль— Под псевдонимом Гранвиль выступал актер Шарль Франсуа Грандина.

84 .. .в Диораму. — Диорама была построена на улице Сансон по проекту Л.-Ж. Да-герра. Обычно в ней представляли одновременно три или четыре картины. Посетив¬ший незадолго до Жуковского эту парижскую достопримечательность А. Г. Глаголев так описал ее: «Диорама помещается подле Храмового бульвара в каменном здании, имеющем деревянный купол. Поднявшись по отлогой лестнице во второй этаж, вы входите в темный амфитеатр, приближаетесь к окну, открытому в передней стене, и не успели еще осмотреться, как уже перенесены каким-то волшебным духом под зной¬ное небо Испании (…) Через минуту открывается ночная сцена в Эдинбурге. Игра¬ющий вами волшебный дух теперь поставил вас в замке Голирудском, посреди раз¬валин монастыря, основанного в 1128 году королем Давидом. (…) Вообще в диораме как неподвижные предметы, так и феномены природы представляются с такою жи-востию, что производимый ими оптический обман остается загадкою для самых ис¬кусных художников» (Глаголев. Ч. 4. С. 81—84).

85 …картины Дагерра. — Луи-Жак Дагерр, французский художник, изобретатель дагерротипии, предшествующей фотографии. В 1822 г. вместе с другим художни¬ком Буттом приступил к устройству изобретенной им диорамы. Именно ему при¬надлежала идея создания особых подвижных картин.

86 В Varietes. — «Варьете», один из старейших театров Парижа, основан в 1720 г. После 1807 г. переместился на бульвар Монмартр. Спутником Жуковского в Пари¬же был А. И. Тургенев, и поэтому его характеристика Варьете представляется су¬щественной для понимания интереса Жуковского именно к этому театру. «Театр des Varietes, — писал Тургенев, — разнообразен, как капризы и вкус парижской публи¬ки, которой он есть верный, почти ежедневный отпечаток. В каждой из сих пиес представлена какая-либо особенность, на ту минуту Париж занимающая, или обык¬новение, или мода, или новое постановление правительства. (…) Varietes есть точ¬но курс французской этнографии. В нем отсвечиваются нравы, обычаи, слабости, пороки — словом, вся домашняя нравственная и политическая жизнь французов…» (Тургенев. С. 322—324).

87 «Les trois bossus», глупая фарса. — Комическая опера «Три брата горбуна» Мезен-дорфа. Шла на русской сцене в переложении А. В. Лукницкого на музыку К. А. Ка-воса (ИРДТ. Т. 2. С. 322).

88 «Linterieur d’une etude». — Вероятно, речь идет о комедии-водевиле в 1 действии Э. Скриба, Ж. Имбера и Ф.-О. Варнера «Linterieur d’un bureau, ou La chanson». В России в переводе с фр. А. А. Шаховского она шла под названием «Песня, или Конторское приключение» в 1824—1825 гг. (ИРДТ. Т. 2. С. 506).

89 «Les deux matelots». — Комедия-водевиль М. Теолона, А. Дартуа и М. Даллара «Два матроса». Премьера в 1827 г..

90 «Les compagnons du devoir». — Водевиль-картина В. Лафонтена, Э. Кретю и Э.-Л. Вандербурха «Компаньоны по необходимости».

91 Боскье, Одри, Вернет… — Жуковский называет ведущих актеров театра «Va¬rietes»: Себастьена Боскье, Жака Шарля Одри, Шарля Верне. Они пользовались успе¬хом как на сцене, так и в парижских салонах. Так, например, литератор Альфред Кювилье-Флери после вечера у Макса Сербера 10 декабря 1828 г. записал: «Одри остроумно и естественно сыграл три забавные сценки; глядя, как он пародирует различные драматические жанры, зрители буквально умирали со смеху. Невозможно лучше подражать, невозможно тоньше критиковать. Сколько записных остроумцев не годятся в подметки этому простаку» (Мартен-Фюжье. С.334).

92 Кончина Сергея. — Смерть Сергея Ивановича Тургенева. Жуковский оставал¬ся при теле покойного для последних распоряжений и в Духов день похоронил его на парижском кладбище Пер-Лашез.

9S Писал к Пушкиным и к Николаю. — Речь идет о письмах в Дрезден семейству Е. Г. Пушкиной и в Лондон к брату Сергея Тургенева — Николаю. В этих письмах Жуковский рассказывает о последних часах жизни С. И. Тургенева. «Пожалейте об нас, бесценные друзья. Наши все попечения остались тщетны: Сергея нет на свете. Нынче в половине третьего часа он нас покинул. До нынешнего утра ничто нам этого несчастия не предвещало. Нынче в шесть часов сделались с ним жестокие конвуль¬сии. Ничто не помогло. После нескольких припадков, несмотря на кровопускание, ванны, муск — он кончил жизнь. Александр теперь у Свечиных, я остался один…» — сообщает он в Дрезден Е. Г. Пушкиной (С 7. Т. 6. С. 484).

94 Тургенев просил отпуска в Англию… — После смерти брата Александр Тургенев решил ехать в Лондон, чтобы ободрить находящегося там младшего брата Нико¬лая и рассказать ему подробности смерти Сергея. Как сообщал Жуковский в пись¬ме к Е. Г. Пушкиной от 30 мая (11 июня) 1827 г., «он хотел ехать в Лондон, объя¬вил об этом послу, но посол не дал позволения ехать и пропуска. Надобно было остаться…» (С 7. Т. 6. С. 488). Вместо А. И. Тургенева в Лондон поехала Генриетта Разумовская (см. примеч. 112).

95 Часовня— Подробное описание этой часовни дал в своем «Путешествии…» Н. С. Всеволожский: «…это небольшая церковь, с галереями, построенная в память Людовика XV 1-го и супруги его Марии Антуанетты, единственною дочерью покой¬ных мучеников, Герцогиней Ангулемской. Известно, что тела их были зарыты пос¬ле казни на Магдалинском кладбище, которое ныне не существует (…) По возвра¬щении во Францию Бурбонов, отыскали гробы Короля и Королевы, и на этом месте сооружена церковь, небольшая, но приличная своему назначению. В ней, на пра¬вой руке со входа, поставлена прекрасная статуя, из белого мрамора, изображаю¬щая Людовика XVI-ro. Король представлен во весь рост; он держит в руке развер¬нутый лист, на котором написано его духовное завещание; осанка и лицо короля величественны и выражают кротость и совершенное спокойствие. На левой руке, против короля поставлена такая же статуя королевы: она на коленях простирает руки к кресту; но на горестном лице ее изображается полное уныние в вере, к кото¬рой она прибегает. Оба памятника прекрасны, трогательны и влекут к размышле¬нью! Всякой день служат здесь обедню, за упокой убиенных…» (Всеволожский. Т. 2. С. 437—438).

96 Тут же и Елизавета. — Младшая сестра Людовика XVI, французская принцесса Елизавета де Франс Филиппина-Мария-Елена. Во время революции, в 1794 г. была казнена по приговору трибунала.

97 …аббата Еджеворта. — Генри-Аллен Эджеворт де Фирмонт, духовник Людо¬вика XVI. Был капелланом принцессы Елизаветы, сестры Людовика XVI. Когда Конвент приговорил Людовика к казни, он призвал его к себе, чтобы исповедаться и причаститься. 21 января 1793 г. в одной карете с Людовиком XVI он поехал на место казни, утешал его в последние минуты и помог взойти на эшафот. Ему при¬писывались слова: «Fils de Saint Louis, monte au del!» («Сын Людовика Святого, под¬нимайся на небо!» — фр.).

98 …перенесение праха в Сен-Дени. — Место погребения французских королей не-далеко от Парижа.

99 В Геораму. — Георама была открыта в 1825 году в доме № 7 по бульвару Капу-цинок. Она представляла собой модель огромного земного шара, внутри которого можно было ходить по балконам и рассматривать части света.

100 Pont neuf. — Новый мост в Париже был известен как место конной статуи Ген¬риха IV, которая была разрушена во время революции, в 1792 г. Новая вылита в 1817 г. по модели скульптора Франсуа Фредерика Лемо. «Вышина статуи в 14 pieds [футов]; цена оной 337 860 франков. Конь утвержден только двумя ногами на пье¬дестал, так что вся статуя покоится только на двух точках» (Тургенев. С. 329).

101 Разговор (…) о Конгрегации. — От лат. congregatio— соединение. Тайное об¬щество, игравшее большую политическую роль во Франции в эпоху Реставрации. Его влияние, согласно всеобщему мнению, сказывалось во всех областях жизни. По слухам, членами его были крупные политические деятели-ультрароялисты, а орга¬низаторами — иезуиты.

102 Французская школа… — Так в начале 1820-х гг. стали называть французских художников, выражающих в своем творчестве принципы романтического искусства. Любопытную характеристику новой французской школы оставил посетивший Лувр незадолго до Жуковского критик и теоретик искусства А. Г. Глаголев. Он выделил такие ее черты, как следование античности, особую театральность («Французские художники, посещая театры, ловят все грациозные и величавые положения актрис и актеров. Оттого так часто встречаются в их произведениях или мамзели Марс, Дюшенуа и Жорж, или Тальма и, что того несноснее, плечистый и мускулистый Лафон. Тальма сделался идолом живописи…»), напыщенность и манерность (Гла¬голев. Ч. 4. С. 41—43).

юз рубенсовы аллегорические картины. — Цикл картин Петера Пауля Рубенса «Ис-тория Марии Медичи», находившихся с начала XIX в. в Лувре. До этого времени они были в собрании Люксембургского дворца. Созданные в Париже в период с 1622 по 1625 г., они передают характерные особенности эстетики барокко: исторический сю¬жет неразрывно связан с мифолого-аллегорическими образами.

104 Леонардо ди Винчи «Мадонна». — Имеется в виду находящаяся в Лувре «Ма¬донна в лесном гроте».

105 Портрет. — По всей вероятности, речь идет о знаменитом портрете Моны Лизы («Джоконда»).

106 Рафаэлевы три «Свят, семейства». — В Лувре находятся следующие картины Рафаэля на этот сюжет: 1. «Святое семейство» (Мадонна с покрывалом; копия); 2. «Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном и двумя ангелами» (Святое семейство Франциска I); 3. «Святое семейство» (Мадонна с младенцем, святой Ели¬заветой и младенцем св. Иоанном). См.: L’opera completa di Raffaello: Catalogo della opere. Milano, 1979. № 96, 136, 137.

107 «Михаил архангел». — Имеется в виду картина Рафаэля «Святой Михаил».

108 Грё’зовы семейственные картины. — Жан-Батист Грёз, один из виднейших пред-ставителей французского сентиментализма в живописи. Моралистические жанро¬вые композиции из жизни третьего сословия, а также изображения женских и дет¬ских головок принесли ему славу. В Лувре имеется несколько подобных картин Грёза. Наиболее известна «Разбитый кувшин».

109 Монтебелло. — Французский государственный деятель Лан Наполеон Август, герцог де Монтебелло. В «Хронике русского» 18 февраля 1836 г. А. И. Тургенев со¬общает из Парижа: «Министерство всё еще не сложилось: уверяют, что Монтебел¬ло, мой приятель, которого и Ж(уковский) знает, воспитанник Кузена, будет мини¬стром просвещения» (Тургенев. С. 75).

110 «Jeu de cache-cache». —

Скачать:TXTPDF

№ 2601). 77 Карета Пейронне. — Граф Пьер Дени де Пейронне (Перонне), французский по-литический деятель, был министром юстиции в правительстве Виллеля. Его законы о прессе, о смертной казни за богохульство