Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 гг.

истинно независим; тот, смиренно покоряясь своей судьбе, никогда не будет ни рабом ее, ни жертвою. Внутренность души нашей — здесь наше владычество; в это святилище впускаем мы одних только избранных; всё, что вне его, покорствует судьбе; всё, что в нем, то наше и независимо. Быть с собою значит давать себе отчет в том, каковы мы, что приобрели в течение прошедшей жизни своей, что можем и должны приобрести еще в будущем. Быть с собою значит давать бытию своему полноту и твердость, ценить и объяснять то, что нас окружает, отделяться от внешнего, чтобы знакомиться с внутренним. Но быть с собою можно только в уединении, в котором, мож¬но сказать, настоящая жизнь наша. Оно одно дает нам необходимую сво¬боду мыслить и чувствовать, в него приносим ту добычу, которую собира¬ем посреди света, в нем пользуемся сокровищем, нами скопленным, и в нем только узнаем истинную цену самой светской жизни.

Один из действительнейших способов быть с собою есть чтение. Если чте¬ние почитать только одним занятием, одним лекарством от скуки, то оно не иное что, как рассеянность, принадлежащая к бесчисленному множеству мелочей, развлекающих нашу душу посреди света. Но совсем напротив: чте¬ние есть одна из важнейших наших обязанностей. Миллер говорит: Lesen ist nichts; lesen und denken — etwas; lesen, denken und fuhlen — die Vollkommen-heit*45. Читать надобно с тою же целию, с какою надобно жить, то есть для усовершенствования души своей. Книги — идеальный свет посреди света существенного. Но в существенном мы зависимы от всего, что нас окружает; мы не властны ни выбирать, ни переменять тех людей, с коими нас сводит судьба наша, мы непроизвольно принимаем те впечатления, которые дает нам всё окружающее нас и от нас независимое; мы свободны только извле¬кать нравственное добро из сих неподвластных нам впечатлений. В книгах — напротив! в них, можно сказать, повторяется тот же мир и с теми же впе¬чатлениями, но здесь мы уже властны в выборе; здесь можем окружать себя только тем, что сходно с нашею целию, что близко нашей душе, что может ее возвысить и усовершенствовать. С книгою в руке, не сходя с места, мы прикликаем к себе всё, что есть, было и может быть прекрасного в приро¬де, и это всё единственно для того, чтобы присвоить его душе, чтобы дать ей достоинство для счастия и несчастия, чтобы осветить перед нею здеш¬нюю жизнь, чтобы ее приготовить для жизни будущей, верной, хотя и не¬известной. Чтение в этом смысле есть деятельность высокая, одно из твердей¬ших оснований нашей нравственности.

Чтение для женщины не то, что чтение для мужчины. Круг мужчины об¬ширный и многообъемлющий. Сверх общей цели человечества, нравст¬венного образования, он может иметь и множество других, особенных, как человек государственный, как ученый и прочее. Круг женщины ограничен¬ный. В него входит одно только просто человеческое. Ей нужно только при¬обрести то, что на немецком языке так прекрасно называется Weiblichkeit** и для чего нет еще выражения в языке нашем. В этом слове я вижу всю прекрасную жизнь женщины: простоту, неискусственность глубокого чув¬ства, просвещенного знанием; знакомство со всем, что есть лучшего в при¬роде и в обществе; богатство сведений не для блеска, но для скромного внут¬реннего наслаждения, для мирного, я бы сказал, стыдливого сияния посреди немногих, ей принадлежащих любовию. Женщина создана для семейства —

* Читатьничто, читать и мыслитьчто-то; читать, мыслить и чувствовать — вот совершенство (нем.). ** женственность (нем.).

в нем ее деятельность, чистая, всегда полезная, всегда благодатная! В све¬те она должна только находить минутный отдых, и то для одного разнооб¬разия, для живейшего почувствования цены прямого, ею одною творимо¬го счастия. Ей нужны только те знания, которые могут быть полезны в тесном кругу домашних; она в выборе их должна ограничить себя одним только луч¬шим, и это лучшее она должна перелить в свою душу, дабы нравственным добром, ею приобретенным, счастливить немногих избранных. Чтение для мужчины весьма часто бывает скучною, утомительною работою, чтение женщины всегда может быть чистым наслаждением, и за сие наслаждение получает она еще награду: усовершенствование нравственное, то именно, что составляет цель бытия человеческого.

Итак, в коротких словах: читать одно лучшее и читать не для рассеяния, а для того, чтобы чтением дополнять уроки жизни; очистить и возвысить душу, дать мыслям ясность, порядок и полноту; яснее постигнуть свою цель и беспрестанно усиливать свое к ней стремление; читать не много, но мно¬го мыслить, дабы чужое обратить в собственное. Читать в некотором порядке.

Маленькая книжка, которую здесь прилагаю, может быть прекрасным основанием чтения в таком смысле. Вера, любовь, надежда, а сказать одним словом, высокая мудрость — это цель жизни; таково содержание этой книж¬ки. В ней мало для чтения, зато много для размышления. В ней приведено в один ясный порядок всё то, что заключается в разных книгах Святого Пи¬сания. — Религия истинная и нравственное совершенство одно и то же: кто воз¬вышает душу свою, тот сближается с Богом. К этому всё’ должно вести нас в жизни — и все другие книги должны быть для вас только дополнением той. Сперва прочитать ее, но, чтобы прочитать как должно, надобно выписать из Библии все те места, на которые ссылается автор, и точно в том порядке, в ка¬ком он назначил: таким образом, всё существенное Святого Писания, то имен¬но, что может быть всегда применено к деятельной жизни, будет для вас со¬единено в одно порядочное целое. Этой работы будет надолго: положите себе за правило каждый день наполнить одну страницу выписками, этого довольно: день не будет потерян. Когда все выписки кончатся, то перечитать книжку вместе с ними — это окончательное чтение всё возобновит в мыслях и всё приведет в порядок. Но эти выписки не займут всей этой белой книги, оста¬нется большая половина ее белою: она для дополнений. Что найдете в других книгах прямо прекрасного, такого, что может быть годно для зажжения свет¬лого фонаря46, то записывайте сюда; но еще более записывайте то, что приду¬маете сами; вам не будет недостатка в прекрасных мыслях и чувствах. Таким образом, эта книжка, данная вам в минуту сердечного желания вам добра, в минуту надежды, что это желание сбудется, эта книжка будет со временем заключать в себе сокровище доброго и прекрасного, будет поверенным и свиде¬телем вашей жизни, доброму и прекрасному посвященной. А я повторю здесь сказанное прежде:

Я верю — ваше сердце встретит Прямую прелесть жизни сей, И ряд веселых фонарей Дорогу вашу всю осветит. Пусть друга-Ангела рука Их зажигает перед вами… А я, хотя издалека За вами следуя глазами, Вас буду сердцем провожать И благодарно их считать47.

PS. 7 октября. Написавши всё это, я был несколько времени в нереши¬мости, отдавать ли вам мою книгу или нет. Признаюсь в слабости: ложный стыд меня удерживал. Дарить Библиею осьмнадцатилетнюю девушку, утом¬лять ее внимание советами… я посмотрел на себя глазами света и показал¬ся смешным самому себе. И в этом я виноват перед вами. В чистоте и бес¬корыстности моего намерения заключено и его оправдание. Могу быть странным, только не в ваших глазах. Если еще не имею права сказать: я знаю вас то могу сказать: я вас предчувствую!™ — то есть, я вижу вас такою, какою вы быть можете, в уверении, что мое предчувствие сбудется. Эта надежда оправдывает и мой выбор, К тому же я и не без награды: помыслить вслух для вас и вместе с вами о добром есть счастие. Вы не должны жить, как живут обыкновенно; жизнь ваша должна быть прекрасною, а всё прекрасное жиз¬ни можно выразить одним словом: религия! (из этого понятия исключается всё, что есть суеверие, всё, что выдумано слабым невежеством; религия — сближение с Божеством посредством мысли, чувства, долга!). Чем ранее этот товарищ присоединится к жизни, тем она яснее, счастливее, выше — и чте¬ние с выбором, с порядком, с постоянством есть одно из вернейших средств произвести это товарищество. Религия, необходимая человеку вообще, для женщины в особенности служит самым надежным помощником: она берет для нее характер нежнейший, ее особенному характеру более соответству¬ющий; она теряет для нее всё метафизическое, отвлеченное и обращается в глубокое, ясное, животворное чувство, которое убедительнее всякого умо¬зрения; она оживляет для нее ее должности и дает ей сладостную твердость для мелких, ежедневных пожертвований, которым женщина, по своему положению в свете, беспрестанно бывает подвержена. Чем ранее войдет она в ее жизнь, тем жизнь ее сделается вернее и безопаснее, тем изобильнее будет она истинными, непеременчивыми наслаждениями. Мы почти на каждом шагу встречаем женщин, которые, посвятив свежую свою молодость легкомысленной рассеянности света, истощив ею лучшие свои чувства, пре¬даются религии в такое время, когда свет покидает их: но этот переход при¬нужденный! Они приносят усталую душу в святилище, с ними входит туда сожаление о том, что для них невозвратно потеряно, и небесное делается для них насильственною, следовательно, неудовлетворительною заменою земного, всё еще любезного, хотя уже им давно чуждого. Они добровольные изгнанницы, тоскующие втайне по отчизне, ими покинутой. И по большей части их запоздалая религия бывает соединена с нетерпимостью (intolerance) и с суеверием, недостойным души человеческой. Небесное должно быть с земным неразлучно: не уничтожая его, оно только его освящает! Это два товарища, ведущие нас к одной и той же цели. Не в позднее осеннее время жизни, но в первой молодости весенней, когда душа еще в цвету, должны мы познакомиться с религией. Она не противна свету, не требует затвор-ничества; напротив, она очищает и еще более усиливает все наши житейс¬кие связи. Но узнанная в молодости, без принуждения, а по естественному стремлению души, она обращается в ее сущность, становится радостным, безмятежным бытием внутренним в отношении к нам самим и деятельною любовию в отношении ко всему, что нас окружает. И такая только жизнь мо¬жет быть вам прилична. Теперь ваша душа в полном цвету С запасом пре¬красных качеств (способов счастия) стоите вы у начала дороги, ведущей в обетованную землю; как не пожелать, чтобы вы пошли по ней, окружен¬ные всеми прямыми, достойными вас благами жизни! Наша душа, как магнит, имеет притягательную силу для всего прекрасного (но она может иметь и силу отрицательную, как тот же магнит). Этой притягательной силы в душе вашей много! Давайте ей пищу: всё прекрасное прильнет к ней само собою.

Октябрь

3 октября. Дерпт. Выехал 3 в 12 часов1. В Гульбене пляска.

4. Энгельгардсгоф. Обед.

5. Рига. Приехали в три часа. Hotel St. Petersbourg на площади.

Скачать:TXTPDF

истинно независим; тот, смиренно покоряясь своей судьбе, никогда не будет ни рабом ее, ни жертвою. Внутренность души нашей — здесь наше владычество; в это святилище впускаем мы одних только избранных;