потому, что обязан ее говорить. У первого она вырывается, последний пред¬лагает ее, помыслив. Одному легче, другому труднее; один следует своему характеру, другой с ним борется; оба поступают одинаким образом, ибо согласуются с законами чести, но первый счастливее и даже любезнее, а по¬следний почтеннее и тверже. Какое же правило наблюдать, говоря правду? Никогда ни в каком случае не утверждать противного внутреннему увере¬нию рассудка, но вместе стараться не оскорблять людей, ибо жизнь с людь¬ми есть назначение человека. Можно быть честным, не будучи ни грубым, ни надменным, ни едким. Щадить самолюбие людей, не жертвуя ему ни справедливостию, ни благородством, есть обязанность человека, который не хочет зарыться в берлогу и жить с медведями. Этому правилу надобно иногда следовать даже и с друзьями: кто любит прямо своего друга, тот будет любить и его пользу; но он, конечно, не забудет, что и в нем есть че¬ловеческое самолюбие.
§ 29. Всегда ли должно говорить правду? Всегда, когда она может быть полезна; всегда, когда она ни вредна, ни полезна. Напротив, в т(ом) случае, когда она может быть вредною, молчи и не унижай себя утверждением лож¬ного. Действуй всегда согласно с внутренним чувством: можешь обмануть¬ся, но никого не обманешь, а размышлением предохранишь самого себя от обмана. Счастлив тот человек, который привык мыслить. — Первое правило: человек должен быть правдолюбивым, следовательно, он обязан говорить правду из любви к должности; второе: во всяком деле он должен иметь в виду пользу людей и добро, следовательно, он обязан говорить правду для пользы людей и соглашать ее с их благом.
§ 30. Августа 12. Я сердит на Машу. Но моя досада имеет ли основание, или есть одна только привязка? Не сержусь ли я больше за себя, нежели за то, что она сделала; больше за пренебрежение моих слов, нежели за самый проступок? Не хочется ли мне сердиться? Ее непослушание, может быть, не иное что, как ветреность без всякого намерения; в таком случае не за что сердиться, и можно только ей дать об нем заметить. Если ж она захотела не послушаться, если ее непослушание есть каприз и пренебрежение, то, при¬знаюсь, очень досадно. Конечно, всё это не может быть доказательством недостатка дружбы, но показывает дурную сторону характера: своенравие или ветреность. Кого любишь, того и слушаешь во всём с удовольствием, хотя не всегда бываешь одинаково расположен. Но я не ожидал найти в Ма¬ше своенравия или такой ветрености. Не хотеть пожертвовать таким вздор¬ным удовольствием. Найти больше удовольствия в собаке, нежели в испол¬нении просьбы того человека, которого любишь! Это мне досадно, и не потому, чтобы мне хотелось видеть ее мне покорною, а потому, что это по¬казывает или ее невнимание ко мне, или ее своенравность, или ветреность. Хотя она ребенок, но мне бы чрезвычайно было приятно исполнять вся¬кое ее желание; того же бы хотел и от нее! Говорить ли с нею? В последний раз! Посмотрим, как примет. Non, Marie, je ne veux pas etre votre tyran, je ne veux pas que vous executiez aveuglement ce que je dis, car je n’exige de vous rien qui soit deraisonnable, mais je suis votre ami, je vous aime au-dessus de tout au monde, je voudrais que vous vous souveniez toujours de ce que je vous dis, que vous aimiez a me faire plaisir meme dans les petites choses, et c’est pre-cisement parce que je suis sur que chacune de vos volontes, quelle quelle soit, sera sacree pour moi et que je sentirai toujours un grand plaisir dans son exe¬cution. C’est ce plaisir-la qui est une marque certaine d’une vraie amitie*. На¬добно, чтобы дружба видна была во всём, и в безделках, потому что в без¬делках можно ежедневно ее доказывать, а важные случаи редки. Кто любит, для того всё свято и важно. Итак, в последний раз буду говорить с Машею. Не должно быть похитителем чужого права, не должно никого обременять своею любовью. Можешь наскучить. А для меня всего тяжелее отягощать
* Нет, Маша, я не хочу быть твоим тираном, я не хочу, чтобы ты слепо испол¬няла то, что я говорю, так как я не требую от тебя ничего безрассудного. Я твой друг, я тебя люблю больше всего на свете, я хотел бы, чтобы ты всегда помнила о том, что я тебе говорю, чтобы ты старалась доставлять мне удовольствие даже в мело¬чах, и это именно потому, что я уверен, что каждое твое желание, каково бы оно ни было, будет для меня священным и что я всегда буду чувствовать большое удоволь¬ствие в его исполнении. Это-то именно удовольствие есть верный знак истинной дружбы (фр.).
собою других, особливо тех, кого стремишься любить всею душою. Дружба требует взаимности; я требую от тебя того, что сам всегда готов для тебя сде¬лать. Всякое, самое бездельное невнимание отменно больно. Я разумею не¬внимание с намерением. Но Боже меня избави от желания видеть друзей моих со мною осторожными или принужденными. Притворное внимание несносно и мучительно, оно не может быть вместе с дружбою, которая все¬гда и внимательна, и непринужденна. Ты будешь это читать, моя милая Маша. Если я ошибся, если ты вчера сделала одну только ветреность, а не поступила так по своенравию и капризу, чего я очень желаю, то, пожалуй¬ста, не забудь, что первое удовольствие должно состоять в доставлении удо¬вольствия своим друзьям; что забывать всякую минуту просьбы своих дру¬зей или, что еще хуже, пренебрегать их и жертвовать ими самому пустому удовольствию есть совершенно непростительная ветреность. Твой поступок вчерашний, как он ни безделен, очень меня тронул; мне вчера и нынешнее утро было досадно на тебя и вместе грустно. Как можно в ту самую минуту, когда я тебе напомнил о твоем обещании, опять забыть об нем или (чтодля меня очень больно) дать мне почувствовать, что ты не хочешь об нем помнить и не уважаешь моею просьбою! Не значит ли это другими словами, что ты не хочешь, чтобы я чего-нибудь от тебя требовал? Носить собаку на руках не грех; но когда тебя просят, чтобы ты ее не носила, когда тебе сказывают резоны, то как можно для удовольствия нянчиться с Розкою, делать неудо¬вольствие тому человеку, который тебя так любит! Это непростительная вет¬реность! Что ж, если это не ветреность, а каприз и упрямство? Я этого не желаю; но уверен, что ты мне прямо откроешь свое чувство. Твоя искрен¬ность дороже мне всего. Я имею право от тебя требовать дружбы и всех до¬казательств дружбы, потому что сам люблю тебя больше всего и от всей души. Может быть, ты и не заметила моей досады и очень удивишься, услышав мою претензию. Боюсь, чтобы я не показался тебе слишком взыскательным; но я уверен, что ты будешь со мною искреннею и что, конечно, во всём со мною согласишься. Я не желаю видеть тебя ни малодушною, ни ветреною, ни сво¬енравною; всякой твой недостаток удивляет меня потому, что я ценю тебя отменно много. Очень желаю, чтобы ты мне казалась точно такою, какова ты есть в самом деле, и чтобы я в тебе не обманулся. Обманываться очень больно.
О том, что написать в журнал
Рассмотреть свою прошедшую жизнь; разобрать свой собственный ха¬рактер и характер некоторых знакомых. Рассмотреть свое настоящее положение. Сделать план для будущей жизни. Привести в порядок свою моральную систему.
Прошедшая жизнь4
1) Ребячество — что можно вспомнить. М(арья) Григорьевна5. Матушка. 1-й учитель6. Григорий7. Н(аталья) Афанасьев(на)8.
з*
2) Учение у Роде9. Первые сочинения10. К. Засекин. См(ерть) Аф(анасия) Ивановича11. Голубков. Обухов. Риккер. Бетхер. Попов. Котельников.
3) Марья Николаевна12.
4) Выход из Родева пенсиона. Отъезд в Мишенское13. Сальковская жизнь14. К(атерина) Афанасьевна. Чтение Флориана15.
5) Отъезд в Тулу. В(арвара) Афанасьевна16. Ученье в училище17. Рисованье у Катышева. М-е Joly. Александра Александровна. Сочинения. Выход из училища. Поездка в Мишенское. М-е Mercurini. Чичерин. Отъезд в Тулу и в Кексгольм.
6) Кексгольмская и Петербургская жизнь1*. M-elle Hoffmann, Grave, Беляе¬ва. Соколов. Петербург. Возвращение в Тулу и в Мишенское.
7) Тульская жизнь19. Редуты. Болотов20. Смерть государыни21. Сатина. Отъезд в Москву.
8) Московская жизнь22. Коронация23. Вельяминов и Головин. Вступление в пенсион24. Первые классы. Баккаревич. Первый акт25. Выборы26. И(ван) Володимирович27. Тургеневы28. Родзянка. Мерзляков29. Пенсионский образ жизни. М(ария) Николаевна. Собрание30. Что помешало хорошо восполь¬зоваться пенсионом. Сочинения пенсионские31. Ученье.
Служба. Вступление в Сол(яную) контору32. М(альчик) у ручья33. Греева элегия34. Литературное собрание35. Знакомство с Соковниными36. Знаком¬ство с Дмитриевым37. Козлятев38. С Карамзиным39. Смерть государя40. Во¬ейков41. Кайсаровы42. Рахманов. Комиссия. Блудов43. Коронация44. Отъезд Тургеневых45. Выход из Соляной конторы46. Отъезд в деревню47.
9) Отставка. Вторичный перевод Греевой элегии48. Намерение строиться в Белёве. Знакомство с бароном. Короткое знакомство с Карамзиным, жизнь в Свирлове49. Смерть Тургенева50. «Вадим»51. Женитьба Карамзина52. Ми¬нина. Болезнь Тургенева53. Отъезд в Москву. Ода для пенсиона54. Женитьба Киреевского. Возвращение в деревню. Свадьба. Приезд Тургенева. Поездка в Петербург55. Возвращение в Москву и в деревню. План путешествовать. Антонской. Маша. Поездка в Орловскую. Проташинский56. Перемена в рас¬положении ума. Киреевский. Свечин. Смерть Петра Николаевича57. Пере¬мещение в дом. Вендрих58. Юшковы. Свечина развод59.
10) Настоящее мое положение.
11) Мой характер.
12) Несколько слов о характерах моих прочих знакомых. Ник(олай) Ивано¬вич60. Авд(отья) Афанасьевна61. Николай Михайл(ович). Михаил и Павел Михайлович62. Анна Федоровна63. Катер(ина) Семеновна64. Бошняк65. М(а-рия) Семеновна66. Н(адежда) Александровна67. Чебышев. Арбеневы68.
Будущая жизнь
1) Что я должен и могу из себя сделать со стороны морального образо¬вания).
2) Какова теперь М(аша)69 и какою я ей желаю быть.
3) Какая цель моей жизни и как до нее достигнуть.
4) В чем должен положить свое счастие.
5) Чего искать в свете и от чего отказаться.
6) Как пользоваться самим собою, чем заниматься и чем доставлять дру¬гим пользу.
7) Как себя образовать и какой методе следовать в чтении.
8) План моей жизни: семейственной; авторской; общественной.
9) Что я должен иметь необходимо для своего счастия.
10) Как вояжировать и что делать, если не поеду вояжировать. Моральная система в отношении к Богу; к ближнему; к себе самому.
К Богу. 1) Понятие о религии натуральной и откровенной: на них осно¬вать свои поступки. 2) Понятия о творении. 3) Молитва. 4) Провидение.
К ближнему. 1) Человеколюбие. 2) Общество. 3) Любовь к отечеству. 4) Уч¬тивость, любезность. 5) Супружество. 6) Дружба. 7) Благодеяния. 8) Свет¬ские знакомства. 9) Дуэль. 10) Любовь. 11) Обхождение. 12) Разговор. 13) Снисходительность. 14) Откровенность. Прямодушие. 15) Мода. Стран¬ность. 16) Слуги. 17) Родные. 18) Общее мнение. 19) Великодушие. 20) Спра¬ведливость. 21) Жалость. 22) Говорить правду.
К самому себе. 1) Спокойствие души. 2) Душа. 3) Характер. 4) Ум. 5) Тело. 6)