Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 гг.

Регион растений, регион лавы и печальные следы раз¬ных извержений. Возвратились в 4 часа. Падение. Обед у Штакельберга. Убриль, но которого я принял за англичанина. Шеппинг с женою. Моло¬дой Штакельберг. Катакази. Вечер дома.

27(9), четверг. Поездка в Сорренто. В 7 часов из Неаполя. До Вико на шлюпке. Жар и усталость. Обед на террасе в Вико, посреди запаха поме¬ранцев и нужника. В четыре часа отправились на ослах в Сорренто. Чудес¬ные виды при переезде через гору, между лесов оливовых, померанцевых и лимонных, по высокому берегу моря; чудесные промоины с пещерами, покрытые лимонными и померанцевыми деревьями. Лица и обращение совсем иное; приветливость без жадной надежды на награду. С захождением солнца приехали в Сорренто и остановились в трактире Donna Rosa.

28(10), пятница. Смотрели Тассов дом. Переезд в Carricatogna на ослах. Вор проводник. Цветущая долина. Спуск по крутизне к Каррикатонью. Каменная избушка. Переезд из Салерно. Сперва жар и виды диких бере¬гов до Vettig Majora. Великолепные берега отсюда до Салерно, особенно виды Амальфи, Минуры, Майуры и Салерно. Смешная сцена на пристани салернской и учтивый полицмейстер. Вид из трактира, ужин на террасе; общество французских путешественников. Темнота неба с прелестными звездами. Летучие светящиеся мухи.

29(11), суббота. Поутру рисованье на террасе. Путешествие через Виет-ри, La Cava. Обед в La Cava. Оттуда в Помпею, где рисовали на развали¬нах торговой площади, осмотрели храм Геркулеса, форум, театры, храм Изиды, большой форум и мозаику. Преследование нищих. Встреча с про-цессиею погребальною. Les penitents blancs и les penitents noirs*. Король и молчание певчих. Ужасная пыль.

30(12), воскресенье. Перемена плана. Ванна. После обеда через Campagna Felice в Пуццоли. Встреча с жандармом. В театре «Ромео и Юлия» Беллини и «Carlo Temerari»72, балет.

(Май)

1(13) мая, понедельник. Покупки. Обед у Местера. Вилла Ричарди. Из¬вестие о Мердеровой смерти73.

2(14), вторник. Выезд из Неаполя в 5 часов утра. Проехали через Капую, где осматривали бегом кафедральную церковь с старыми колоннами, с ста-туею Снятия со креста Иисуса Бернини и с прекрасным древним барельефом.

* Кающиеся белые и кающиеся черные (фр.). — Имеются в виду монахи фран-цисканского ордена.

До S. Agata ехал в карете, потом пересел на козла любоваться красотами Кампаньи: Гарильяно и взъезд к Via Appia, гробы по обеим сторонам. Из Гарильяно в Mola di Gaeta. Цицеронова вилла и место его убийства. Меж¬ду Итри и Фонди классическая сторона разбойников. Великолепная печаль¬ная сторона. Быстрый спуск и пещеры. Развалины. Проводник. Между Фонди и Террачиною другая классическая сторона разбойников. Границы неаполитанские, границы Римской области. Утесы Террачины. Развалины Феодорикова замка и вид моря.

3(15), среда. Выезд из Террачины и приезд в Рим. День богатый впечат¬лениями. Переезд через Понтийские болота. Via Appia, богатая пышная зелень, аллея ильмовая и тополевая. С левой стороны канал. Вид на Monte Circello. Террачинская гора, поворот в Самнитские горы, вертепы разбой¬ников. Впереди малая низшая гора, как отделившийся утес. Чем далее от Террачины, тем обширнее равнина; богатство растений, жатва, тростник высотою с деревья, табуны лошадей, стада, буйволы; но люди бледные; со¬старившиеся юноши; оставленные караульни; почтальоны. Вкруг пение соловьев; поля покрыты желтыми цветами, лилиями. От Террачины до Веллетри всё болотная равнина. Видимы вправе сперва Самнитские, потом Сабинские горы, Сесса, Кори на высотах. Между Пиперною и Веллетри последнее классическое место разбойников; на высотах их притоны. Самые прелестные деревья, какие я видел в жизни, находятся между Женцано и Альбано. В Альбано, отдохнув, осматривали озеро Неми, с берегов коего видны Рим, купол Святого Петра. С пункта, на котором я стоял, видно впра¬во место древней Альбы, Монте Каво, Rocca di Papa, напротив Фраскати и Тускулум, слева Castel Gandolfo и затем в отдалении Рим. От Альбано до Рима всё пустеет; безлюдность, но не бесплодность; природа та же, почти Рим; всё покрыто его гробом и развалинами гробов, идущими вдоль разва¬лин Аппианской дороги; прекрасно озаренные солнцем акведуки; из-за всех развалин купол Петра; цвет суровый; ясное небо. Великолепная равнина; пастухи верхом с конями; въезд в ворота S. Giovanni; проезд мимо S. Gio¬vanni di Laterano, Колоссея74, форума, Траяновой и Антониновой колонны на Piazza di Spagna. Остановились в Strada di Condotti, Hotel de Franz.

4(16), четверг. Рим. Встал рано. В 8 часов отправились в S. Giovanni di Laterano. Остановились в Forum. Первый взгляд. Потом в Колоссей: тут весь Рим. Этого впечатления огромности угадать невозможно, не видевши, так же, как и впечатления развалин Рима и пустыни, его окружающей. То же дол¬жен произвести гроб Наполеона на Святой Елене. Из Колоссея на минуту в Латеранскую церковь, из коей прогнал назад холод. Муравьев75. Взгляд на внутренность великолепной Maria Maggiore; отсюда в Амфитеатр Преториа-нус, в храм Венеры и Амура и S. Croce in Gerusalemme. S. Stefano Rotondo (храм Бахусов); внутренность; колонны. История мучеников, изображенная фресками, на стенах, Pomarancio и Tempesta. Ожидание Папы в тени; равно¬душный народ: пение; игры в кости. Величественность явления Папы; ин¬дульгенции. Пустота площади. Развалины папства и римского величия ря¬дом. Возвращение домой через Monte Cavallo: великаны Фидия и Праксите-ля. Взгляд на Гвидову Аврору в palais Rospigliosi: древняя прелесть, яркость красок и свежесть всей композиции; смотреть всего лучше лежа и в зеркало. Через Fontana di Trevi домой. Кривцов. После обеда путешествие в церковь Святого Петра. Замок Св. Ангела и мутный Тибр. Явление храма не пора¬жает, но, подходя, на тебя падает огромная масса. Удивительная фасада — это не есть ошибка. Как идея Бога, в которой нет ничего разительного, ибо она в жизни души, но в которой всё велико, всё необъятно, всё глубоко, та¬ков Святой Петр. Бездна богатства, но всё исчезает в одной великой идее. Наконец нашлись три предмета, давно знакомых издали, давно ожидаемых истощенным воображением, которые в существенности вполне удовлетвори¬ли ожидания. Это вход в обетованную землю. Гробница Петра и перед нею папа на коленях. Гробы пап Берниниев, Кановы и Торвальдсена. Maniere grandiose, mais appretee, simple*, но без целости. Памятник с фигурою, по¬крытою бронзовым платьем.

Глупое пение и жалкие органы. Стул Петра (Maitre autel**.) Отсюда че¬рез Trastevere и остров Тиберина мимо театра Маркеллова к Ponte Rotto, дому Риенци, храму Добродетели и Чести, храму Весты, Cloaca Maxima, Янусову храму и, наконец, в Колоссей. Величественный вид от креста на всю обширность, странная надпись на кресте: кто поцелует сей деревянный крест, тот получит разрешение на 200 дней. Мелкость креста. Вид на пе¬реходы. Вечернее небо, кипарисы, бурные тучи, растения между аркада¬ми; темнота низших переходов. День, полный в жизни меланхолической глубоким ощущением.

5(17), пятница. В 5 часов началось наше странствие через Капитолий. Всход мимо статуй Кастора и Поллукса к коню Марка Аврелия, окруженно¬му дворцом сенаторов, домом Музеума и дворцом Conservatori. Любовались видом Рима из окон Бунзена76, живущего на скале Тарпейской в виду всех памятников Рима. Мимо Aracoeli, Scala Germanici, по дороге Триумфальной сошли к воротам Септимия Севера; вид на весь форум. Отсюда между Пала-тинской горой, мимо развалин императорского дворца и Circus Maximus, бань Каракаллы, через Арку Друза и Porta Сарепа вдоль по Via Appia. Гроб Гора-циев и Куриациев. Гробы отпущенников Августа и Ливии. Дорога идет между стен и виноградников, и всюду гробы, одетые прелестною зеленью и кажу¬щиеся густыми деревьями; поворотив влево к храму Вакха или Каликста, весьма сохраненному, от него в уединенную зеленую долину к гроту Эгерии (Тургенев и газеты), потом назад и опять по Аппианской дороге к велико¬лепному гробу Сесилии Метеллы: ротонда, надстроенная зубчатыми стена¬ми Средних веков; убежище фамилии Гайетано; соединение здесь готичес-кого с древним. Головы быков77. Гербы Гаетано. Отсюда через развалины базилики Павла к Сестиевой пирамиде, подле коей лютеранское и английское

* Стиль величественный, но лишенный естественности, простой (фр.).

* Главный алтарь (фр.).

кладбище с гробом атеиста Шеллея78. У Брюлова79: Гибель Помпеи, портрет Самойловой, Демидова, множество начатого, и нет ничего конченного. Пос¬ле обеда с Брюловым и Габерцетелем в Ватикан, начавши взглядом на чу¬десный Пантеон. Сперва в Музеум, или в бездну статуй: Minerva Medica, Де¬мосфен, Мелеагр, Аполлон, Лаокоон, Бойцы и Персей Кановы; быстрый взгляд на остальное и на библиотеку. Папа богатейший государь в свете. От статуй к картинам. Рафаелевы ложи. Станцы, к счастию, были закрыты. В галерее величайшее наслаждение. Преображение рядом с Иеронимом. За ними Тициановы. Караважиево Положение во гроб. Гвидово Мучение Пет-ра. Пинтурикиево и Рафаелево Венчание Мадонны. Мадонна di Foligno. Свя¬той Бруно. Всё это в один день! Отдохнул на Monte Pincio в виду Рима и захо¬дящего солнца. Нашел у нас Рожалина80 и Иванова81, живописца с добрым сердцем и энтузиазмом к своему искусству.

6(18), суббота. Рано поутру в St. Augostino: заперт. В Maria della Расе. Рафаелевы Сивиллы. На развалины Диоклитиановых термов. Прелестная церковь Maria degli Angioli и переходы монастыря с кипарисами; один по¬строен, другие посажены Микель Анжем. S. Maria Maggiore, великолепие необыкновенное. Отсюда через S. Pietro in Vincoli (Моисей Микель Анжов и с(вятой) Петр Доминикинов) к Брюлову. Его картина и талант: он в опас-ности избрать ложный путь. С ним в Palazzo Borghese. Доминикиновы Охот¬ницы, Рафаелево Положение во гроб и несколько портретов, Доминикинова Сивилла, Корежиева Даная. Карачиевы фрески в palazzo Farnese и Рафаеле¬ва Галатея и Психея в Фарнезине. Потом чудесные Станцы; в 1-й Констан¬тин; во второй Атилла, Гелиодор, Чудо Бользенское и св. Петр; в 8-й Шко¬ла Афинская; Собор и Парнас; медальон Философия, Поэзия, Правосудие и Теология. В 4-й Пожар.

Возвратился домой в чрезвычайном утомлении физическом и моральном. У нас оказались: Иванов и Рожалин. Потом Муравьев и княгиня Зинаида Волхонская. Стендаль82 и спор. Не успев отдохнуть, в Капитолийский Музе¬ум, который прошел с чувством усталости. Океан; Пастух с занозою; бюсты кесарей с Агриппиною; Умирающий воин; бюсты философов. Планы Рима и консулярные фасты*; колоссальные головы и ноги, ваза Митридатова. В кар¬тинной галерее Волчица, разбитая громом, и бюст старого Брута; в картин¬ной же галерее: Гвершинова Петронилла, Веронезово Похищение Европы, Иисус и развратница Тициана, Дарий и Александр Pietro di Corton. Гвидов Святой Себастиан. Отсюда в Торвальдсенов ателье, который оживил упадшие силы. Это квартал, набитый великолепными статуями: апостол Иоанн и слушаю¬щий старик; пастух с собакою; другой, опершийся на колено; два стоящие юноши и муж; два младенца; лежащая женщина и лежащий мужчина; мать с младенцем. Барельеф Торжество Александра. Меркурий с мечом. Спаси¬тель, Ангелы, Религия и Сила и сидящий Папа. Понятовский Евгений на коне. Колоссальный конь. Бейрон с Чайльд-Гарольдом. Барельефы. Психея

* От лат. fasti consulares — списки высших должностных лиц.

Бьенеме. Рабочая Кипренского: Сивилла в двух светах и Мальчик под рого¬жею; всё прочее старые знакомцы: Шереметев и Давыдов. Вечер у Гурьева: Лудольф, Шпаур, Растаны,

Скачать:TXTPDF

Регион растений, регион лавы и печальные следы раз¬ных извержений. Возвратились в 4 часа. Падение. Обед у Штакельберга. Убриль, но которого я принял за англичанина. Шеппинг с женою. Моло¬дой Штакельберг. Катакази.