Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

«У меня довольно написано фило-софских отрывков: они могут составить толстый том — и еще многие хочется напи-сать» (Переписка. Т. 3. С. 617). Несмотря на все усилия Плетнева, взявшего на себя хлопоты по изданию «Мыслей и замечаний», книга так и не была напечатана: потерпела «цензурное кораблекрушение» (Там же. С. 692). Официальный отзыв Л. В. Дубельта раскрывает причины цензурного запрета: «Вопросы его сочинений
550
— ПРИМЕЧАНИЯ —
духовные слишком жизненны и глубоки, политические слишком развернуты, све-жи, нам одновременны, чтобы можно было без опасения и вреда представить их чтению юной публики…» (Вяземский. Т. 9. С. 48).
При жизни Жуковского «Мысли и замечания» так и не были напечатаны. Впер¬вые отдельные отрывки с произвольной нумерацией были опубликованы, видимо, Д. Н. Блудовым под заглавием «Размышления и замечания» в посмертном издании «Сочинений В. Жуковского» (СПб., 1857. Т. 11. С. 1—82). Позднее, также с наруше-нием авторской композиции, выборочно фрагменты из записной книжки печата¬лись в других дореволюционных изданиях сочинений поэта (С 7. Т. 7; ПСС. Т. 11). Характерной особенностью всех этих публикаций была не только произвольность в отборе материала, но и изъятие острых политических отрывков или же их цен¬зурное искажение. В настоящем издании текст записной книжки печатается по ав¬тографу, в полном объеме.
Заглавие записной книжки восходит к заглавию рубрики, которую еще во вре¬мя своего редакторства «Вестника Европы» (1808—1810 гг.) ввел Жуковский. Кро¬ме того, оно соотносится с названием его ранней записной книжки «Разные замеча¬ния» (см. наст. изд.).
Поиск общих начал жизни, идеи религиозного сознания, основ воспитания, то, что определяло пафос «Философических писем» Чаадаева, «Русских ночей» В. Ф. Одо-евского, «Сумерек» Баратынского, «Выбранных мест из переписки с друзьями» Го-голя, лежит в основе итоговой книги первого русского романтика. В этом отноше¬нии его последняя записная книжка «Мысли и замечания», впитавшая важнейшие «идеи времени», стала и «формой времени».
2 Всякая умозрительная философия… — Вопрос о соотношении «умозрительной» и «практической» философии — один из важнейших и принципиальных в системе воз-зрений Жуковского на цели и задачи философии, источник его конкретных оценок. Для него философия неразрывно связана с практической моралью и религией. Еще в начале 1820-х гг. он последовательно выступает против увлечения абстракциями не-мецкой философии. В письмах к А. П. Елагиной из Дрездена от 1827 г. по поводу образования ее сына, Ивана Киреевского, он замечает: «Нам еще не по росту глубо-комысленная философия немцев, нам нужна простая, мужественная, практическая нравственная философия, не сухая, материальная, но основанная на высоком, одна¬ко ясная и удобная для применения к деятельной жизни. Там философию можно применить наконец и к умозрительной: ясность, простота, практическое, вот что нам надобно…» (РБ. С. 104). В 1840-е гг. синонимом «практической», нравственной фи-лософии становится для Жуковского «христианская философия», религия.
5 Ум есть особенная форма… — Рассуждения Жуковского о разновидностях ума во многом восходят к труду французского моралиста Люка де Вовенарга «Введение в познание человеческого разума» («Introduction а la connaissance de 1’esprit humain»), который Жуковский тщательно изучал еще в молодости, оставив многочисленные записи на полях экземпляра, находящегося в его библиотеке. Об этом см.: БЖ. Ч. 3. С. 165—171.
4 .. .чтобы воздвигнуть стройное здание из {щебня) летописей. — Весь этот фрагментотражение постоянного интереса Жуковского к русской истории как источнику

— ПРИМЕЧАНИЯ —
поэзии. Еще в заметке 1816 г. под названием «Как образовать оригинальный харак-тер русской поэзии» он убежденно замечает: «Оригинальность нашей поэзии в ис-тории. В ней материал, надобно угадать дух каждого времени и выразить его язы¬ком нынешнего, но не заимствованного ни от какого из соседей по форме, а много занять из летописей. История Карамзина — большое усовершенствование прозы. Тою же дорогою должна идти и поэзия». И далее называет «предметы» для поэти¬ческого освоения: «Игорь. Владимир. Александр Невский. Д. Донской. М. Черни¬говский. Годунов» (РНБ. № 26. Л. 26 об.). Опубликовано: БЖ. Ч. 1. С. 30—31. С этой мировоззренческой установкой связан и глубокий интерес поэта к русским летопи¬сям. Подробнее см.: Канунова Ф. 3. Русская история в чтении и исследованиях В. А-. Жуковского // БЖ. Ч. 1. С. 413—421.
В середине 1840-х гг. у Жуковского возникает оригинальный замысел «Повестей для юношества», «самой образовательной книги для детей». В рукописях поэта сохра-нился черновой проект книги, включающей сюжеты русских летописей и истории (Михаил Тверской, Отрепьев, Сусанин, Пожарский и др.). См.: РНБ. Оп. 1. № 53.
5 Общество гражданское в Европе… — Источником размышлений Жуковского о граж¬данском обществе в Европе явилась дневниковая запись от 2 (14) апреля 1840 г., передающая разговор с принцем Эмилем о цензуре. История человеческой мысли, ее связи с книгопечатанием особенно волновала Жуковского в связи с его собствен¬ными цензурными затруднениями. Об этом см.: РС. 1900. №4. С. 71—89.
6 Жуковский ошибочно дважды дал двум отрывкам № 16. Данный фрагмент — еще одно свидетельство тех цензурных изменений, которые претерпели наиболее острые мысли поэта, касающиеся политических проблем русской жизни.
7 …храните закон, тогда произведете законность. — Проблема закона как регуля-тора общественных отношений и законности как условия государственности — одна из важнейших в системе общественно-философских взглядов Жуковского. «Закон есть порядок, направляющий движение», — записывает Жуковский во время чте¬ния «Политики» Густава Эверса. «Три истины знать должен каждый: закон, чело¬век, время, Бог» — резюмирует он, читая сочинения И.-Я. Энгеля. А в дневниковой записи 1835 г. он это сформулирует достаточно четко: «А что такое справедливость его правителя: охранение прав, законом утвержденных, следственно, строгая по¬корность закону без всякого изъятия. (…) Тут всего необходимее для нас и для на¬шего государя твердая законность: привычка к ней и в царе и в подданных доста¬точно заменит всякую конституцию». Подробнее об этом см.: Янушкевич А. С. Круг чтения В. А Жуковского 1820—1830-х годов как отражение его общественной по¬зиции// БЖ. Ч. 1. С. 466—521.
Резкие выступления Жуковского против полицейского надзора, его постоянные столкновения с Бенкендорфом неслучайно принесли ему в глазах царя репутацию «главы либеральной партии». «Нравственность наша теперь вся предана на произ¬вол доносчиков: нет никого правых! Но это гибель всего! Презрение ко всему и ко всем укоренится в душе вашей! Около вас будут жить только те, кои живут преда¬тельством! Из остальных одни, меньшая часть, т. е. вам преданные и честные, бу¬дут вам чужды, будут молчать с горем и лишены возможности быть вам полезным. Между царем и Россиею будет бездна, огороженная забором из наушников» (РС.
55*
— ПРИМЕЧАНИЯ —
1902. № 4. С. 81) — эта запись воображаемого разговора с царем начала 1830 г. по-лучит дальнейшее развитие в письмах о запрещении «Европейца», о последних днях жизни Пушкина.
8 Данный фрагмент позднее войдет в письмо Жуковского к Гоголю от 29 янва¬ря 1848 г., которое будет напечатано под названием «О поэте и современном его зна-чении» (Москвитянин. 1848. №4. С. 11—26).
9 Ин., XIV, 1.
10 Ср.: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небес¬ное» (Мф., XVIII, 3).
11 …в молитве Господней. — Мф., VI, 9—13.
12 …благодаря первенству военного быта… — Этот отрывок не случаен в общей си¬стеме размышлений Жуковского. Еще в то время, когда он был воспитателем на-следника, вопрос о «первенстве военного быта» и отсутствии подлинной законнос¬ти постоянно возникает в его сознании. Об этом см.: Иезуитова Р. В. Пушкин и «Дневник» В. А. Жуковского 1834 г. // ПИМ. Л., 1978. Т. 8. С. 223.
13 Лессинг в своем Гусе… — Речь идет о немецком художнике Карле Фридрихе Лессинге, написавшем картину на сюжет сожжения Яна Гуса, предводителя народ¬ного движения в Чехии и религиозного реформатора.
14 …а французская Революция… — Об отношении Жуковского к истории Великой французской революции см.: Великая французская революция и русская литерату¬ра. Л., 1990. С. 106—141.
15 Римл., VII, 8.
16 Ньюменисты… — Последователи Джона Генри Ньюмена, известного оксфорд-ского богослова и проповедника, одного из вождей английского «нового католиче-ства». В октябре 1845 г. он порвал с англиканской церковью и перешел в католиче-ство, возглавив движение высокоцерковников.
17 Исх., III, 14.
18 Позднее этот фрагмент станет началом статьи «Две сцены из Фауста» (Моск-витянин. 1849. Ч. 1. С. 13—18). Подробнее см.: Эстетика и критика. С. 419.
19 Лк., XXIII, 42.
20 Лк., XXIII, 43.
21 Лк., XXIII, 41.
22 …а в жизнь вечную. — Жуковский перефразирует текст причастной молитвы. Ср.: «Верую, Господи, и исповедую…»
23 14/26 апреля 1846. — Эта своеобразная исповедь поэта, интересная для пони-мания его религиозных поисков и перекликающаяся о дневниковой записью от октября 1846 г., сразу же не предназначалась к печати. Жуковский зачеркнул весь текст этого фрагмента и сделал помету: «Не писать». Поэтому следующий за ним отрывок получил опять № 43.
24 Без самоотвержения нет молитвы. — Весь фрагмент № 43 войдет позднее в пись¬мо к Н. В. Гоголю, которое известно под названием «О молитве» (ПСС. Т. 10. С. 79).
25 Вся вторая часть записной книжки (№ 2), имеющая общее заглавие «Воспи-тание», неразрывно связана с системой педагогических взглядов Жуковского. В свя¬зи с рождением детей Жуковский вновь обращается к педагогическим занятиям.
553
— ПРИМЕЧАНИЯ —
В письме к П. А. Плетневу от 3 (15) февраля 1850 г. из Баден-Бадена он говорит: «Чтобы обратиться к моим педагогическим занятиям (которые не без поэзии) я желал бы составить полный курс домашнего, систематического учения, составить его так, чтобы он мог пригодиться и в других семействах, чтобы отцы и матери могли им пользоваться, не прибегая к помощи наемников» (Переписка. Т. 3. С. 629). Раз-мышления в записной книжке — методологическая основа этого курса.
26 Руссо, кажется, его не определил. — Речь идет об идеях Ж.-Ж. Руссо, выражен-ных в его романе «Эмиль, или О воспитании». Жуковский во время чтения романа в начале 1830-х гг. полемизировал с этими мыслями французского писателя (см.: БЖ. Ч. 3. С. 103—107).
27 . ..даже не имеет никаких привычек. — Проблема воспитания определенных при¬вычек еще в детстве — одна из важнейших в системе педагогических воззрений Жуковского и главный пункт расхождения с позицией Руссо. Об этом: Канунова Ф. 3. Жуковский — читатель педагогического романа-трактата Руссо «Эмиль, или О вос-питании»// БЖ. Ч. 3. С. 127—128.
554
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Абрамович — Абрамович С. Л. Пушкин в 1836 году: Предыстория последней ду-эли. 2-е изд., доп. Л., 1989.
АбТ —Архив братьев Тургеневых. Вып. 1—6. СПб.; Пг., 1911—1921.
Анненков —Анненков П. В. Парижские письма / Изд. подгот. И. Н. Конобеевская. М., 1983. («Лит. памятники»).
Арзамас-2 — «Арзамас»: Сборник: В 2 кн. М.: Худож. лит., 1994.
Афанасьев — Афанасьев В. Жуковский. М.: Мол. Гвардия, 1986. («Жизнь замеча-тельных людей»).
Барсуков— Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб.,

Скачать:TXTPDF

«У меня довольно написано фило-софских отрывков: они могут составить толстый том — и еще многие хочется напи-сать» (Переписка. Т. 3. С. 617). Несмотря на все усилия Плетнева, взявшего на себя