Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

тическим корпусом. Фрезе и Дюринг, сопутник кронпринца. Его воспита¬тель. Гефль. Рочестерский епископ, прибывший дабы его конфирмировать. Прекрасная натура, развитая несчастием. Я подле кронпринца и министра Шульте за столом. Зала с огромною картиною, представляющая Генриха Льва и Барбароссу. Статуи и картины довольно плохие. Принц Брауншвейг-ский; ввечеру мушка. Разговор о сочинении Баварского короля67 и потом с Ливеном у меня.

8 (20) июля, пятница. Поутру рисовал в саду. Потом прогулка, но недол¬гая, дождь помешал. Обед у короля. Сидел подле кронпринца. Разговор о женщинах. Вот жених великой княжне Александре Николаевне68. После обеда театр. В оркестре. «Fra-Diavolo»m. Очень порядочно. Актеры браун-швейгские. Перед обедом визит с в(еликим) к(нязем) Брауншвейгскому гер¬цогу, который болен. Вечер у короля. Сидел за ужином между двумя дама¬ми очень любезными; одна госпожа Буш, урожденная Малорти, а другая, очень милая, графиня Штольберг, третья жена графа Штольберга, сына поэта Фридриха-Леопольда. Знакомство с женою Вангенгейма, очень ум¬ною, и графинею Бенигсен; также с молодым Малорти и его прекрасною женою. В театре подле Каница.

9 (21) июля, суббота. Утро дождливое. Ездил в город. Осматривал ново-строящийся дворец: под главным присмотром Вангенгейма и архитектора Лавеса. Много вкусу. Две лестницы, одна парадная с великолепным пор¬тиком. Rittersaal. Плафон с портретами. Портреты курфирстов и королей. Барельефы; паркет; серебро; зеркала, столы и сосуды. Зеленая комната с фресками: Любовь, вино и поэзия. Комната Гомерова, комната ландшаф¬тов, комната Психеи, зала танцев: Музы, Грации, Геба, Ганимед, Венера, Вакх и Амур. Комната морская. Комната Юпитера. Утро и вечер. Церковь, позолота, гробницы, картины фреско и способ живописи alfresco. — Обед у короля. Регент Гессенский. Вечер дома.

10 (22) июля, воскресенье. Утро дождливое. Крейтон. Во дворце. Обедня и проповедь епископа рочестерского, причащение. — Обедал дома. После обеда у Крейтона. Анекдоты о сыне. Экзамен и билеты. Ссора с товарища¬ми за гувернера. Вечер дома.

// (23) июля, понедельник. Все утро читал критику на Штрауса70. Обед у ко¬роля. В театре: «Nachtlager bey Grenada» Крейцера. Длинная, скучная музыка.

12 (24), июля, вторник. Поутру в лавке. Всход на колонну71. 180 ступе¬ней. Вид на Дейстер, Гарц, город, Bella Wista. В доме Вангенгейма: очень хорошо построенный. Кухня, так что один ход, весьма просторная. Кори¬дор, запирающийся створчатыми дверями. В конюшне стойла с решетка¬ми, чтобы более света, лошади друг друга видят; полукруг; столбы желез¬ные, ясли также; кругом их обложено цинком. В дверях спуски для сена и соломы; желоба для овса. — NB. Сделать для кухни машину, чтобы все по-давалось не руками, и так, чтобы одно опускалось, как скоро подымается другое. — К архитектору Лавесу. Модель висячего моста, который может быть переложен через широкую реку. В Библиотеке. Манускрипты Лейбница:

ю8

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

12 томов in folio неизданной истории Германии. Его письмо к Лудвигу XIV о занятии французами Египта, также неизданное; его письмо Брюсу о вой¬не с турками. Манускрипт «Феодищи»72. Множество неразобранных рукопи¬сей. Стул, на коем умер Лейбниц с «Аргенидою» Барклая73 в руках. Желез¬ный обруч Петра Великого для поддержанья руки при стрельбе. Двадцать томов писем герцогини Орлеанской к курфирстине Софии в последние годы Лудвига XIV и во время регента. Грамоты за подписью Лудвига Герман¬ского, Лудвига Младшего, Генриха IV и пр. Акт о возведении на англий¬ский трон Ганноверской фамилии, скрепленный подписями Wright и Pitt. Манускрипт молитвенника на пергаменте, принадлежавший Карлу V и подаренный им Генриху VIII. Биография в портретах, начинающаяся пор¬третом брюха матери и оканчивающаяся портретом гроба. Работы Перт-ца. — Заезжал к Штольбергу, потом к Каницу. Его любезная сестра (жена его брата и сестра его бывшей жены), его хорошенькие две дочки. Обед у ко¬роля. Ввечеру у великого князя. Потом на бал в 12 часов в доме бывшего герцога Кембричского. Возвратился в 2 1Л часа. Дождь.

13 (25) июля, середа. Поутру замечательный разговор с великим князем и с Кавелиным. Обед у короля в городе. Король несколько болен. Ввечеру у нас скучная опера «Le postillon de Longjumeau»’74. После того весьма прият¬ные минуты с великим князем. Дождь.

14 (26) июля, четверг. Поутру дома. Чтение и долгий разговор с вели¬ким князем. Надобно час от часу быть к нему ближе для его же пользы. Обед у короля в городе. Роза-пуф. Вечер дома. Дождь.

15 (27) июля, пятница. Утро дома. У меня Каниц. Обед у короля. Вечер дома. Мушка. Дождь.

16 (28) июля, суббота. Погода начинает разгуливаться; воспользовался ясною минутою дня для прогулки, она кончилась дождем. Обед у короля; за столом подле Лейста, бывшего профессора прав Геттингенского универ¬ситета. Он большой делец. Разговор о конституции ганноверской. Ввечеру у нас концерт. Ничего особенного. Ария кронпринца.

17 (29) июля, воскресенье. Поутру к Лейсту; потом к Каницу, которого не застал, и к Шультену, которого застал вместе с болтливою его женою. За¬мечательный сад. Обед у короля. За столом между Мартином и Деделем. Последний рассказывал о покраже бриллиантов в(еликой) к(нягини) Анны Павловны. Едем послезавтра. Негоциация с Кильмансеггом о доме Штей¬на в Нассау для великого князя. Вечер дома. Мушка.

18 (30) июля, понедельник. Поутру завтрак в королевском погребе. — Пи¬сал к Марии Николаевне и к Тургеневу. — Прощанье с королем. У меня Лейст. — Смотр лошадей королевских. Четыре цуга. Обедал у Шееля, рядом со мною Мартин. — Гельф. — Бал и иллюминация у нас в Герренгаузене.

19 (31) июля, вторник. Переезд из Ганновера в Эйнбек. Прекрасная сто¬рона. Мили две от Ганновера довольно однообразно. Потом начинаются горы, и виды становится живописны. В Эйнбеке развалины готической недавно сгоревшей церкви.

109

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

20 июля (1 августа), середа. Переезд из Эйнбека в Кассель. Проезд через Геттинген. Посещение Герена75. Он живет в доме, бывшем Шлецера против Johanniskirche. Дом в три этажа. Чистота. Гипсы на лестнице. Точно слог Герена. Отдача перстня. Разговор о истории, о карьере Герена, о настоящем времени и пр. — Ратуша, четвероугольный старинный дом. Новое универ¬ситетское здание. Депутация к великому князю. Виды живописны. Особен¬но Минден и Porta Westphalica. Прибытие в Кассель. Руль. В театре: «Enzio»76.

21 июля (2 августа), четверг. Утром рано с Рулем в Бельвю. Картинная галерея; особенно замечательны картины школы фламандской. Большая зала. PotteroBbiКоровы; прекрасная РубенсоъаВакхатшлъя. Снидерси Рубенс. Голь-бейново Семейство. Портреты Вандика. Несколько Теньеров. Две головы Герарда Дова. Итальянские картины не столько замечательны. — Поездка в Wilhelmshohe. Фонтан. Несколько прекрасных картин. Копии Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской и Танцорки Кановы. Комната с стек¬лом вместо зеркала. Завтрак у курфирстрины; ее дочь со своею воспитатель¬ницею M-elle Scheele. M-elle Osterhamm. От Касселя до Марбурга дождь. Пе¬ред въездом в Марбург на время луна и прекрасный вид на живописный город на берегу Ланы с его горным замком и готическою церковью.

22 июля (3 августа), пятница. Переезд из Марбурга в Франкфурт. Осмотр кафедральной церкви. Суперинтендент Юппи. Церковь чистого готическо¬го стиля. Цветные окна. Место, где только гроб Елизаветы77 с камнем, вы¬тертым коленами молельщиков. Резьба будто Альбрехта Дюрера. Гробы гес¬сенских ландграфов. Особенно замечателен один с изображением ландграфа в латах наверху и его же, съеденного зверями и покрытого всякими гадами, внизу. Рака св. Елизаветы, медная позолоченная, фигуры серебряные с вы¬ломленными камнями, во времена вестфальские, как здесь говорят. — Завт¬рак в Гиссене; встреча с нашим химиком Воскресенским78. — Места приятнее до Франкфурта, куда мы приехали в 3 часа пополудни. — Убриль, Василь-чиков, граф Толстой, Маркелов, Струве. — Свидание с Тургеневым, явление Вьельгорских. Консультация с Коппом. Лауниц.

23 июля (4 августа), суббота. Поутру у Радовица. Разговор о Рейтерне. Визиты к Панхюс; к Лауницу, его идея о музеуме искусства Средних ве¬ков. — К Шелеру. У великого князя представление. Ротшильд. — Обед у ве¬ликого князя. После того в театр на минуту. К Радовицу с Тургеневым. О книге Каница79 и замечания на нее Радовица. Вечер у Убриля: Мюнх-Бел-лингсгаузен, президент диеты80, Росси с женою, Штраленгейм с женою, г-жа Панхюс, M-elle Bolviller, Шелер, Радовиц с женою. После разговор у ме¬ня с Вьельгорским. Мейндорф.

24 июля (5 августа), воскресенье. Переезд из Франкфурта в Висбаден. Поутру у меня Тургенев. Я у Нарышкиной. С Радовицом в Stadelsche In-stitut*. Некоторые немецкие картины, мне прежде известные. Фейтовы

* Т. е. в Stadel’sche Kunstinstitut (художественный институт. — нем.), основанный франкфуртским гражданином Иоганном Фридрихом Штеделем (Stadel; ум. 1816).

ПО

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

плафоны. На лестнице Альбрехт Дюрер и Рафаель. В немецкой галерее. С одной стороны, Христианство источник искусства, с другой — Три глав¬ных искусства; портреты живописцев немецких. — Фейтов Ахиллов щит, не¬сколько ландшафтов Рюисдаля. Из новых: Даниил во рве львином Фейто-вой школы, или самого Фейта80а; Спокойствие Даниила, Лев, рвущийся вверх. Три ландшафта Лессинговы: особенно один прекрасен — разоренная де¬ревня на берегу высоком с обширною окрестностию. Рыцарь перед Мадон¬ною посреди леса. — Решительная минута вербовщика: задумчивость с од¬ной стороны; разные роды плутовства с другой. Пляска в трактире. Une marine*. Рисунки для Данта. Фейтов картон: Тучный год в Египте. Самое лучшее — Фейтов фреск: Христианство в Германии как источник искус¬ства и образования. Германия с одной стороны, Италия с другой, в се¬редине Христианство: божественная фигура с ангелом, проповедующий епископ, бегущая Велледа, печальный бард над сокрушенным святым дубом, из-под коего ключ; внимающие мальчик и девочка; вдали теоло¬ги, школа, воин с поэзиею и музыкою, архитектура, скульптура и живо-пись. Прекрасная живая композиция; колорит фреско. — Мысли Радовица о архитектуре. Греческая — горизонтальная линия; готическая — верти¬кальная линия. Свод готический из двух параллельных, никогда не схо¬дящихся; элемент идеальный основою материального. Восток всегда та¬инствен: египетские формы. — Кафедральная церковь. Картина Овербека «Мария и Елизавета»; идеал и простая природа; голова старика, голова Мадонны, голова Елизаветы. Рисунок, и отделка, и колорит весьма неудов¬летворительные; со всем тем чувство и мысль. — У меня Бек. Альбом анг¬лийских рисовщиков. — Мысль Тургенева купить дом. Дом Дмитриева единственное ему спасение. — Переезд в Висбаден. Посещение Штигли¬ца, который имеет что-то похожее на Гумбольдта. Здесь М-е Storch. У меня гр. Игельштрем.

25 июля (6 августа), понедельник. Висбаден. Заходил к Шторх. Пере¬езд в Эмс.

26 июля (7 августа), вторник. 1-й день Эмса. Великий князь еще не на¬чинал своего курса. Ждем Штиглица. Писал императрице81. Прогулка по саду. Попеременно дождь. Ввечеру мушка.

27 июля (8 августа), середа. 2-й день Эмса. Все еще великий князь не начинал курса. Ждем Штиглица. Нынче представление русских. Здесь ге¬нерал Guilleminaut. Видел генерала Гильомино: приятный не французский тон. После обеда делал визиты русским. Бал в курзале. Граф Ревентло; его жена, племянница гр. Бернсторф; госпожа Буш, дочь Бернсторф (одна се¬стра ее с матерью больная, другая племянница за Редерном;

Скачать:TXTPDF

ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА - тическим корпусом. Фрезе и Дюринг, сопутник кронпринца. Его воспита¬тель. Гефль. Рочестерский епископ, прибывший дабы его конфирмировать. Прекрасная натура, развитая несчастием. Я подле кронпринца и министра Шульте