Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

фр. Testrapade—пытка дыбой.

95

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

13 (25), ноября, воскресенье. У обедни. В галерею Барбини. S. Zacharie. S. Giovanni et Paolo. Из греческой церкви к послу. У Скиавони. К графине Чиконьяра. S. Giorgio Maggiore.

14 (26) ноября, понедельник. Academie des Beaux Arts*. Maison Treves. У San Querico.

15 (27) ноября, вторник. В галерее Манфрини. В Frari. Экзекуция на Piazzetta: Прин.

16 (28) ноября, середа. Les ateliers182: Dusi —Ромео и Юлия. Смерть св. Мар¬тина. У Липарини. Палинари. Греческий патриарх посреди греков, портрет графини Самойловой. У Полити: Елена, Тезей и Пиритой. У Бузи. У Борга-ти: разные виды. У Скиавони: Поклонение пастырей. Тициан и Виоланта. Тасс и Элеонора. Портрет. Флора. Дом Бьянки Капелло.

17 (29) ноября, четверг. В Мурано. Фабрика Виталлии.

18 (30) ноября, пятница. Арсенал. Львы. Баталия. Коллегия.

19 ноября (1 декабря), суббота. В монастыре de Salazzi, св. Магдалины. Игуменья и пять монашенок, француженки, из Лионского монастыря, бежавших в начале монастыря сперва в Мантую, потом в Австрию, потом утвердились в Венеции. Рабочие с надписями: Се qui n’est pas pour Teternite ne peut etre que vanite**; в другом месте: И faut vivre ici ayant le coeur au ciel et le corps au tombeau***. Спальни, классы; девиц числом тридцать шесть. Оттуда в церковь. Панихида по Александре. — В доме Пизани. Пре¬красная зала; великолепная спальня с худыми занавесками; лестница вы-сокого стиля; штучный мраморный пол. Картина Веронеза Дариево семей¬ство, превосходная композиция с странностями костюма и подробностей: колонада, обезьяна и прочее. Против нее Смерть Дария, с большим эф¬фектом. — В доме Барбариго. Картины Тициана: [нрзб.] с большим вы¬ражением, странный костюм, полосатое платье; Венера и Амур с зеркалом; Святое семейство; Св. Себастиан и другие, все попорчены, но часто чистые и нисколько не закрашенные; Коррежиевы головки. — В Архив, находя¬щийся в монастыре dei Frari; до 10 ООО ООО рукописных волюмов; отдель¬ных листов без числа. Документы с 800 по 1836. Не в большом порядке, ибо мало чиновников, и которые есть, несведущи; когда нынешние дирек¬тор и вице-директор умрут, архив будет неприступен. В Maria della Salute. Великолепная церковь без вкуса, Лонгена. Бронзовый канделябр; карти¬на стертая Тициана — Сошествие святого духа. В сакристии прекрасные кар¬тины, коих видать было невозможно. Les noces de Сапа**** Тинторета, пер¬спектива. Св. Марк на троне и святые Тициана. — У графини Чиконьяра. — Ввечеру бродил по площади св. Марка и по пьяцетте и по набережной des Esclavons.

* Академия изящных искусств (фр.). ** Все, что не для вечности, лишь суета (фр.) *** Надо жить здесь, имея сердце на небе, а тело в могиле (фр.). **** Брак в Кане (фр.).

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

20 ноября (2 декабря), воскресенье. У обедни во всей форме183. Во время службы с патриарха упала шапка и сломался крест. У Врбны. У Шпаура. Clementine, старшая дочь; ее живописные картины. К послу. Отдал еванге¬лие. Разговор о путешествии великого князя. К Нарышкиной. К Брера, коему отвез перстень. Импровизатор вслед за нами от обедни. Заходил в С. Марко. Обед у принца, долгий и скучный. Сидел подле коменданта184. После обеда рассказы Паулуччи. В Фениче. «Norma». M-elle Remble — Norma.

21 ноября (3 декабря), понедельник. Укладка до 12 часов. С великим кня¬зем в Армянский монастырь. Школа. Типография. Церковь. Евангелие. Часы 8-го века. Русская граматика. Русская история Гахвозова. Отец Пас¬кали учитель Бейрона; место, где Бейрон учился по-армянски, и другое, где часто сидел и сочинял. Физический кабинет. Прелестные виды лагун, ост¬ровов, Лидо с Маламокко. К коменданту Штейнингеру. Карта Франции и карта Баварии. К Фрейгангу; Паткуль ловелас. У нас обедал принц. Я под¬ле Дандоло и Лебцельтерна. Ввечеру прогулка по Piazza при луне. Тень колокольни, бледный свет куполов; Maria della Salute как призрак; полоса лагун; огни на кораблях; огни на гондолах. Почтовая лодка в Киожжу с фо¬нарем; спящие на мостах и гондолах; гондолы с фонарями. Масса С. Мар¬ко и Palazzo с огромными окнами. Лев с крыльями. Резьба на светлом фоне зданий. Ponte dei Sospire в бледном свете над темным каналом, на коем по¬лоса от фонаря гондолы и свет в окне тюрьмы. Per те si va…185 Вечер у Шпа¬ура. Пенье. Картины Каролины186.

Мой мир лишен магической одежды; Еще могу по-прежнему любить; Но нет надежды Любимым быть187.

22 ноября (4 декабря), вторник. Выезд из Венеции через Местре. На лод¬ке. Завтрак в Падуе. Весь день пасмурно и дождь. Ночевали в Ровиго.

23 ноября (5 декабря), середа. Переезд из Ровиго в Болонию. Приехали довольно поздно.

24 ноября (6 декабря). Осмотр в Болоний церкви св. Петрония; замеча¬тельная архитектура. Против нее замок короля Энцио188. Нептун Jean Во-logna. Две башни покосившиеся. Картинная галерея: Рафаель. Каррачи: Лудвиг, Августин и Аннибал. Альбано. Доминикин. Гвидо Рени. Гвершино. Франческо Франчиа. Фонтана. Элиза Сирани. Две залы великолепно пол¬ные. — Переезд из Болоний в Ковильяйо через Аппенины. Быки. Дождь. Темнота. Сильный ветер. Густой туман. Холодная квартира с дымящим камином.

25 ноября (7 декабря), пятница. Переезд из Ковильяйо во Флоренцию. Въезд на козлах. Князь Голицын. Представление гросгерцогу189 в сертуках. Прогулка по площади. Молтке. Вечер сперва у великого князя, потом у себя. Ужасно вонючая горница.

137

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

26 ноября (3 декабря), суббота. Поутру на площадь. Palazzo Vecchio. Log-gia dei Lanzi. Jean Bologna три силы. Персей сух. Давид урод. Геркулес му¬жик. Лев флорентийский. Гербы. Статуя Козма I. Кафедральная церковь, осо¬бенно снаружи. Sid di Dante. Bruneleschi и Arnolpho. Баптистериум. Campanile. Несколько времени солнечного света. В S. Сгосе. Памятники Микель-Анжу, Данте, Альфьери, Макиавелю и Галилею. Огинского памятник. В сакристии фрески Жиотто и его Мадонна, Богоматерь Чимабуе. Часовня с четырьмя си¬виллами и раем на плафоне. В Annonziata. Madonna del Sacco: рисующий ан¬гличанин; другие запертые фрески Андреа дель Сарто из жизни Богомате¬ри. В церкви великолепной, с замечательным потолком, бронзовый крест и бронзовые барельефы Жан Болоньи. — Palazzo Borghese. Великолепная зала для танцев со множеством зеркалов; восточная пышность и пестрота без вку¬са. Несколько картин. В Academie des Beaux-Arts. Cimabue; Giotto; Giottino; Gaddi; Orcagna; Philippo Lippi; Domenico Ghirlandajo; Verochchio; Gentile da Fabriano; Fiesole; Masaccio; Lorenzo di Credi; Sandro Boticelli; Perugino; Fra Bartolomeo; Andrea del Sarto; Mariotto Albertinelli. Рисунки Микель-Анжа и Рафаеля. Atelier de Benvenuti. Картины в малом для фресков часовни Меди-цисов. Ева; Благословение младенцев, отца или сына, не помню; дух новых. Кар¬тоны лучше картин. Ряд картин Фьезоля. Страшный суд; ангел, выгоняющий сплутовавшего грешника, над коим черт смеется; лица ангелов, кои пляшут с блаженными. Монашеская искренняя набожность. Картины Жиотто. Гип¬сы. Бюст Кановы. Группа Ниобеи. Двери Гиберти. Минерва. Диана. Колосс с Monte Cavallo. Геркулес Фарнезе. — Luca della Robbia. — К Муравьеву, кото¬рый в доме Пандольфи, построенном по плану Рафаеля. — К Орлову. — Обедал у князя Голицына, который скупает корки. Ввечеру концерт в замке Питти. Нас прогнали сквозь блестящий строй. Пели Унгер и Ториани. Эн-гельбах. Маршал Мезон.

27 ноября (9 декабря), воскресенье. Утром в Palazzo Pitti190. Старые чудес¬ные знакомцы. Фрески Бенвенути, холодная история Геркулеса. Две ста¬туи Бартолини: La Charite и Нимфа. Картина Баззоли Въезд Карла VIII во Флоренцию. В Кармелитский монастырь. Фрески Мазаччио. — В ателье Бар¬толини. Памятник Демидова191. Он с Анатолием и с благодарностью: гений обеда, Сибирь, человеколюбие и покровительство наук. «Est се que moi je suis un batard?»* — сказал Павел Демидов, увидя эту статую. Девочка, уку¬шенная скорпионом; Нимфа; Дитя спящее (гроб Малышевой). Статуя вакхан¬ки; Наполеон; Девочка на коленях; группа на столе; Андромаха и Астианакс. — В ателье Беццоли: Смерть Строцци. Мадонна. Аттила. Диоген. Невеста и жених. Картоны из жизни Юлия Кесаря. Юголино. Данте. Эскизы из Ариос-та. — В Chapelle dei Scalzi. Фрески Андреа дель Сарто. — Обед у эрцгерцо¬га в Palazzo Pitti. Я между принцем Корсини и М-е Massimi. Ввечеру театр. «Lucrecia Borgia»192. M-elle Unger —Лукреция; Мориани —Дженнаро; Гризи — синьора Rosina; Alphonso — Copelli.

* А я разве незаконный сын? (фр.).

138

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

28 ноября (10 декабря), понедельник. Отъезд Кавелина. С великим кня¬зем в Gallerie dei Uffizi. Общий взгляд. Хорошо ли, что все собрано в Три¬буну? Кажется, много лишнего. Здание не соответствует своему назначению. La Madonna dei Gran Duca. Контраст Seggiola. 3 главные Мадонны: Seggiola, Gran Duca Сикстинская; Impanata. Сравнение с Jean Bellino. Cima da Cone-gliano. Тициан, Сассоферрато, Франчиа, Коррежио, Леонардо да Винчи. Завтрак дома. — К Бартолини, к Беццуоло. — Обедал у Муравьева с Саб-луковым и Барятинским. Разговор о Бейроне. (Еще поговорить.) Вечер у Орлова: душный раут.

29 ноября (11 декабря), вторник. Предложение, сделанное великому кня¬зю и им принятое, о составлении собрания памятников искусства Средних веков193. На Piazza del Gran Duca. Двор Palazzo Vecchio: резные колонны, погреб, колодезь с Амуром Донателло, or San Micheli с статуями Сансовино, Жан Болонь и Донателло. Алтарь с барельефами; величественное здание. В кафедральную церковь. Баптистериум. В S. Lorenzo Брунелески. Капел¬ла Медичи. Начиная с 1-го великого герцога194. Выложена драгоценными камнями; фрески Бенвенути. Старый и Новый Завет. Гробы Медицисов с статуями Микель-Анжа Четыре времени года. Лоренцо (La pensee) и Жули-ан. Кафедра с барельефами Донателло. В Uffizi бронзы Жан Болоньи и дру¬гих; множество древних. Рисунки Рафаеля и Перуджина. Между прочим рисунки Положения во гроб, многие Мадонны. В Трибуну. Разные Мадонны Рафаеля. Зачем так много вместе? Рай Fiesole. К скульптору Пампалони. Девочка и змея; Мальчик и голубь; Амур бегущий. В Annunziata. В Мариа No-vella — Темный хор за алтарем освещен большим окном. Архитектура? Бру¬нелески. — Вечер дома.

30 ноября (18 декабря), середа195. Утром в Борди. Потом в Трибуну. От¬туда через Ponte Vecchio и галерею вместе с маркизом Del Monte в Palazzo Pitti. Ма bella squarda дом Галилеев, принадлежащий Albizzi. Возвращение домой. Визиты к Дивову, к Корсини и к князю Голицыну вместе с Энгель-бахом. Обед дома. После обеда у меня Bartolini. Заказал работу для великого князя. — Условие. Bordi. Визиты. К Саблукову. Бедный Викулин в беспо¬койстве о матери. К Муравьеву; все тот же ветреный и бездушный поли-гистор*. Разговор с Лауницем о красоте в искусствах. Не забыть в Риме Бро-уна и русского скульптора.

(Декабрь)

1 (13) декабря, четверг. Переезд из Флоренции в Ареццо. Неживописные виды, но приятные, ибо все пышно обработано. Мерзкая квартира в Ареццо.

2 (14) декабря, пятница. Переезд из Ареццо в Перужию. Поутру в Арец¬цо ходил осматривать город, стоящий на высоте, как и все прочие города по этой дороге. Древняя церковь на месте Меркуриева храма, стройное четвероугольное здание с колоннами в четыре ряда. Ложи

Скачать:TXTPDF

фр. Testrapade—пытка дыбой. 95 - ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА - 13 (25), ноября, воскресенье. У обедни. В галерею Барбини. S. Zacharie. S. Giovanni et Paolo. Из греческой церкви к послу. У