Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

на площади

* От ней. polyhistor — человек с обширными знаниями.

139

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

архитектуры Вазария. Кафедральная церковь чисто готическая с цветны¬ми окнами и алтарем, на коем барельефы Jean Болоньи. Дом, где родился Петрарка. Дорога по стороне, чудно обработанной. Кастильоне и Кортона на высотах. Озеро Тразименское. Узкий проход в Пассежиано. В Перужии фрески Перужжина и Рафаеля. Замок, где содержатся политические пре¬ступники.

3 (15) декабря, суббота. Переезд из Перужии в Терни через Фолигно и Сполето. На высотах Assisi. Треви. Вид на прекрасную равнину, по коей извивается Клитумн. Храм Девены. Les chenes verts*; плющ. Сполето на высоте посреди прекраснейших окрестностей. Вход в узкую долину. От Спо¬лето до Терни спуск через Сомму; глубокая дебрь, удобный приют для раз¬бойников. Приехали поздно и не успели видеть каскада.

4 (16) декабря, воскресенье. Из Терни в Рим. Сначала широкая долина от Терни до Отриколи. Спуск по горе над бездною, где бежит река. Замок Отриколи на высоте. По долине чудно извивается Тибр, съезд на равнину. Влеве гора Орест; правее Тибр и несколько гробов. Час от часу пустее. На¬конец Campagna di Roma. Захождение солнца. Пастухи на янтарном фоне. Первый вид на Рим. Темнота и звезды при въезде в город. — Мятлев, Ко¬чубей, Васильчиков, Вьельгорский, Кривцов.

5 (17) декабря, понедельник. Представление. Поездка к Папе. Prince Mas-simi. Костюмы стражи и костюмы служителей. Простота покоев. Вид из окна. Взгляд на S. Pierre. Домой. Скинув мундир, на высоту Капитолия с Лауни¬цем. Конь Марка Аврелия. Беги. К Сестиевой пирамиде. В церковь св. Пав¬ла за стенами. Вечер у Вьельгорского и у М. Я. Нарышкиной с Бруни и Кривцовым.

6 (18) декабря, вторник. Письмо от великой княгини Марии Николаевны. Обедня. Русские жители и русские художники. После обедни к Кривцовой, к Долгорукому и к графине Фиккельмон. В церковь св. Петра. Сумасшедший англичанин. Принц [прбл.]. Обед у великого князя. Ссора с Липманом. Ве¬чер у великого князя. Чтение Мятлева196 скучное и неприличное.

7 (19) декабря, середа. У Тенерани: le buste du раре; две Пешей; Флора; Положение во гроб для Торлониа; Вулкан и Веста для Торси; Гений охоты и гений рыбной ловли; Венера с занозою в ноге. Барельефы: Христос, благословля¬ющий младенцев; Св. Иоанн; барельеф мученика; монумент Северина; мону¬мент англичанки. Орлов голый с эмблемами. Благотворительность обще¬ственная. Фигуры для Лейхтенбергского монумента; бюсты Тасса и Ариоста. Фавн. — К Овербеку: большая картина: Катехизисы искусства, умирающие в лоне Бога. Рисунки для молитвенника. — На Монте Пинчио. Рафаелева вил¬ла. Вилла Боргезе. — К Пилати. Кабан прекрасный в дурных ландшафтах. Картины проданные: Коррежиева Магдалина, Гвидо Софонеба; пейзаж Клод Лорреня. Св. Семейство Андреа дель Сарто и еще Рафаелев Кальвин. У Бру¬ни. — Все сии осмотры вместе с Гоголем197. Заезжал к Кестнеру, которого не

* Каменные дубы (фр.).

140

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

застал. Ввечеру у княгини Волхонской вместе с Гоголем и Шевыревым. Шевырев вечно на кафедре и все готовые, округленные, школьные мысли; Гоголь весь минута. Он живет Италией и в то же время, кажется, видит, что ему недолго жить; всегда живописец, и часто забавный. Живет близ Piazza Barberini, где, как говорит, прогуливаются только козлы и живописцы. Поутру был в Сан Жезу. Великолепный плафон, позолота и живопись, бо¬гатство материалов: местный мрамор; jaune antique*; lapis lasuli**.

8 (20) декабря, четверг. Прекрасное светлое утро. Был у великого кня¬зя, у которого нашел князя Д. В. Голицына. Великий князь читал мне пись¬мо государя и кронпринца. Прелестная переписка отца с сыном. — Визи¬ты к графине Элмпт, к посланнику198. Бродил по Колоссею, по развалинам дворца кесарей. Вилла Миле на груде развалин, покрытых розами. Здесь я рисовал. У Вьельгорского. После с князем Кочубеем на Monte Pincio. Обед с князем Дмитрием Владимировичем и Васильчиковым. Все после обеда проспал.

9 (21) декабря, пятница. Утром у меня наши русские живописцы: Ива¬нов, Живаго и декоратор Никитин. Потом Шевырев. К Кривцову, у кото¬рого завтракал; от него к Броуну на Ripa Tarpeja; к княгине Голицыной и к княгине Волхонской. К Гоголю, замазанная служанка. В рабочую Торваль-дсена: новый барельеф Аполлон пастух, pendant Иоанна; начатый барельеф Аполлон, грации, музы и поэты-, Молодая плясунья. Гомер, поющий пред толпою. Суд Соломонов, проект барельефа. В дом Торвальдсена: картины новейших. Публичный писец, пишущий письмо и читающий ответ на него [прбл.]; Нерли-евы Буйволы; Грек Роберта; портрет Торвальдсена Гораса Вернета,- Мадонна Овербека. Положение во гроб Корнелиуса; Спящий младенец в колыбели на сол¬нце Кателя; Песчаный берег Гюдена. Рисунки Керстена. Маски Наполеона и Гете и еще многие другие. За обедом разговор о гвардии и Петербурге, глав¬ный оратор Челищев. Вечер у посланника. Кестнер, Шпаур, посол австрий¬ский — 199, монсиньор —, Висконти, Нибби, Броун, Бух, Палацкий, Тиле, Лудольф, Литта.

10 (22) декабря, суббота. К Гоголю и с ним к Иванову 200. Иоанн Крести¬тель. — К Габерцеттелю (не застал). К Живаго: прекрасная копия Твидовой Pieta и весьма дурные картины собственного сочинения: Фома и Спаситель, Спящая Богоматерь с Младенцем. — У Шамшина: не застал. — У Маркова. Негодный список Пожара в Борго. Сироты на гробе, италианизированные русские крестьяне, без всякого искусства и дара. Проект Воскресения.— Иордан. Начало Преображения. Рисунок весьма хорош. История с Каневским и портрет Михаила Павловича. — Пименов. Проект русского богатыря и мальчика, играющего на варгане. Голова разбойника. Натурщица. — У Ло-гановского. Киевлянин, бегущий от печенегов. Мальчик, играющий в мяч. — Ефимов. Ресторация villa Adriana, виды греческие и египетские. Рисунки,

* Старинная охра (фр.)

* Лазурит (фр.).

141

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

принадлежащие вдове Кипренского. Обедал у М. Я. Нарышкиной вместе с Потоцким, его женою, Висконти, Волхонскими и M-elle Bolvillers. Вечер писал письма.

// (23) декабря, воскресенье. Обедня в мундирах. — У меня Висконти и большой спор. Обедал у княгини Волхонской на даче вместе с Гоголем, Шевыревым, князем Волконским и Бруни. Прекрасный вид с эспланады, весь Лациум. — Вечер дома. Заезжал в S. Jean de Latran.

12 (24) декабря, понедельник. Поутру с великим князем поездка по русским артистам. У Бруни. У Живаго. У Габерцеттеля. Иоанн Креститель. У Ивано¬ва. У Маркова. Потом в церковь св. Петра, где Ave Maria с Папою. Визит к Вьельгорскому. За обедом у нас Липман. Ввечеру дома с Кривцовым.

13 (25) декабря, вторник. Праздник здешний Рождества Христова. В 9 1Л в церковь святого Петра во всей форме. Я в трибуне дипломатического кор¬пуса подле Литты. Явление Папы; разные чины и костюмы. Два опахала, подаренные Генуей. Швейцары в латах. Почетная гвардия из первых дво¬рян знаменитых фамилий. Кардиналы Пакка, Ламбручини, Меццофанти, Май. Консерваторы. Поклонение Папе; поцелуи кардиналов в руку, епис¬копов в колено, других в ногу. Между епископами алжирский, греко-уни¬атский, армянский. Одевание Папы на боковом троне. Служба. Он пере¬ходит на главное чтение Апостола и Евангелия. Переход к совершению таинства. Вознесение частей. Величественная минута. (Толпа. Свет и тень. Трубы. На коленях.) Переход Папы на трон. Причащение. Вторая прекрас¬ная минута: мы на великолепнейшем месте, созданном рукою человека, в высочайшую минуту, и выразительнейшая из музык молчала. Храм. Окна. Наша обедня. Несение хуже, чем шествие. Причащение на троне непри¬лично. — После обедни завтракал у великого князя. Визиты: Литте, Люц-цову, французскому послу201, Буху. Поездка в Aracoeli. Смешной вертеп. Младенец в плохих пеленах. В Марию Maggiore. Базилика с двумя огром¬ными латеральными приделами. Придел папы Климента VI с богатыми барельефами. Музыка неприличная, точно опера. В церковь св. Пуденции. Одинокий богомолец. В церковь св. Пракседы. Великолепный алтарь из jaune antique. Ступени из rouge antique. Картина Джулио Романа — Биче¬вание Спасителя. В S. Pietro in Vincoli. В темноте. Вид Моисея Микель-Ан-жева при свете факела. Тут же картина Гвершина Св. Маргарета с змеем. Картина Доминикина — Освобождение св. Петра из темницы. Колонны, взя¬тые из термов Диоклетиановых. Мозаика пола в сакристии из термов Тита; там же и богатые мраморы, взятые из тех же термов. Старинная мозаика. Мария Maggiore уступает S. Jean de Latran.

14 (26) декабря, середа. Поутру с Нибби в Капитолий. Взлезал до самой статуи на башне. Вид удивительный. Молния над горами. Просвет сквозь облака. Масса дворца, и Колоссей, и св. Петр. Вид форума. По Нибби фо¬рум между Палатином и Капитолином к Тибру. Четыре пункта. Graecostasis и храм Весты с одной стороны, Peglise de la consolation и храм Concordia с другой. — Меридиан между Graecostasis и Рострами. Остатки Сената. Две

142

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

вершины; на одной храм Юпитера Капитолийского (Aracoeli), на другой — Агх и Roche Tarpeienne (Palazzo Caffarelli). С великим князем по ateliers. У Те-нерани. В atelier Торвальдсена. К Bienaime : Лежащая вакханка; Пляшущая вакханка; Невинность; Психея с лампою; Зефир; Ангел хранитель; Диана, под¬меченная Актеоном; Телемак; Св. Иоанн.— У Вольфа: Амазонка; Психея с ур¬ною; Девочка с хлыстом; Фемида на дельфине; Диана; Серна, кормящая ребенка; Дева с багром. — У Финелли: Архангел, поражающий диавола; Юнона с молодым Геркулесом; Св. Фома; Психея и Амур. — В S. Agnece с Лауницем через Porta Pia. Церковь внизу. Колонны в 2 ряда. Древняя мозаика. Голова Спасителя Микель-Анжа. Старый мраморный стул. Стены, выкладенные мраморны¬ми плитами. — Другая церковь ротонда из храма Бахуса. Двойные колон¬ны составляют внутренний круг и поддерживают купол. Кругом ход под сводом, украшенным мозаикою, изображающею гениев, собирание вино¬града и разные фигуры. Место, где стоял саркофаг св. Констанции. — Вил¬ла Торлония, куда нас не пустили, фальшивые развалины. — В магазин картин: Христос Коррежио. Пир Валтасара Рембрандта. Гарпия Сальватора Розы. Св. Павел и Св. Петр Риберы. La charite*. Копия Давида, Юдифи, Игро¬ков, Св. Екатерины. — У Рипенгаузена.

15 (27) декабря, четверг. Бани Диоклетиана. Осмотр с Нибби. Круглая церковь Maria degli Angeli. Статуя Бруно. Картина Доминикина Св. Себас¬тиан, огромно и смутно. Фрески св. Петра, на место коих там мозаика. 8 ко¬лонн. 6 футов под землею. Высота 60 футов, диаметр 1 сажень. Большие остатки древней постройки не употреблены. Много лишнего места взято. Двор с огромными кипарисами. В древних банях. Теплые и холодные ван¬ны. Писцина. Ипподром. Залы для собрания, для философов, для поэтов, для гимнастики. Убежища, портики. — С великим князем на вершину Ка¬питолия, весьма благоприятная погода. Надпись. Скала Тарпейская. Со-lonne militaire**, Мариевы трофеи. Кастор и Поллукс, Cloaca maxima, Arc de Janus, Arcus Argentarius. Храм Весты. — В церковь S. Gregorio: Ангелы Гви-да; Св. Андрей Гвида и Доминикина. Стол св. Григория и его статуя по мо¬дели Микель-Анжа. — S. Stephano Rotondo. Храм Клавдия; ротонда. По сте¬нам фрески, изображающие мучеников. — S. Maria di Navicella. Мозаика.

Скачать:TXTPDF

на площади * От ней. polyhistor — человек с обширными знаниями. 139 - ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА - архитектуры Вазария. Кафедральная церковь чисто готическая с цветны¬ми окнами и алтарем, на коем