Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

Ладья мраморная пред церковью. Le cicerone savant***. — S. Giovanni et Paolo. Martyre de deux freres****. La villa Mattei. Саркофаг под тенью зеле¬ных дубов. Вид на Circus Maximus. С одной стороны — бани Каракаллы, с другой развалины дворца кесарей. За цирком горы. Луна. Обедал у ве-ликого князя. Вечер у себя.

16 (28) декабря, пятница. С Гоголем в S. Maria in Cosmedin. Кафедра и стул Августина. Витые мраморные канделябры с мозаикою. Пол из древней

* Милосердие (фр.). ** Колонна, столб (фр.). *** Ученый гид (фр.). *** Мученичество двух братьев (фр.).

43

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

мозаики. Подземная церковь с гробницами мучеников. — Cecilia in Tras-tevere. Статуя лежащей святой Мадерна. — S. Maria in Trastevere. Полы мозаичные. Витые колонны. Хор, мозаика и фрески Цуккари. Богатый пла¬фон, в коем фрески Доминикина. — Фарнезина. Фрески Рафаеля. — Palazzo Corsini. В галерее особенно замечательны три головы Спасителя: Гверши-на — страждущий, Гвида — терпящий, Карло Дольче — исходящий кро¬вью. Портрет возмужалого Филиппа II и портрет его же с братом, Тици¬ана. — Trinita di Pellegrini. Троица Гвида. — Farnese. Фрески Каррачиев; гармония в пестроте; недостаток общей мысли. — К Меццофанти. — Palazzo Doria. Целая горница Пуссеней, Николая и Гаспара. Четыре Клод Лорре-ня. Несколько ландшафтов Аннибала Караччи. Портрет Жанны Неаполи¬танской Леонардо да Винчи. Магдалина Тицианова. — S. Ignazio. Велико¬лепная церковь, которая заставила много думать о том, что должна быть наша греческая. Великолепный плафон с фреском. Памятники в темных приделах. — S. Maria sopra Minerva. Прелестная Мадонна Fiesole. Благовеще¬ние и другая с ангелом и с святым N его же. Христос Микель-Анжа, слиш¬ком грубо. — S. Maria della Расе. Великолепные Сивиллы Рафаеля. Две слуша¬ют; одна читает; одна пишет. Барельефы. — S. Agostino. Madonna и колонны со множеством привесок. Св. Исайя Рафаеля, нам его не показали. Обедал у великого князя и пробрал Наполеона. Вечер у себя. (У австрийского по-сланника раут.)

17 (29) декабря, суббота. С Гоголем. S. Giovanni in Fiorentini. Белая цер¬ковь. Salvator Rosa Козма иДамиан. Барельефы, коих никто не видит. Ал¬тарь с освещенным барельефом Иоанна Крестителя. — Галерея Феша. Мно¬жество не поставленных картин. I. Несколько прекрасных Гвидов: Магдалина (Смирнов!!!)202. Вознесение Богоматери. Ангелы у гроба Господня Альбано. Ангел и Товия Гвидо. Страшный Суд Фьезоле. II. La Pieta Микель-Анжело. Четыре головы Андреа Мантеньи. III. S. Carlo Доминикина. Прекрасные портре¬ты Спаньолета, Тициана, Бордоне. Страшный Суд Тинторетта. Два пейза¬жа Тициана. IV. Богоматерь и 4 отца Церкви Тициана. Жан Беллино Спаси¬тель учащий. Рождество Христово Жиорджоне. V. Христос на кресте Рафаеля. Мазаньелло Бронзино. С. Себастиан Карло Дольче. — S. Andrea della Valle. Фрески Доменикина на куполе. Его Четыре евангелиста. Вера, Надежда, Лю¬бовь и пр. Еще фрески Calabrese и Цуккари. — S. Agnese. Великолепная, октогон, барельефы, мрамор, позолота. — S. Maria delle Pulinari. Богатство мрамора. — San Luigi di Francese. Мрамор и позолота. Длинная nef. Фрески Доминикина из жизни св. Сесилии превосходны. Два образа Караважио. — San Carlo sur Corso. Великолепная церковь архитектурою, а не материалом. Расписана, как ей быть после. — В галерею Боргезе. Дверь. Колоссальные древние статуи. Галерея. I. Рафаелев эскиз. Богоматерь Сассо Феррато. Св. Екатерина. II. Снятие со креста Гарофало. Богоматерь Франческо Фран-чии. Диана и нимфы Доминикина. Спаситель у семейства Зеведеев Бонифачио. Пейзаж Поттера. III. Юлий II Джулио Романа. Семейство Порденоне. Порт¬рет Рафаеля, им самим (?) [писанный]203. Грации Тициана. Лукреция Аллори.

44

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

Богоматерь Жан Беллини. IV. Апостолы Микель-Анжа. Снятие со креста Ра¬фаеля. Выражение лица Спасителя отражается на несущих его. Те, кои да¬лее, печальнее; Магдалина в горести; Богоматерь без чувств, и молодые око¬ло нее плачут; одна из них смотрит на Спасителя. V. Копия Мадонны d’Albi. Les 4 saisons* cTAlbane. Одевающаяся Венера Padoviano. Les 4 dges** de Sas-so Ferrato, копия с Тициана. Иоанн Креститель, копия Юлия Романа. VI. Форнарина и Венера Юлия Романа. VII. Копия Мадонны Коррежио. Го¬лова Караважжио. Lamour profane et divine*** Тициана. Портрет Цезаря Бор-жиа Рафаеля. VIII. Козимо Медичи Аллори. Самсон Тициана. Богоматерь аи serpent**** Караважжио. Даная Коррежио. IX. Св. Семейство Гаетано (порт¬рет Саши)204. Св. Семейство Жан Беллини, где особенно замечательна голова Иосифа. Лукреция Элизы Сирани. —Богоматерь Франческе Франчии и Карло Дольче. Богоматерь Перуджина (Юлия Романа, Гарофало). — К Вьельгор-скому. У него Чертков. Разговор. — К Кестнеру. У него Рипенгаузенова Бо¬гоматерь, портрет Рафаелев и другие его школы. Благовещение в двух огром¬ных картинах (Жиотто, Органья и еще кое-что). — Обедал у Кривцова. После обеда Висконти. Вечер у великого князя; неудачное чтение Гоголя.

18 (30) декабря, воскресенье. У меня поутру Гоголь и Нибби. К обедне. С великим князем и с Нибби в Капитолий. На обсерваторию. Потом вмес¬те с Нибби в дождь на форум, зашедши наперед в Aracoeli. Церковь на ме¬сте Юпитера Капитолийского, с двумя гробницами Савелли, отделанными мозаикою XIII века; одна на древнем саркофаге. Покрытая ладья церкви на месте положения древнего Капитолийского храма: алтарь на месте быв¬шей статуи Юпитера. Недалеко погребен Defredis, отыскавший Лаокоона, между термами Тита и церковью св. Мартина в винограднике. Кафедра с мраморными витушками и мозаикою. Прекрасные фрески Пинтуриккия, изображающие чудеса св. Бернардина. — Обед у великого князя. Ввечеру у князя Д. В. Голицына. Торлони, М-е Grisi, Риччи. Прекрасное пение. Рич-чи представитель старого, а Гризи — нового, простоты и убранства. Лудольф с женою. Возвратясь домой, разговор с Кривцовым.

19 (31) декабря, понедельник. Вместе с Нибби в тюрьму Мамертинскую, построенную Анком Марцием. Лестница, к ней ведшая, называлась Scalae Gemoniae (Pont des Soupirs). Два этажа. Вход в оба в отверстия. Нижняя тюрьма служила для казней (Tullianum, построенное Сервием Туллием), 12 футов ниже старой площади Рима: здесь погибли Югурта, Лентул, Сетег и другие соумышленники Каталины, Сеян. Здесь запирались пленные гла¬вы народов во время триумфа; пленный шел в тюрьму в ту минуту, когда триумфатор подымался на гору приносить жертву Юпитеру Капитолий¬скому. Здесь по преданию св. Петр и Павел содержались во времена Нерона;

* Четыре времени года (фр.). ** Четыре возраста (фр.). ‘** Мирская и божественная любовь (фр.). ‘** Богоматерь с змеею (фр.).

45

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

показывают явившийся источник, коего вода послужила им для крещения их тюремщиков, Процесса и Мартиниана; над сею тюрьмою церковь св. Иоси¬фа. — Обозрение форума: Temple de la Fortune, de Jupiter Stator, Via Sacra: ее раздвоение. Arx, Intermontium, Tabularium. Храм Юпитера Капитолийского; Мамертинские тюрьмы. Ворота Септимия Севера. Грекостазис. Курия. Храм Весты. Колонна Фокаса. Ростры. Форум Юлия Кесаря; форум Августа; форум Нерона; форум Траянов. (Храм Траянов. Колонна, базилика с двумя библио¬теками, форум. Ворота с обеих сторон.) Между Forum Romanum и Тибром форумы бычачий и рыбный. — Всход на колонну. Оттуда в церковь св. Пет¬ра. Всход на самый верх. Машина для взноса материалов: водопровод. Два свода. Мраморные доски с надписями. Вид с верхнего, с среднего и с нижне¬го карнизов. 200 в окружности, 1Л мили по нижнему карнизу. Модель Бра-манте. Греческий крест от церкви св. Петра. В монастырь святого Онуф¬рия. — Обедал у графини Фиккельмон. В девять часов при луне (довольно тусклой) и при факелах осматривал Колоссей. (Бледное освещение. Огром¬ность с некоторых пунктов. Луна сквозь аркады. Освещение факелами. Ко¬локольный звон. Англичане. Часовые. Актеры. Крест.) Заезжал к княгине Волхонской. До двух часов беседа с Кривцовым.

20 декабря (1 января 1839 г.). День довольно бледный. Ввечеру с Вьель¬горским и Кривцовым в Колоссей; оттуда к великому князю. Макао.

21 декабря (2 января), вторник*. С Нибби по развалинам Рима. Temple de Faustine. Basilique de Constantin на месте бывшего храма Мира. Здесь был Неронов памятник, перенесенный сперва Веспасианом на место, где храм Венеры и Рима, потом Адрианом к Колоссею. Храм Рима и Венеры, постро¬енный по Адрианову плану и приключивший смерть архитектору Аполло-дору205. Всход на развалины дворца. Только нижний фундамент остался; высокие переходы и своды. Жилище Калигулы, вид на Форум и Капитолий. Дом Тиверия; вид на Велабрум. Библиотека Августова, видно все основа¬ние: средняя зала, зала для декламации, вход. Храм Аполлона и так назы¬ваемый дом Ливии. Дом Августа: villa Mills с прекрасным видом на цирк и на Палестру. Певец. Кактусы стражи театра Калигулы. Обедал у великого князя. Вечер дома. У меня Кривцов.

22 декабря (3 января), четверг. С Гоголем. I) в S. Maria del Popolo. Фрес¬ки Пинтуриккия: 1) Богоматерь пред Младенцем; 2) Жизнь Богоматери: Рож¬дество, Введение, Благовещение, брак. Сретение, Богоматерь на троне. Успение, Христос в гробе между двух ангелов; 3) фрески на своде алтаря: 4 евангелиста, 4 отца Церкви, 4 сивиллы. Апотеос Богоматери; 4) Мозаика по рисунку Рафаеля. Две картины Караважжия. — II) В Сан Карло. Распи¬сан под мрамор. Величественная архитектура. — III) В Gesu е Maria. Боль¬шое богатство мраморов. Неогромная церковь. — IV) В галерею Sciarra: 1) Копия Рафаелева Преображения Жулио Романа. Жертвоприношение Авра¬ама — Герарда de la Notti, противная картина: Исаак ревет, Авраам палач.

* Ошибочно: вместо «среда».

146

— ДНЕВНИКИ 1838 ГОДА —

2) Хорошие ландшафты Клод Лорреня, Nicolas Poussin, Ботта, Локателли, Оризонта. 3) Аллегорическая картина Гауденцио Феррари. Богоматерь и Спаситель на троне, ангелы, лица библейские, лестница от земли на небо. Моисей 1-ой манеры Гвидо. Форнарина, копия Юлио Романо. 4) Игрок на скрипке Рафаеля. Усекновение главы Предтечи — Жиоржионе. Суетность и Скромность Леонардо да Винчи. Две Магдалины, повторение одного и того же Гвидо (Смирнов). Семейство Тициана, им самим. Св. Себастиан Перужи-но. Портрет Виоланты Тициана. Богоматерь Fra Bartolomeo. С великим кня¬зем в церковь св. Павла, которую нам показывал Tosti, министр финансов. С ним же в S. Jean de Latran и дворец. Древние мозаики, найденные в Ка-ракалловых банях и представляющие атлетов. Вид из S. Jean de Latran. Бо¬гатство мраморов. Здесь красота в противоречии со вкусом. Баптистериум. Обедал у Кривцова. Вечер у великого князя. Макао и бильярд.

23 декабря (4 января), пятница. С Нибби в Колоссеум. Эпохи в истории. Землетрясения. Дворец Венецианский. Канцелярия, дворец Фарнезе, Рипет-та и варвары разных веков. Ничто его не разрушило. В S. Jean и S. Paul на месте храма Клавдия, коего пространный фундамент занимает высоту Авен-тина, во времена Тита пристроены снизу аркады, где находился меньшой вивариум; а внутри горы копи, в коих работали карфагенские пленные. Доб¬рые монахи ордена [прбл.]. Их монастырь, огород, между капустою померан¬цевые деревья, усыпанные золотыми плодами, лимонные деревья, пальма, овощи в саркофагах. Обедал у М. Я. Нарышкиной с Шевыревым и Паниным. С великим князем на выставке немецких живописцев: у Рейнгарда, у Кате-ля, у

Скачать:TXTPDF

Ладья мраморная пред церковью. Le cicerone savant***. — S. Giovanni et Paolo. Martyre de deux freres****. La villa Mattei. Саркофаг под тенью зеле¬ных дубов. Вид на Circus Maximus. С одной