Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 гг.

к Новаре. Вист на два стола. Неудачная посылка за Врбною.

// (23) февраля, суббота. Переезд из Новары в Милан. Праздник Анун-циады. Встреча с Врбною на мосту Тессинском. Приезд в Милан в исходе

155

— ДНЕВНИКИ 1839 ГОДА —

первого часа. Неудачный визит к Манцони, к Гартигу, к Маркези. Театр: «Gemma de Vergi»16, «Les voyageurs»17, «Les coutumes indiennes»18.

12 (24) февраля, воскресенье. Переезд из Милана в Верону через Брешию. Ввечеру разговор порядочный о кампаниях Фридриха и Наполеона.

13 (25) февраля, понедельник. Переезд из Вероны в Тревизу.

14 (28) февраля, вторник. Из Тревизы в Удино. Осматривал: 1) Кафед¬ральную церковь Богоматери. Построена Сансовином. Несколько замеча¬тельных картин: Богоматерь Gerolamo da Treviso. Успение Pietro Maria Pen-nachi. Св. Екатерина и другие святые Bissolo. Чудо Антония Moroni (новый). Рождество Христово Р. Bordone (вырезана голова Иосифа). Барельеф Срете¬ние Богоматери, Благовещение Тициана. Фрески Pordenone. 2) Церковь св. Ни¬колая. Запрестольная картина Богоматерь на троне в храме, который служит продолжением рамы, Sebastiano dal Piombo. Алтарь, украшенный мозаикою, представляющею Тайную Вечерю. С. Магдалина Pietro Fiamingo. 3) Театр. — Город, не представляющий ничего замечательного в зданиях. Дорога по равнине, окруженной полукругом Альпов, покрытых снегом. Здесь начи-наются Карнийские Альпы.

15 (27) февраля, середа. Переезд из Удино в Тарвис. Осматривал город, который имеет физиономию историческую. Площадь с ратушею, напоми¬нающею в малом Дожев дворец. Колонны, на одной из которых был некогда венецианский лев. Правительственный мрачный дом с аркадами и башнею для часов, на вершине которой два гиганта с молотками бьют в полночь часы. Все постройки Палладио. На верху замок, где содержатся теперь ко¬лодники. Для чего отымают у них вид на окрестность? Бесполезная раздра¬жительная жестокость. Вид с башни великолепный. Моим проводником был граф Отелио, некогда пленник в России, живший в Вятке и сохранивший нам благодарность. — Дорога через дикое дефиле Понтебы. Вдруг поки-даешь Италию. На переезде из Понтебы в Тарвис глубокий снег. В Тарви-се, не городе, а деревне, довольно плохой трактир и немецкая спальня. Печи вместо каминов, полы деревянные, короткие кровати и пуховики вместо одеял. Прогулка при луне.

16 (28) февраля, четверг. Переезд из Тарвиса в Фризах через Виллах и Клагенфурт. Прекрасная долина. Озеро Верт близ Клагенфурта (мы ни его, ни Виллаха не видели).

17 февраля (1 марта), пятница. Переезд из Фризаха в Леобен. Старый замок в Фризахе. Доминиканский монастырь опустелый. Мой провожатый владелец развалин. Леобен проехали инкогнито.

18 февраля (2 марта), суббота. Из Леобена в Нейштат. Снег на горах. Крутой спуск к Шотвейну. Живописное местоположение. Бумажная фабри¬ка. Ссора с почтальоном и червонец. В Нейштате Татищев и Орлов. Systeme Nicolas— всё тузами19.

19 февраля (3 марта), воскресенье. Приезд в Вену. Прекрасный вид на Вену от креста Spinnen Kreuz. Квартира в Hoffburg (Schweizerhof. Kabinets-fuge). Я сосед Ftirstenberg’a. Тотчас в мундир. Представление Меттерниху и

Кб

— ДНЕВНИКИ 1839 ГОДА —

Колловрату. Величественное неподвижное лицо Меттерниха. Разговор о Фран¬ции: anarchie politique. Сравнение себя с утесом. Граф Дидрихштейн. Граф Врбна. Граф Гоес, обер-гофмаршал. Граф Чернин, обер-камергер. Иосиф Фир-стенберг, обер-шенк. Обед за гофмаршалским столом. Я между Дидрихштей-на и Фирстенберга, обер-шенка. Перед обедом представление эрцгерцогам и императору. Карл, Франциск-Карл, Иоанн, Лудвиг, Максимилиан. Сын пала-тина20. — Ввечеру театр. Я в ложе. Близ графини Wallis. Ввечеру у Меттерни¬ха. Его жена21; М-е Struve. Нарышкина. Принц Нассау. Принц Веймарский.

20 февраля (4 марта), понедельник. Обед у русского посла. Церковная служба. Концерт.

21 февраля (5 марта), вторник. Обед у короля. Библиотека. Комичес¬кий театр. Письма. (Maria).

22 февраля (6 марта), середа. Лошади. Бельведер. Шнор. У эрцгерцога Карла. Валленштейн. Меттерних.

23 февраля (7 марта), четверг. Амбрасская галерея. Выставка. Тезей. Ресторация. Татищев.

24 февраля (8 марта), пятница. Утро. Cerrini. Графиня Банффи. Бель¬ведер. Объезд города с великим князем. Обед у Татищева. У великого князя.

25 февраля (9 марта), суббота. Вук Стефанович22. В Бельведер. К Мет-терниху. Обед у Меттерниха. Я за столом близ Дидрихштейна. Une faute cTorthographe*. Ввечеру картины.

26 февраля (10 марта), воскресенье. К обедне. На выставку. Меттерних. К Фюриху. К Дидрихштейну. Его сын в Карлсру. К графине Банффи. У нее молодой improvisator. Графиня Фусс. Граф Зичи. Вечер в Шенбрунне. Liebes-protocoll**. Обед в оранжерее подле принца Виртембергского.

27 февраля (11 марта), понедельник. У меня Ранфль. В Технологический Музеум. В арсенал. В Kapuziner Kirche***. К Чеху в училище глухонемых. К графу Гоес. Обедал один у себя. В театр.

28 февраля (12 марта), вторник. Поутру у меня Цедлиц23, Чех, Оффен-гейм, Дидрихштейн. Перстень Цедлицу. У Салиса, у Банффи, у Дидрих¬штейна. Обедал у Татищева. Ввечеру прелестный концерт во дворце. Про¬щанье. Герберштейн.

(Март)

20 марта (1 апреля)24, понедельник. Пребывание в Гаге. Обедня. Обед у короля25. Вечерня. Вечер у великой княгини26. Разговор с молодою прин¬цессою27. У меня Yvoy и Schutz и Алопеус.

21 марта (2 апреля), вторник. У принцев. У Yvoy. У Алопеуса. Обедня. Обед у принца Оранского. Вечерня. Вечер у Мальтица28. Картон Леонар¬до да Винчи.

* Орфографическая ошибка (фр.).

* Дружеский протокол, акт (нем.).

* Церковь капуцинов (нем.).

157

— ДНЕВНИКИ 1839 ГОДА —

22 марта (3 апреля), середа. У Сева. Галерея новых картин фламандской школы. Обедня. Обед у принца Оранского. Я во все время подле принца Вильгельма. После обеда у великого князя. 1000 рублей Штегману. Лито¬графия. Беда на свете более от комаров и мух, нежели от чудовищ.

23 марта (4 апреля), четверг. Причащение. Потом все утро дома. Обед у принца Оранского. Картина в его кабинете, представляющая самоотвер¬жение Вандерверфа29. Вечерня и 12 евангелий. Вечер у себя. Письма. Пи¬сал к Штегману. Прощай, Англия. За что же убили Италию?

24 марта (5 апреля), пятница. Этот день дома. Принимал лекарство. У Орлова. Чтение его писем. У Мальтица. Его жена. У Шульца. С графом Алопеусом прогулка за город. Костюм скевенингских женщин. Мантия. Шляпа. Окрестности Гаги. Дюны. Всякое растение исчезает к морю. Повозки без дышла. Деревянные башмаки. Прогулка мимо трех кладбищ: жидов¬ского, обнесенного досчатым забором, католического с церковью и люте¬ранского с домом для мертвых, где чистота; горница для доктора с форте¬пьяно. Памятник Лауница. Вера. Надежда, Любовь, памятник молодой Сторум, умершей от любви. M-elle Sibourg. Шоссе кирпичное. Торф и луга, обнесенные плотинами. Чистота улицы. Мытье домов и мостовой. Канал без конца. — Обедал один дома. После обеда у Бенкгаузена, коему дал комис¬сии. Вечер дома один. Письма.

25 марта (6 апреля), суббота. Весь день дома больной. Великий князь по-обыкновенному и не вспомнил обо мне. Перед обедом у меня Мальтиц, потом капитан Ариенс, потом граф Алопеус, с которым ходил по городу. Старинный замок статхудеров, перед коим казнен Олден Барневельд. Тюрь¬ма, в коей содержались де Витты и перед коею умертвил их народ. Мимо эшафота, на коем в 7 ударов отрублена голова Аделаиды Пульгет, любов¬ницы Альберта. Гроб голландский камень с 7 рубцами и пирамидальный знак на мостовой. Покупал рисунки. В 10 часов заутреня. Все русские. Раз¬говенье у великого князя.

26 марта (7 апреля), Светлое Воскресенье. Подарок от принца Оранско¬го. Разговенье у Анны Павловны. Питье за здоровье государя и «Боже, царя храни». К Сева. У него картина Гукгука Внутренность леса с огромным дере¬вом. Его сын рисовщик. Экгут голландский живописец. Данте точно голлан¬дец. В галерею Ферстолька: три Рюисдаля, два моря и водопад; Рембрандта Голова старухи. Гооль — Внутренность. Вуверман — баталия. Поттер. Дюжар-день. Ван дер Вельд. Ван дер Нер. Тербург. Бергем. Большое собрание ри¬сунков и гравюр. — В Societe du Plein. Курящая толпа с вином и газетами. Cabinet de lecture. Обед у короля. Я между министрами внутренних дел и финансов30. После обеда дома. Вечер у Мальтица. Антикварий [прбл.]; secre-taire d’etat* [прбл.]. Westcappeln. Поттер.

27 марта (8 апреля), понедельник. Рождение принцессы31. Обедня. Поздравление. К Сева и с ним сперва к Лоттуму. Рафаелева Мадонна, тип

* Государственный секретарь (фр.).

к8

— ДНЕВНИКИ 1839 ГОДА —

Мадонны д’Альби и едва ли не лучше. К Экгуту. Ателье в роде Герардова. Обои — картины. Большой шкаф. Шитая риза. Бутылки. Портреты Ван Эйка, Рембрандта и других вместо ставень. Оружия. Стилеты. Эскизы кар¬тин начатых: Смерть Вильгельма I. Супружество Жакелины. Чтение Шекспи¬ра, из «Вудстока»32. Эскиз Женитьбы Jan de Витта. Дочь живописца. Его ученик. Копия с Рембрандта. Эскизы: Собака, Танцы. Оттуда к Адлербергу. Обед у короля. За столом близ президента криминальной палаты и каме¬ры депутатов: мы выиграли от отделения Бельгии33. Права Франции. Оп-позиция фракций в камерах. В Голландии не слыхано, чтобы судья кривил душою. Хороший дух камер. Привязанность к королю. Характер фризонов и их малоречивость. Уголок малодоступный иноземцам. Влияние на харак¬тер местности. Что такое сивилизация: собственность, идея правды, внима¬ние ко всему умственному. Тут все формы годятся. Физиономия народа. Ре¬волюция французская хотела всем дать вдруг иную схожую внешность и вздумала намазать ее на лицах насильно кровавою кистию. Ходьба по горо¬ду. Повозки без дышел. Тротуары плебейские и аристократические. Тень де Витта проказница в доме, где он жил и где его кабинет остался по-преж¬нему. Вечер у принца Оранского. Мазурка. Невинные игры. Разговор по¬сле у великого князя о привидениях и прочем.

28 марта (9 апреля), вторник. Поутру с Сева в Музеум. Бык Поттера, его Корова в воде. Рембрандт Анатомия. Рюисдаль два пейзажа. Рай Брегеля и Рубенса. Ван Дик — портрет Букингама и его жены. Ван дер Гельст — пор¬трет Поттера. Мирис — его портрет. Ван Остад — две группы. Рубенс — портрет его духовного отца. Рембрандт — Симеон принимает Спасителя во храме. Рюисдаль —Вид Гарлема. Ян Стеен —Доктор и больная. Сваневельд — большой пейзаж. Теньер — Кухня. Химик. А. ван дер Вельт— Схевенинген. В. ван дер Вельт — два морских вида. Дюрер — портреты. Гольбейн — То¬мас Морус. Эразм. Анна Сеймур. Вернет — Буря. Мурилло — Богоматерь с Мла¬денцем. Пастух. Жан Беллини Богоматерь. — У Орлова с Мальтицем. Вве¬черу бал. Рисунки Рафаеля, Коррежия и Микель-Анжа.

29 марта (10 апреля), середа. Поутру дома до 12 часов. Потом к Алопеу-су, которого застал за страсбургским пирогом. Пошли пешком в Схевенин¬ген. Дорога аллеею. Мимо дачи принца Оранского, принадлежавшей отцу Катцу, великому пенсионарию и поэту. До самой деревни Схевенинген ал¬лея. Деревня, как городок. Тротуары аристократические и плебейские. Мостовая. Окна огромные с чистыми стеклами. Выставка раковичных из¬делий. Фонари. Двери с бронзовыми ручками и головами. Вымощенные камнем сени. Деревья. Церковь на берегу. Горы дюн. Рыбий запах. Море. Его неверность в прилив. Собаки тройкой, четверкой. Горы корзин. Ко-стюм: широкий плащ, длинная кофта, маленький круглый чепец. Возвра¬щение в фиакре. Обед у короля. За обедом подле Омфаля. Театр: «Une bonne fortune»34, глупость; «Les gants jaunes»35, смешно. Divertissement, дрянь («Боже, царя храни, Вильгельм»36 и «Сарафан»37).

159

— ДНЕВНИКИ 1839 ГОДА —

30 марта (11 апреля),

Скачать:TXTPDF

к Новаре. Вист на два стола. Неудачная посылка за Врбною. // (23) февраля, суббота. Переезд из Новары в Милан. Праздник Анун-циады. Встреча с Врбною на мосту Тессинском. Приезд в Милан