так и для успешного воспитания, сверх общих познаний о че¬ловеке и его познании, нужно знать особенную природу воспитанника и руководствоваться частными наблюдениями, дабы уметь применять прак¬тически общую теорию к частности и сею частностию изменять общее. Ибо нет теории, которая могла бы обнимать все частное. Теория, повторяю, должна быть картою путешествия; практика есть самое путешествие, кото¬рое может совершено быть и без карты, но с картою вернее и легче. Теория научит нас как поступать всегда, а практика — как поступать в настоящую минуту. Теория без практики есть прокрустова кровать. Практика без тео-рии есть корабль без руля.
8.
Что есть нравственная свобода? Способность произносить слово нет мысленно или вслух. — Что есть свобода гражданская? Совершенная под¬чиненность одному закону или совершенная возможность делать все, что не запрещает закон. — Что есть свобода в высшем смысле? Совершенная подчиненность воли Божией всегда, во всем, везде и ничему иному. — В сей подчиненности заключается свобода от зла, от судьбы, от людей. — Что та¬кое подчиненность воле Божией? — Воля человеческая больна со времени падения. Подпорою и руководством ей служит естественный нравственный закон или, лучше сказать, остаток того божественного образа, который от¬разился в человеке при его создании и затмился в нем грехопадением. Но этот закон сам по себе темен, а голос совести хотя и всегда слышен, но не всегда внятен: этот голос совести есть внутреннее выражение нравствен¬ного закона. Со времени искупления сей внутренний голос выражается ясно в учении Спасителя. Теперь уже нет сомнения, чему следовать, что делать, чего не делать, к чему стремиться — все сказано Христом, и совесть не может
326
— ДНЕВНИКИ 1844-1847 ГОДОВ —
заблуждаться. Итак, покорность воли человеческой верховной власти Божией состоит в ее неизменном согласовании с сею волею, выраженною в Священ¬ном Писании. Эта покорность может быть или положительная, когда мы сами должны действовать, или отрицательная, когда мы должны принимать смиренно то, что на нас действует. В обоих случаях она есть чистое смире¬ние. Блажен тот, в ком она есть и любовь.
9.
Многие отдельные замечания Руссо весьма справедливы и убедительны, Но из всех сих отдельно справедливых замечаний выходит в целом что-то чудовищное. Когда в конце второй книги он излагает результат младенчес¬кого воспитания и описывает своего Эмиля готовым ребенком, мы видим перед собою что-то несбыточное, существо, какого нет и быть не может, создание парадоксального ума, который все уродовал по своей системе и никогда не знал существенного. Система Руссо, так называемая система природы, есть уродство: он образует своего Эмиля для такого порядка, ко¬торого нет и быть не может и никогда не бывало. Мечтая о свободе и о со-вершенной независимости от всех условий общества, он и из воспитания исключает всякую зависимость. Его воспитанник не знает, что такое покор¬ность, даже не имеет никаких привычек27. Он покоряется одной необходи¬мости, и то, что он делал вчера, не имеет влияния на то, что он делает нын¬че. Это легко говорить и писать; но на деле этого быть не может, и быть не должно. В нас все привычка, и нынешний Я есть результат вчерашнего и всех прежних; мы привыкаем ходить, глядеть, слушать, осязать, думать, говорить — все дело воспитания состоит в том, чтобы дать телу и душе хо¬рошие привычки и чтобы воспитанник получил эти привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли и чтобы направление, кото¬рое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которой, однако, нисколько не противоречит привычка к покорности.
10.
Что такое привычка? Утвержденный образ действия, физический, или умственный, или нравственный. Этот образ действия, сначала произволь¬ный от повторения, становится непроизвольным и наконец сливается не¬разрывно с телом, умом и волею. Все основано на привычке. Дарование добрых привычек и уничтожение худых есть дело воспитания. Привычка не мешает свободе; она облегчает действия воли, она добрая. Из сего сле¬дует, что воспитание есть положение основания действиям нашего ума и воли утверждением добрых привычек в то время, когда они в нас легко укореняются.
11.
Привычка основана на сцеплении идей; сцепление идей основано на сходстве, противоположности и современности. Изучение языка основано
3*7
— ДНЕВНИКИ 1844-1847 ГОДОВ —
на сцеплении идей, происходящих от современности. Ребенок видит гла¬зами стол, в его уме происходит чувственное впечатление стола, умствен¬ный образ стола, если современно с этим впечатлением произнесено будет слово стол, сие слово соединяется в уме с умственным образом. После об¬раз умственный стола и сам вид стола пробуждает в уме слово стол; или, наоборот, слово стол возобновляет в уме образ стола и таким образом звук соединяется с понятием, с коим он современно был возбужден в уме. По¬вторение сего современного возбуждения обоих производит привычка. Таким образом все предметы умственные соединяются в уме с представля-ющими их звуками; это соединение утверждается привычкою и ребенок наконец имеет язык. — Ребенок научается ходить от привычки наблюдать равновесие, рассуждать от привычки сравнивать, замечать отношения, вы¬водить заключения. Все привычка. Привычка есть один из главнейших способов природы и воспитания. Недаром говорит пословица: привычка другая природа. Это вполне справедливо.
12.
Что такое воспитание? — Этот вопрос разрешится сам собою, когда бу¬дет разрешен следующий: что такое здешняя жизнь? — Здешняя жизнь есть приготовление земного человека к жизни высшей. Воспитание есть приго¬товление души человека к принятию уроков здешней жизни. Какую бы форму ни имели сии уроки, их смысл всегда один и тот же. Открытие этого смысла, независимо от формы, которая зависит от Промысла, есть высший предмет воспитания. Для сего предмета должна быть в здоровом теле об¬разована здравая душа, верно мыслящая, свободно хотящая, чисто чувству¬ющая, наконец, смиренно верующая.
328
ПРИЛОЖЕНИЯ
Создание полной летописи жизни и творчества В. А. Жуковского — дело будущего. Предпринятое издание Полного собрания сочинений и писем В. А. Жуковского в 20 томах — важный этап на пути к ее созданию. А впер¬вые представленный полный текст «Дневников» сам по себе является суще¬ственным фрагментом этой «летописи». И все-таки «Дневники», фиксируя нередко почти ежедневно события жизни поэта и отражая его творческую рефлексию, заменить «летопись» не могут, так как, во-первых, Жуковский далеко не все выносит на их страницы, а во-вторых, существующие в них лакуны иногда за целые годы создают пробелы и в «летописи». Важным источником для заполнения этих лакун может стать материал творческой истории произведений поэта, а также его письма, которые, к сожалению, еще далеко не все собраны и систематизированы.
Предлагаемая «летопись» — опыт систематизации материалов, находящих¬ся в поле зрения сегодняшней науки о Жуковском и извлеченных из его ар¬хивов. Ее главное назначение быть путеводителем по дневникам поэта, не дублируя их, а выделяя основные моменты жизни и творчества поэта.
Все даты приводятся по старому стилю. Сам Жуковский использовал оба стиля: в России его записи датированы старым стилем, в европейских путе¬шествиях и в последнее десятилетие своей жизни в Германии он чаще все¬го дает или двойную датировку или по новому стилю, но нередко это при¬водит к сбоям и даже неточностям.
ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. А. ЖУКОВСКОГО
1783
Январь, 29 (9 февраля н. ст.). В селе Мишенском Белевского уезда Туль¬ской губернии родился В. А. Жуковский. Отец— Афанасий Иванович Бу¬нин, помещик. Мать — пленная турчанка Сальха (Елизавета Дементьевна). Крестный отец — обедневший киевский дворянин Андрей Григорьевич Жу¬ковский, фамилию которого и получил будущий поэт.
331
— Даты жизни и творчества В. А. Жуковского —
1785
Двухлетний Жуковский записан А. И. Буниным в Астраханский гусар¬ский полк в чине сержанта.
1789
Июль, 9. Жуковский произведен в прапорщики и принят в штат гене¬рал-поручика Кречетникова младшим адъютантом. Через три месяца по¬дано прошение об отставке Жуковского.
Ноябрь, 8. Прошение удовлетворено.
1790
Конец ноября. Переезд Буниных в Тулу. Жуковский определен в панси¬он Христофора Филипповича Роде на правах полупансионера. Домашние занятия с учителем Главного народного училища Феофилактом Гаврило¬вичем Покровским, выступавшим в печати под псевдонимом «Философ горы Алау некой».
1791
Март. Смерть А. И. Бунина (1729—1791). Временное возвращение в Ми¬шенское.
Осень. Переезд в Тулу. Жуковский — полный пансионер учебного заве¬дения Роде.
1792-1794
Жуковский живет в Туле, в семье Юшковых. Учеба в Главном народном училище. Покровский, главный наставник училища, исключает его «за не¬способность». Домашние уроки у Юшковых.
Зима. Увлечение театром. Жуковский сочиняет трагедию «Камилл, или Освобожденный Рим» и драму «Госпожа де ла Тур» по мотивам романа Бер-нардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния». Замысел драмы об Обероне.
1795
Июнь, 1. Получена грамота на дворянство Жуковского.
Ноябрь. Вместе с другом Бунина Д. Г. Постниковым приезжает в Петер¬бург для поступления на военную службу в Нарвский полк, расквартиро¬ванный в Кексгольме. Присутствует на празднике в честь Потемкина, где видит императрицу Екатерину II.
33*
— Даты жизни и творчества В. А. Жуковского —
333
Декабрь. В Кексгольме участвует во встрече А. В. Суворова. Смерть Ека¬терины II и запрет Павла I принимать малолетних на военную службу. Возвращение в Тулу и год жизни в доме Юшковых. Первые опыты пере¬вода с немецкого. Знакомство с историком А. Т. Болотовым.
1797
Январь. Марья Григорьевна Бунина привозит Жуковского в Москву. Знакомство с инспектором Благородного пансиона при Московском уни¬верситете А. А. Прокоповичем-Антонским.
Февраль. Поступление в университетский Благородный пансион. Зна¬комство с братьями Тургеневыми. Успехи на занятиях по словесности у М. Н. Баккаревича.
Май. Каникулы в Мишенском. Смерть сводной сестры (и крестной ма¬тери) Жуковского В. А. Юшковой. Стихотворение «Майское утро».
Ноябрь. Появление в журнале «Приятное и полезное препровожде¬ние времени» (ч. XVI) первых печатных произведений Жуковского — стихотворения «Майское утро» и прозаического отрывка «Мысли при гробнице».
Декабрь, 19. На торжественном акте в Благородном пансионе читает оду «Благоденствие России, устрояемое великим ея самодержцем Павлом Пер¬вым» и вместе с соучениками «в лицах» — «Разговор о том, что всякий член общества необходимо обязан служить ему, отправляя в нем какую-нибудь должность».
1798
Начало дружбы и переписки с Андреем Тургеневым.
Декабрь, 22. Чтение на торжественном акте стихотворения «Доброде¬тель» («От света светов луч родился…») и произнесение речи на ту же тему. Получение золотой медали за успехи в учебе.
В журнале «Приятное и полезное препровождение времени» (ч. XVII) напечатаны статьи в прозе «Мир и война», «Жизнь и источник», стихотво¬рение «Добродетель» («Под звездным кровом тихой нощи…»).
1799
Начало. Учреждение А. А. Прокоповичем-Антонским Собрания воспи¬танников Университетского благородного пансиона под председательством Жуковского.
Еженедельные (по средам) заседания Собрания. Подготовка к изданию сборника сочинений воспитанников пансиона — альманаха «Утренняя заря». Посещение заседаний Собрания И. И. Дмитриевым и Н. М. Карамзиным.
— Даты жизни и творчества В. А. Жуковского —
Марта, 16. Написание стихотворения «Его Превосходительству, госпо¬дину тайному советнику, императорского Московского университета кура¬тору и кавалеру, Михаилу Матвеевичу Хераскову на случай получения им ордена св. Анны 1-й степени — от воспитанников Университетского благо¬родного пансиона».
Май, 18. Заседание Собрания. Речь Жуковского «О начале общества,