Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 6. Переводы из Гомера. «Илиада»

Ясона. См.:

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. IV. 1096—1169; Гигин. № 23.

Имя А. — говорящее; наиболее очевидна его связь со словами άλκή

«доблесть» и νοέω «думать», «размышлять». Человек, сочетающий в себе

доблесть со способностью к размышлению, является, конечно, идеаль-

ным царем.

АЛКМЕНА — фиванская царевна, затем жена Амфитриона, мать

Геракла от Зевса. После краткого упоминания об этом союзе в «Одис-

сее» (11. 266—268) подробнее говорилось о нем в псевдогесиодовском

«Щите Геракла», 27—56, и у раннего мифографа Ферекида, к которому,

6о4

по мнению исследователей, восходит сообщение Аполлодора, II. 4. 8.

Произведения афинских драматургов, обрабатывавших этот сюжет, до

нас не дошли. В сохранившихся трагедиях Алкмена выступает только

у Еврипида в «Гераклидах» (941—960, 1045—1052), где она осуждает

на смерть Еврисфея, который всю жизнь преследовал Геракла и пере-

нес свою ненависть на его потомство, но в конце концов потерпел по-

ражение в сражении с Гиллом, сыном Геракла (ср. Аполлодор. П. 8. 1).

В трагикомическом освещении явление Зевса А. и возникшие из этого

осложнения изображены в комедии Плавта «Амфитрион», которая вос-

ходит к какой-то не дошедшей до нас аттической комедии 4 или 3 в.

В основном, по Плавту изложена история у Гигина, № 29.

АМФИАРАЙ — сын Оилея, аргосский полководец и прорицатель.

Зная о том, что поход семи вождей против Фив обречен на неудачу, он

уклонялся от участия в нем, но уступил настоянию своей жены Эри-

филы (Од. 11. 326). Последняя польстилась на драгоценное ожерелье,

которое подарил ей вдохновитель похода семерых Полиник. При от-

ступлении из-под Фив А. поглотила разверзшаяся перед ним земля

(«погиб златолюбия женского жертвой», 15. 247). Уходя на войну, А. за-

вещал своему сыну Алкмеону (15. 248) отомстить матери, о чем автор

«Одиссеи» так же избегает упоминания, как о гибели Клитемнестры от

руки Ореста.

В послегомеровской литературе А. предстает благородным челове-

ком, осуждающим поход Полиника против родного города (Эсхил. Се-

меро. 568—617; Еврипид. Финикиянки. 1109—1112). Поскольку с его

именем связано учреждение на пути к Фивам Немейских игр1, А. часто

вспоминает Пиндар в своих Немейских одах. Заметную роль играет А.

в «Фиваиде» Стация: он совершает гадания перед походом (III. 440—

565), призывает воздать почести погибшему от укуса змеи Офель-

ту (V. 731—753), отважно сражается под стенами Фив, где его по воле

Аполлона поглощает живым вместе с колесницей разверзшаяся земля

(VII. 690—823; VIII. 1—126). См. также Ацоллодора (III. 6. 2, 4, 8; 7. 5);

Гигина (№ 73; 74); Ватиканского мифографа (II. 49; 50).

АНТИОПА— по наиболее распространенной версии, дочь фиван-

ского царя Никтея (в Од. 11. 260 — речного бога Асопа). Забереме-

нев от Зевса, она во время скитаний на Кифероне рожает близнецов;

их подбирает и воспитывает пастух, назвав мальчиков Амфион и Зеф

1 См. большой папирусный отрывок из недошедшей трагедии Еврипида «Гипсипила»

(Вестник древней истории. 1996. № 1. С. 217—221).

(у Жуковского: Цетос). Попав в рабство к брату Никтея Лику и его жене

Дирке, А. испытывает с их стороны всяческие притеснения. Со време-

нем А. находит своих сыновей, которые мстят ее притеснителям, а за-

тем, воцарившись в Фивах, окружают их стеной (11. 262—265 и при-

меч.). О злоключениях А. в «Одиссее» ничего нет. Этот мотив появляет-

ся впервые, по-видимому, в недошедшей трагедии Еврипида «А.» (см.:

Вестник древней истории. 1996. № 1. С. 222—230), содержание которой

излагает Гигин в № 8 (его же путаный рассказ в № 7 повторяется у Ва-

тиканского мифографа, I. 96). См. также: Аполлодор. III. 5. 5.

АРИАДНА — дочь критского царя Миноса, которая помогла Тесею

выбраться из лабиринта после убийства Минотавра. Согласно «Одис-

сее», бежав затем с Тесеем, А. была застрелена Артемидой «по науще-

нию» Диониса (Вакха) (11. 321—325), при том что причина этого при-

говора совершенно непонятна. По более поздней версии, получившей

обработку главным образом у римских поэтов, Дионис, влюбившись в

Α., сделал так, что Тесей забыл ее на острове Наксос (Дия), и сам овла-

дел ею. См.: Катулл. 64, 116—206; Овидий. Метам. VIII. 174—182, Ге-

роиды. X, Наука любви. I. 527—564; Гигин. № 42; 43; Алоллодор. Эп. I.

8 сл.

АХИЛЛЕС (Ахилл) — сын Пелея и морской нимфы Фетиды, вели-

чайший из ахейских героев, сражавшихся под Троей. Во время дей-

ствия «Одиссеи» его тень давно находится в царстве мертвых, причем,

повествуя о его гибели, автор расходится с версией, изложенной в

«Илиаде». Там сам А. знает, что ему суждена смерть от стрелы Аполло-

на (XXI. 278); вещий конь Ксанф пророчит ему гибель от бога и мужа

(XIX. 417), и Гектор уточняет это пророчество: А. погибнет от рук Алек-

сандра и Аполлона у Скейских ворот Трои (XXII. 359 сл.). Версия эта

стала определяющей в последующей литературной традиции: в «Эфио-

пиде», у Аполлодора (Эп. V. 3), Гигина (№ 107), Квинта Смирнского

(III. 21—185), Ватиканского мифографа (I. 36; II. 38). Обычно еще ука-

зывалось, что выстрел был направлен в единственное уязвимое место

в теле А. — в пяту, которая одна осталась не закаленной, когда Фетида

купала новорожденного А. в водах адской реки Стикс. Гомер, избегаю-

щий в «Илиаде» всего чудесного, отказывается от этой подробности, а

автор «Одиссеи» опускает также соучастие бога: А. погибает в сражении,

разгорается бой за его тело, которое ахейцы в конце концов отбивают,

уносят в лагерь и устраивают там торжественное погребение. Ему пред-

шествует оплакивание умершего Фетидой и ее сестрами-нереидами, а

затем следуют погребальные игры у могилы, в которой похоронен его

прах (24. 35—94; см. впоследствии со множеством подробностей — у

Квинта Смирнского, III. 525—787; IV. 88—595, и у Диктиса, IV. 13 и 15).

Соответственно, нет и речи о перенесении А. на Елисейские поля, —

этот вариант появляется, по-видимому, впервые только у лирических

поэтов 6—5 вв. Ивика и Симонида. Автор «Одиссеи», хоть и знает о

существовании Елисейских полей (см. примеч. к 4. 561), никак не свя-

зывает с ними посмертную долю. Α.: тело его предается сожжению, а

призрак покоится в Аиде (11. 467—540)1.

Наконец, в «Одиссее» содержится еще воспоминание о походах на

соседние с Троей города и острова, которые греки совершали под пред-

водительством А. (3. 105 сл.). Этой темы автор касается очень кратко,

так как она была известна слушателям по многочисленным возвраще-

ниям к ней в «Илиаде» (I. 163—168; II. 690—693; VI. 396 сл., 414—416;

IX; 128—130, 328—334; XIX. 291—294; XX. 90—92, 187—194). Ср.:

Аполлодор. Эп. III. 33; Диктис. II. 16 сл. Нет ничего в «Одиссее» и о

подвигах, совершенных А. в промежутке между убийством Гектора и

его собственной смертью: победах над предводительницей амазонок

Пенфесилеей и вождем эфиопов Мемноном, о чем повествовалось в

«Эфиопиде». См.: Аполлодор. Эп. V. 1,3; Квинт Смирнский. I. 508—674;

П. 388—548; Диктис. IV. 2—8.

АЯКС. Под этим именем в эпосе известны два героя, появление ко-

торых объясняется, вероятно, раздвоением некогда единого образа.

1. А. — сын саламинского царя Теламона, храбрейший после Ахилла

герой в ахейском войске. В «Илиаде» он принимает участие в самых

ответственных сражениях (битва у кораблей, XV. 414—563; бой за тело

Патрокла, XVII. 115—139, 746—753), не боясь вступить в единоборство

с самим Гектором (VII. 181—305). Поручается ему как двоюродному

брату Ахилла и такая деликатная миссия, как посольство к гневающе-

муся герою (кн. IX). Никаких намеков на судьбу, ожидающую его в бу-

дущем, в «Илиаде» нет. В «Одиссее» ее герой встречает в подземном

царстве тень Α., который, в отличие от всех других умерших, не изъ-

являет желания вступить с ним в беседу (11. 543 сл., 563 сл.). Причи-

на этого, которая в «Одиссее» излагается очень коротко (11. 546—548),

была известна слушателям по сказанию, обработанному впоследствии

в киклическом эпосе. Поэма «Эфиопида» повествовала о споре, разго-

ревшемся между А. и Одисеем за доспехи погибшего Ахилла. В каче-

стве судей Агамемнон, не желавший брать на себя ответственность за

1 В «Одиссее» опускается и та версия, согласно которой Фетида перенесла Ахилла на остров

Белый (см. примеч. к 24. 80), о чем сообщалось в не дошедшей до нас поэме «Эфиопида».

решение, привлек троянских пленников, которые присудили оружие

павшего героя Одиссею. Уязвленный этим приговором, А. покончил с

собой. «Малая Илиада» добавляла к этому новый мотив: впав в безумие,

А. перебил принадлежавшие войску стада, приняв их за своих обидчи-

ков — ахейских полководцев, и уже затем наложил на себя руки. Этот

вариант лег в основу трагедии Софокла «А.»: осознав, что. нападени-

ем на стада он навлек на себя осмеяние, несовместимое с достоинством

и славой отважного героя, А. обрекает себя на смерть. Спору за ору-

жие Ахилла посвятил большой раздел Овидий в «Метаморфозах» (XII.

620—628; XIII. 1—398) и еще более обширное повествование — Квинт

Смирнский (V. 128—486); у обоих авторов спорящие герои состязаются

в речах, выдержанных по всем правилам риторики. См. также у Апол-

лодора (Эп. V. 6 сл.) и Гигина, № 107.

2. А. — сын Оилея, предводитель локрийцев в греческом войске, А.

«малый». В «Илиаде» он обычно принимает участие в сражениях рядом

с Α., сыном Теламона. В «Одиссее» сообщается о его гибели во время

бури, обрушившейся на ахейский флот при возвращении (4. 499—511),

причем упоминается участие в этом «раздраженной Афины». (См. также

1. 322 сл., где прямо названа Афина; 3. 133—135 и примеч.). Краткость

изложения в «Одиссее» объясняется тем, что слушатели знали о причи-

не гнева богини: в ночь взятия Трои А. ворвался в ее храм и насильно

овладел Кассандрой, оторвав ее от статуи Афины (об этом рассказыва-

лось в киклической поэме «Разорение Илиона»). За святотатственный

поступок А. грозило избиение камнями, но он спас себя ложной клят-

вой (о богохульстве А. писал в одном из своих стихотворений Алкей,

№ 8). Специально А. была посвящена трагедия Софокла «А. Локрий-

ский», от которой дошли только ничтожные фрагменты. Вспоминали А.

и его гибель многие авторы, повествовавшие о последнем дне Трои, в

том числе Аполлодор (Эп. V. 22); Гигин № 116; Квинт Смирнский (XIII.

420—429; XIV. 502—589); Диктис. V. 12; Ватиканский мифограф, II. 79.

ГЕРАКЛ — сын Алкмены и Зевса, величайший греческий герой. При

рождении он бы наречен Алкидом, а имя Г., происходящее от имени бо-

гини Геры и слова κλέος «слава», получил в Дельфах: он совершит свои

подвиги, потому что его преследует Гера, и тем прославится. В «Одис-

сее», однако, никаких откликов на враждебное отношение Геры к Г. нет.

В остальном, поскольку легендарная биография Г. была достаточно хо-

рошо известна слушателям «Одиссеи», ее автор мог ограничиться крат-

кими намеками, избегая нежелательных для него подробностей. Так, в

8. 224 (см. примеч.) Г. назван метким стрелком из лука наряду с царем

Эхалии Евритом, — ни о какой связи между двумя персонажами автор

не сообщает. Между тем существовала версия, по которой Еврит обещал

руку своей дочери Иолы тому, кто победит в стрельбе из лука его само-

го и его сыновей. Г. одержал победу, но Еврит своего слова не сдержал.

За это впоследствии Г. пошел войной на Эхалию, разорил город, убил

Еврита и его сыновей и взял в плен Иолу (Аполлодор. II. 6. 1; 7. 7). Со-

гласно Софоклу (Трахинянки. 351—358), Г. взял Эхалию именно ради

Иолы. Так или иначе, судьбы Г. и Еврита в мифологической традиции

достаточно тесно связаны между собой, о чем автор «Одиссеи» умалчи-

вает, выдвигая совсем другую причину смерти Еврита (см. 8. 225—228).

В других источниках никаких указаний

Скачать:TXTPDF

Ясона. См.: Аполлоний Родосский. Аргонавтика. IV. 1096—1169; Гигин. № 23. Имя А. — говорящее; наиболее очевидна его связь со словами άλκή «доблесть» и νοέω «думать», «размышлять». Человек, сочетающий в себе