Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 6. Переводы из Гомера. «Илиада»

Александром (III. 21—120, 314—383), принимает участие

в важнейших сражениях (в том числе особенно активное — в битве

за тело Патрокла: XVII. 1—122, 246—255, 553—581) и в соревнова-

нии в колесничном беге на погребальных играх в честь павшего героя

(XXIII. 293—300, 401—447, 566—613). «Одиссея» ничего не сообщает

ни о роли Менелая в захвате Трои (находился в деревянном коне, убил

Деифоба. Об этом на основании «Малой Илиады» — у Вергилия, Эн.

VI. 520—530; Аполлодора, Эп. V. 21; Гигина, № 108; Квинта Смирнско-

го, XIII. 354—356; Диктиса, V. 12), ни о том, что до прибытия в Египет

он владел только призраком Елены (Аполлодор, Эп. VI. 29), — в поэме

он представлен радушным хозяином, вернувшимся домой после семи-

летних скитаний (3. 276—312), среди которых особенно выделяется его

пребывание в Египте и получение пророчества от Протея (4. 347—585;

ср. Гигин, № 118).

В афинской трагедии оценка М. резко меняется. У Софокла (Аякс.

1047—1162) он нечестиво сопротивляется погребению погибшего ге-

роя, у Еврипида представлен бесстыдным и лживым человеком, по-

нуждающим Агамемнона принести в жертву Ифигению, но впослед-

ствии отказывающим в защите Оресту (Орест. 682—721). Он готов

помочь своей дочери Гермионе сжить со света Андромаху с сыном, и

только вмешательство Пелея заставляет его отказаться от преступного

замысла (Андромаха. 515—641). Единственное исключение в этой кар-

тине — образ М. в еврипидовской «Елене», где он неожиданно находит

в Египте истинную Елену и вместе с ней спасается от местного царя

Феоклимена.

НЕОПТОЛЕМ — сын Ахилла и царевны Деидамии с острова Ски-

рос. При рождении он был назван Пирром («рыжеволосым»), имя же

Н. происходит от слов νεος «новый», «молодой» и πτόλεμος «война».

Толкуют его обычно так, что отец Н. ушел воевать, будучи молодым.

Согласно «Киприям» и «Малой Илиаде», Ахилл попал на остров в

результате бури и женился на Деидамии. По другой версии, Фети-

да скрывала сына среди служанок царевны, чтобы уберечь его от

участия в Троянской войне (Аполлодор. III. 13. 8; Гигин, № 96). В

«Илиаде» вторая версия, недостойная Ахилла, решительно отвергает-

ся (XI. 771—781), нет ее и в «Одиссее». Здесь Одиссей рассказывает

тени Ахилла (11. 506—537), как он сам привез его сына со Скироса под

Трою, не объясняя, почему Н. там оказался. (См. впоследствии у Со-

фокла. Филоктет. 343—356; Аполлодор, Эп. V. 10 сл.; как всегда, очень

подробно у Квинта Смирнского, VI. 57—113; VII. 169—460). Из под-

вигов, совершенных Н., Одиссей называет его единоборство с Еврипи-

лом, чему будет со временем посвящена трагедия Софокла «Еврипил»

(дошли только отрывки). См. также Квинт Смирнский. VIII. 128—220;

Диктис. IV. 17. Об остальных событиях, связанных с пребыванием Н.

под Троей, автор «Одиссеи» предпочитает умалчивать. Между тем из

других источников известно о крайней жестокости, проявленной Н.

в ночь захвата города, когда он убил престарелого Приама, оторвав

его от алтаря Зевса («Разорение Илиона»; Еврипил. Троянки. 16 сл.,

481^-483; Гекуба. 22—24; Вергилий. Эн. II. 533—558; Аполлодор. Эп.

V. 21; Квинт Смирнский. XIII. 220—250; Диктис. V. 12). Нет ничего в

«Одиссее» и о том, как сложились отношения между Н. и Гермионой,

поскольку этот союз оказался для Н. губительным, и рассказ о нем

нарушил бы идиллическую картину, нарисованную в 4. 5—9. По рас-

пространенной версии, отобрав у Ореста Гермиону, Н. навлек на себя

его месть, вследствие чего Орест, воспользовавшись пребыванием Н.

в Дельфах, либо сам убил его, либо настроил против него тамошних

жрецов и стал прямым пособником убийства (Еврипид. Андромаха.

1086—1165; Аполлодор. Эп. VI. 14; Гигин, № 123; Ватиканский мифо-

граф, I. 41).

Совершенно особняком во всей литературной традиции стоит образ

Н. в «Филоктете» Софокла, где в нем воплощены лучшие качества бла-

городного героя — непримиримость ко лжи и обману.

ОДИССЕЙ — сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. В «Илиаде» О.

играет очень значительную роль, как участвуя в сражениях (см. особен-

но XI. 310—488) и отправляясь в опасную разведку (X. 241—297, 339—

579), так и выполняя целый ряд деликатных поручений, для которых

требуются его ум и красноречие (возвращение Хрисеиды: I. 308—312,

430—447; посольство к Ахиллу: IX. 223—2306, 676—692; ср. также его

речь в народном собрании, круто меняющую настроение в войске, И.

278—332, и оценку его ораторского искусства: III. 204—224). В «Одис-

сее» из подвигов, совершенных ее героем за время, прошедшее между

действием двух поэм, называются только два: вылазка в Трою и втор-

жение в город в чреве деревянного коня (4. 244—289; 8. 487—522; 11.

523—525), — подробнее об этом было в «Малой Илиаде» и в «Разорении

Илиона» (см.: Аполлодор. Эп. V. 8—13; Квинт Смирнский. VI. 57—113;

VII. 169—430). В остальном, автор «Одиссеи» избегает воспоминаний,

не слишком благоприятных для его героя: о попытке уклониться от

участия в войне (отдаленный намек на эту историю можно предпола-

гать в 24. 118), разоблачении его Паламедом и несправедливой мести

последнему, о чем было в «Киприях» (см. Аполлодор. Эп. III. 6—8; Ги-

гин, № 95; Ватиканский мифограф, I. 35). Что касается отражения в

последующей литературе событий, описанных в поэме, то о споре за

оружие см. Аякс (1); о встрече с циклопом см. Полифем; пребывание у

Цирцеи, посещение Аида и возвращение на Итаку было содержани-

ем ряда недошедших драм Эсхила. Заметную, и притом прямо проти-

воположную роль играет О. в двух трагедиях Софокла. В «Аяксе» он,

несмотря на вражду, разделившую его с Аяксом, успешно отстаивает

право погибшего героя на погребение (1318—1392). В «Филоктете» О.,

напротив, наделен чертами бесстыдного прагматика, готового на лю-

бые уловки ради «пользы». Не слишком благоприятно отзываются об

О. и персонажи Еврипида: Троянки. 274—291.

В более поздних литературных памятниках о некоторых приключени-

ях О. (Циклоп, мех Эола, лестригоны, Цирцея) повествует Овидий (Метам.

XIV. 180—319); краткий обзор его странствий дают Аполлодор (Эп. VII.

2—33) и Гигин, № 125, 126 (последний рассказ — несколько путаный).

О конце жизни О. в поэме сказано немного (11.119—131); целиком

этому была посвящена «Телегония» (ср. Аполлодор. Эп. VII. 34—36;

Гигин, № 127), где, в частности, сообщалось с совершении Одиссеем

жертвоприношения, предписанного Тиресием.

О толковании в «Одиссее» имени ее героя см. 19. 411 и примеч.

ПЕНЕЛОПА — дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. После

«Одиссеи» образ П. не привлекал особого внимания античных авторов.

Какое-то участие она принимала в недошедшей трилогии или тетрало-

гии Эсхила, посвященной возвращению Одиссея на Итаку: здесь одна

из трагедий была названа именем П. Затем, после большого переры-

ва, П. появляется пишущей письмо своему супругу в I «Героиде» Ови-

дия, содержание которой целиком заимствовано из «Одиссеи». После

смерти Одиссея П., согласно «Телегонии», вышла замуж за героя этой

поэмы и была вместе с ним отослана Цирцеей на Острова блаженных

(Аполлодор. Эп. VII. 37). Имя П. современные лингвисты сближают с

названием породы уток πηνέλοψ, которые отличаются тем, что, создав

однажды брачную пару, сохраняют ее на протяжении всей жизни.

За версию, по которой П. вела себя в отсутствие Одиссея более чем

вольно и даже произвела на свет от Гермеса лесного бога Пана (Апол-

лодор. Эп. VII. 38 сл.), автор «Одиссеи» ответственности не несет.

ПОЛИФЕМ — сын Посидона и морской нимфы Фоссы, одноглазый

великан-людоед, принадлежащий к племени циклопов (правильнее:

киклопов,, так как их название происходит от κύκλος и корня οπ-, обо-

значающего способность видеть. Киклоп — «круглоглазый»). Образ П.,

вошедший в литературу в кн. 9 «Одиссеи», в 5—4 вв. многократно при-

влекал внимание афинских драматургов, преимущественно комедио-

графов. Сохранилась только сатировская драма Еврипида «Киклоп», в

которой действие, по условиям афинской сцены, сжато до одного дня,

а в роли помощников Одиссея выступают сатиры, легко дающие обе-

щания, но трусящие при необходимости приступить к ослеплению

П. Эпизод из «Одиссеи» впоследствии воспроизвел Вергилий (Эн. III.

616—674). Вместе с тем в творчестве афинского поэта Филоксена (нач.

4 в.) образ П. претерпел совершенно неожиданную эволюцию: страш-

ный великан был изображен влюбленным в нимфу Галатею. Дифирамб

Филоксена не сохранился, но намеченная им трактовка получила раз-

витие у Феокрита (идиллия XI), где П. напрасно ожидает от Галатеи

взаимности. Так же изображен он у Овидия (Метам. XIII. 740—872).

Впрочем, уже в 4 в. существовала версия, по которой Галатея в конце

концов уступила притязаниям П., и от их союза произошли сыновья

Гал, Кельт и Иллирии, ставшие соответственно прародителями гала-

тов (галлов), кельтов и иллирийцев, подобно тому как, согласно другой

версии, от Одиссея и Цирцеи произошел Латин (Гесиод. Теог. 1012), дав-

ший свое имя обитателям Лация.

ПРОКРИДА — дочь афинского царя Эрехфея (или Кекропа) и Прак-

сифеи. Выданная замуж за Кефала, она однажды изменила ему и бежа-

ла, ища спасения от гнева мужа, на о-в Крит. Здесь П. получила в дар от

царя Миноса не знающее промаха копье и охотничьего пса, от которого

не могла укрыться никакая дичь. Вернувшись в Афины и примирив-

шись к Кефалом, П. отдала ему как страстному охотнику копье и пса.

В свою очередь, заподозривши однажды мужа в неверности, она реши-

ла подстеречь его в лесной чаще. Кефал, услышав шорох, метнул копье

и сразил П. насмерть. В «Одиссее», 11. 320, П. только упоминается сре-

ди теней в подземном царстве. Затем основные линии мифа изложил

в 5 в. Ферекид; именем П. была названа недошедшая трагедия Софок-

ла; упоминал П. среди теней в подземном царстве вместе с Федрой и

Вергилий (Эн. VI. 445). Однако связное изложение широко известного

мифа сохранилось в различных вариантах лишь у достаточно поздних

авторов: Овидия (Метам. VII. 670—863); Аполлодора (III. 15. 1); Гиги-

на, № 189; Антонина Либерала, № 41; Ватиканского мифографа, I. 44.

ТАНТАЛ — сын Зевса, царь Лидии, славившийся своим богатством

и близостью к богам. В Од. 11. 582—592, при описании мучений Т., нет

никаких указаний на их причину. В других источниках существуют на

этот счет разные версии. По одной из них, Т., будучи допущен на пиры

богов, разглашал среди людей содержание их разговоров (Еврипид.

Орест. 4—10; Аполлодор. Эп. П. 1; Гигин, № 82) или похитил нектар

и амброзию (Пиндар. Ол. I. 80—102). По другой версии, Т. принял на

хранение золотого пса, украденного в святилище Зевса на Крите, и

отрицал это под клятвой (недошедшая трагедия Софокла «Т».; Анто-

нин Либерал № 36). Наконец, желая проверить, насколько всеведущи

боги, Т. убил своего сына Пелопа и подал им мясо в качестве угощения.

Боги вернули Пелопа к жизни, а Т. покарали. (Сенека. Фиест. 144—

175; Ватиканский мифограф, I. 12). О наказании Т. в подземном цар-

стве см.: Лукиан. Разговоры мертвых. 17; краткие упоминания — у Лу-

креция (III. 980 сл.), который отрицает самую возможность загробной

кары, и Овидия (Метам. IV. 457 сл.).

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ — Об этой хитрости, придуманной ахейцами,

чтобы взять Трою, в «Одиссее» упоминается несколько раз (4. 271—289;

8. 492—515; 11. 523—532). Подробнее о ней было рассказано в «Малой

Илиаде» и в «Разорении Илиона», затем эту тему обстоятельно разрабо-

тал Стесихор в поэме «Деревянный конь» (дошли только фрагменты).

С интервалом ещё в 400—500 лет к ней возвращались Вергилий (Эн.

II. 13—267), Сенека (Агамемнон. 630—678) и Квинт См. (XII. 23—83;

104—156; 218—443; XIII. 21—59). Описанию Т. к. и связанных с ним

событий посвящена чуть ли не вся поэма Трифиодора. Краткий рассказ

о Т. к. см. у Аполлодора (Эп. V. 14—20); Гигина (№ 108, 135); Диктиса

(V. 9, 11 сл.).

ФЕДРА — дочь критского царя Миноса и Пасифаи, жена Тесея.

Основу мифа о Ф. составляет любовь к её

Скачать:TXTPDF

Александром (III. 21—120, 314—383), принимает участие в важнейших сражениях (в том числе особенно активное — в битве за тело Патрокла: XVII. 1—122, 246—255, 553—581) и в соревнова- нии в колесничном