Александром (III. 21—120, 314—383), принимает участие
в важнейших сражениях (в том числе особенно активное — в битве
за тело Патрокла: XVII. 1—122, 246—255, 553—581) и в соревнова-
нии в колесничном беге на погребальных играх в честь павшего героя
(XXIII. 293—300, 401—447, 566—613). «Одиссея» ничего не сообщает
ни о роли Менелая в захвате Трои (находился в деревянном коне, убил
Деифоба. Об этом на основании «Малой Илиады» — у Вергилия, Эн.
VI. 520—530; Аполлодора, Эп. V. 21; Гигина, № 108; Квинта Смирнско-
го, XIII. 354—356; Диктиса, V. 12), ни о том, что до прибытия в Египет
он владел только призраком Елены (Аполлодор, Эп. VI. 29), — в поэме
он представлен радушным хозяином, вернувшимся домой после семи-
летних скитаний (3. 276—312), среди которых особенно выделяется его
пребывание в Египте и получение пророчества от Протея (4. 347—585;
ср. Гигин, № 118).
В афинской трагедии оценка М. резко меняется. У Софокла (Аякс.
1047—1162) он нечестиво сопротивляется погребению погибшего ге-
роя, у Еврипида представлен бесстыдным и лживым человеком, по-
нуждающим Агамемнона принести в жертву Ифигению, но впослед-
ствии отказывающим в защите Оресту (Орест. 682—721). Он готов
помочь своей дочери Гермионе сжить со света Андромаху с сыном, и
только вмешательство Пелея заставляет его отказаться от преступного
замысла (Андромаха. 515—641). Единственное исключение в этой кар-
тине — образ М. в еврипидовской «Елене», где он неожиданно находит
в Египте истинную Елену и вместе с ней спасается от местного царя
Феоклимена.
НЕОПТОЛЕМ — сын Ахилла и царевны Деидамии с острова Ски-
рос. При рождении он был назван Пирром («рыжеволосым»), имя же
Н. происходит от слов νεος «новый», «молодой» и πτόλεμος «война».
Толкуют его обычно так, что отец Н. ушел воевать, будучи молодым.
Согласно «Киприям» и «Малой Илиаде», Ахилл попал на остров в
результате бури и женился на Деидамии. По другой версии, Фети-
да скрывала сына среди служанок царевны, чтобы уберечь его от
участия в Троянской войне (Аполлодор. III. 13. 8; Гигин, № 96). В
«Илиаде» вторая версия, недостойная Ахилла, решительно отвергает-
ся (XI. 771—781), нет ее и в «Одиссее». Здесь Одиссей рассказывает
тени Ахилла (11. 506—537), как он сам привез его сына со Скироса под
Трою, не объясняя, почему Н. там оказался. (См. впоследствии у Со-
фокла. Филоктет. 343—356; Аполлодор, Эп. V. 10 сл.; как всегда, очень
подробно у Квинта Смирнского, VI. 57—113; VII. 169—460). Из под-
вигов, совершенных Н., Одиссей называет его единоборство с Еврипи-
лом, чему будет со временем посвящена трагедия Софокла «Еврипил»
(дошли только отрывки). См. также Квинт Смирнский. VIII. 128—220;
Диктис. IV. 17. Об остальных событиях, связанных с пребыванием Н.
под Троей, автор «Одиссеи» предпочитает умалчивать. Между тем из
других источников известно о крайней жестокости, проявленной Н.
в ночь захвата города, когда он убил престарелого Приама, оторвав
его от алтаря Зевса («Разорение Илиона»; Еврипил. Троянки. 16 сл.,
481^-483; Гекуба. 22—24; Вергилий. Эн. II. 533—558; Аполлодор. Эп.
V. 21; Квинт Смирнский. XIII. 220—250; Диктис. V. 12). Нет ничего в
«Одиссее» и о том, как сложились отношения между Н. и Гермионой,
поскольку этот союз оказался для Н. губительным, и рассказ о нем
нарушил бы идиллическую картину, нарисованную в 4. 5—9. По рас-
пространенной версии, отобрав у Ореста Гермиону, Н. навлек на себя
его месть, вследствие чего Орест, воспользовавшись пребыванием Н.
в Дельфах, либо сам убил его, либо настроил против него тамошних
жрецов и стал прямым пособником убийства (Еврипид. Андромаха.
1086—1165; Аполлодор. Эп. VI. 14; Гигин, № 123; Ватиканский мифо-
граф, I. 41).
Совершенно особняком во всей литературной традиции стоит образ
Н. в «Филоктете» Софокла, где в нем воплощены лучшие качества бла-
городного героя — непримиримость ко лжи и обману.
ОДИССЕЙ — сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. В «Илиаде» О.
играет очень значительную роль, как участвуя в сражениях (см. особен-
но XI. 310—488) и отправляясь в опасную разведку (X. 241—297, 339—
579), так и выполняя целый ряд деликатных поручений, для которых
требуются его ум и красноречие (возвращение Хрисеиды: I. 308—312,
430—447; посольство к Ахиллу: IX. 223—2306, 676—692; ср. также его
речь в народном собрании, круто меняющую настроение в войске, И.
278—332, и оценку его ораторского искусства: III. 204—224). В «Одис-
сее» из подвигов, совершенных ее героем за время, прошедшее между
действием двух поэм, называются только два: вылазка в Трою и втор-
жение в город в чреве деревянного коня (4. 244—289; 8. 487—522; 11.
523—525), — подробнее об этом было в «Малой Илиаде» и в «Разорении
Илиона» (см.: Аполлодор. Эп. V. 8—13; Квинт Смирнский. VI. 57—113;
VII. 169—430). В остальном, автор «Одиссеи» избегает воспоминаний,
не слишком благоприятных для его героя: о попытке уклониться от
участия в войне (отдаленный намек на эту историю можно предпола-
гать в 24. 118), разоблачении его Паламедом и несправедливой мести
последнему, о чем было в «Киприях» (см. Аполлодор. Эп. III. 6—8; Ги-
гин, № 95; Ватиканский мифограф, I. 35). Что касается отражения в
последующей литературе событий, описанных в поэме, то о споре за
оружие см. Аякс (1); о встрече с циклопом см. Полифем; пребывание у
Цирцеи, посещение Аида и возвращение на Итаку было содержани-
ем ряда недошедших драм Эсхила. Заметную, и притом прямо проти-
воположную роль играет О. в двух трагедиях Софокла. В «Аяксе» он,
несмотря на вражду, разделившую его с Аяксом, успешно отстаивает
право погибшего героя на погребение (1318—1392). В «Филоктете» О.,
напротив, наделен чертами бесстыдного прагматика, готового на лю-
бые уловки ради «пользы». Не слишком благоприятно отзываются об
О. и персонажи Еврипида: Троянки. 274—291.
В более поздних литературных памятниках о некоторых приключени-
ях О. (Циклоп, мех Эола, лестригоны, Цирцея) повествует Овидий (Метам.
XIV. 180—319); краткий обзор его странствий дают Аполлодор (Эп. VII.
2—33) и Гигин, № 125, 126 (последний рассказ — несколько путаный).
О конце жизни О. в поэме сказано немного (11.119—131); целиком
этому была посвящена «Телегония» (ср. Аполлодор. Эп. VII. 34—36;
Гигин, № 127), где, в частности, сообщалось с совершении Одиссеем
жертвоприношения, предписанного Тиресием.
О толковании в «Одиссее» имени ее героя см. 19. 411 и примеч.
ПЕНЕЛОПА — дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. После
«Одиссеи» образ П. не привлекал особого внимания античных авторов.
Какое-то участие она принимала в недошедшей трилогии или тетрало-
гии Эсхила, посвященной возвращению Одиссея на Итаку: здесь одна
из трагедий была названа именем П. Затем, после большого переры-
ва, П. появляется пишущей письмо своему супругу в I «Героиде» Ови-
дия, содержание которой целиком заимствовано из «Одиссеи». После
смерти Одиссея П., согласно «Телегонии», вышла замуж за героя этой
поэмы и была вместе с ним отослана Цирцеей на Острова блаженных
(Аполлодор. Эп. VII. 37). Имя П. современные лингвисты сближают с
названием породы уток πηνέλοψ, которые отличаются тем, что, создав
однажды брачную пару, сохраняют ее на протяжении всей жизни.
За версию, по которой П. вела себя в отсутствие Одиссея более чем
вольно и даже произвела на свет от Гермеса лесного бога Пана (Апол-
лодор. Эп. VII. 38 сл.), автор «Одиссеи» ответственности не несет.
ПОЛИФЕМ — сын Посидона и морской нимфы Фоссы, одноглазый
великан-людоед, принадлежащий к племени циклопов (правильнее:
киклопов,, так как их название происходит от κύκλος и корня οπ-, обо-
значающего способность видеть. Киклоп — «круглоглазый»). Образ П.,
вошедший в литературу в кн. 9 «Одиссеи», в 5—4 вв. многократно при-
влекал внимание афинских драматургов, преимущественно комедио-
графов. Сохранилась только сатировская драма Еврипида «Киклоп», в
которой действие, по условиям афинской сцены, сжато до одного дня,
а в роли помощников Одиссея выступают сатиры, легко дающие обе-
щания, но трусящие при необходимости приступить к ослеплению
П. Эпизод из «Одиссеи» впоследствии воспроизвел Вергилий (Эн. III.
616—674). Вместе с тем в творчестве афинского поэта Филоксена (нач.
4 в.) образ П. претерпел совершенно неожиданную эволюцию: страш-
ный великан был изображен влюбленным в нимфу Галатею. Дифирамб
Филоксена не сохранился, но намеченная им трактовка получила раз-
витие у Феокрита (идиллия XI), где П. напрасно ожидает от Галатеи
взаимности. Так же изображен он у Овидия (Метам. XIII. 740—872).
Впрочем, уже в 4 в. существовала версия, по которой Галатея в конце
концов уступила притязаниям П., и от их союза произошли сыновья
Гал, Кельт и Иллирии, ставшие соответственно прародителями гала-
тов (галлов), кельтов и иллирийцев, подобно тому как, согласно другой
версии, от Одиссея и Цирцеи произошел Латин (Гесиод. Теог. 1012), дав-
ший свое имя обитателям Лация.
ПРОКРИДА — дочь афинского царя Эрехфея (или Кекропа) и Прак-
сифеи. Выданная замуж за Кефала, она однажды изменила ему и бежа-
ла, ища спасения от гнева мужа, на о-в Крит. Здесь П. получила в дар от
царя Миноса не знающее промаха копье и охотничьего пса, от которого
не могла укрыться никакая дичь. Вернувшись в Афины и примирив-
шись к Кефалом, П. отдала ему как страстному охотнику копье и пса.
В свою очередь, заподозривши однажды мужа в неверности, она реши-
ла подстеречь его в лесной чаще. Кефал, услышав шорох, метнул копье
и сразил П. насмерть. В «Одиссее», 11. 320, П. только упоминается сре-
ди теней в подземном царстве. Затем основные линии мифа изложил
в 5 в. Ферекид; именем П. была названа недошедшая трагедия Софок-
ла; упоминал П. среди теней в подземном царстве вместе с Федрой и
Вергилий (Эн. VI. 445). Однако связное изложение широко известного
мифа сохранилось в различных вариантах лишь у достаточно поздних
авторов: Овидия (Метам. VII. 670—863); Аполлодора (III. 15. 1); Гиги-
на, № 189; Антонина Либерала, № 41; Ватиканского мифографа, I. 44.
ТАНТАЛ — сын Зевса, царь Лидии, славившийся своим богатством
и близостью к богам. В Од. 11. 582—592, при описании мучений Т., нет
никаких указаний на их причину. В других источниках существуют на
этот счет разные версии. По одной из них, Т., будучи допущен на пиры
богов, разглашал среди людей содержание их разговоров (Еврипид.
Орест. 4—10; Аполлодор. Эп. П. 1; Гигин, № 82) или похитил нектар
и амброзию (Пиндар. Ол. I. 80—102). По другой версии, Т. принял на
хранение золотого пса, украденного в святилище Зевса на Крите, и
отрицал это под клятвой (недошедшая трагедия Софокла «Т».; Анто-
нин Либерал № 36). Наконец, желая проверить, насколько всеведущи
боги, Т. убил своего сына Пелопа и подал им мясо в качестве угощения.
Боги вернули Пелопа к жизни, а Т. покарали. (Сенека. Фиест. 144—
175; Ватиканский мифограф, I. 12). О наказании Т. в подземном цар-
стве см.: Лукиан. Разговоры мертвых. 17; краткие упоминания — у Лу-
креция (III. 980 сл.), который отрицает самую возможность загробной
кары, и Овидия (Метам. IV. 457 сл.).
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ — Об этой хитрости, придуманной ахейцами,
чтобы взять Трою, в «Одиссее» упоминается несколько раз (4. 271—289;
8. 492—515; 11. 523—532). Подробнее о ней было рассказано в «Малой
Илиаде» и в «Разорении Илиона», затем эту тему обстоятельно разрабо-
тал Стесихор в поэме «Деревянный конь» (дошли только фрагменты).
С интервалом ещё в 400—500 лет к ней возвращались Вергилий (Эн.
II. 13—267), Сенека (Агамемнон. 630—678) и Квинт См. (XII. 23—83;
104—156; 218—443; XIII. 21—59). Описанию Т. к. и связанных с ним
событий посвящена чуть ли не вся поэма Трифиодора. Краткий рассказ
о Т. к. см. у Аполлодора (Эп. V. 14—20); Гигина (№ 108, 135); Диктиса
(V. 9, 11 сл.).
ФЕДРА — дочь критского царя Миноса и Пасифаи, жена Тесея.
Основу мифа о Ф. составляет любовь к её